Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель исследования – изучить социальное и правовое положение бездомных.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие лица без определенного места жительства и особенности социального положения бездомных;
определить причины бездомности в современных социокультурных условиях;
проанализировать нормативно-правовую базу социальной защиты лиц, находящихся в ситуации бездомности.
Рассмотреть основные направления и технологии социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в кризисных центрах для мужчин.
Введение 3
Глава 1. Бездомность как социальная проблема
1.1. Исследование социального положения лиц без определенного места жительства 10
1.2. Причины бездомности в современных социокультурных
условиях 23
Глава 2. Практика ресоциализации лиц без определенного места жительства
2.1. Нормативно-правовая база социальной защиты лиц, находящихся в ситуации бездомности 36
2.2. Основные направления и технологии социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в кризисных центрах для
мужчин 43
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
коррупцию реализует потребность в защите, формирует условия для продолжения и расширения деятельности.49
Практика показывает, что лица, поддерживающие бездомных ( родственники, друзья) как правило, небогаты и часто сами балансируют на грани прожиточного минимума. Уровень жизни и покупательная способность этих лиц в подобной ситуации также снижаются и они, как и опекаемые ими бездомные, вынуждены снижать свои покупательские запросы. О масштабах коррупционной заинтересованности можно судить исходя из численности бездомных, данных об их трудовой деятельности и доходах, а так же о той помощи, которую они получают от родственников и знакомых. Рассмотрим факторы, определяющие численность бездомных. Даже при той колоссальной стигматизации, которая характерна для бездомных в России, они не являются изолированной социальной группой наподобие индийских каст. В отличие от касты, численность которой в конкретный исторический период определяется исключительно ее собственными репродуктивными показателями и смертностью, численность бездомных определяется тремя основными факторами :
- скоростью пополнения этой социальной группы за счет притока в нее представителей других социальных групп;
- скоростью оттока бездомных в другие социальные группы и, в первую очередь, скоростью ресоциализации бездомных в обществе, превращения их в рядовых обывателей, имеющих жилье на праве собственности или ином вещном праве;
- смертностью.
Разумеется, репродукция внутри бездомного сообщества тоже играет определенную роль, но она не существенна по сравнению с определяющими факторами.50
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Причины, по которым в России люди становятся и остаются бездомными, являются производными множества взаимосвязанных факторов, основными из которых являются политика, экономика и кризис института семьи. Комплексный анализ причин бездомности и численности бездомных показывает, что уровень бездомности и длительность бездомного существования являются показателем того, насколько права человека, его свободы и интересы находятся в фокусе политики государства; того, какое место в системе ценностей элит, определяющих политику государства, занимает человек. Формирование российской бездомности в масштабах и с особенностями, которые присущи ей сегодня, свидетельствуют о том, что в стране отсутствует продуманная государственная политика профилактики бездомности и ресоциализации бездомных, что эти вопросы не являются значимыми для властей.
Ключевая роль и значимость семейных причин в формировании бездомности определяются огромным значением института семьи в формировании человека, обучении его взаимодействию с природой, государством и обществом, в выполнении иных социальных функций, сложившихся в процессе человеческой истории.
Невыполнение семьей своего предназначения приводит к различным негативным последствиям, в том числе к бездомности. В условиях явной недостаточности государственных общественных механизмов защиты прав и свобод человека значение семейного фактора в каждом конкретном случае становится решающим как в вопросах профилактики бездомности, так и в вопросах ресоциализации бездомного.
Существуют две первопричины бездомности :
- несовершенство
государства и его
- кризис института семьи.
Остальные причины бездомности, по сути, являются лишь частными проявлениями совместного действия этих двух причин, и их скорее можно характеризовать как механизмы развития проблемы бездомности.
Глава 2. Практика ресоциализации лиц без определенного места жительства
2.1. Нормативно-правовая база социальной защиты лиц, находящихся в ситуации бездомности
В настоящее время в нашей стране продолжается процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности, идет поиск наиболее приемлемых форм и методов технологизации социальных процессов. Причем проходит все это в условиях стагнационного состояния отечественной экономики, что ограничивает возможности государства по финансовому обеспечению многих социальных программ, проектов и решений. Сущностную основу той или иной модели общественного устройства в значительной мере составляет состояние социальной сферы, эффективность технологизации социальных процессов. Применений действенных технологий социальной защиты нуждающихся граждан, реализуемых на основе законодательных актов РФ, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.51
Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы социальной защиты бездомных граждан в России представлена следующими законами и актами:
1)Указ Президента РФ « О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества».52
2) Порядок взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий.53
3) Постановление
Правительства РФ « Об
4) Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»55 от 24 июня 1999 г. №120.
5) Постановление Правительства РФ « О домах ночного пребывания».56
Одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и создание нормальных условий для общественно- полезного труда. Работа по организации занятости бомжей ведется с 1996 года с введения в действие « Порядка взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», который был разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ « О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий», где определено следующие:
1. органы федеральной государственной службы занятости населения представляют учреждениям социальной защиты для лиц бомж и занятий, следующую информацию
- о действующих
законодательных и
- сведения о возможностях трудоустройства данной категории граждан, в первую очередь, на временных и общественных работах, не требующих предварительной профессиональной подготовки;
- справочные и информационные материалы, касающиеся вопросов возможности профессионального обучения граждан.
2. Учреждения социальной помощи проводят с гражданами работу по следующим направлениям:
- социальная адаптация граждан;
- содействие в трудовом устройстве граждан, в том числе на рабочие места в организациях при учреждениях социальной помощи;
- консультация граждан
по вопросам получения
- приглашение работников
службы занятости для
3. органы службы занятости:
- на основании полученной информации ведут предварительный подбор рабочих мест для граждан, которых приступить к трудовой деятельности;
- регистрируют обращающихся в службу занятости граждан данной категории и оказывают им помощь в обеспечении занятости в установленном порядке, в том числе на временных и общественных работах;
- оказывают услуги по профессиональной ориентации и консультирует по вопросам выбора работы, режима труда, возможности обучения;
- направляют граждан,
признанных в установленном
законом порядке безработными,
- направляют на рабочие места в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, для приема на работу указанных категорий граждан.
4. Органы службы занятости
информируют учреждения
Основными мероприятиями по профилактике бездомности и оказанию социально-трудовой поддержки лицам без определенного места жительства являются :
1.Создание различных
учреждений социально-
2. Привлечение трудоспособных граждан указанной категории к общественным и временным работам на предприятия города, в том числе на вакантные штатные должности в самих учреждениях социальной помощи.
Например, в Северо-Западном Федеральном округе ежегодно Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по г. Санкт-Петербургу « заключаются договоры с 25 предприятиями и организациями города на выполнение оплачиваемых общественных работ на 250 рабочих места. Кроме того, более 350 лиц без определенного места жительства самостоятельно обращаются в службу занятости, им оказывается содействие в трудоустройстве».57
3. Проведение сотрудниками
территориальных органов
4. Распространение информации
о предприятиях города, предоставляющих
рабочие места для
5. Проведение службой занятости мероприятий, способствующие трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.58
Проблема социально- трудовая адаптация этой группы лиц заключается в том, что «данная категория граждан не всегда обращается в службы занятости, предпочитая либо вообще не занимается общественно- полезным трудом, либо решать проблему трудоустройства, не прибегая к помощи данной службы. Например, в Москве за год в службу занятости по вопросу трудоустройству обратилось всего около 300 граждан, освободившихся из мест лишения свободы.»59
Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы социальной защиты бездомных граждан в Республике Коми представлена Законом Республики Коми от 18 ноября 2009г. № 103 –РЗ « О внесении изменений в Закон РК « Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми»60.
Говоря о проблеме бездомных в Республике Коми, надо отметить, что « по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010года, всего в Коми переписано 347 человек без определенного места жительства и занятий. Это на треть меньше данных переписи 2002 года. Понятие «бомж» давно уже престало быть просто аббревиатурой от словосочетания « без определенного места жительства «, превратившись в слово с ярко выраженной негативной окраской. Между тем, бездомные – это люди со всеми правами, гарантированной Конституцией»61.
Таким
образом, одним из направлений
развития системы оказания
социальной поддержки лиц
«бомж» является их трудовая
реабилитация и создание
нормальных условий для общественно-