Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа
Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80
ВВЕДЕНИЕ
Анализируя эволюцию человеческого общества, исследователи все больше приходят к выводу, что преступность либо увеличивалась, либо уменьшалась в зависимости от состояния общества, его социальной, экономической, политической стабильности или же, наоборот, нестабильности. Именно социальная нестабильность вызывает рост преступности, который всегда предшествует значительному социальному потрясению любого общества. И это наглядно демонстрируется нашей реальностью.
На сегодняшний день существует множество рекомендаций прикладного характера по различным направлениям борьбы с преступностью. Успешно используются возможности социологии, социальной психологии, патопсихологии, компьютерных информационных систем. В перечисленных нами направлениях основным объектом исследования является преступление, преступность как социальное явление, преступник. Однако нельзя исключать следующее: наряду с преступностью и личностью виновного должны быть также детально изучены личность жертвы и обстоятельства, в силу которых возникает многочисленная категория людей – потерпевшие (жертвы) преступления, количественным и качественным характеристикам которых уделяется достаточно мало внимания. Особый интерес представляют те преступные посягательства, где деяние виновного в определенной степени детерминировано личностными качествами и поведением самих потерпевших. Именно этот подход к волнующей всех проблеме борьбы с преступностью предопределил возникновение нового направления в юридической науке – виктимологии. Проблемы виктимологии в учебной литературе по криминалистике и криминологии, на наш взгляд, освещены недостаточно полно, что является неоправданным. Полагаем, что результаты виктимологических исследований должны широко использоваться в повседневной работе правоохранительных органов, образовательных учреждений, специалистов органов и служб, деятельность которых связана с профилактикой и оказанием помощи жертвам преступлений. Для выдвижения конкретных следственных версий, планирования расследования, организации поддержки, проведения профилактических мероприятий необходимо изучить личность потерпевшего, сферу его деятельности, круг общения. Предотвращение преступления – задача первостепенная по сравнению с раскрытием уже совершенного противоправного деяния. В научном мире высказывается идея о переориентации всей правоохранительной системы, образовательной системы на выполнение превентивной функции, на создание комплекса мер, призванных оградить общество от угрожающих факторов. В этой связи несомненный интерес представляет виктимологическая профилактика – одно из направлений предупреждения преступности, еще не в полной мере реализованное.
Говоря о предрасположенности человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств, особенно актуальной остается проблема виктимности подростков (12-14 лет). Подростковый возраст определяется переходным в биологическом и социальном смысле. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье.
Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на психику, а также СМИ, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результатом такого воздействия является совершение подростком асоциальных поступков, а также постановка его в положение жертвы преступного деяния.
Поэтому проблема виктимологической профилактики, необходимость разработки которой возникла в современном российском обществе, является одной из актуальных на современном этапе развития системы социально-правового воспитания. Исходя из опубликованных работ А. Иванцовой, А.А. Ягофарова, Ю.А. Клейберг и др., посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельность по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания.
В связи с этим, важным направлением нашей работы является разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.
Понятие криминальной виктимности, жертвы (потерпевшего) преступления рассмотрены в работах Д.В. Ривмана, И.Г. Малкиной-Пых, Т.В. Варчук, В.А. Тулякова. Специфика работы различных специалистов с подростками, склонными к девиантному поведению, определена в исследованиях М.А. Галагузовой. В работах В.И. Загвязинского, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустафаевой, М.В. Шакуровой выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актульные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В. Мудрика.
Объект исследования: сущность криминалистической виктимологии и возможности виктимологической профилактики в современных условиях.
Предмет исследования: феномен жертвы (потерпевшего) в механизме преступного события, закономерности его поведения, особенности характера.
Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
Методы исследования:
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 п.Кулой»
Практическая значимость: исследование может быть использовано в работе правоохранительных органов, в т.ч. инспекторов ОДН, специалистов КДН и ЗП, социальных педагогов, педагогов образовательных учреждений.
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. viktima – жертва и греч. logos – учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии. Однако со временем представления о ней претерпели изменения, определились различные позиции относительно предмета виктимологии и ее научного статуса. Эти позиции сводятся к следующему:
Столь существенные различия в определении научного статуса виктимологии не случайны. Они обозначились еще на заре виктимологии, когда один из ее «отцов» - Б. Мендельсон (1900-1998) поставил вопрос о необходимости создания новой самостоятельной науки – виктимологии, а другой – Г. Гентиг (1888-1974) – вообще не использовал это направление в криминологии.
Развитие этих подходов на протяжении более полувека свидетельствует, что, будучи единодушными в признании основной функцией виктимологии: изучение жертвы и разработку мер ее безопасности, ученые расходятся в определении ее предмета, а следовательно, и сфер ее практического применения2.
Вопрос о том, какие жертвы должна изучать Виктимология, по мнению Д.В. Ривмана, - принципиальны. Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц (не только физических), ставших жертвами самых различных обстоятельств, делает виктимологию комплексной социолого-технической наукой, не ограниченной криминальной сферой причинения вреда. Но жертвы преступлений и, например, экологических бедствий совершенно различны, а виктимоопасные ситуации не имеют ничего общего. Следовательно, признавая за виктимологией право на изучение любых жертв, необходимо прогнозировать ее становление в этом качестве, не забывая о внутренней противоречивости ее предмета3.
Виктимология в таком
понимании в отечественной
Остановимся на определении,
предложенном В.А. Туляковым, виктимология
сегодня – развивающееся
По нашему мнению, современная
виктимология как специальная
«Виктимология – многоаспектная и вполне самостоятельная наука», - писал А.Е. Михайлов7.
Уникальность виктимологии
состоит в ее комплексном сфокусированном
подходе к изучению популяций
и кризисных явлений, лишь отчасти
изучавшихся ранее в рамках конкретных
социальных наук. Тезис о том, что
виктимология как одна из наук о
человеке изучает поведение, отклоняющееся
от нормы безопасности, имеет достаточное
число сторонников среди
В узком смысле виктимология является частью криминологии. Криминальная виктимология изучает:
Иными словами, криминальная виктимология изучает:
Современная виктимология реализуется в нескольких направлениях:
Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход