Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 Глава 1. Жертва преступления и виктимность 1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7 1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18 1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25 Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи 2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34 2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40 2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54 Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа 3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60 3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80
Проведение профотбора на соответствие требованиям к должности специалиста, работающего с детьми.
Привлечение специалистов к участию в методических и обучающих семинарах и тренингах по разработке и распространению инновационных технологий и форм профилактической работы с виктимными подростками.
Проведение семинаров по обмену опытом со специалистами различных органов и учреждений с привлечением информации о зарубежном опыте профилактической работы с несовершеннолетними.
Повышение ресурсности специалистов через курсы повышения квалификации, через внедрение в практику новых технологий работы в виктимологической профилактике, через проведение тренингов по развитию навыков эффективного общения с детьми и т.д.
Улучшение материально-технической базы учреждений: выделение отдельных помещений, транспорта, разработка адекватных методических материалов, программ, методик обследования несовершеннолетних на предрасположенность подростков к виктимному поведению.
Доукомплектация учреждений системы межведомственного взаимодействия соответствующими специалистами, что позволит снизить большую нагрузку с других специалистов.
Организация системы тренингов и обучающих программ по проблеме эмоционального выгорания у специалистов.
Совершенствование работы по раннему выявлению неблагополучных семей, семей с детьми-инвалидами, семей мигрантов, дети из которых наиболее подвержены виктимному поведению, и работы по их дальнейшему сопровождению с целью оказания разносторонней помощи и приведению таких семей к нормальному образу жизни.
Таким образом, все вышеизложенное
свидетельствует о том, что в
настоящее время при осуществлении
сложных комплексных мероприятий
по предупреждению преступлений крайне
важным остается дальнейшее исследование
и решение теоретических и
практических вопросов в рамках виктимологии,
а также совершенствование уголовного
законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года).
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЗ, от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газета. – 21.01.2009.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. – 27.01.1996. - №17.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 21.07.2011) // Российская газета. – 18.06.1996. - №113.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД 22.11.2001) // Российская газета. – 22.12.2001. - № 249.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. – 05.08.1998. - №147.
Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области: Областной закон от 15.12.2009 №113-9-ОЗ (принят Архангельским областным Собранием депутатов) (Постановление от 09.12.2009 года №330).
Бафия, Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации. – М.: Юрид. лит, 1995.
Варчук, Татьяна Васильевна. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2008. – 191 с.
Землюков, С.В. Преступный вред: теория, законодательство, практика. – М.: 1993.
Ягофаров, Д.А. Несовершеннолетний как жертва противоправного поведения / Основы государства и права. – М., 2004.
Алехно, Л.А., Семенов, Е.Н. Из опыта работы участковой социальной службы // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - №3.
Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. – 1991. - №4. – С.72-73.
Кормщиков, В.М. Изучение механизмов влияния неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего – важное условие профилактики правонарушений // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – М.: 2000.
Кочеткова, С.В. Опыт анализа насилия в семье // Российская юстиция. – 2001. - №3.
Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000. - №7.
Ривман, Д.В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступления // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1981. – С.12.
Ривман, Д.В. О некоторых понятиях криминальной виктимологии // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1982. – С.16.
Виктимное поведение и правонарушения в молодежной среде: // www.volgaadmin.ru/istoki/progr.htm
Приложение А
Анкета для подростков
Дорогой друг!
Предлагаем тебе искренне и правдиво
ответить на вопросы этой анкеты. Пожалуйста,
прочитай вопросы и предлагаемые к ним
ответы. Выбрав вариант ответа, который
тебе больше подходит, обведи букву, стоящую
рядом с ним, или впиши свой вариант ответа
в свободную строчку. Конфиденциальность
гарантируется.
Заранее благодарим
тебя за внимание и участие!
1.Твой возраст___________
2.Твой пол_______________
3. Я считаю себя достаточно
взрослым, чтобы быть ответственным
за ВСЕ свои действия:
а) Да;
б) Скорее да чем нет;
в) Несу ответственность
за ряд своих действий, а не за
все.
4. Я считаю себя достаточно
информированным человеком, чтобы
во всех ситуациях поступать
осмотрительно:
а) Абсолютно верно;
б) Отчасти это правильно;
в) Скорее это не так.
5. Мне нравится брать ответственность
на себя:
а) Стараюсь отвечать только
за свои действия;
б) Стараюсь отвечать за других
людей;
в) Стараюсь никогда не
брать на себя дополнительной ответственности.
6. Моя личная безопасность это:
а) Только мое личное дело;
б) Мое личное дело, а
также забота моих родителей;
в) О моей безопасности
должны заботиться специальные властные
структуры (полиция, прокуратура, армия
и т.д.).
7. Моими сильными сторонами в плане личной
безопасности являются:
а) Физическая подготовка;
б) Наличие «плана личной
безопасности»;
в) Наличие и владение техническими
средствами безопасности.
8.Как часто тебе самому приходилось
быть жертвой агрессии или
насилия?
а) Часто;
б) Иногда;
в) Редко;
г) Никогда.
9. При каких обстоятельствах
ты оказывался жертвой насилия?
10. Каким способом ты обычно реагируешь
на ситуацию насилия в отношении тебя?
а) Пытаюсь уйти от обидчика;
б) Проявляю агрессию в
ответ;
в) Выполняю требования обидчика;
г) Стараюсь смириться
с ситуацией;
д) Обращаюсь за помощью
к близким людям;
е) Обращаюсь в правоохранительные
органы;
ж) Другое (напиши)__________________________________________________________________
11. Как ты реагируешь, если видишь,
что совершается насилие в отношении другого
человека?
а) Старюсь в этот момент
думать о своей безопасности;
б) Никак не реагирую;
в) Если есть возможность,
сообщаю о насилии в специальные
службы (полиция и т.д.).
12. Доверяешь ли ты органам правопорядка
в помощи лично тебе в случае наступления
опасных обстоятельств?
а) Стараюсь все проблемы
решать самостоятельно без помощи органов
правопорядка;
б) Прибегаю к помощи органов
правопорядка при первой возможности;
в) Прибегаю к помощи органов
правопорядка только в случаях крайней
необходимости.
13.Чем ты предпочитаешь заниматься
в свободное от учебы время?
а) чтение книг;
б) общение с друзьями;
в) остаюсь дома;
г) что-то другое (напиши)________________________________________________________________
14. Посещаешь ли ты ночные дискотеки,
клубы?
а) да;
б) нет;
в) другое (напиши)_____________________________________________________________________
15.Часто ли ты попадаешь в ситуации,
которые приводят тебя в замешательство?
а) очень часто;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________
16.Помогают ли тебе родители в решении
сложных для тебя проблем?
а) да;
б) нет;
в) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________
17. Ты часто испытываешь чувство
тревоги, опасности?
а) очень часто;
б) часто;
в) иногда;
г) редко.
18. Как поздно ты приходишь домой
с вечеринок, с прогулок от друзей и т.д.?
а) в 21.00;
б) в 22.00;
в) в 23.00;
г) в 24.00;
д) бывает, что не прихожу
ночевать;
е) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________
19.Какие у тебя отношения с родителями?
а) доверительные (дружеские);
б) иногда делитесь своими
переживаниями;
в) ничего им не рассказываете;
г) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________
20. Насколько ты считаешь себя
самостоятельным? Почему?___________________________
21. Проводится ли с вашим классом
работа по предупреждению попадания
в трудные жизненные ситуации?
а) да (переход к вопросу
№ 22,23, 24);
б) нет (переход к вопросу
№ 24).
22. Кто проводит с вами работу
по предупреждению попадания
в трудные жизненные ситуации:
а) классный руководитель;
б) социальный педагог;
в) другие учителя;
г) инспектор по делам
несовершеннолетних;
д) родители;
е) другое (напиши)____________________________________________________________________
23. Оцените эффективность проводимой
с вами работы по предупреждению
попадания в трудные жизненные
ситуации по 5-ти бальной шкале
1----2----3----4----5
24. Считаешь ли ты необходимым проведение
с вами классных часов, бесед, дискуссий,
мероприятий по предупреждению попадания
в трудные жизненные ситуации:
а) да, это для меня необходимо
и мне интересно;
б) нет, я считаю себя самостоятельным
и никогда не попаду в такую
ситуацию;
в) другое (напиши) __________________________________________________________________
Благодарим за помощь!
Приложение Б
Анкета для родителей
Уважаемые родители, мы просим Вас
искренне и правдиво ответить на вопросы
этой анкеты. Цель анкеты: выявление склонности
подростков к попаданию в виктимогенные
ситуации (в трудные жизненные ситуации).
Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые
к ним ответы. Выбрав вариант ответа, который
Вам больше подходит, обведите букву, стоящую
рядом с ним, или впишите свой варианта
ответа в свободную строчку. Конфиденциальность
гарантируется.
Заранее благодарим
Вас за внимание и участие!
Ваш пол _________________
Ваш возраст ______________
Возраст Вашего ребенка (детей) ____________________
1.Ваш ребёнок в свободное
от учебы время предпочитает заниматься:
а) чтением книг;
б) общаться, гулять с
друзьями;
в) проводить время дома
в одиночестве;
г) проводить время дома
с друзьями;
д) проводить время дома
с кем-то из родственников;
е) другое __________________________________________________________________
2.Вы влияете на выбор друзей
Вашего ребенка?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) другое _________________________________________________________________
3. Знаете ли Вы друзей Вашего
ребенка?
а) знаю лично или их
родителей;
б) не знаю;
в) мне все-равно с
кем он дружит.
4.Ваш ребенок посещает ночные
дискотеки, клубы?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
5.Ваш ребенок часто попадает в ситуации,
которые приводят его в замешательство?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) ничего про это не
знаю.
6.Ваш ребенок часто обращается к вам
за советом?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
7.Вы помогаете своему ребенку в решении
сложных для него проблем
а) да, всегда стараюсь ему
помочь;
б) нет, он самостоятельный
и сможет сам все решить;
в) нет, мне некогда заниматься
подобными пустяками;