Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:24, курсовая работа
При разработке механизмов социальной защиты граждан, направленных на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения в случаях инвалидности, старости, потери кормильца и др. и закрепления размеров предоставления социального обеспечения в нормативно-правовых актах, принимается во внимание ограничение бюджетного финансирования. Одной из важных причин недостаточности налоговых сборов, которые влияют на размер пособий является высокая неформальная занятость населения (дать цифры из НСК).
Таблица 2. Цепные темпы роста размеров СП по категориям получателей, отсортированные по убыванию
№№ |
Виды госпособий |
01.2001 |
04.2001 |
04.2002 |
04.2003 |
01.2006 |
10.2007 |
01.2008 |
10.2009 |
01.2010 |
1. |
инвалидам III группы |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.63 |
1.09 |
1.13 |
3.16 |
2. |
инвалидам II группы |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.32 |
1.11 |
1.16 |
2.82 |
3. |
престарелым гражданам |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.45 |
1.10 |
1.14 |
2.49 |
4. |
инвалидам I группы |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.42 |
1.10 |
1.15 |
2.36 |
5. |
матерям-героиням |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.42 |
1.10 |
1.15 |
2.36 |
6. |
круглым сиротам |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.42 |
1.10 |
1.15 |
2.36 |
7. |
детям ВИЧ-инфиц.или больным СПИДом |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.63 |
1.09 |
1.13 |
2.11 |
8. |
детям. родж.от матерей с ВИЧ-СПИД |
1.63 |
1.09 |
1.13 |
2.11 | |||||
9. |
инвалидам с детства III группы |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.32 |
1.11 |
1.16 |
1.88 |
10. |
престарелым жителям высокогорья |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.32 |
1.11 |
1.16 |
1.88 |
11. |
детям. в случае потери кормильца |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.32 |
1.11 |
1.16 |
1.88 |
12. |
детям-инвалидам |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.42 |
1.10 |
1.15 |
1.77 |
13. |
детям-инвалидам. страдающим ДЦП |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.48 |
1.10 |
1.14 |
1.72 |
14. |
инвалидам с детства I группы |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.48 |
1.10 |
1.14 |
1.72 |
15. |
инвалидам с детства II группы |
1.00 |
1.80 |
1.17 |
1.20 |
1.25 |
1.42 |
1.10 |
1.15 |
1.18 |
Ввиду того, что законодательно размеры СП были привязаны к ГМУП, то до 01.10.2007 года размеры СП росли равномерно для всех категорий получателей, в соответствии с изменением ГМУП. Однако 27.09. 2007 года, в связи с высоким ростом цен на продукты питания в целях поддержки уязвимых слоев населения был принят Указ Президента КР «Об установлении надбавок к ежемесячным социальным пособиям» Надбавки варьировали от 100 до 300 сом в месяц для различных категорий получателей. При последующих изменениях ГМУП вышеуказанные надбавки оставались неизменными, что привело в 2007-2009 гг. к неравномерному росту СП для различных категорий получателей. Последний Указ Президента от 13.11.2009 «Об установлении размеров государственных пособий» привел к еще более неравномерному росту размеров СП, хотя повышение коснулось всех категорий без исключения. Таблица 1. Диаграмма 5.
Таким образом, в настоящее время ГМУП перестал быть точкой отсчета для размеров СП и следует определиться с некоторым новым показателем, на который можно было бы опереться в методологии расчетов.
В таблице 3 представлена динамика изменения доли СП в МПБ КР. До 2010 года имел место слабый рост доли, которая после последнего Указа Президента стала относительно более существенной для некоторых категорий получателей. Однако, соотношения между значениями пособий для разных категорий получателей неясен. На диаграмме 6 представлена доля СП в МПБ на 2001, 2005 и 2010 годы.
Диаграмма 7. Темпы роста размеров пособий по категориям2
Диаграмма 8. Динамика изменения доли СП в МПБ
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
детям-инвалидам. страдающим ДЦП |
15 |
26 |
27 |
29 |
27 |
27 |
33 |
29 |
27 |
54 |
детям ВИЧ-инфиц.или больным СПИДом |
11 |
19 |
20 |
22 |
21 |
20 |
28 |
24 |
23 |
54 |
детям. родж.от матерей с ВИЧ-СПИДом |
20 |
28 |
24 |
23 |
54 | |||||
инвалиды с детства I группы |
15 |
26 |
27 |
29 |
27 |
27 |
33 |
29 |
27 |
54 |
инвалиды I группы |
11 |
19 |
20 |
22 |
21 |
20 |
24 |
21 |
20 |
54 |
матерям-героиням |
11 |
19 |
20 |
22 |
21 |
20 |
24 |
21 |
20 |
54 |
круглым сиротам |
11 |
19 |
20 |
22 |
21 |
20 |
24 |
21 |
20 |
54 |
детям-инвалидам |
11 |
19 |
20 |
22 |
21 |
20 |
24 |
21 |
20 |
40 |
инвалиды II группы |
8 |
13 |
14 |
15 |
14 |
13 |
15 |
13 |
12 |
40 |
инвалиды с детства II группы |
11 |
19 |
20 |
22 |
21 |
20 |
24 |
21 |
20 |
27 |
инвалиды с детства III группы |
8 |
13 |
14 |
15 |
14 |
13 |
15 |
13 |
12 |
27 |
инвалиды III группы |
4 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
9 |
8 |
8 |
27 |
престарелым гражданам |
5 |
9 |
10 |
10 |
10 |
9 |
11 |
10 |
9 |
27 |
престарелым жителям высокогорья |
8 |
13 |
14 |
15 |
14 |
13 |
15 |
13 |
12 |
27 |
детям в случае потери кормильца |
8 |
13 |
14 |
15 |
14 |
13 |
15 |
13 |
12 |
27 |
Последнее изменение размеров СП:
Кроме того, областные различия в МПБ приводят к тому, что, например, пособие размером в 2000 сомов составляет 62% от МПБ в Баткенской области и 52% - в г. Бишкек, что, однако, в некоторой степени компенсируется возможностями г. Бишкек. Можно предположить, что доля СП в МПБ в течение 2010 года будет уменьшаться после расчетов реальных значений МПБ, с учетом повышения тарифов и роста общей инфляции и картина не будет выглядеть так радужно как сейчас.
В рамках исследования были получены данные по динамике изменения численности всех категорий получателей СП по г. Кара-Кол (2006-2009гг.), Тюпскому району Иссык-Кульской области (2006-2008гг.), г. Талас (2006-2009гг.) и Бакай-Атинскому району Таласской области (2007-2009гг.).
Таблица 4. Направление изменения количества получателей СП
Г.Кара-Кол |
Тюпский район |
Г.Талас |
Бакай-Атинский район | |
Дети ДЦП |
+ |
- |
+ |
- |
дети-инвалиды |
+ |
+ |
- |
+ |
инвалиды с детства I группы |
+ |
+ |
+ |
+ |
инвалиды с детства II группы |
+ |
+ |
+ |
- |
инвалиды с детства III группы |
+ |
0 |
+ |
+ |
инвалиды I группы |
+ |
0 |
- |
0 |
инвалиды II группы |
+ |
+ |
- |
- |
инвалиды III группы |
+ |
- |
- |
+ |
престарелые граждане |
+ |
- |
- |
- |
дети, в случае потери кормильца |
+ |
+ |
- |
+ |
Из данных Приложения 1, динамика которых приведена в таблице 4, видно, что повсеместно выросла численность инвалидов с детства I группы, а в г.Кара-Кол идет рост всех категорий получателей СП. Однако, здесь надо принять во внимание, некоторые цифры малы и их вариация не может являться основой для принятия факта роста отдельных категорий, это соображение относится и к уменьшению количества получателей. В тоже время в каждом из исследованных районов и городов есть категории получателей, рост которых заметен на относительно больших числах, а именно:
Проведенный сравнительный анализ позволяет выдвинуть гипотезу, что на сегодняшний момент времени основными уязвимыми категориями получателей СП являются дети, а в перспективе можно предположить, что будет наблюдаться существенный рост взрослых – получателей СП, с проблемами, идущими с детства. Эта гипотеза требует дальнейшей проверки, что и будет сделано далее на основе экспертных интервью и встреч с получателями СП.
В систему администрирования СП входят Агентство социального обеспечения КР, а также подразделения Агентства на местах - областные, городские и районные ОСЗН, Выплатные центры, Медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) и отделения «Кыргызпочтасы».
Программа предоставления государственных пособий правомочным получателям строго централизована и регламентируется Законом «О государственных пособиях в Кыргызской Республике». СП финансируются из средств республиканского бюджета.
В ходе выборочного обследования, что касается администрирования, выявлено, что эксперты на местах обеспокоены закрытием Выплатных центров, предусмотренным в рамках проводимых реформам. Теперь назначение и выписка поручения на выплату пособий будет осуществляться в одном месте. По мнению специалистов, такой порядок может стать источником риска преступного сговора, финансовых злоупотреблений и коррупции, кроме того, возникают вопросы, требующие ответа уже сегодня:
Суммируя ответы большинства респондентов в качестве общей причины роста получателей СП можно указать следующее.
Социально-экономические преобразования постсоветского периода в Кыргызской Республике определили значительное увеличение количества социально незащищенных слоев населения из-за отсутствия постоянной и хорошо оплачиваемой работы для большой части растущего молодого населения страны. Большинство населения лишилось устойчивых и гарантированных доходов. Кроме того, значительный уровень бедности населения связан с низким уровнем оплаты труда, отставанием среднего размера пенсии от минимального потребительского бюджета, недостаточностью государственного финансирования социальной сферы.
Социальное неблагополучие в обществе стало причиной неблагополучия в семье (в том числе материального).
Ниже перечислены факторы и причины, обусловливающие статистику роста инвалидности:
Основным фактором неснижения получателей СП среди взрослых инвалидов и роста числа получателей СП по утере кормильца является официальная незанятость трудоспособного населения и относительно высокая занятость в неформальном секторе, где нормой является несоблюдение условий охраны труда, и как следствие существует более высокий риск травматизма. Не делая отчисления в СФ, граждане соответственно не являются субъектами социального страхования из средств СФ.