Информационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.
Информационная технология - система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.
Информационная технология - автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.
Информационная технология - представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
Информационная технология - современные виды информационного обслуживания, организован

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий
1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса
1.2 Информационные технологии и их свойства
1.3 Классификация информационных технологий
1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа
Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере
2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инф. технологии в соц. сфере.docx

— 148.79 Кб (Скачать файл)

     — получение новых текстов путем  компоновки заранее заготовленных  фрагментов;

     — выдача готового текста на печать или  на передачу другим абонентам, например в виде сообщения электронной  почты.

     Среди технологий машинной графики различают  деловую и профессиональную графику. Деловая графика дает возможность  работы с графиками функций, диаграммами, организационными схемами, что позволяет  более наглядно представить информацию. Другой раздел технологии машинной графики  — это работа с электронными чертежами. Кроме того, современные средства машинной графики позволяют формировать  на экране трехмерные объекты и трехмерные сцены. Эти технологии поддерживаются графическими редакторами. 5

     Технология  обработки изображений широко используется при создании компьютерных игр. Она  дает возможность представить картины  на экране в памяти компьютера. Для  этого используется кодирование  растра картины кодами яркости и  цвета его отдельных точек. Можно  редактировать изображение, вносить  в него новые объекты, выделять фрагменты, изменять их масштаб. Другой возможный  способ кодирования изображений  — это так называемая «векторная»  графика, представляющая изображение  с помощью точек, соединенных  между собой.

     Технология  обработки устной речи обеспечивает распознавание фонем, слов и предложений, произнесенных человеком, фиксирование полученного текста, синтез речи по заданному письменному тексту.

     Передача  и распределение информации, или  коммуникационные технологии, относятся  к одним из важнейших, поскольку  именно с их помощью удается создать  в обществе единое информационное пространство.

     Мультимедиа-технологии сочетают в себе две или более  базовых технологий из числа указанных  выше и, соответственно, поддерживаются программными средствами, работающими  со звуком, видеоизображением и т.д.

     Наряду  с функционально-ориентированными информационными технологиями можно  выделить ряд предметно-ориентированных  информационных технологий, предназначенных для решения конкретных задач в определенной предметной области (например, медицинские или банковские системы).

     Проблемно-ориентированные  информационные технологии занимают промежуточное  положение между функционально-ориентированными и предметно-ориентированными, т.е., предназначены для решения типовых прикладных задач. К ним относятся:

     — информационно-поисковые системы;

     — базы данных и базы знаний;

     — экспертные системы;

     — настольные издательские системы;

     — системы автоматизации научных  исследований;

     — системы автоматизированного проектирования и т.д.6 

1.4 Концепция информационного  общества и информационные  технологии в процессе  социально-экономического  и политического  анализа

     Информационное  общество – концепция постиндустриального  общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства являются информация и знания.

     Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального  общества, основу которой положили З. Бжезинский, Э. Тоффлер и другие западные футурологи . Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.

     «Постиндустриальное общество, – утверждает З. Бжезинский, становится технотронным обществом – обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций». Технократизм развития нашей цивилизации влияет на характер восприятия действительности индивидом, она разрушает традиционные связи в семье и между поколениями; общественная жизнь, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции, все более фрагментарна. Именно этот парадокс, по мнению З. Бжезинского, способствует краху старых оснований для общности людей и формирует новое глобальное видение мира.

     Рассматривая  общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного  общества связывают его становление  с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Й. Масуда).

     Авторы  концепции «информационного (постиндустриального) общества» так и не пришли к  единому мнению о том, что первично – духовная или материальная сфера. Например, К. Ясперс и Э. Тоффлер полагали моментом наступления новой «волны» изменившееся бытие человека и среду его обитания. М. Маклюэн большее внимание уделял средствам массовой информации и точкой отсчета считал книгопечатание Гутенберга. «Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным, формируется исходный элемент, и центральный агент такого общественного устройства – атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность.

     Однако  при многообразии воззрений различных  авторов на ход исторического  развития, все они отмечают, что:

    1. История подразделяется на три  основных глобальных этапа, которые  условно можно назвать «сельскохозяйственный», «индустриальный» и «постиндустриальный»;

    2. Разграничение между этапами  проводится на базе производственных  отношений или взаимодействия  человека с природой (через орудия  труда, через машины или технику,  через информацию);

    3. Переход к следующему этапу  осуществляется путем научно-технической  революции, в ходе которой изменяется  среда обитания, что, в свою  очередь, влечет к трансформациям  в сознании людей;

    4. Завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов,  уже наступил, а, по мнению других, – наступит в ближайшем будущем, является «информационное общество», а для культуры наступает эпоха постмодерна.

     К сожалению, авторы концепций «информационного общества» (за исключением, пожалуй, Э. Тоффлера) не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступление принесет для культурной жизни человечества. А.И. Ракитов разделил процесс становления информационного общества на пять стадий (информационных революций):

     Первая – распространение языка.

     Вторая  – появление письменности.

     Третья – массовое книгопечатание.

     Четвертая – информационная революция – состоит в применении электрической связи (телефона, телеграфа, радио и телевидения), которая сразу же перерастает в пятую.

     Пятая стадия отличается применением компьютеров, использованием баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей. На этой стадии интегрируются сопровождающие информационные революции технологические изменения. В связи с этим А.И. Ракитов подчеркивает, что в недалеком будущем это окажет гигантское влияние на все цивилизационные и культурные процессы в глобальном масштабе. Ж.-Ф. Лиотар считает что «по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания – «знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть».

    Отличительными  чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего : эффективное информационное взаимодействие людей,

их доступ к  мировым информационным ресурсам и  удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

     Критерии  перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой):

  1. социально-экономические (критерии занятости населения);
  2. технические;
  3. космические.

     Социально-экономический  критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:

    • если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
    • если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

     По  данному критерию США вступили в  постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» - преодолел  этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится  на индустриальном этапе развития.

    Технический критерий оценивает информационную вооруженность.

    Ранняя  фаза информатизации общества наступает  при достижении удельной информационной вооруженностью, которая соответствует  развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая  же фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в  любое время суток и в любой  точке пространства.

     По  этому критерию Россия находится  в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей  фазы в 30 - 40 гг. XXI века, в то время  как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.

     Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

     Дополнительные  критерии (А.И. Ракитов) перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
  • в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг .

     Информационное  общество отличается от общества, в  котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все  отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых  рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом  развитии.

     Однозначного  определения информационной индустрии  не существует. Однако в развитых странах  накоплен определенный опыт по статистическому  измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая  классификация в рубрике «Информационные  технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги.

     Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической  модернизации современного общества ставит перед обществом два главных  вопроса:

Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере