Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

В 2012 г. в сравнении с 2010 годом сократился разрыв  в соотношении потребительских цен и цен производителей сельскохозяйственной продукции, что свидетельствует  о некотором улучшении  экономических условий для сельскохозяйственных производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции

 

3.1 Организация  оптового продовольственного рынка  на уровне

административного района

 

Современный рынок сельскохозяйственной продукции  относится к категории рынка с конкуренцией, близкой к совершенной. В данных условиях дальнейшее становление аграрного сектора сдерживается не только низкими доходами населения, не обеспечивающими достаточную доступность сельскохозяйственной продукции, но и слабым развитием рыночной инфраструктуры. Это обстоятельство приводит к значительным потерям сельскохозяйственной продукции на стадиях заготовки, переработки, хранения и сбыта. Многие звенья рыночной инфраструктуры на низшем уровне - административных районов - только формируются, другие действуют стихийно и бессистемно, а некоторые, отсутствуют вообще.

Особую  сложность проблема сбыта произведенной  продукции представляет для малых форм предпринимательской деятельности - личных подсобных хозяйств. Через систему организованных заготовок реализуется в настоящее время не более 4,0% имеющихся у них излишков картофеля и овощей, 10% молока, 25% мяса скота и птицы [27]. Это означает, что сельскохозяйственные предприятия и потребкооперация практически свернули работу по закупке продукции у населения. В связи с этим хозяйства населения в настоящее время реализуют ее в основном на рынках. Однако многие сельские населенные пункты расположены вдали от крупных городов, что серьезно затрудняет, сбыт произведенной продукции, вследствие чего товарность сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ, остается невысокой.

С развитием  сферы торгово-посреднических услуг  и расширением возможности реализации продукции по различным каналам крестьянские

подворья  не только смогут оставаться одним  из основных источников обеспечения населения продуктами питания, но и значительно увеличат доходы как сельского, так и городского населения, обеспечив тем самым рост доступности продуктов питания.

Трудности со сбытом продукции возникают не только у хозяйств населения, но и у сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств. В связи с этим, усилия региональных властей по развитию рыночной инфраструктуры позволят создать необходимые условия для повышения эффективности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве - основной отрасли системы продовольственного обеспечения.

Следует учитывать  тот факт, что одной из основных составных частей данной инфраструктуры являются предприятия оптовой торговли. В условиях рыночно-ориентированной экономики значимость оптовой торговли весьма высока. Преобразуя произведенную продукцию в торговую, оптовые предприятия способствуют устойчивому продвижению и заполнению ею рынка продовольствия. Наряду с этим развитие оптовой торговли играет интегрирующую роль, консолидируя и вовлекая отечественных товаропроизводителей в торговую деятельность и, тем самым, увеличивая рентабельность хозяйствования. Поэтому одной из важнейших задач органов власти в процессе создание новой системы распределения является упорядочение структуры оптовой торговой сети и развитие инфраструктуры ее обслуживания.

Целевая и функциональная переориентация оптовой торговли, смена  ориентиров в свете решения проблемы продовольственного обеспечения, усиление стимулирующей и регулирующей роли органов власти будут способствовать внедрению современных методов и способов торговли. Система оптовой торговой сети должна оптимально сочетать интересы государства в лице муниципальных органов власти, товаропроизводителей, торговли и потребителей. В результате, с одной стороны, решается задача повышения значимости государственных органов власти в деле регулирования аграрного сектора, с другой стороны, запускаются интеграционные процессы между предпринимательскими структурами различных сфер АПК, что позволяет, в определенной степени, решать проблемы ценового диспаритета и распределения прибыли.

Система оптовой  торговли сельскохозяйственной продукции  структурно состоит из трех уровней. Федеральный уровень представлен предприятиями общенационального и транснационального значения. Их деятельность осуществляется посредством закупки продукции у крупных отечественных товаропроизводителей и ее последующей реализации потребителям в пределах определенной зоны действия. Предприятия данного уровня призваны обеспечивать нужды федерального центра, потребности удаленных регионов Российской Федерации, межрегиональные торговые звенья и т. д. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой функционирования данной категории предприятий считается акционерное общество при участии государства в формировании уставного капитала и ведущей его роли в организации управления.

Значительную  роль в деле формирования оптовой  торговой сети данного уровня могут сыграть торгово – финансово – промышленные группы, призванные повысить конкурентоспособность национальной экономики путем восстановления и усиления хозяйственных связей. Одной из составных частей данных групп является система реализации продукции. Подобная интеграция имела бы значительный потенциал в деле формирования инфраструктуры, в том числе и аграрного сектора экономики.

Развитие  системы оптовой торговли и участие  в ней торгово -финансово - промышленных групп может осуществляться только при определяющей роли государства. Государственная система управления торговлей включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной, судебной властей, а также механизмы их исполнения. В современных условиях функциональные усилия федеральных органов исполнительной власти в части регулирования оптовой торговли должны быть направлены на решение следующих задач:

  • создание условий, повышающих эффективность функционирования оптовых предприятий;
  • определение приоритетов в торговом деле;
  • содействия развитию рыночных механизмов.

Государственная система стимулирования и регулирования  оптовой торговли должна строиться на межведомственных связях и взаимодействии ее участников. Это обусловлено тем обстоятельством, что органы государственного регулирования оптовой торговли затрагивают интересы многих ведомств, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Второй уровень системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукции представлен районными и межрайонными оптовыми рынками и товарными биржами, обеспечивающими обмен продукцией между регионами, городами, краями и областями.

Районная составляющая системы оптовой торговой сети представлена предприятиями, которые по характеру своей деятельности и месту в системе товарообеспечения закупают продукцию непосредственно у товаропроизводителей и в оптовых районных структурах, затем доводят ее до покупателя. Группу оптовых предприятий районного уровня составляют автономные оптовые предприятия, а также сбытовые службы крупных розничных организаций и учреждений. В организационно-правовом отношении районные оптовые предпринимательские структуры создаются преимущественно в форме хозяйственных товариществ.

В качестве участников оптовой торговли выступают  оптовые продовольственные рынки, ярмарки, выставки. Наряду свыше названными участниками оптовой торговли, определяющую роль могут сыграть другие посреднические структуры: предприятия-брокеры, предприятия-дилеры, торговые агенты, действующие по поручению товаропроизводителей.

Развитие  предприятий данного уровня осуществляется под контролем региональных и  муниципальных органов власти (департамент, управление, комитет торговли). Эти структуры создают условия для устойчивого и стабильного их развития, содействуют формированию бюджетных целевых фондов по поддержке деятельности предприятий оптовой торговли. Они должны осуществлять мероприятия по совершенствованию нормативно-правового, финансово-кредитного, информационно-технического, кадрового и консультативного обеспечения функционирования предприятий оптовой торговли муниципального уровня.

Важнейшей составляющей частью системы оптовой  торговли являются оптовые продовольственные рынки. Особенности и специфика регионов накладывают определенный отпечаток на их становление. В условиях Ставропольского края дальнейшее развитие системы оптовых продовольственных рынков состоит в усилении и расширении присущих им функций, создании благоприятных условий реализации продукции не только крупным, но и мелким предпринимательским структурам аграрной сферы, производящим большую часть продукции, реализуемой через рыночную систему (овощей, картофеля, фруктов, мяса, молока и т.п.).

В сущности, оптовые продовольственные рынки (ОПР) представляют собой организованный механизм продвижения и распределения продукции, функционирование которого обеспечивается внутрирыночной инфраструктурой. В условиях Российской Федерации значительный опыт по формированию оптовых продовольственных рынков накоплен в Орловской, Волгоградской, Тверской, Белгородской, Калужской и других областях.

Исходя  из отечественного опыта и опыта  зарубежных стран, можно обосновать и практически реализовать модель организационного построения оптовой торговли сельскохозяйственной продукции применительно к условиям конкретного административного района. Данная модель должна представлять собой структурно образованную систему распределения и реализации продукции, которая основана на потребительском спросе. В ее составе должны находиться: мелкооптовые рынки, склады для размещения товаров, транспортно-экспедиционные службы. В структуре обслуживания необходимо предусмотреть оптовый центр, обеспечивающий продукцией оптовых потребителей: розничную торговлю, потребительскую кооперацию, общественное питание.

Число ОПР и размещение их на территории района зависит от ориентации товаропроизводителей, наличия транспортных артерий, развития сети розничной торговли, коммуникаций, наличия соответствующей материально-технической базы. По мнению специалистов, оптимальный оборот районного оптового продовольственного рынка составляет от 25 до 50 тыс. т реализуемой продукции, что соответствует численности населения от 20 до 45 тыс. чел. [32].

Население районов Ставропольского края составляет в среднем более 70 тыс. чел.[41,42]. Однако организация более одного оптового рынка на их территории нецелесообразна, так как значительна доля обеспечения жителей продуктами питания собственного производства. В связи с этим норма потребления покупаемых сельскохозяйственной продукции на 1 человека в год не превышает по нашим расчетам 0,3-0,4 т в год, что практически в 3 раза ниже нормативов, используемых в более северных регионах РФ.

Нормативный объем продаж на 1 кв.м торговой площади  специалисты приравнивают к 20 т в годовом исчислении [12]. Исходя из этого, требуемый размер коммерческих площадей оптового районного рынка сельскохозяйственной продукции  должен составлять не менее:

 

70 000 чел. * 1,25т/чел.*0,3 / 20т/кв.м =1310 кв.м

 

С учетом нормативных соотношений выполнен расчет общей площади рынка (таблица11).

 

Таблица 11 - Минимальная площадь оптового сельскохозяйственного районного рынка

рынка г.Зеленокумска

Наименование

Нормативная структура площадей

Расчетная площадь, кв.м

Торговая  площадь

18

1313

Проходы

27

1965

Автостоянка

30

2183

Подъездные  пути

25

1819

Итого

100

7280


Общая площадь оптового рынка должна составлять не менее 0,73 га. С учетом нормативной потребности в инвестициях в расчете 9780$ на 1 т оборота рынка можно определить его ориентировочную стоимость:

43,75 тыс. т * 9780$ * 31 руб./$ = 13 265 тыс. руб.

Для административных районов с меньшей  численностью населения можно рекомендовать организацию либо межрайонных, либо мелкооптовых рынков. В каждом конкретном случае выбор будет зависеть от наличия материально-технической базы, транспортных магистралей и ряда других факторов.

Развитие  оптовых продовольственных рынков предусматривает создание системы агропромышленных торговых фирм, индустрии хранения и первичной переработки, охлаждения и упаковки продукции в местах ее непосредственного производства и реализации. При этом оптовый продовольственный рынок призван обеспечить интеграцию интересов производителей сельскохозяйственной продукции, переработчиков, оптовой и розничной торговли в процессе обмена. Учитывая ограниченность инвестиционных ресурсов, а также во избежание негативных последствий недобросовестной конкуренции ОПР должны создаваться преимущественно на   основе   существующих   предприятий   торговли,   плодоовощных  баз,

распределительных холодильников, материально-техническая  база которых близка по структуре к потребностям оптовых продовольственных рынков.

Для обеспечения  справедливого распределения доходов  между предпринимателями аграрной сферы, переработки и торговли следует рекомендовать, по нашему мнению, организацию ОПР в виде союза потребительских кооперативов, специализирующихся на реализации отдельных видов продукции (рисунок 13). Сбытовая кооперация как способ взаимодействия субъектов хозяйствования имеет много преимуществ:

Информация о работе Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции