Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.
В 2012 г. в сравнении с 2010 годом сократился разрыв в соотношении потребительских цен и цен производителей сельскохозяйственной продукции, что свидетельствует о некотором улучшении экономических условий для сельскохозяйственных производителей.
3 Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции
3.1 Организация
оптового продовольственного
административного района
Современный рынок сельскохозяйственной продукции относится к категории рынка с конкуренцией, близкой к совершенной. В данных условиях дальнейшее становление аграрного сектора сдерживается не только низкими доходами населения, не обеспечивающими достаточную доступность сельскохозяйственной продукции, но и слабым развитием рыночной инфраструктуры. Это обстоятельство приводит к значительным потерям сельскохозяйственной продукции на стадиях заготовки, переработки, хранения и сбыта. Многие звенья рыночной инфраструктуры на низшем уровне - административных районов - только формируются, другие действуют стихийно и бессистемно, а некоторые, отсутствуют вообще.
Особую сложность проблема сбыта произведенной продукции представляет для малых форм предпринимательской деятельности - личных подсобных хозяйств. Через систему организованных заготовок реализуется в настоящее время не более 4,0% имеющихся у них излишков картофеля и овощей, 10% молока, 25% мяса скота и птицы [27]. Это означает, что сельскохозяйственные предприятия и потребкооперация практически свернули работу по закупке продукции у населения. В связи с этим хозяйства населения в настоящее время реализуют ее в основном на рынках. Однако многие сельские населенные пункты расположены вдали от крупных городов, что серьезно затрудняет, сбыт произведенной продукции, вследствие чего товарность сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ, остается невысокой.
С развитием сферы торгово-посреднических услуг и расширением возможности реализации продукции по различным каналам крестьянские
подворья не только смогут оставаться одним из основных источников обеспечения населения продуктами питания, но и значительно увеличат доходы как сельского, так и городского населения, обеспечив тем самым рост доступности продуктов питания.
Трудности со сбытом продукции возникают не только у хозяйств населения, но и у сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств. В связи с этим, усилия региональных властей по развитию рыночной инфраструктуры позволят создать необходимые условия для повышения эффективности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве - основной отрасли системы продовольственного обеспечения.
Следует учитывать тот факт, что одной из основных составных частей данной инфраструктуры являются предприятия оптовой торговли. В условиях рыночно-ориентированной экономики значимость оптовой торговли весьма высока. Преобразуя произведенную продукцию в торговую, оптовые предприятия способствуют устойчивому продвижению и заполнению ею рынка продовольствия. Наряду с этим развитие оптовой торговли играет интегрирующую роль, консолидируя и вовлекая отечественных товаропроизводителей в торговую деятельность и, тем самым, увеличивая рентабельность хозяйствования. Поэтому одной из важнейших задач органов власти в процессе создание новой системы распределения является упорядочение структуры оптовой торговой сети и развитие инфраструктуры ее обслуживания.
Целевая и функциональная переориентация оптовой торговли, смена ориентиров в свете решения проблемы продовольственного обеспечения, усиление стимулирующей и регулирующей роли органов власти будут способствовать внедрению современных методов и способов торговли. Система оптовой торговой сети должна оптимально сочетать интересы государства в лице муниципальных органов власти, товаропроизводителей, торговли и потребителей. В результате, с одной стороны, решается задача повышения значимости государственных органов власти в деле регулирования аграрного сектора, с другой стороны, запускаются интеграционные процессы между предпринимательскими структурами различных сфер АПК, что позволяет, в определенной степени, решать проблемы ценового диспаритета и распределения прибыли.
Система оптовой торговли сельскохозяйственной продукции структурно состоит из трех уровней. Федеральный уровень представлен предприятиями общенационального и транснационального значения. Их деятельность осуществляется посредством закупки продукции у крупных отечественных товаропроизводителей и ее последующей реализации потребителям в пределах определенной зоны действия. Предприятия данного уровня призваны обеспечивать нужды федерального центра, потребности удаленных регионов Российской Федерации, межрегиональные торговые звенья и т. д. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой функционирования данной категории предприятий считается акционерное общество при участии государства в формировании уставного капитала и ведущей его роли в организации управления.
Значительную роль в деле формирования оптовой торговой сети данного уровня могут сыграть торгово – финансово – промышленные группы, призванные повысить конкурентоспособность национальной экономики путем восстановления и усиления хозяйственных связей. Одной из составных частей данных групп является система реализации продукции. Подобная интеграция имела бы значительный потенциал в деле формирования инфраструктуры, в том числе и аграрного сектора экономики.
Развитие системы оптовой торговли и участие в ней торгово -финансово - промышленных групп может осуществляться только при определяющей роли государства. Государственная система управления торговлей включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной, судебной властей, а также механизмы их исполнения. В современных условиях функциональные усилия федеральных органов исполнительной власти в части регулирования оптовой торговли должны быть направлены на решение следующих задач:
Государственная система стимулирования и регулирования оптовой торговли должна строиться на межведомственных связях и взаимодействии ее участников. Это обусловлено тем обстоятельством, что органы государственного регулирования оптовой торговли затрагивают интересы многих ведомств, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Второй уровень системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукции представлен районными и межрайонными оптовыми рынками и товарными биржами, обеспечивающими обмен продукцией между регионами, городами, краями и областями.
Районная составляющая системы оптовой торговой сети представлена предприятиями, которые по характеру своей деятельности и месту в системе товарообеспечения закупают продукцию непосредственно у товаропроизводителей и в оптовых районных структурах, затем доводят ее до покупателя. Группу оптовых предприятий районного уровня составляют автономные оптовые предприятия, а также сбытовые службы крупных розничных организаций и учреждений. В организационно-правовом отношении районные оптовые предпринимательские структуры создаются преимущественно в форме хозяйственных товариществ.
В качестве участников оптовой торговли выступают оптовые продовольственные рынки, ярмарки, выставки. Наряду свыше названными участниками оптовой торговли, определяющую роль могут сыграть другие посреднические структуры: предприятия-брокеры, предприятия-дилеры, торговые агенты, действующие по поручению товаропроизводителей.
Развитие предприятий данного уровня осуществляется под контролем региональных и муниципальных органов власти (департамент, управление, комитет торговли). Эти структуры создают условия для устойчивого и стабильного их развития, содействуют формированию бюджетных целевых фондов по поддержке деятельности предприятий оптовой торговли. Они должны осуществлять мероприятия по совершенствованию нормативно-правового, финансово-кредитного, информационно-технического, кадрового и консультативного обеспечения функционирования предприятий оптовой торговли муниципального уровня.
Важнейшей составляющей частью системы оптовой торговли являются оптовые продовольственные рынки. Особенности и специфика регионов накладывают определенный отпечаток на их становление. В условиях Ставропольского края дальнейшее развитие системы оптовых продовольственных рынков состоит в усилении и расширении присущих им функций, создании благоприятных условий реализации продукции не только крупным, но и мелким предпринимательским структурам аграрной сферы, производящим большую часть продукции, реализуемой через рыночную систему (овощей, картофеля, фруктов, мяса, молока и т.п.).
В сущности, оптовые продовольственные рынки (ОПР) представляют собой организованный механизм продвижения и распределения продукции, функционирование которого обеспечивается внутрирыночной инфраструктурой. В условиях Российской Федерации значительный опыт по формированию оптовых продовольственных рынков накоплен в Орловской, Волгоградской, Тверской, Белгородской, Калужской и других областях.
Исходя из отечественного опыта и опыта зарубежных стран, можно обосновать и практически реализовать модель организационного построения оптовой торговли сельскохозяйственной продукции применительно к условиям конкретного административного района. Данная модель должна представлять собой структурно образованную систему распределения и реализации продукции, которая основана на потребительском спросе. В ее составе должны находиться: мелкооптовые рынки, склады для размещения товаров, транспортно-экспедиционные службы. В структуре обслуживания необходимо предусмотреть оптовый центр, обеспечивающий продукцией оптовых потребителей: розничную торговлю, потребительскую кооперацию, общественное питание.
Число ОПР и размещение их на территории района зависит от ориентации товаропроизводителей, наличия транспортных артерий, развития сети розничной торговли, коммуникаций, наличия соответствующей материально-технической базы. По мнению специалистов, оптимальный оборот районного оптового продовольственного рынка составляет от 25 до 50 тыс. т реализуемой продукции, что соответствует численности населения от 20 до 45 тыс. чел. [32].
Население районов Ставропольского края составляет в среднем более 70 тыс. чел.[41,42]. Однако организация более одного оптового рынка на их территории нецелесообразна, так как значительна доля обеспечения жителей продуктами питания собственного производства. В связи с этим норма потребления покупаемых сельскохозяйственной продукции на 1 человека в год не превышает по нашим расчетам 0,3-0,4 т в год, что практически в 3 раза ниже нормативов, используемых в более северных регионах РФ.
Нормативный объем продаж на 1 кв.м торговой площади специалисты приравнивают к 20 т в годовом исчислении [12]. Исходя из этого, требуемый размер коммерческих площадей оптового районного рынка сельскохозяйственной продукции должен составлять не менее:
70 000 чел. * 1,25т/чел.*0,3 / 20т/кв.м =1310 кв.м
С учетом нормативных соотношений выполнен расчет общей площади рынка (таблица11).
Таблица 11 - Минимальная площадь оптового сельскохозяйственного районного рынка
рынка г.Зеленокумска
Наименование |
Нормативная структура площадей |
Расчетная площадь, кв.м |
Торговая площадь |
18 |
1313 |
Проходы |
27 |
1965 |
Автостоянка |
30 |
2183 |
Подъездные пути |
25 |
1819 |
Итого |
100 |
7280 |
Общая площадь оптового рынка должна составлять не менее 0,73 га. С учетом нормативной потребности в инвестициях в расчете 9780$ на 1 т оборота рынка можно определить его ориентировочную стоимость:
43,75 тыс. т * 9780$ * 31 руб./$ = 13 265 тыс. руб.
Для административных районов с меньшей численностью населения можно рекомендовать организацию либо межрайонных, либо мелкооптовых рынков. В каждом конкретном случае выбор будет зависеть от наличия материально-технической базы, транспортных магистралей и ряда других факторов.
Развитие
оптовых продовольственных
распределительных холодильников, материально-техническая база которых близка по структуре к потребностям оптовых продовольственных рынков.
Для обеспечения
справедливого распределения