Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 258.81 Кб (Скачать файл)

Методы работы: рассказ, дискуссия, решения проблемных ситуаций.

Домашнее задание: выбрать  одну из виктимогенных ситуаций, составить  план собственных возможных действий при попадании в выбранную  вами ситуацию.

Блок 3. Итогово-диагностический

Цель: диагностика результативности работы специалиста по программе  «Безопасность: от А до Я».

Тема 1. «Диагностика виктимности»

Ключевые понятия: анкета, незаконченный тезис.

Методы работы: анкета «Выявление склонности подростков к попаданию  в виктимогенные ситуации», методика «незаконченный тезис»67; информационная памятка.

Кроме занятий с подростками  программа «Безопасность: от А до Я» предполагает проведение ознакомительного занятия для родителей учащихся, на котором рассматриваются вопросы  виктимизации подростков, роль семьи  в жизнедеятельности ребенка  и ее влияние на безопасное поведение  подростков; знакомятся с результатами анкетирования подростков; а также  раздаются информационно-ознакомительные памятки.

Приложение И

 

Таблица «Предложения рекомендательного характера»

 

 

Уровень

 

Рекомендации

Федеральный

  1. Для обращения к понятию жертвы необходимо переосмыслить понятие преступления, чтобы пострадавший считался неотъемлемым элементом в его определении. Для этого необходимо вернуть первоначальную редакцию п. 2 ст. 14 УК РФ, понимающую под общественной опасностью преступления причинение или угрозу причинения вреда личности, обществу или государству.
  2. Для реализации положений ст. 52 Конституции РФ и п. 4 ст. 11 УПК РФ необходимо ратифицировать европейскую конвенцию «О компенсации жертвам насильственных преступлений и злоупотреблений властью» и выделить в федеральном бюджете статью, покрывающую ущерб жертвам тяжких и особо тяжких преступлений.
  3. На государственном уровне необходимо организовать создание фондов компенсации ущерба жертвам насильственных преступлений. Для этого следует выработать критерии оценки необходимости помощи жертвам в зависимости от тяжести причиненного ущерба.
  4. Для реализации положений п. 1 ст. 6 УПК РФ потерпевшим от домашнего насилия необходимо предоставить уголовно-процессуальное право защиты в виде охранного ордера, который можно было бы легко получить в любое время и исполнение которого обеспечивается правовыми мерами. Преступник под угрозой ответственности обязуется не приближаться к владельцу данного ордера.
  5. Для помощи неблагополучным семьям необходимо создать службу помощи семье и несовершеннолетним, сотрудничающую с ювенальными судами.
  6. Внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования для студентов юридических ВУЗов, выбравших уголовно-правовую специализацию: в рамках изучения криминологии отдельный раздел посвятить изучению виктимологии, включив в него вопрос о несовершеннолетних жертвах преступлений.
  7. Разработать и внедрить в практику работы образовательных учреждений апробированную методику грамотного виктимологического обучения несовершеннолетних.
  8. Необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых документов, которые бы конкретно регламентировали практику проведения виктимологической профилактической работы с различными типами жертв, а также в которых был бы определен координирующий орган, отвечающий за организацию межведомственного взаимодействия по проведению подобной работы.

Региональный

  1. Разработка и принятие областной целевой программы, направленной на предупреждение виктимности несовершеннолетних.
  2. Активное содействие органам местного самоуправления в реализации муниципальных программ, направленных на предупреждение виктимного поведения подростков.
  3. Развитие и укрепление системы органов и служб по работе с несовершеннолетними, повышение эффективности межведомственного взаимодействия между ними.
  4. Введение школьных инспекторов по делам несовершеннолетних ОДН ОМВД России в образовательных учреждениях.
  5. Проведение политики, направленной на пропаганду семейных ценностей, ЗОЖ в СМИ.
  6. Использование комплексного подхода к подготовке кадров по работе с несовершеннолетними жертвами преступлений для оказания ими квалифицированной и эффективной помощи.
  7. Усиление материально-технической базы социальных служб, органов и учреждений.

Муниципальный

  1. Разработка и принятие муниципальных программ виктимологической профилактики среди подростков.
  2. Осуществление в рамках своих полномочий организационного, кадрового и финансового обеспечения нормативно-правовых актов и программ, направленных на предупреждение виктимного поведения несовершеннолетних.
  3. Усиление межведомственного взаимодействия учреждений, органов и служб для более раннего выявления лиц с виктимным поведением и для профилактики развития отклонений в поведении таких лиц.
  4. Распространение информации о деятельности органов, учреждений и служб по работе с несовершеннолетними посредством разработки буклетов, пособий, листовок, методических материалов, использование социальной рекламы.
  5. Совершенствование работы действующих учреждений образования, культуры и спорта для уменьшения количества незанятого в свободное от учебы время подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение К

Проблемные ситуации к программе  «Безопасность: от А до Я»

Цель: Анализ усвоенных  знаний, умений и навыков выхода из опасных ситуаций, сформировавшихся у подростков.

Ситуация 1.

Совсем недавно Вы познакомились  с другом. Вы о нем практически  ничего не знаете. Родители на работе. Пригласите ли Вы его в гости к  себе домой? Поставите ли в известность  об этом родителей?

Ситуация 2.

В ночной клуб приезжает  известная РОК- группа и Вы хотите пойти на концерт с друзьями. Но родители нарушают Ваши планы. Друзья предлагают уйти, когда родители лягут  спать, а утром незаметно вернуться. Как Вы поступите?

Ситуация 3.

В привычной компании вам  предлагают что-то для вас нежелательное (например, закурить, выпить спиртное, попробовать наркотик), говоря о  том, что все уже это сделали - и вы тоже должны попробовать. Ваши действия?

Ситуация 4.

Вы опаздываете на День рождения к своей девушке (парню), которая (ый) живет в другом районе. Автобус только что отъехал от остановки, Вы не успели. Ваши действия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Л

Методика «Недописанный тезис»

к программе «Безопасность: от А  до Я»

Вам предлагается продолжить предложения - не торопитесь, подумайте. Необязательно давать точное определение, можно описать своими словами.

Итак, продолжите, пожалуйста, предложения:

Блок 1. Виктимность

1. Жертва - это ……..

2. Опасность - это…..

3. Ответственность - это…

4. Что такое насилие? 

5. Какие виды насилия  существуют и как они проявляются? 

6. Какие деструктивные  виды насилия могут быть?

7. Какова цель любого  насилия? 

Блок 2. Виктимное поведение

8. Что такое провоцирующее  поведение? 

9. Что такое неосмотрительное  поведение? 

10. Что такое аморальное  поведение? 

11. Что такое преступное  поведение? 

12. Преступление - это…

13. Часто ли Вы оказываетесь  в ситуациях, где у Вас есть  только один вариант поведения?  Приведите примеры таких ситуаций.

14. Как Вы распознаете,  что ситуация является опасной  для Вас или окружающих? Когда  появляется чувство опасности?  Приведите примеры ситуаций, когда  можно легко предсказать наступление  неблагоприятных последствий. 

15. Что Вы делаете,  если видите, что кто-то рядом  с Вами ведет себя виктимно?

16. Группа риска - это  …….

Блок 3. Безопасность.

17. Безопасность - это ………

18. Безопасное поведение  - это …

19. Рискованное поведение  - это …… 

20. Какие вы знаете  способы обеспечения собственной  физической безопасности?

21. Приведите примеры  действий по обеспечению личной  физической и экономической безопасности?

Блок 4. Службы помощи подросткам.

22. Куда и к кому, по  вашему мнению, вы можете обратиться  за помощью, если оказались  в сложной для Вас жизненной  ситуации?

23. Какие организации  Вы знаете, которые оказывают  помощь детям, оказавшимся в  сложной жизненной ситуации?

1 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.6.

2 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.7.

3 Там же. С.6.

4 Сидоров, Б.В. Поведение потерпевших от преступления и уголовная ответственность. – Казань, 1998. – С.17.

5 Туляков, В.А. Виктимология: Монография. – Киев, 2003. – С.4.

6 Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. – 1991. - №4. – С.72-73.

7 Михайлов, А.Е. Криминологические проблемы борьбы с некорыстной насильственной преступностью. – К., 1996. – С.312.

8 Ривман, Д.В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступления // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. -  Иркутск: Изд-во Иркутск. Гос.ун-та, 1981. – С.12.

9 Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. – М.: Юрид. лит., 1985. – С.170.

10 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.14-15.

11 Туляков, В.А. Виктимология: Монография. – Киев, 2003. – С.3-4.

12 Варчук, Татьяна Васильевна. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2008. – С.70.

13 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.33-34.

14 Ривман, Д.В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступления // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос.ун-та, 1981. – С.34.

15 Там же. С.35.

16 Ковалев, А.Г. Психология личности. 2-е изд. – М., 2000. – С.6.

17 Ривман, Д.В. О некоторых понятиях криминальной виктимологии // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1982. – С.16.

18 Коновалов, В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений. – М.: ВНИИ МВД, 1999. – С.26.

19 Бафия, Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации. – М.: Юрид. лит, 1995. – С.105.

20 Землюков, С.В. Преступный вред: теория, законодательство, практика. – М., 1993. – С.16.

21 Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш, О.Н. Ведерникова, М.Н. Голоднюк [и др.]; науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – С.87.

22 Мансуров, Н.С. Социальные и общественно-психологические причины отклоняющегося поведения подростков. – М., 2002. – С.7.

23 Кормщиков, В.М. Изучение механизмов влияния неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего – важное условие профилактики правонарушений // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – М., 2000. – С.61.

24 Варчук, Татьяна Васильевна. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2008. – С.71.

25 Варчук, Татьяна Васильевна. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2008. – С.71-72.

26 Там же. С.73.

27 Варчук, Татьяна Васильевна. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2008. - С.73.

28 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.26.

29 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. - С.27.

30 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.44-56.

31 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.44-56.

32 Туляков, В.А. Виктимология: Монография. – Киев, 2003. – С.29-30.

33 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.31-32.

34 Там же. С.32.

35 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.32.

36 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.40.

37 Там же. С.41.

38 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.42.

39 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.33.

40 Там же. С.34.

41 Там же. С.34.

42 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.35.

43 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.73.

44 Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – С.74.

45 Там же. С.79.

46 Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С.40-42.

47 Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 2007. – С.29.

48 Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб., 2005. – С.21.

49 Рафшнайдер, Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе: Методическое пособие. – М., 2008. – С.52-53.

50 Кочеткова, С.В. Опыт анализа насилия в семье // Российская юстиция. – 2001. - №3. – С.114.

51 Кочеткова, С.В. Опыт анализа насилия в семье // Российская юстиция. – 2001. - №3. – С.116.

52 Кон, И.Г. Вкус запретного плода: Сексология для всех. – М., 2000. – С.86.

53 Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / Пер. с нем. Лойдиной Г.И.: Под ред. Гудковой Т.А. – Мир, 2000. – С.59.

54 Ягофаров, Д.А. Несовершеннолетний как жертва противоправного поведения / Основы государства и права. – М., 2004. – 43.

55 Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000. - №7. – С.273.

56 Мустафаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студентов пед. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад.проект, 2002. – С.123.

57 Алехно, Л.А., Семенов, Е.Н. Из опыта работы участковой социальной службы // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - №3. – С.43.

58 См.: Приложение А. – С. 80.

59 См.: Приложение Б. – С. 83.

60 См.: Приложение В. – С. 87.

61 СМ.: Приложение Г, Д. – С. 93; 95.

62 См.: Приложение Е. – С. 97.

63 См.: Виктимное поведение и правонарушения в молодежной среде: // www.volgaadmin.ru/istoki/progr.htm

64 См.: Приложение Ж. – С. 98.

65 См.: Приложение И. – С. 100.

66 См.: Приложение К. – С. 102.

67 См.: Приложение Л. – С. 103.


Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход