Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

 

 

  1. Современное  состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции

Ставропольского края

 

    1.  Характеристика Министерства экономического развития Ставропольского края

 

         Министерство экономического развития  Ставропольского края (далее  -  министерство)  является  краевым  органом  исполнительной власти,  проводящим единую государственную экономическую  политику  и  осуществляющим  управление   в   сфере    эффективного    развития   экономики   Ставропольского   края,   в     определении  путей  и  методов  ее  регулирования,  разработки   и реализации  социально-экономической  политики,  обеспечивающей социально  -  экономический   прогресс   и   устойчивое  развитие Ставропольского края.

        Министерство в своей деятельности  руководствуется Конституцией  Российской Федерации, федеральными конституционными законами,  федеральными   законами,   указами   и  распоряжениям      Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями  Правительства  Российской Федерации, методическими указаниями Министерства  экономического   развития   и  торговли  Российской Федерации,  другими   правовыми   актами   Российской   Федерации, общепризнанными   принципами  и  нормами  международного  права  и международными договорами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными правовыми актами Ставропольского края.

            Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными   органами, органами государственной   власти  Ставропольского  края,  органами    местного  самоуправления, организациями и общественными объединениями.

         Министерство экономического развития  Ставропольского края осуществляет следующие функции:

  1) разрабатывает   с  участием  органов  исполнительной  власти Ставропольского  края  государственные  прогнозы  функционирования народного хозяйства,  социально - экономического развития отраслей и  секторов экономики  Ставропольского  края  на  краткосрочный, среднесрочный и  долгосрочный  периоды; 

  2) на основе анализа  работы субъектов хозяйственной  деятельности  Ставропольского края  осуществляет с участием органов исполнительной власти  Ставропольского края мониторинг  годовых, ежеквартальных  и  ежемесячных  показателей  состояния  экономики, выявляет  диспропорции  в  ее  развитии  и  определяет   пути   их  устранения;

3) разрабатывает   проекты   программ   и   планов  действий  Правительства  Ставропольского края по социально – экономическому развитию Ставропольского края, а также прогнозные и аналитические материалы по вопросам институциональных преобразований;

  4) разрабатывает и  вносит в Правительство Ставропольского края проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном  порядке  предложения  по  совершенствованию  законодательства  Ставропольского  края;

  5) осуществляет координацию деятельности исполнительных органов власти края по их участию в проведении единой  политики экономических   реформ, выработке совместных   мер  в  решении народнохозяйственных проблем Ставропольского края;

   6) осуществляет методическое  руководство  работой по сбору предложений для формирования федеральных,  региональных и  краевых  программ,  проводит  их  обобщение,  подготавливает  заключения по проектам    указанных    программ.   

   7) разрабатывает балансы  валовых и товарных ресурсов  края, а так же сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребности Ставропольского края в  сельскохозяйственном сырье и продуктах питания, составляет кормовые и хлебофуражные балансы, участвует в формировании регионального и   федерального  продовольственных фондов,  в  контроле  за  расходом  и  целевым  использованием  их  ресурсов;

   8) прогнозирует  объемы   и   экономическую    эффективность производства  основных  видов  сельхозпродукции во всех категориях хозяйств независимо от их форм собственности;

  9) координирует  деятельность  краевых органов  исполнительной власти,  внебюджетных фондов, проводит методическое обеспечение их работы  по  организации и проведению закупок (поставок) продукции,  работ и услуг для государственных нужд;

   12) разрабатывает сводный финансовый баланс Ставропольского края,  проводит на его основе  оценку  обеспеченности  финансовым     ресурсами  с  учетом обязательных налоговых платежей и поступлений во внебюджетные фонды,  участвует  в  разработке  проекта  бюджета  Ставропольского края;

12) анализирует  текущую финансово - экономическую   ситуацию  в Ставропольском крае, районах и городах края, готовит  предложения по совершенствованию финансовой,  бюджетной,  налоговой, денежно - кредитной    политики, организует системы взаиморасчетов   и вексельного обращения;

13) разрабатывает  балансы денежных  доходов   и  расходов населения  по   Ставропольскому краю, городам и   районам Ставропольского   края,   определяет   уровень жизни населения Ставропольского края с учетом прожиточного  минимума  и  реальных доходов;

Организационная структура Министерства экономического развития Ставропольского края приведена  на рисунке 5.

          Руководители и специалисты министерства  осуществляют  свою деятельность   в   соответствии   с   должностными   инструкциями, утверждаемыми министром или его первым заместителем.

Значение анализа  и прогноза в нынешних условиях заключается  не только в выявлении проблем, но в большей степени, в определении приоритетов экономического развития и точек экономического роста Ставропольского края. Рост экономики края, в частности, предполагает проведение активной маркетинговой политики в агропромышленном комплексе края, создание производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции.

 

Рисунок 5 – Структура министерства экономического развития Ставропольского края

 

Анализ полученных результатов и сделанных обобщений  Министерством экономического развития АПК состоит в том, что реализация методических положений по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования сельскохозяйственных рынков позволит стабилизировать систему продовольственного обеспечения региона, а значит повысить уровень качества жизни населения и решить проблему ускорения экономического роста социально-экономического развития Ставропольского края.

 

2.2 Анализ показателей производственного потенциала сельскохозяйственной продукции Ставропольского края

 

Агропромышленный  комплекс Ставропольского края состоит  из отраслей и предприятий различных форм собственности и хозяйствования по производству сельскохозяйственной продукции, хранению, переработке, сервисному обслуживанию, закупкам, организационно-экономическому и научному обеспечению АПК. Этот комплекс является крупнейшим сектором народного хозяйства, от состояния дел в котором во многом зависит экономическая и социальная обстановка на территории края.

За  последние годы в аграрной сфере  произошли глубокие социально-экономические преобразования. Созданы основы многоукладной экономики; предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведённой продукцией, определять направления, структуру и объемы производства. Рассмотрим динамику производства валовой продукции сельского хозяйства в Ставропольском крае за 2010 -2012 годы (таблица 1). Хозяйствами всех категорий края произведено продукции на 103,6 млрд. рублей, индекс производства сельскохозяйственной продукции  уменьшился на 18,9% по сравнению с 2011годом. Основная часть продукции растениеводства (69,3%) получена   сельскохозяйственными  организациями, половина  животноводческой продукции -  личными  подсобными хозяйствами населения.  Доля крестьянских  (фермерских) хозяйств  в производстве продукции растениеводства составила 15,5%,  животноводства - 6,1%. Падение индекса  производства продукции связано  со значительным  снижением сборов зерновых культур.  Индекс производства продукции растениеводства составил 72,0%,  животноводства - 102,2%. Сельскохозяйственные организации произвели продукции на 61,9 млрд. руб., что на 26,2% меньше, чем в 2011году. В общем объеме произведенной продукции удельный вес сельхозорганизаций составил 59,8%, личных подсобных хозяйств населения - 28,2%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 12,1%.

Таблица 1- Динамика производства сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае

 млн. руб.

 

Произведено

Индекс физического  объема производства,  (в  %)

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства,в том числе

97240,3

103470,1

103558,9

115,4

116,3

81,1

  • растениеводства

69668,1

72710,9

65861,3

120,2

122,2

72,0

  • животноводства

27572,2

30759

37697,6

105,9

104,2

102,2

Сельскохозяйственные  предприятия

Продукция сельского хозяйства, в том числе

61076,4

65049,1

61901,1

104,4

122,0

73,8

  • растениеводства

51532,3

52921,4

45664,9

105,4

124,9

65,6

  • животноводства

9544,1

12127,7

16236,2

101,5

110,9

109,7

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства, в том числе

25946,6

26330,3

29165,5

99,9

101,4

99,2

  • растениеводства

9380,6

9598,7

10004,1

102,1

105,0

103,2

  • животноводства

16586,0

16731,7

19161,4

98,7

99,2

97,0

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Продукция сельского хозяйства, в том числе

9017,3

12090,7

12492,3

109,2

127,7

79,4

  • растениеводства

7573,3

10190,8

10192,4

114,5

129,7

75,2

  • животноводства

1442,0

1899,9

2299,9

90,0

116,4

101,3


 

При этом валовая  продукция, полученная в личных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах ежегодно увеличивается, больше, чем в общественном секторе сельскохозяйственных предприятий.

В  структуре  производства  продукции сельского хозяйства за 2012 год ведущее место сохраняется за зерновыми культурами. По сравнению с 2011 годом доля принадлежащая зерновым культурам уменьшилась на 8,1 %, техническим культурам - на 2,2%, овощебахчевым культурам и картофелю - увеличилась на 1,7%, увеличилась также по категории мясо всех видов на – 6%.

Рисунок 6 - Структура формирования продукции сельского хозяйства в 2012г.

 

Произошедшая  реорганизация сельскохозяйственных предприятий, появление многообразия форм собственности способствовало развитию предприятий различной организационно-экономической структуры; большинство из них стали развивать растениеводческую специализацию, чтобы создать экономическую и материальную основу для углубления специализации; растениеводство также по своей специфике является менее фондоемкой отраслью, по сравнению с животноводством. Анализируя производство основных видов растениеводческой продукции, отметим, что валовой сбор сельхозкультур существенно колебался по годам под воздействием изменений, связанных с уровнем урожайности и размерами посевных площадей (таблица 2).

 

  Таблицы 2 - Данные о сборе урожая  сельскохозяйственных культур во  всех категориях хозяйств в  2012 году

 

Посевная площадь, 
тыс. га

Валовой сбор

Урожайность с 1 га посевной площади, центнеров

2011

тыс.га

2012

тыс.га

Справочно:

2011

в % к 2010г.

2012 в % к 2011г.

2011

тыс. тонн

2012

тыс. тонн

Справочно:

2011

в % к 2010г.

2012 в % к 2011г.

2010г.

2011г.

2012г.

Зерновые и зернобобовые культуры (включая кукурузу)  в первоначально оприходованном весе

2144.8

2134.1

100.3

99,5

8369.0

4956,0

119.0

59,2

32.9

39.0

23,2

  Подсолнечник

270.0

290,9

110.2

107,7

447.2

455,2

131.0

101,8

13.9

16.5

15,6

  Рапс озимый

98.7

27,0

91.2

27,4

172.1

27,9

94.5

16,2

16.8

17.4

10,3

Сахарная свекла

41.4

36,7

129.0

88,6

1925.7

1919,6

135.5

99,7

443.3

465.3

523,3

Картофель

28.8

30,0

105.6

104,1

345.9

373,5

120.6

108,0

105.3

120.1

124,5

   в том  числе

                     

     в хозяйствах  населения

25.3

25,8

103.9

102,1

284.5

297,5

113.7

104,6

102.8

112.5

115,3

О в о щ и   открытого  грунта

22.9

24,6

122.0

107,4

319.4

409,3

136.0

128,1

125.3

145.9

166,3

   в том  числе

                     

     в хозяйствах  населения

13.8

14,3

102.2

103,1

150.9

164,7

103.9

109,1

107.7

109.2

115,5

П л о д ы

11.0

11,5

104.8

103,8

37.6

43,5

92.8

115,7

38.6

34.1

48,5

В и н о г р  а д

7.0

6,8

101.4

97,5

34.1

21,3

103.7

62,6

47.5

48.7

37,9

Информация о работе Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции