- смогут ли
люди адаптироваться к изменениям?
- породят ли
новые технологии новую дифференциацию
общества?
Наиболее
существенной угрозой переходного
периода к информационному обществу
является разделение людей на имеющих
информацию, умеющих обращаться с
информационными технологиями, и
не обладающими такими навыками. В случае
если новые информационные технологии
будут оставаться в распоряжении небольшой
социальной группы, расслоение общества
неизбежно.
Несмотря
на опасности информационные технологии:
- расширяют
права граждан путем предоставления моментального
доступа к разнообразной информации;
- увеличивают
возможности людей участвовать в процессе
принятия политических решений и следить
за действиями правительств;
- предоставляют
возможность активно производить информацию,
а не только ее потреблять;
- обеспечивают
средства защиты частной жизни и анонимности
личных посланий и коммуникаций.
Развитие
информационных технологий воздействует
на все стороны жизни общества:
экономику; политику, науку, культуру,
образование, а также на актуальную
в этой работе - социальную сферу. Однако
самое главное воздействие происходит
на гражданское общество и системы
государственного управления. Потенциальная
возможность граждан непосредственно
воздействовать на правительства ставит
вопрос о трансформации существующих
демократических структур. С помощью
новых коммуникационных технологий
возникает возможность осуществления
«референдной демократии7».
С
другой стороны проникновение информационных
технологий в частную жизнь людей
может угрожать неприкосновенности
личной жизни граждан. Цена за удобство,
скорость передачи и получения информации,
разнообразные информационные услуги
– человек постоянно должен сообщать
о себе личные данные в информационные
системы – потеря анонимности.
В
связи с особой чувствительностью
к сбору персональной информации
в документах Европейского Сообщества
(Building the European Information Society for Us All. First Reflections
of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаются
следующие рекомендации:
- сбор и хранение
идентифицируемой информации должны быть
минимальны;
- решение открывать
или закрывать сведениях, должно быть
предоставлено самим людям;
- при проектировании
информационных систем необходимо учитывать
необходимость защиты персональной информации;
- граждане
должны иметь доступ к новейшим технологиям
по защите личной тайны;
- защита персональных
сведений и личной жизни должна стать
центральным пунктом политики, обеспечивающей
право на анонимность граждан в информационных
системах.
Интенсивное
внедрение информационных технологий
в государственные органы дает возможность:
- приблизить
их к гражданам, улучшить и расширить услуги,
населению;
- повысить
внутреннюю эффективность и сократить
затраты на госсектор;
- стимулировать
создание нового информационного оборудования,
продуктов и услуг частным сектором путем
адекватной государственной политики.
Следующие
принципы должны применяться относительно
доступа к общественной информации:
- информация
должна быть открыта для всех;
- основная
информация должна быть бесплатной;
- разумная
цена должна назначаться, если требуется
дополнительная обработка, имея в виду
стоимость подготовки и передачи информации,
плюс небольшая прибыль;
- непрерывность:
информация должна обеспечиваться постоянно,
и должна быть одинакового качества.
Как
правило, причина неудач в реализации
проектов внедрения информационных
технологий как на уровне предприятий,
так и государства - в неумении сочетать
технологические инновации с организационными.
Исходя
из вышеописанной концепции информационного
общества можно сделать вывод, что информационные
технологии играют большую роль не только
в политической сфере, но и в социальной.
В
политическом аспекте
процессы информатизации
позволяют:
- создать необходимые
условия для доступа широких слоев населения
к информационным ресурсам в целях повышения
его политической, экономической и социальной
активности;
- способствовать
реализации процессов гласности и демократизации
общества;
- реализовать
мониторинг общественного мнения населения
по основным проблемам жизнедеятельности;
- создать условия
согласованного развития округа и муниципальных
образований в его составе как целостного
субъекта Российской Федерации;
- прогнозировать,
выявлять и разрешать проявления социально-экономической
напряженности.
Экономические
аспекты информатизации ориентированы
прежде всего на повышение эффективности
общественного производства, использования
природных ресурсов и собственности, улучшение
социально-экономических условий жизни
населения.
Использование
информационных технологий
в социальной
сфере позволяет:
- более полно
и своевременно учитывать потребности
населения округа и целенаправленно реагировать
на эти потребности;
- способствовать
реализации принципа социальной справедливости
при распределении общественных благ;
- способствовать
эффективному функционированию отраслей
социальной инфраструктуры;
- повысить
интеллектуальный потенциал общества,
развивать новые формы досуга, отдыха
и развлечения населения. 8
Согласно
концепции федеральной целевой
программы «Развитие информатизации
в России» могут быть определены
основные принципиальные положения
и пути построения территориальной
информационной системы (ТИС), разработки
общего представления о структуре
и содержании системы в целом
и направлениях информатизации в
отдельных ее частях (элементах), разработано
научно-техническое обоснование
программы информатизации.
Концепция
информатизации является основным
научно-методическим документом, содержащим
основные принципиальные подходы к
развитию процессов информатизации,
обеспечивающим целостное представление
об информационной системе в целом.
В
Концепции определяются:
- основные
цели и направления информатизации процессов
управления;
- стратегия
и тактика проведения работ с учетом имеющихся
в России работ в этом направлении, привлечения
для решения проблем информатизации различных
научно-производственных коллективов;
- основные
направления по развитию инфраструктуры
информатизации с учетом современного
состояния средств вычислительной техники;
- система
управления информатизацией, основные
этапы реализации Концепции, экономические
и социальные последствия от внедрения
новых информационных технологий.
В
целом содержание Концепции ориентировано
на формирование общей единой стратегии
проведения политики информатизации,
единого методологического подхода
при проектировании и создании прикладных
информационных технологий для всех
уровней и структур органов власти
и управления.
При
разработке Концепции
учитывались:
- законодательные
и другие нормативные правовые документы
федерального уровня, регламентирующие
процессы информатизации отдельных сфер
деятельности общества;
- методические
документы Минсвязи России в области региональной
информатизации, построения территориальных
информационных систем и их элементов;
- опыт решения
проблем информатизации в других регионах
Российской Федерации;
Современные
информационные технологии, системообразующая
материальная база которых представляется
программными и техническими средствами
вычислительных машин, являются исключительным
интеллектуальным, промышленным и социальным
феноменом конца. Значение информатизации
в последние десятилетия выросло настолько,
что высокий уровень развития целого ряда
государств определяется термином “информационное
общество”.9 На рисунке 1 представлена
схема концепции формирования информационного
общества.
Рисунок
1. Концепция формирования
информационного
общества
Вычислительные
средства, используемые как локально,
так и организованные в информационные
технологии в высокоразвитых странах
обеспечивают:
- функционирование
и динамичное развитие научно-технического
и промышленного потенциала в условиях
жесткой конкуренции;
- создание
и эксплуатацию современного вооружения;
- организационно-техническое
обеспечение функционирования всех систем
сложного экономического механизма;
- эффективное
управление на уровнях федеральной, региональных,
местных и всей совокупности промышленно-экономических
структур;
- интеллектуальное
сопровождение всех других направлений
человеческой деятельности (образование,
медицина, сфера услуг и т.п.);
- стимулирование
производительной работы кадров различных
специальностей и уровней, основанной
на широком применении персональных компьютеров.
Именно
в этой связи отметим, что в
настоящее время уже очевидным
историческим фактом является информационно-компьютерная
революция во всех индустриально
развитых странах. Таким образом, современная
рыночная экономика в определяющей
мере зависит от состояния и динамики
развития информационных технологий.
В
условиях такой огромной страны, как
Россия, программы информационных технологий
должны быть реализованы преимущественно
путем воссоздания собственной
индустрии вычислительных средств
и обеспечивающих их коммуникаций.
Эти цели определяют структуру источников
финансирования. Очевидными являются
следующие:
- средства
промышленных, транспортных, торговых,
банковских и других производственных
и посреднических структур;
- федеральный,
региональные и местные бюджеты, которые,
в свою очередь, в настоящее время не могут
быть устойчиво сформированы без использования
информационных технологий;
- личные (семейные)
бюджеты граждан. 10
Безусловно,
что само по себе определение потребностей
и возможных источников финансирования
информационных технологий не обеспечит
функционирования устойчивой инвестиционной
системы. Для практического решения
этих проблем требуется отработка хозяйственного
механизма, основанного на экономической,
в том числе налоговой, политике и определенном
экономическом мышлении. Все это является
необходимым, поскольку альтернативой
может быть только нарастание экономического
отставания и, таким образом, дальнейшая
деградация научно-производственного
потенциала страны уже в условиях рынка,
поскольку в переходный период только
рыночный механизм не обеспечит решения
этих сложных проблем.
Важнейшим
фактором преобразования отрасли информационных
технологий становится определение
процедур ее взаимодействия со структурами,
компьютеризация которых в условиях
современного производства в крупных
индустриально развитых странах
является неотъемлемой его частью.
При этом одновременно должны определяться
организационные структуры, которые
будут реализовывать эти сложные
науко- и трудоемкие процессы. Решение
структурно-организационных и процедурных
вопросов является необходимым условием
успешного проведения работ, поскольку
современные компьютерные системы можно
реализовать на принципах, характерных
для функционирования энергетических,
дорожно-транспортных, правоохранительных,
военно-промышленных и других систем,
действующих в крупных государствах. Акцентирование
внимания на такого рода аналогиях становится
необходимым, поскольку в настоящее время
предпринимаются попытки представить
реализацию этих проблем как единственно
возможную в первую очередь на уровне
мелкого и среднего бизнеса, преимущественно
путем закупки систем обработки информации
(прежде всего персональных компьютеров)
за рубежом и адаптации связанного с ними
программного обеспечения. Такого рода
программы в силу не только простоты, но
и по причине того, что они отражают экономические
интересы ряда новых, сформировавшихся
в переходный период, прежде всего посреднических
структур, находят определенную поддержку
как в законодательных, так и исполнительных
органах государства. Следует, однако,
отметить, что в процессах глобальной
мировой политики лишенная собственной
промышленности информационных технологий
Россия представляет больший интерес
для индустриально развитых стран как
потребитель производимого ими стратегического
товара, что не должно восприниматься
нашей страной как экономическое партнерство.
В
индустриально развитых странах
принято утверждать, что информационные
системы стали экономическим
ресурсом, сопоставимым с капиталом
и трудом.