Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа
Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.
Информационная технология - система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.
Информационная технология - автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.
Информационная технология - представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
Информационная технология - современные виды информационного обслуживания, организован
Введение
Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий
1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса
1.2 Информационные технологии и их свойства
1.3 Классификация информационных технологий
1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа
Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере
2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Заключение
Список литературы
Основной целью создания единого информационного пространства является предоставление потенциальным пользователям (органам управления и подразделениям социальной сферой, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например: обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.).
Проведенный анализ литературных источников, изучение информационных ресурсов в разных структурных подразделениях социальной сферы позволяет сделать вывод: внедрение современных информационных средств, и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования позволит повысить эффективность работы территориальных органов управления и организаций социальной сферы за счет автоматизации операций по сбору, учету, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для принятия решений.
По
мнению Г.Г. Кузнецовой огромную роль в
правильности и адекватности принимаемых
мер по социальной защите населения
имеет своевременная и
-
постоянное увеличение объёмов
обрабатываемой информации и
необходимость сокращении
-
высокая интенсивность
-
потребность в налаживании
-
потребность в мощной
-
постоянное изменение
-
постоянно возрастающие
Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:
•сбор, накопление фактов и статических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;
•хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;
•сравнение
показателей текущих социальных
процессов с нормативными моделями
социального воспроизводства
• взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; обеспечивают оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.
Использование компьютерной техники в органах управления социальной защиты населения позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, в Москве действуют следующие компьютеризированные информационные системы: "Льготы-справка" — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан; "Обращение-учет" — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию; "Архив" — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии; "Пенсионер-транспорт" — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги; "Пенсионер-справка" — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др.15
По целому ряду социально-ориентированных направлений Минтрудом России ведутся централизованные информационные разработки. Были предусмотрены работы по сопровождению и развитию программных комплексов:
- «Адресная социальная помощь»;
-
«Региональное социальное
- «АРМ назначения и выплаты пособий»;
-
«Подготовка, контроль и
-
«Подготовка, контроль и
- «Учет ветеранов и участников ВОВ»;
- «Информационный комплекс бюро медико-социальной экспертизы».
Практика показала эффективность организации процесса разработки и сопровождения ПО в органах социальной защиты населения края, что можно выразить в следующих тезисах:
1)
размещение служб разработки, внедрения
и сопровождения в одном месте,
2)
разработка на региональном
3)
размещение разработчиков
Применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:
-
возрастает продуктивность его
работы за счет устранения
элементов рутинности труда (
-
имеют адресную нацеленность
на конкретного клиента при
определении видов
-
появляется возможность
-
уменьшается количество
Также
необходимо отменить отрицательные
стороны использования
-
наблюдается низкая
-
для технологического
-
изменяется коммуникационная
Наш
анализ показывает, что на современном
уровне развития социальной работы и
при нынешнем техническом сопровождении
учреждений социальной сферы компьютерные
системы в социальной сфере России
в большинстве случаев
Применительно
к третьему типу субъектов социальной
работы компьютерные технологии оказывают
следующее положительное
-
повышают информированность
-
обеспечивают оперативность
-
сокращают время получения
- помогают адаптироваться людям с ограниченными физическими возможностями.
Таким
образом, эти технологии будучи клиентоцентрированными
обеспечивают адресность социальной помощи.
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Применение информационных технологий в социальной работе с различными группами населения в нашей стране в данный момент только набирает обороты. Однако в этой области уже достигнуты определённые успехи. К сожалению, в рамках данной работы невозможно подробно остановиться на всех направлениях социальной работы, использующих информационные технологии, поэтому будет уделено внимание лишь некоторым из них.
Огромное значение использование информационных технологий имеет в социальной работе с различными группами инвалидов, в том числе и детей-инвалидов.
Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом.16 По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
В
кризисных ситуациях положение
инвалидов ухудшается, они острее
ощущают свою зависимость, ущербность,
одиночество. В это время необходимо
оптимизировать условия жизнедеятельности
людей с ограниченными
Для
инвалидов с заболеваниями
Дети-инвалиды, не имеющие возможности обучаться в обычных учебных заведениях, обучаются дистанционно. Для более успешногциоистанционного обучения им также крайне необходим персональный компьютер с набором специальных программ, адаптированный под их индивидуальные особенности. Это же касается и молодых людей-инвалидов для получения ими полноценного высшего образования и последующей успешной интеграции в общество.
Весьма
перспективным видится
Специфика применения информационных технологий при обучении таких детей определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований. Кроме того, визуальный информационный канал занимает в системе указанных технологий ведущее место.
Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере