Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа
Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80
Вопрос анкеты для подростка |
Полученные данные |
Вопрос анкеты для родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное от учебы время? |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среди респондентов, как со стороны подростков (30 человек или 55%), так и со стороны родителей (38 человек или 84%), при ответе указали, что в свободное от учебы время подростки предпочитают общаться, гулять с друзьями. Шестеро подростков (11%) и трое родителей (7%) считают, что подростки после учебных занятий проводят время в одиночестве. Трое подростков (5%) и двое взрослых (4%) отметили вариант «чтением книг». Из числа родителей шесть человек (13%) отметили вариант «проводить время дома с друзьями», пять человек (11%) – «проводить время с кем-то из родственников». Примечательно, что и родители, и дети, выбрав вариант «другое», отметили, что вечера подростки проводят за компьютером, играя в игры, общаясь в социальных сетях. Данный факт говорит о том, что даже дома ребенок не находится в безопасности, может стать жертвой мошенников, педофилов, находящихся в этот момент в сети Интернет. Лишь немногие респонденты указали, что ребята посещают кружки, секции, где они находятся под полным контролем взрослых, и проводят время с пользой для себя, а не проводят время в сомнительных компаниях. Из полученных результатов можно сделать выводы, что в свободное от учебы время современные подростки предпочитают общаться, гулять с друзьями. Нахождение ребенка на улице без присмотра взрослых может спровоцировать преступное нападение на него с различными целями (изнасилование, побои и т.д.) как со стороны других взрослых, так и со стороны сверстников. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Посещаешь ли ты ночные дискотеки, клубы? |
|
4. Ваш ребенок посещает ночные дискотеки, клубы? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На поставленный вопрос большинство несовершеннолетних двадцать восемь человек (51%) ответили, что иногда посещают дискотеки, причем не всегда с родителями. Восемнадцать человек (33%) уверенно заявили, что посещают подобные заведения и мероприятия. Только девять респондентов (16%) выбрали вариант «нет». Из ответов можно сделать вывод, что подростки 5-7 классов уже посещают дискотеки и клубы для взрослых, где всегда встречаются лица в алкогольном, наркотическом опьянении, где происходят конфликты, драки, т.е. присутствует реальная возможность стать жертвой того или иного преступления. Примечательно, что законные
представители дали абсолютно противоположные
ответы: «нет» выбрали сорок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Часто ли ты попадаешь в ситуации, которые приводят тебя в замешательство? |
|
5. Ваш ребенок часто попадает в ситуации, которые приводят его в замешательство? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исходя из представленных графиков видно, что большинство респондентов (30 взрослых или 67%; 27 подростков или 49%) указали, что современным подросткам иногда доводится попадать в ситуации, которые приводят их в замешательство. Это могут быть конфликты со сверстниками, с родителями, насильственные действия с их стороны, со стороны посторонних людей. Четверо подростков (7%) выбрали вариант «часто» и один человек (2%) очень часто. «Да» ответили двое родителей. Результатом этого могут стать тревожность, различные стрессовые состояния и т.д. Главное в подобных ситуациях – помощь родителей, специалистов учреждений, органов, служб, которые на ранних стадиях появления подобных симптомов смогут распознать проблему и найти пути выхода из нее. Один взрослый полагает (2%), что его ребенок никогда не попадает в подобные ситуации, что, вероятно, можно объяснить чрезмерной занятостью на работе, не знанием своего ребенка и т.д. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Помогают ли тебе родители в решении сложных для тебя проблем? |
|
7. Вы помогаете своему ребенку в решении сложных для него проблем? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большая часть респондентов
(34 подростка или 62%; 36 родителей или
80%) указали на то, что родители помогают
своим несовершеннолетним детям
решать сложные для них проблемы,
которые могут вызывать предрасположенность
стать жертвой преступления. Четверо
законных представителей (9%) не оказывают
поддержку своему ребенку, на это
же указывают и одиннадцать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Как часто тебе самому
приходилось быть жертвой |
|
8. Как часто Вашему
ребенку приходилось быть
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тридцать один подросток (56%) указали на то, что им самим редко приходилось быть жертвой агрессии или насилия. Этого же варианта ответа придерживается и восемь родителей (18%). Большинство взрослых остановились на варианте «никогда» (27 человек или 60%). Такой же вариант выбрали восемь подростков (15%). Для нас интересны также полученные данные по другим вариантам: «иногда» - 13 подростков (24%), 10 родителей (22%); «часто» - 8 подростков (5%). Таким образом, современные дети, пусть и редко или иногда, все же становятся жертвами насилия или агрессии. Это служит доказательством того, что наша работа, действительно, актуальна и будет полезной в повседневной деятельности различных учреждений, органов и служб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. При каких обстоятельствах ты оказывался жертвой насилия? |
|
9. При каких обстоятельствах он оказывался жертвой насилия? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно из представленного
выше графика, большая часть респондентов
считает, что подростки становятся
жертвой насилия в результате
отношений на улице (21 подросток
или 38%, 10 взрослых или 22%), а также
в результате конфликта в школе
с учениками (23 подростка или 29 %,
10 взрослых или 22%). Довольно большой
процент заслужил вариант «конфликт
дома» (8 подростков или 15%, 8 родителей
или 18%). Действительно, по данным статистики,
подростки чаще всего становятся
жертвами различных преступлений именно
во время нахождения на улице, в результате
конфликтов с учениками образовательного
учреждения, где обучается ребенок,
большой процент среди | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Каким способом ты обычно реагируешь на ситуацию насилия в отношении тебя? |
|
10. Каким способом, по Вашему
мнению, Ваш ребенок обычно реагирует
на ситуацию насилия в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На вопрос «каким способом подросток обычно реагирует на ситуацию насилия в отношении него» мнения разошлись следующим образом: «проявит агрессию в ответ» - 23 подростка или 42%, 13 взрослых или 29%, «попытается уйти от обидчика» - 17 детей или 31%, 11 взрослых или 24%, «обратится за помощью к близким людям» - 9 детей или 16%, 13 взрослых или 29%, «старается смириться с ситуацией» - 7 детей или 13%, 5 взрослых или 11%. Примечательно, что только один человек (2%) среди подростков и ни одного родителя, считают, что подросток обраться в правоохранительные органы, которые на самом деле являются действенной и реальной помощью в разрешении сложных жизненных ситуаций, возникших на пути подростка. В тоже время проявление агрессии в ответ на выпады обидчика, а равно, как и уход от обидчика могут лишь усугубить ситуацию. Двое подростков (4%) предпочли вариант «другое», указав что они игнорируют обидчика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Как ты реагируешь, если видишь, что совершается насилие в отношении другого человека? |
|
11. Как, по Вашему мнению,
реагирует Ваш ребенок, если
видит, что совершается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Когда подростки видят, что
совершается насилие в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Доверяешь ли ты органам правопорядка в помощи лично тебе в случае наступления опасных обстоятельств? |
|
12. Доверяете ли Вы органам
правопорядка в помощи лично
Вам в случае наступления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно из представленной
гистограммы и дети, и родители
«стараются все проблемы решать самостоятельно
без помощи органов правопорядка»
- 28 подростков (51%) и 25 родителей (56%); остановились
на ответе «прибегаю к помощи органов
правопорядка только в случаях крайней
необходимости» - 24 подростка (44%) и 16 родителей
(35%). Эта ситуация приводит к замалчиванию
проблем, к появлению латентных
преступлений в отношении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Как поздно ты приходишь домой с вечеринок, с прогулок, от друзей? |
|
13. Как поздно Ваш ребенок приходит домой? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В данном вопросе нас интересовали те ребята, которые приходят с улицы после 22.00, т.е. после так называемого «комендантского часа», и таковых оказалось не мало. Это потенциальные жертвы различных преступных посягательств, которые чаще всего совершаются в темное время суток. В 22.00 приходят домой девять учеников (16%), 23.00 появляются дома трое учащихся (5%), в 00.00 – один человек (2%), трое (5%) заявили, что бывают такие ситуации, что они вообще не приходят ночевать. Интересен тот факт, что опрошенные родители заявляют, что их дети появляются дома в период с 18.00 до 20.00 – 24 человека (53%), в период с 20.00 до 22.00 – 20 человек (43%). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Ты часто испытываешь чувство тревоги, опасности? |
|
15. Вы замечали присутствие
у Вашего ребенка чувства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из представленных выше гистограмм
можно сделать следующие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.Какие у тебя отношения с родителями? |
|
17. Какие у Вас отношения с ребенком? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На поставленный вопрос большинство
респондентов указали, что подростков
и их родителей связывают | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. Насколько ты считаешь себя самостоятельным? Почему? |
|
18. Вы можете назвать
своего ребенка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интересен тот факт, что большинство опрошенных нами подростков (37 человек или 67%) считают себя абсолютно самостоятельными, аргументируя свой ответ следующими высказываниями: «я сам хочу все решать, чтобы мне никто не говорил, что мне делать, это моя жизнь и мне ее строить»; «я редко обращаюсь к родителям, все пытаюсь решить сам»; «могу сама отвечать за свои поступки»; «могу сама выходить из сложных ситуаций»»; «могу сама за себя постоять или за других». Одиннадцать человек (20%) ответили, что на данный момент они являются не самостоятельными, т.к.: «я еще многого не знаю в этой жизни и прислушиваюсь к родителям»; «все время спрашиваю маму, как поступить» и т.д. Семеро (13%) написали, что они еще не совсем самостоятельны, потому что «являюсь несовершеннолетним» и т.д. Большинство опрошенных нами
родителей (25 человек или 56%) также
считают своих детей Двенадцать родителей (27%)
не считают своих детей Относительно самостоятельными признают своих детей восемь человек (17%), потому что они «не всегда могут себя защитить». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Проводится ли с вашим
классом работа по |
|
19. Проводится ли с Вашим
ребенком работа по | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечательно, что на поставленный вопрос о том, проводится ли с современными подростками работа по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации, большинство респондентов указали – «да» - 44 родителя (98%), 50 подростков (91%); один родитель (2%) и пятеро подростков (9%) считают, что подобной работы не ведется. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. Кто проводит с вами
работу по предупреждению |
|
20. Кто проводит с Вашим
ребенком работу по | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из представленной выше гистограммы следует, что основной объем работы по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации с подростками проводят сами родители (подростки – 24 человека или 43%; родители – 35 человек или 77%), а также классный руководитель (подростки – 41 человек или 74%; родители – 28 человек или 77%). Чуть меньший процент набрали варианты «социальный педагог», «инспектор по делам несовершеннолетних», а также другие учителя. Примечательно, что и родители, и дети указали, что подобную работу проводит также администрация школы на линейках. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. Оцените эффективность
проводимой с вами работы по
предупреждению попадания в |
1---2---3---4---5 |
21. Оцените эффективность
проводимой с Вашим ребенком
работы по предупреждению | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В целом, по мнению опрошенных
подростков и их родителей, средней
оценкой эффективности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. Считаете ли ты необходимым
проведение с вами классных
часов, бесед, дискуссий, |
22. Считаете ли вы необходимым
проведение с Вашим ребенком
классных часов, бесед, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В конце предложенной нами
анкеты мы попытались выяснить, а необходимо
ли проведение с современном подростком
классных часов, бесед, дискуссий, мероприятий,
снижающих виктимность |
Вопрос анкеты для подростков |
Полученные данные |
Интерпретация результатов |
3. Я считаю себя достаточно взрослым, чтобы быть ответственным за все свои действия |
Большинство подростков (33 человека или 60%) считают, что они «несут ответственность за ряд своих действий». Действительно, в данный возрастной период ребята еще не являются полностью самостоятельными, за них несут ответственность их родители (законные представители). Их самостоятельность может быть выражена лишь, например, в учебе, в бытовом плане и т.д. Остальные мнения распределились следующим образом: «да» ответили четыре человека (7%); «скорее да чем нет» - восемнадцать человек (33%). | |
|
|
Достаточно информированными
людьми, чтобы во всех ситуациях
поступать осмотрительно |
|
|
З6 подростков (65%) стараются отвечать только за свои действия, что в их возрасте абсолютно оправданно. 13 человек (24%) стараются не брать на себя дополнительной ответственности, и 6 человек (11%) стараются отвечать за других людей, например, за младших братьев и сестер, что иногда приводит к трагическим последствиям. |
|
|
По мнению большинства респондентов (40 человек или 73%) личная безопасность современного подростка – этого его личное дело, а также забота его родителей. Десять подростков (18%) считают, что это их личное дело, родители, специалисты не должны им указывать, как правильно поступать и действовать. Пятеро заявили, что о их безопасности должны заботиться специальные властные структуры (полиция, прокуратура, армия и т.д.). Наше же мнение, о безопасности должен помнить, в первую очередь, сам ребенок, а также его родители. |
|
Довольно интересно, что
своими сильными сторонами в плане
личной безопасности для большинства
подростков (28 человек или 51%) является
наличие «плана личной безопасности»,
т.е. подростки утверждают, что знают,
куда ходить, с кем ходить, что
делать. 20 человек (36%) заявили, что обладают
хорошей физической подготовкой, чтобы
дать обидчику отпор. Семеро (13%) имеют
в наличии и владеют |
Приложение Д
Таблица результатов анкетирования родителей
Вопрос анкеты для родителей |
Полученные данные |
Интерпретация результатов |
|
Большинство респондентов (26 родителей или 58%) ответили, что иногда влияют на выбор друзей своего ребенка, тем самым предостерегая его от «дурной компании». Четырнадцать человек (31%) не влияют на подобный выбор. Утвердительное «да» выбрали лишь пятеро родителей (11%). | |
|
Примечательно, что практически все родители утверждают (44 человека или 98%): они знают лично друзей своего ребенка или их родителей. Это позволят уберечь детей от неблагоприятного влияния со стороны семей или несовершеннолетних «группы риска». Только один человек (2%) заявил, что не знает друзей своего ребенка. | |
6. Ваш ребенок часто обращается к вам за советом? |
22 человека (49%), а также
19 человек (42%) ответили, что их
дети, пусть даже часто, или
иногда, но обращаются к ним
за советом. Это позволят | |
14. Ваш ребенок часто
прислушивается к вашим |
В данном вопросе мы получили идентичные данные, как и в предшествующем. То есть те, дети, кто обращаются за советом к своим родителям при возникших трудностях, стараются прислушиваться к советам взрослых. Мы считаем, что это правильно. | |
16. Как много времени
Вы проводите вместе с |
|
Все свое свободное время проводят вместе с ребенком 23 родителя (51%). Стараются уделять ему внимание в выходные и праздники 15 родителей (33%). Семеро (16%) указали, что в силу чрезмерной занятости на работе у них очень мало свободного времени для общения со своим ребенком. Такие дети зачастую чувствуют себя покинутыми, самостоятельными, попадают в неблагополучные компании и ищут приключений на улице. В результате – пополняют ряды статистики преступлений в отношении несовершеннолетних в качестве жертвы. |
Приложение Е
Таблица «Критерии
эффективности
Критерий эффективности |
Выводы |
Ресурсность семьи |
Недостаточность материальных ресурсов, а в силу этого, свободного времени для общения с детьми значительно осложняет решение возникших проблем у ребенка самостоятельно без помощи специалистов |
Ресурсность специалистов |
Недостаточность материального
обеспечения, несоответствующее образование
занимаемой должности, отсутствие доверия,
уважения, толерантности и принятия
подростков такими, какие они есть,
рассматривается как |
Комплексность проводимой работы |
Помощь в сложных жизненных ситуациях, возникающих у подростков, оказывается родителями, классными руководителями, социальными педагогами, правоохранительными органами в лице инспектора по делам несовершеннолетних |
Отношение к активному сотрудничеству |
Семья должна активно сотрудничать со специалистами. Активность со стороны семьи, подростков – гарант высоких результатов. Опрошенные нами лица (как подростки, так и их родители) стараются не прибегать к помощи посторонних лиц, а решают возникающие у них проблемы самостоятельно |
Количество несовершеннолетних, ставших жертвами насилия |
47 опрошенным подросткам
из 55 приходилось быть жертвой
того или иного насилия. Чаще
всего они становились |
Удовлетворенность результатами проводимой работы |
Опрошенные подростки
и их родители не полностью удовлетворены
результатами проводимой профилактической
работы с подростками, предупреждающей
виктимное поведение |
Оценка эффективности по 5-тибальной шкале |
3,6 |
Приложение Ж
Программа профилактики виктимного поведения подростков «Безопасность: от А до Я»
Блок 1. Вводно-диагностический
Цель: диагностика основных
показателей эффективности
Тема 1-2. «Знакомство. Диагностика виктимности»
Ключевые понятия: знакомство, представление, правила поведения, введение в проблему виктимности, юридическая и моральная ответственность, анкета.
Методы работы: беседа, проблемные ситуации, наблюдение, анкета «Выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации».
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Что значит для меня – быть в безопасности…».
Блок 2. «Виктимогенные ситуации»
Цель: предоставление подросткам информации о виктимологии, особенностях виктимного поведения и особенностях безопасного поведения.
Тема 1. «Виктимология –
наука о жертвах и посягателях»
Ключевые понятия: виктимология, виктимность, виктимогенность, жертва, роль поведения жертвы в опасных ситуациях, насилие, виды насилия.
Методы работы: рассказ, дискуссия, беседа.
Домашнее задание: вспомнить и написать несколько примеров насильственных действий, с которыми подростки могут встретиться в повседневной жизни.
Тема 2. «Виктимное поведение»
Ключевые понятия: правонарушение, преступление, аморальное поведение, виктимизация, группы риска, факторы виктимности, виктимное поведение.
Методы работы: рассказ, дискуссия.
Домашнее задание: привести примеры виктимного поведения, которые вы наблюдали в собственной жизни.
Тема 3. «Безопасность»
Ключевые понятия: безопасность, риск, рискованное поведение, ответственность, ответственное поведение, личная безопасность, техники отказа от опасных предложений, физическая, экономическая и криминальная безопасность, правила безопасного поведения.
Методы работы: рассказ, дискуссия, проблемные ситуации66.
Домашнее задание: привести примеры действий, обеспечивающих личную безопасность в различных обстоятельствах.
Тема 4. «Службы помощи попавшим в неблагоприятную ситуацию»
Ключевые понятия: социальная
помощь, сложная жизненная ситуация,
телефон доверия, приют, центры социально-медико-
Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход