Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 258.81 Кб (Скачать файл)

Общая оценка эффективности (3,6), обозначенная родителями и подростками, позволяет сделать вывод, что система взаимодействия все-таки существует, действует и, если учесть и устранить все указанные недостатки в организации профилактической работы, будет достаточно эффективной.

Учитывая вышесказанное, изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа специалистов образовательных учреждений, правоохранительных органов, в частности ОДН, других органов и служб носила не только профилактический, но и развивающий характер.

Статистические данные о  дорожно-транспортных происшествиях, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей в процессе производства, в быту, в результате совершенных  в отношении них преступлений, а также количестве жертв преступных деяний среди несовершеннолетних (особенно в возрасте 12-14 лет) подтверждают наши выводы о чрезвычайной актуальности профилактики виктимного поведения, формирования у современного подростка культуры личной безопасности. Воспитание такой  культуры предполагает овладение накопленным  опытом выживания в разнообразных  ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке подростка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствуют мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, физическая, эстетическая готовности63.

Эффективное формирование навыков  личной безопасности на основе гуманистической  нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному  поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно  запретительного характера («не  впускай в квартиру», «не подходи  к машине», «не отвечай на вопросы», «не садись в машину», «не давай  вещь чужому» и т.д.), не дает подросткам возможности усвоить весь необходимый  объем средств безопасности. Говоря другими словами, лишь тот, кто обучен конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к нравственному действию и одновременному обеспечению своей личной безопасности.

Программа работы специалиста, работающего с подростками, - это  разрабатываемый и реализуемый  комплекс задач и мероприятий, имеющий  определенное содержание и направленный на достижение конечной цели.

На основании анализа  научной литературы нами был сделан вывод, что эффективная профилактика подростковой виктимности позволит значительно снизить предрасположенность указанной группы несовершеннолетних стать жертвами преступных посягательств как в настоящее время, так и в будущем, и должна включать следующие направления: правовое, социальное и валеологическое. Исходя из вышесказанного, нами была разработаны примерные пункты программы профилактики подростковой виктимности «Безопасность: от А до Я»64.

Целью разработанной нами профилактической программы является снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

Задачи программы:

  1. диагностировать склонность подростков к попаданию в виктимогенные ситуации; уровень знаний, ответственности, умений и навыков безопасного поведения;
  2. информировать подростков об опасности конкретных видов поведения;
  3. повышать личную ответственность подростков и их родителей в процессе их жизнедеятельности;
  4. развить умения и навыки безопасного поведения у подростков;
  5. снизить склонность к виктимному поведению у подростков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из основных функций  государства является борьба с преступностью, стратегия которой заключается  в воздействии на порождающие ее причины. При этом осуществляемые профилактические мероприятия, как правило, носят односторонний характер и нацелены, главным образом, на лиц с антиобщественным поведением.

Наравне с этим необходимо отметить, что в условиях сложной  оперативной обстановки, всеобщего  обнищания, незащищенности и проникновения  практически во все сферы жизнедеятельности  таких социально-негативных явлений, как пьянство, наркотизм, бродяжничество, затрагивающих различные слои населения, в том числе и несовершеннолетних, наряду с криминализацией одной  части общества одновременно происходит виктимизация другой ее части.

Поэтому в настоящий момент можно свидетельствовать о том, что знания об особенностях личности преступника и причинном комплексе, формирующем его поведение, хотя и представляют собой базис для  выработки мер профилактического  воздействия в отношении данных лиц, тем не менее, являются не совсем полными. В последнее время все  большее значение приобретают знания о жертве преступления – физическом лице, выступающим субъектом охраняемых уголовным законом общественных отношений, которому причинен вред, относящийся  к преступным последствиям деяния, совершенного лицом, предусмотренного УК РФ. Необходимость изучения последних  объясняется тем обстоятельством, что многие из совершенных преступных деяний происходят при взаимодействии таких криминологических компонентов, среди которых личность и поведение  потерпевшего играют одну из основных ролей, в большей или меньшей  степени определяя преступное поведение  субъекта преступления.

В процессе написания работы нами было установлено, что исследование личности потерпевшего имеет большое  значение не только для квалификации преступления, но и для изучения и предупреждения преступности, т.к. различные качества и свойства личности, особенности поведения оказывают влияние на увеличение или уменьшение виктимности лица, следовательно, напрямую связаны с характером преступления. Поэтому в последние годы все большее внимание в криминологических исследованиях уделяется развитию нового научного направления в криминологии – виктимологии – науки о жертве, разработке таких понятий, как «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность» и т.д. Значимость разработанной нами проблемы связывается и с наличием на сегодняшний день достаточно большого количества спорных вопросов, существующих как в криминологии, так и в уголовном праве. В частности, это касается понятий «жертва» и «потерпевший». Для виктимологии как общей теории жертвы, предмет которой – пострадавшие в любых ситуациях не криминального характера термина «жертва» вполне достаточно. Однако указанный термин не подходит, когда речь идет о лице, которому причинен вред непосредственно преступлением. Это тоже жертва, но ставшая таковой в совершенно ином правовом поле. Криминальной виктимологии необходим термин, учитывающий это обстоятельство, а именно «потерпевший». Вопрос об использовании данных терминов остается открытым, достаточно сказать, что в настоящее время до сих пор не решена проблема закрепления в УК РФ понятия «потерпевший», о необходимости разработки которого говорят все исследователи, занимающиеся данным вопросом.

Также необходимо отметить следующую проблему: научное сообщество до настоящего времени не пришло к  единому мнению о том, что представляет собой жертва преступления в виктимологическом  смысле. Одни понимают под ней человека или определенную общность людей  в любой форме их интеграции, которым  прямо или косвенно причинен вред преступлением. Другие определяют жертву как физическое лицо, человека, которому непосредственно преступлением  причинен физический, моральный или  материальный вред. Третьи говорят о том, что жертвой преступления могут выступать как физические, так и юридические лица (социальные общности), которым непосредственно был причинен ущерб преступлением, девианты преступления без жертв (первичная жертва), а также члены семьи, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв (рикошетные жертвы).

Одной из выделенных нами проблем  в ходе написания работы является отсутствие разработанной единой классификации  жертв преступлений. Однако, создание классификации и типологии потерпевших – задача сложная, но вполне разрешимая. Уже сейчас исследователи выделяют психологические типы потерпевших от некоторых наиболее характерных в виктимологическом отношении преступлений (убийств, изнасилований, мошенничества).

Сегодня криминологическая  виктимология, как в целом и  криминологическая наука, успешно  использует научный и эмпирический материал, накопленный по проблемам  потерпевшего от преступления в уголовном  праве, уголовном процессе и в  других дисциплинах криминального  цикла. В свою очередь и учение о потерпевшем в уголовном  праве, а также аналогичные учения в других юридических дисциплинах  для решения стоящих перед  ними задач успешно заимствуют данные криминологической виктимологии.

Полагаем, что криминологическая виктимология успешно решает одну из самых актуальных задач теории и практики борьбы с преступностью: учит рассматривать и оценивать каждое преступление с учетом криминологического аспекта личности и поведения потерпевшего, что, в конечном счете, обеспечивает разработку виктимологической профилактики, которая входит в систему мер криминологического предупреждения преступлений, однако при этом имеет свои особенности. Это дает нам основания рассматривать ее как самостоятельное направление предупредительной деятельности в области борьбы с преступностью.

Доказательством подобного  выделения являются выделенные нами в ходе написания работы отличительные черты виктимологической профилактики:

  • имеет свой самостоятельный объект позитивного воздействия - реальных и потенциальных жертв преступлений;
  • информационное обеспечение  связано с применением специальных схем выявления ее объектов;
  • методы и формы, в которых она осуществляется, основаны, в первую очередь, на убеждении;
  • может осуществляться  на основе использования взаимопомощи населения;
  • осуществляется  путем нейтрализации опасных ситуаций, в которых еще не проявились возможные «причинители» вреда и имеются условия, позволяющие ориентироваться лишь на определенные типы потенциальных жертв;
  • имеет своей задачей предотвращение так называемых «инверсионных преступлений», в которых происходит смена ролей «преступник-жертва» путем воздействия на потенциальных жертв;
  • имеет организационные особенности, связанные со специальной подготовкой сотрудников правоохранительных органов, созданием специальных учетов виктимологически уязвимых объектов, организацией специальной психолого-педагогической службы учреждений образования и т.д.

Данные современной статистики о количестве совершаемых преступлений говорят о том, что особенно актуальной на сегодняшний день остается проблема виктимности подростков (12-14 лет). Поэтому профилактика виктимности подростков – социально-педагогическая проблема, а не только проблема правоохранительной системы. Ее решение связано с формированием у подростков комплекса знаний, навыков безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях и оказанием помощи в нахождении конструктивных способов выхода из них.

В связи с вышесказанным  необходимо отметить, что профилактика виктимного поведения подростков по-прежнему остается актуальной проблемой для  учреждений, органов, служб, работающих с детьми.

Проделанный анализ научной  литературы показал, что психологические  и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым. Именно в подростковом возрасте проявляются  многие нервные и психические  заболевания. Естественное для этого  возраста расширение сферы социальных отношений, дающее подростку новый социальный опыт, овладеть которым как необходимо, так и достаточно сложно – это период, когда подросток наиболее часто попадает в трудные жизненные ситуации, одной из которых является преступное посягательство в отношении несовершеннолетнего. Здесь возникает ряд выделенных нами проблем: виктимологическое воспитание в нашей стране считается исключительной прерогативой семьи; российская система образования в настоящее время не владеет апробированной методикой грамотного виктимологического обучения, которое является важной составляющей воспитания человека. Исходя из вышесказанного, проведенного анкетирования с подростками 12-14 лет, их родителями нами была разработана примерная программа по профилактике виктимности подростка, рекомендуемая нами для внедрения в образовательные учреждения Вельского района. Целью программы «Безопасность: от А до Я» мы определили снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой криминогенных ситуаций и неблагоприятных условий социализации. В ходе реализации данной программы будут решаться следующие задачи: формирование ответственности и ответственного отношения к себе и другим людям; формирование навыков адекватного поведения в виктимогенных ситуациях; поддержка конструктивного преодоления последствий виктимного состояния. Также появится возможность проследить динамику виктимности подростков. Программа может быть использована в работе инспекторов ПДН правоохранительных органов, социальных педагогов, психологов, педагогов образовательных и других органов и служб, специалистов социальных учреждений.

По нашему мнению, выявленные особенности личности несовершеннолетнего  потерпевшего, причины, условия и  последствия его виктимизации, а  также разработанные нами на их базе рекомендации по усовершенствованию российского  законодательства и практики его  применения, методов работы по восстановлению прав несовершеннолетнего потерпевшего, позволят уменьшить уровень виктимизации населения в целом, и несовершеннолетних в частности65.

Также нами были разработаны  мероприятия рекомендательного  характера для системы действующих  органов, учреждений и служб по работе с несовершеннолетними:

Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход