Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты исследования эмоциональных
состояний в учебной
1.1 Анализ проблемы
психических состояний в
1.2 Характеристика
типичных психических
1.3 Особенности
проявления психических
Глава 2. Экспериментальное
исследование выраженности эмоциональных
состояний у студентов в
2.1 Постановка
эксперимента………………………………………………
2.2 Обсуждение
результатов деятельности………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Приложения
Введение
Актуальность
исследования. Эмоциями (аффектами, душевными
волнениями) называют такие состояния,
как страх, гнев, тоска, радость, любовь,
надежда, грусть, отвращение, гордость
и т.п. Эмоции проявляются в определенных
психических переживаниях, каждому известных
по своему опыту, и в телесных явлениях.
Как и ощущение, эмоции имеют положительный
или отрицательный чувственный тон, связанный
с чувством удовольствия или неудовольствия.
Чувство удовольствия при усилении переходи
в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие
проявляются в определенной мимике лица
и изменениях пульса. При эмоциях телесные
явления выражены гораздо реже. Так, радость
и веселье проявляются в двигательном
возбуждении: смех, громкая речь, оживленная
жестикуляция (дети прыгают от радости),
пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение
мелких сосудов), ускорение умственных
процессов, наплыв мыслей, склонность
к остротам, чувство бодрости. При печали,
тоске, наоборот, имеется психомоторная
задержка. Движения замедленны и скудны,
человек
"подавлен". Осанка выражает мышечную
слабость. Мысли, неотрывно, прикованы
к одному. Бледность кожи, осунувшиеся
черты лица, уменьшение выделения секрета
желез, горький вкус во рту. При сильной
печали слез нет, но они могут появиться
при ослаблении остроты переживаний. На
основании телесных переживаний Кант
делил эмоции на стенические (радость,
воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие
мышечный тонус, силу, и астенические (страх,
тоска, печаль) - ослабляющие. Некоторые
аффекты трудно отнести в одну или другую
рубрику, и даже один и тот же аффект при
разной интенсивности может выявлять
то стенические, то астенические черты.
По длительности течения эмоции могут
быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Длительные эмоции называются настроениями.
Есть люди, которые всегда веселы, находятся
в повышенном настроении, другие склонны
к угнетенному состоянию, к тоске или всегда
раздражены. Настроение - сложный комплекс,
который частично связан с внешними переживаниями,
частично основан на общем расположении
организма к определенным эмоциональным
состояниям, частично зависит от ощущений,
исходящих из органов тела.
За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде.
Объект исследования: студенты четвертого курса факультета психологии ЕГПУ.
Предмет исследования:
эмоциональные состояния у
Гипотеза исследования:
эмоциональные состояния
Цель исследования:
выявление уровня выраженности эмоциональных
состояний у студентов-
Задачи исследования:
1. проанализировать
психолого-педагогическую
2. рассмотреть
особенности проявления
3. определить выраженность
эмоциональных состояний у
ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты исследования эмоциональных
состояний в учебной
1.1 Анализ проблемы
психических состояний в
Первое систематическое изучение психических состояний начинается в Индии во 2-3 тысячелетие до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему психических состояний. Развитие философской категории "состояние" произошло в работах Канта и Гегеля. Систематическое изучение психических состояний в психологии, пожалуй, началось с У.Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь подразумеваются такие явления как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д. Дальнейшее развитие категории психических состояний связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой связанной с психическими состояниями, является статья О.А. Черниковой (1937г.), выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем психические состояния исследовали Пуни А.Ц., Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. и другие. По словам В.А. Ганзена, только после выхода в 1964 г. книги Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние» получил широкое распространение. Н.Д. Левитову принадлежит и первая монография по психическим состояниям. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека. Н.Д. Левитов определял психические состояния как «целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности»[8,стр.20].
Позднее, вопроса
о психических состояниях касались
Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев,
К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова
и другие. Иными словами, как отмечают
А.О. Прохоров, Б.Г. Ананьев Ф.Е. Василюк
и др., различные формы поведения
и деятельности человека протекают
на фоне некоторой совокупности психических
состояний, которые могут оказывать как
положительное, так и отрицательное влияние
на адекватность и успешность поведения
и деятельности в целом. В качестве ключевых
звеньев возникновения любого психического
состояния А.О. Прохоров выделил три. Во-первых,
это ситуация, которая выражает степень сбалансированности
Параллельно с
психологией психические
они направляют нашу ежедневную жизнь,
они обусловливают прогресс человеческого
общежития" [11,стр.224-245]. Дальнейшая разработка
психических состояний в рамках физиологии
связана с именем Купалова П.С., показавшего,
что временные состояния формируются
внешними воздействиями по механизму
условного рефлекса. Мясищев рассматривал
психические состояния как один из элементов
структуры личности, в одном ряду с процессами,
свойствами и отношениями. Б.Ф. Ломов писал:
"Психические процессы, состояния и
свойства существуют не вне живого человеческого
организма, не как экстрацеребральные
функции. Они являются функцией мозга,
сформировавшегося и развившегося в процессе
биологической эволюции и исторического
развития человека. Поэтому выявление
законов психики требует исследования
работы мозга и нервной системы, более
того, всего человеческого организма в
целом" [9, стр.342]. В соответствии с принципом
единства психического и биологического,
а также требованиями объективной оценки
психических состояний, дальнейшее исследование
психических состояний проводилось в
двух направлениях: исследование функционального
состояния и эмоционального состояния,
т.е. исследования тех состояний, в которых
ярко выражен и поддается объективной
диагностике (в первую очередь диагностике
физиологических параметров) интенсивностный
показатель. Психические состояния - категория
психических явлений, до настоящего времени
во многом недостаточно изученная как
в отношении их теоретических основ, так
и в прикладном, практическом плане.
Классификация видов психических состояний по разным основаниям их характеристик включает в себя состояния умственные (интеллектуальные), эмоциональные, волевой активности и пассивности, трудовые и учебные, состояния стресса, подъема, растерянности, мобилизационной готовности, пресыщенности, ожидания, публичного одиночества и т.п.
А.О. Прохоров [12], по аналогии с временной осью, градуирует психические состояния по энергетической шкале. В основании такой градации Прохоров положил континуум активации Д. Линдсли и шкалу уровней психической активности В.А. Ганзена, В.Н. Юрченко. Такой подход позволил выделить три уровня психической активности, с соответствующими им состояниями психической активности:
1) состояние повышенной психической активности (счастье, восторг, экстаз, тревога, страх и т.д.);
2) состояния средней
(оптимальной) психической
3) состояния пониженной
психической активности (грезы, грусть,
утомление, рассеянность, кризисное
состояние и т.д.). Первый и третий
уровни Прохоров предлагает
Состояния имеют характеристики различной степени обобщённости: общие, видовые, индивидуальные. К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Субъективные и объективные характеристики психических состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, достаточно полное изучение которого, исходя из единства внутреннего и внешнего, невозможно без привлечения тех и других. Центральной же, системообразующей характеристикой всего компонентного состава психического состояния (по терминологии П.К. Анохина) является отношение человека. В структуре состояния она представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания - это отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания - это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. В отношении характеристик состояния Брушлинский отмечает, что состояниям присущи характеристики, свойственные всей психике. Это подчёркивает качество непрерывности состояний, которое, в свою очередь, связано с такими сторонами состояний, как интенсивность и устойчивость. Состояния, кроме характеристик, имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные (напряжённость воли) параметры.
Наряду с характеристиками и параметрами выделяют и функции состояний. Главными среди них можно назвать:
а) функцию регулирования (в процессах адаптации);
б) функцию интеграции
отдельных психических
Интересную концепцию
предлагает В.И. Чирков [18]. С диагностическими
целями он выделяет в психологических
состояниях пять факторов: настроение,
оценка вероятности успеха, мотивация
(уровень ее), уровень бодрствования
(тонический компонент) и отношение
к работе (деятельности). Эти пять
факторов он объединяет в три группы:
мотивационно-побудительная (настроение
и мотивация), эмоционально-оценочная
(оценка вероятности успеха и отношение
к работе) и активационно-энергетическая
(уровень бодрствования). Особняком
стоят классификации состояний
на основе системного подхода, разделяющие
психические состояния по тому или
иному признаку. Некоторые психологи
разделяют психические
По своему динамическому
характеру психические
Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности