Информационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.
Информационная технология - система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.
Информационная технология - автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.
Информационная технология - представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
Информационная технология - современные виды информационного обслуживания, организован

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий
1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса
1.2 Информационные технологии и их свойства
1.3 Классификация информационных технологий
1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа
Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере
2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инф. технологии в соц. сфере.docx

— 148.79 Кб (Скачать файл)

     4. предстоящие сокращения работников;

     5. новые меры по наказаниям за  опоздания;

     6. кто кого ждет после работы.

     Итак, коммуникации бывают: между организацией и ее средой, внутри организации  – горизонтальные и вертикальные (по нисходящей и восходящей вертикали), формальные и неформальные.

     Коммуникационный  процесс – это обмен информацией  между двумя или более людьми.

     В процессе обмена информацией выделяют 4 основные элемента:

     1. отправитель – лицо, генерирующее  идеи или собирающее информацию  и передающее ее (передает сообщение  о событиях или о целях);

     2. сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов (выраженная в цифрах, словах, жестах);

     3. информационный канал – средство  передачи информации (телефон, письмо, электронная почта, радио);

     4. получатель – тот, кому предназначена  информация, и кто может принять  ее и использовать.

     Для того, чтобы лучше понимать процесс  обмена информацией и условия  его эффективности необходимо знать  о стадиях процесса. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:

     1. зарождение идеи;

     2. кодирование и выбор канала;

     3. передача;

     4. декодирование.

     Рассмотрим  каждый этап коммуникационного процесса.

     1. Обмен информацией начинается  с формулирования идеи или  отбора информации.

     Отправитель решает, какую важную идею или сообщение  следует сделать предметом обмена.

     Руководителю  необходимо так обменяться информацией  с подчиненными, чтобы они поняли, какие именно нужны изменения, почему нужны, каким образом следует осуществлять изменения.

     2. Прежде чем передать идею, отправитель  ее кодирует, используя при этом  слова, интонацию, жесты. Информация  кодируется так, чтобы она была  понятна получателю.

     Отправитель выбирает канал передачи информации. Он должен быть совместимым с типом  символов, которые использованы для  кодирования. Например, картина достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения  по телефону. То есть, если канал не соответствует идее, обмен информацией  будет менее эффективен.

     Рекомендуют не ограничиваться одним каналом. Желательно использовать два или большее  число каналов (одновременное использование  средств устной и письменной информацией  обычно эффективнее, чем обмен только письменной).

     3. На третьем этапе отправитель  использует для доставки сообщения  получателю, т.е. передает идею  или информацию. Здесь речь идет  только о физической передаче сообщения. Однако многие люди по ошибке принимают передачу за сам процесс коммуникаций. Необходимо знать, что передача является одним из этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до получателя.

     4. После передачи сообщения отправителем  получатель декодирует его. Декодирование  – это перевод символов отправителя  в мысли получателя. Если символы,  выбранные отправителем, имеют такое  же значение для получателя, то  получатель будет знать, что  именно имел в виду отправитель,  когда формулировал идею. Если  реакции на идеи не требуется,  то процесс обмена информацией  на этом должен завершиться.

     С точки зрения руководителя, обмен  информацией считается эффективным, если получатель продемонстрировал  понимание идеи, т.е. произвел действия, которых ждал от него отправитель.

     Таким образом, коммуникационный процесс - обмен  информацией между двумя или  более людьми; к основным элементам  коммуникационного процесса относятся  – отправитель, сообщение, канал  и получатель; коммуникационный процесс  состоит из следующих этапов - зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.

1.2 Информационные технологии  и их свойства 

     Любому  предприятию, фирме, организации в  процессе их деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными  и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественная информация делает действия специалистов различных областей целенаправленными и эффективными.

     В сложившихся условиях все более  важной становится роль информационных технологий.

     Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных  научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной  организации труда людей, занятых  обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с  людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также  связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.1

     Основные  черты современных информационных технологий:

    • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
    • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
    • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.2

     В широком смысле под информационной технологией следует понимать систему  методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и  программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

     Необходимо  отметить, что такие понятия как  «данные», «информация», «знания» не являются тождественными, и их принято различать. Систематизируя многие существующие к  трактовке этих понятий, можно сформулировать следующие их определения. Фиксируемые  воспринимаемые факты окружающего  мира представляют собой данные. При  использовании данных в процессе решения конкретных задач появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания.

     В числе отличительных свойств  информационных технологий, имеющих  стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

     Информационные  технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня  являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

     Информационные  технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в  последние годы занимают все большее  место в жизнедеятельности человеческого  общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении  становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения  становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и  научные знания. В настоящее время  в большинстве развитых стран  большая часть занятого населения  в той или иной мере связана  с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать  и практически использовать соответствующие  этим процессам информационные технологии.

     Информационные  процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому  очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

     Информационные  технологии сегодня играют исключительно  важную роль в обеспечении информационного  взаимодействия между людьми, а также  в системах подготовки и распространения  массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными  средствами связи (телефон, телеграф, радио  и телевидение) в социальной сфере  все более широко используются системы  электронных телекоммуникаций, электронная  почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и  снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и  международных экономических и  культурных связей, миграцией населения  и его все более динамичным перемещением по планете.3

     Информационные  технологии занимают сегодня центральное  место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования  и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся  странах компьютерное и телевизионное  обучение, учебные программы на оптических дисках и мультимедийные технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование  обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом  и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

     Информационные  технологии играют в настоящее время  ключевую роль также и в процессах  получения и накопления новых  знаний. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

     Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного  моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения  плохо формализуемых задач, а  также задач с неполной информацией  и нечеткими исходными данными.

     Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что  их использование может оказать  существенное содействие в решении  глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с  необходимостью преодоления переживаемого  мировым сообществом глобального  кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования  глобальных процессов, особенно в сочетании  с методами космического информационного  мониторинга, могут обеспечить уже  сегодня возможность прогнозирования  многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах  экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных  технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.4 
 
 

1.3 Классификация информационных  технологий 

     Информационные  технологии различаются по способам представления информации, с которой  имеют дело использующие их люди. В  литературе по обработке информации сложилась следующая классификация  информационных технологий, предназначенных  для реализации определенных задач (функционально-ориентированные информационные технологии):

     — обработка данных (в том числе  обработка табличной информации);

     — обработка письменных текстов;

     — обработка графической информации — машинная графика (деловая и  профессиональная);

     — обработка изображений;

     — обработка устной речи;

     — передача и распределение информации;

     — мультимедиа-технологии, сочетающие в  себе названные выше технологии.

     Из  всех информационных технологий наиболее распространенной является технология обработки текстов. Она состоит  из следующих процессов:

     — ввод текста в компьютер (чаще всего  с помощью клавиатуры);

     — редактирование введенного текста, хранение промежуточных и конечного вариантов  текста;

Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере