Информационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.
Информационная технология - система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.
Информационная технология - автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.
Информационная технология - представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
Информационная технология - современные виды информационного обслуживания, организован

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий
1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса
1.2 Информационные технологии и их свойства
1.3 Классификация информационных технологий
1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа
Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере
2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инф. технологии в соц. сфере.docx

— 148.79 Кб (Скачать файл)

      Применительно к информационным технологиям такое  положение стало возможным тогда, когда в обществе сложилось по-настоящему их массовое производство и потребление, поскольку была осуществлена электронизация всего технологического процесса - разработки, производства и эксплуатации совокупности технических и программных  средств для переработки, хранения и передачи информации. Именно с этого времени стало быстро складываться и укрепляться отношение к информатизации как к экономическому ресурсу. Практика показывает, что уже нельзя обойтись без развитых представлений об информационных ресурсах и без использования этого понятия в научном анализе современных экономических систем.

      Оценивая  роль информационных технологий в современном  обществе, следует рассматривать  не только вычислительные системы, их технические и программные средства, но и значительно более широкую  сферу, прежде всего организационную  иерархию элементов информационной среды с огромными затратами  на коммуникации и предварительную  подготовку информации.

      Поэтому проводимые традиционные оценки информационной оснащенности по числу ЭВМ, терминалов и некоторых других компонентов  информационных технологий - это лишь часть, хотя и существенная, в оценке уровня инструментализации и создании системы параметров, характеризующих эффективность информатизации. В совокупность такого рода оценок следует включать технику коммуникаций, характеристики трудоемких подготовительных процессов, происходящих у пользователей, прежде всего их формализацию, то есть начало оценивания следует проводить уже на этапах исходного генерирования информации.

      Таким образом, в экономическом смысле информационные технологии в настоящее  время выступают как:

    • направления экономической деятельности совокупности специализированных предприятий и организаций - определенная отрасль;
    • ресурс - фактор производства;
    • объект купли-продажи - товар, услуга;
    • инструментарий рыночного (экономического) механизма;
    • фактор в конкурентной борьбе любой экономической структуры.11

      Создание  информационных технологий на уровне, характерном для индустриально  развитых стран, требует огромных затрат на разработку, производство и эксплуатацию технических и программных средств  вычислительных систем, а также на поддержание в рабочем состоянии  как носителей информации, так  и коммуникаций ее обмена.

      Именно  поэтому технические и программные  средства информационных технологий предъявляют  высокие требования к стандартизации, унификации, типовым решениям, нетрадиционные по своему характеру и объемам. Они  диктуются не только огромным количеством  технических и программных средств, подлежащих массовой эксплуатации и  обслуживанию, но и самим характером информационных процессов. В этом, прежде всего, заложен экономический смысл  и экономическая необходимость централизованного решения проблем развития информационных технологий на всех этапах жизненного цикла.

      Информатизация  многое изменяет в жизни общества, существенно влияет на структуру  и объемы налогообложения и, таким  образом, активно отражается в жизни  каждого человека. В этой связи  в массовом экономическом сознании должны быть четкие представления о  необходимости компьютеризации прежде всего для обеспечения должного уровня производительности труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Специфика использования  информационных технологий в социальной сфере

    2.1 Роль и место  информационных технологий  в современной  социальной сфере 

     Информатизация  общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

     История развития информатизации началась в  США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом  стран, таких как Япония в 70-х годах  и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим  средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление  и развитие компьютеров - это необходимая  составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется  комплексу мер, направленных на обеспечение  полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация  общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению  базы компьютеров, обеспечивающих оперативное  получение информации. Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед  будущим поколением возможности  свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.

     Информационные  технологии можно рассматривать  как элемент и функцию информационного  общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование  системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков  информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и  стереотипов, то сегодня главная  роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном  уровнях. Они играют ключевую роль в  формировании техноструктуры, в повышении  роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг. 12

     Общество  с высоким уровнем развития и  использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими  производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

     Отличительными  особенностями информационного  общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.

     Формирование  в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции  по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили  возможности образования как  системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. Был осуществлен переход: от устного диалога времен Сократа - к образовательным формам, которые включили чтение и письмо; от ученых времен раннего Средневековья, обучающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудится, - к новой образовательной структуре, в которой организованные ученые и студенты работают вместе в пределах университета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы.

     Именно  специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения  в обществе. Социальные педагоги и  социальные работники как специалисты  различных социальных служб дополняют  и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи  государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как "социальная педагогика" и "социальная работа" позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность. Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

     Вот уже почти два десятка лет  не утихают споры о том, какое  место должен занимать компьютер  в профессиональной деятельности педагога. Экзотикой для подавляющего большинства  педагогов остаются и компьютерные учебники, и интеллектуальные системы, и телетестинг, и прочие атрибуты тесной дружбы школы и информатики. 13

     Информационные  технологии вошли во все сферы  нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности  процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим  для социальной сферы. Информационные технологии – это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. В учебном процессе важны не информационные технологии сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.  
 

2.2 Социальные предпосылки  и последствия  использования информационных  технологий в социальной  сфере 

     Разнохарактерность  и острота социальных проблем, которые  приходится решать органам социальной защиты населения муниципальных  образований, придают особую актуальность вопросам технологизации социальной работы в органах соцзащиты технологии его управленческой деятельности. Это  тем более необходимо, что органы социальной защиты населения являются проводниками социальной политики государства  и от них зависит очень многое в деле реализации федеральных законов  и нормативных правовых актов, различного рода социальных программ. На уровне местного самоуправления решается широкий спектр и других задач, что дает возможность развивать социальную сферу, расширять ассортимент, повышать качество предоставляемых населению социальных услуг, оперативно реагировать на изменения в законодательстве, ибо все это связано с повседневной жизнью и заботами многих тысяч людей.

     В такой ситуации многое зависит от мобильности социальной защиты, от активности и подготовленности специалистов данной сферы, от точности, достоверности  и полноты имеющихся данных. Данная ситуация разрешима только в том  случае, если сотрудники социальной защиты будут иметь в наличии такой  инструмент, который позволил бы разрешить  эти проблемы. И здесь может  быть только один путь — компьютеризация, а в более широком плане  информатизация, без которой сегодня  немыслимо какое-либо поступательное движение Социальные предпосылки и  последствия использования информационных технологий в социальной сфере.

     В условиях развития социальной сферы  невозможно решить проблему создания единого поля социальной работы, также  эффективное управление ею, если не создано общее информационное пространство, основанное на новых прогрессивных  информационных технологиях, автоматизированном информационном взаимодействии территориальных, социальных, экономических и производственных структур.14

     Ориентируясь  на проблемы сегодняшнего дня, специалисты  делают вывод об информационном «взрыве» в области нормативного права, практике взаимоотношений властных органов  и органов управления социальной сферой. Также наблюдается огромный интерес физических и юридических  лиц государственных и общественных организаций к информации, касающейся социальной ситуации в регионах.

     Информатизация  социальной сферы предполагает решение  проблем разработки и внедрения  типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям: социальная защита населения; трудоустройство и занятость населения; охрана здоровья; народное образование; охрана окружающей среды; мониторинг общественного мнения.

Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере