Информационный стресс в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

На необходимость  привлечения категории психических  состояний для понимания свойств  указывает А.О. Прохоров [12], Левитов  Н.Д. [8]: "Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное  состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре  характера", а также Пуни А.Ц. [13, стр.29]: "состояние: можно представить  как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик  спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов". Указание на то, что психические  свойства есть лишь статистическая мера проявления психических состояний, есть и у А.Г. Ковалева [6]: "Психические  состояния нередко становятся типичными  для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические  свойства личности". Влияние опять-таки типичных состояний на качества личности можно найти у А.О. Прохорова. Перов  А.К. считает, что если психический  процесс и состояние имеют  существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. О том, что фазовые состояния могут  маскировать и демаскировать  тип нервной системы, писал Распопов П.П. [15]. О влиянии отрицательных  эмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примере неврозов, сообщил В.Н. Мясищев. Имеются также экспериментальные  данные о связи психических состояний  и свойств.

1.2 Характеристика  типичных психических состояний  в ситуации учебной деятельности

Психические состояния  чаще всего проявляются как реакция  на ситуацию или деятельность и носят  адаптивный, приспособительный характер к постоянно изменяющейся окружающей действительности, согласуя возможности  человека с конкретными объективными условиями и организуя его  взаимодействия со средой. Физиологическую  основу психических состояний составляют функциональные динамические системы (нейронные комплексы), объединенные по принципу доминанты. В отличие  от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных  процессов организма, психические  состояния определяются преимущественно  информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния - явления  исключительно индивидуализированные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ее ценностных ориентаций и т.п. Соответствие психических  состояний вызвавшим их условиям может быть нарушена. В этих случаях  происходит ослабление их приспособительной  роли, снижение эффективности поведения  и деятельности вплоть до полной дезорганизации.

На этой почве  могут возникнуть так называемые трудные состояния. Но прежде чем  приступить к анализу трудных  состояний, необходимо охарактеризовать состояния, сопутствующие нормальной реализации жизненных потребностей. Такого рода состояния в условиях повседневной, профессиональной деятельности определяются как состояния функционального  комфорта, то есть это значит, что  средства и условия труда конкретного  человека полностью соответствуют  его функциональным возможностям, а  сама деятельность сопровождается положительным  эмоциональным к ней отношением.

Такому состоянию  свойственна достаточно высокая  активность, сопровождающаяся оптимальной  по силе нервных и психических  функций человека. Однако идеальных  условий для любой деятельности практически не бывает никогда. Чаще всего имеют место большие или меньшие, внешние или внутренние помехи, которые нормальное активное состояние могут значительно изменить, превратив его в трудное. При этом имеет значение, как тип помехи, так и фаза деятельности, в которой эта помеха действует.

Термин «трудное состояние» был впервые введен в  научную практику Ф.Д. Горбовым, более  четверти века тому назад, исследовавшим  поведение и самочувствие летчиков в напряженных ситуациях. Он обнаружил, что выполнение некоторых профессиональных задач сопровождается кратковременными нервными срывами, быстропереходящими нарушениями оперативной памяти, пространственной ориентировки, вегетативной сферы.

Одним из условий  овладения культурой саморегуляции  является знание о трудных состояниях и обстоятельствах, при которых  они возникают. Трудные состояния  применительно к ситуациям повседневной жизни можно подразделить на следующие  четыре группы:

1) Психические  состояния, вызванные чрезмерной  психофизиологической мобилизации  организма в естественных фазах  деятельности. Сюда относятся неблагоприятные  формы предрабочих и рабочих  состояний, доминантные состояния  (навязчивость мыслей и действий  и т.п.)

2) Психические  состояния, формирующиеся под  влиянием неблагоприятных или  непривычных факторов внешней  среды биологического, психологического  и социального характера (реактивные  состояния). Эта группа включает  такие весьма разнородные состояния,  как утомление, дремотные состояния  (монотония), тревогу, депрессию,  аффект, фрустрацию, а также состояния,  вызываемые воздействием одиночества  (изоляции), ночного периода суток  («ночная психика»).

3) Предневротические  фиксации неблагоприятных реакций,  появляющихся в результате закрепления  отрицательной реакции в памяти («застойный очаг возбуждения») и  последующего ее воспроизведения  в аналогических первичному случаю условиях. Проявляются в виде навязчивых страхов (фобий). На основе фобий могут развиться навязчивые мысли и навязчивые действия.

4) Нарушения в  сфере личностной мотивации, куда  относятся, например, «кризис мотивации»  и его разновидности.

Стресс-это психическая  реакция, особое состояние человека в период «перехода», приспособления к новым условиям существования. Нарастающая урбанизация, индустриализация, ускорение темпов жизни и другие факторы вызвали к жизни массу  явлений, так называемых стрессоров, воздействие которых на человека проявляется в специфических  реакциях организма. Общее свойство последних - избыточная активация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное  возбуждение при появлении неприятных или угрожающих явлений. По видам  воздействия на человека стрессы  можно подразделить следующим образом.

Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлениями, воспалением тканей, ушибами и т.п.

Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

Состояние стресса - это одно из нормальных состояний  человека. Стресс (от англ. stress - нажим, давление) - это любое более или  менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс - неотъемлемое проявление жизни. Стресс можно определить как неспецифическую реакцию  организма на ситуацию, которая требует  большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей  адаптации к данной ситуации. Важно  иметь в виду, что любая новая  жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. «Любая нормальная деятельность, - писал Г. Селье,- игра в шахматы и даже страстное объятие - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда» [16]. Следовательно, дело не в наличии самого явления, а в его количестве (в его выраженности), перерастающем в качество. Существенно важно, поэтому различать главные характеристики стресса. Стресс не привязан строго к определенной группе трудных состояний, но как непременный атрибут жизнедеятельности он может дать началу любому из них. Вредоносный или по крайне мере неприятный стресс следовало бы называть дистресс (то англ. distress- горе, бедствие, расстройство). Чаще все же в разговорной речи и в литературе термином «стресс» обозначают вредоносное напряжение организма.

Установлено, что  стресс-реакция предшествует развитию как адаптации, так и функциональных нарушений. Она возникла и закрепилась  в эволюции как биологически полезная. Усиленная функциональная активность жизненно важных систем подготавливает организм к действию - либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. При  достаточно сильном и продолжительном  действии стресс-фактора стресс-реакция  может стать болезнетворной основой  различных функциональных нарушений. В зависимости от причин различают  стрессы физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывают механические, физические и т. п. воздействия -- сильный  звук, повышенная температура воздуха, вибрация. Психологический стресс может  возникнуть в условиях дефицита времени  или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности. При  этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное  напряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных  возможностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном  случае стресс ведет к дистрессу -- исчерпыванию энергоресурсов организма, развитию целого ряда физических и  даже психических заболеваний.

Доминантные состояния - разновидность стрессовых состояний, в которых напряженность сознательно  или безотчетно бывает смещена в  сферу внимания. Эти состояния  по своему содержанию, характеру и  длительности могут быть самыми разнообразными.

В научной литературе упоминается целый ряд подобного  состояния. Одним из важнейших является познавательные доминантные состояния, характерные для многих видов  человеческой деятельности. Проявляется  оно в трех основных вариантах, к  которым можно отнести исследование предметного мира, учебную и научную  доминанты.

Специфику доминантных  психических состояний в наибольшей мере определяет господствующая мотивация, реализующаяся в деятельности и  отражающаяся в эмоциях человека.

Фрустрация. Термин  frustration  означает  переживание  расстройства   планов, уничтожение замыслов, крушение надежд, напрасные ожидания, переживание неудачи, провала. Это указывает на какую-то, в известном смысле слова, травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Но, как считает Н.Д.Левитов, «фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы - выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакции на эти трудности. При этом должны изучаться те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерами, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности» [8, стр.118]. Во-вторых, есть неясности также и в том, к чему относить термин фрустрации: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психические состояния или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то, и другое употребление данного термина. Современные исследователи проводят различия между фрустратором и фрустрацией - внешней причиной и ее воздействием на личность. Во фрустрирующей ситуации принято различать фрустратор, фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию. Рассмотрим основные подходы к пониманию психического состояния фрустрации, как психического состояния, возникающего при наличии помехи на пути к достижению цели. Принято все зарубежные исследования относить к двум большим группам: первую составляют работы фрейдистской ориентации, вторую - исследования бихевиористского толка. Считается, что истоки работ по фрустрации идут к 3. Фрейду, который ввел данный термин для характеристики особого состояния или внутреннего психического конфликта, когда личность сталкивается с каким-либо (чаще - субъективно непреодолимым) препятствием на пути к достижению своих осознаваемых или неосознаваемых целей. В основе позиций фрейдизма и неофрейдизма лежит борьба «ид» (бессознательных, но властных влечений) и «суперэго» (принципов поведения, общественных норм и ценностей). Эта борьба полна фрустраций, понимаемых как подавление со стороны «цензуры», являющейся функцией «суперэго», влечений, которыми человек одержим с детства, и которые носят в значительной (по неофрейдистски) или в полной мере (по З. Фрейду) сексуальный характер. Фрустрация всегда является «вынужденным отказом» от чего-либо». К обычным последствиям фрустрации фрейдисты относят: переход личности на более низкий уровень функционирования (фрустрационная регрессия), бегство в мир фантазий и рационализация (например, логическое обоснование непреодолимости того или иного препятствия). Также, обязательным следствием фрустрации, неофрейдисты считают агрессию.

В отечественной  психологии фрустрация рассматривается  как один из видов психических  состояний, выражающихся в характерных  особенностях переживаний жизненных  трудностей (К.Д. Шафранская) и состояния  неудовлетворённости (Н.Д. Левитов). Фрустрация наступает, как отмечает Н.Д. Левитов, при возникновении трудностей на пути к удовлетворению потребностей или к достижению цели. Трудности  могут быть представлены в виде непреодолимых (или субъективно оцениваемых  как непреодолимые) препятствий, а  также в виде внешних или внутренних конфликтов, в том числе - угрозы, обвинения, конфликтного требования. Б.Г.Ананьев [1] подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами. Василюк  Ф.Е.   относит  фрустрацию  к  экстремальным  жизненным ситуациям, наряду со стрессом, конфликтом и кризисом. Он считает, что «...если у существа этого мира, обладающего единственной потребностью (отдельным жизненным отношением, мотивом, деятельностью), возникает фрустрация - т.е. невозможность удовлетворить эту потребность, то вся его жизнь оказывается под угрозой, и, значит, подобная ситуация равносильна кризису» [2]. При анализе состояния фрустрации Ф.Е. Василюк выделяет 3 типа переживания фрустрации: реалистическое, ценностное и творческое. Ряд исследователей (А.А. Реан А.А. Баранов, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач) рассматривают фрустрацию как одну из форм психологического стресса. Как считает Н.В. Тарабрина [17], фрустрация - это «негативное понятие, отражающее состояние человека, сопровождаемое разными формами отрицательных эмоций». По Р.С. Немову, фрустрация - это «тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижение определенной цели». Согласно В.С. Мерлину [10], основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.

Фрустрация - психическое  состояние острого переживания  неудовлетворенной потребности. Ситуации, в которых это состояние возникает, и причины, их порождающие, получили названия «фрустрационные ситуации», «фрустрационные воздействия». Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между  актуально значимой потребностью и  невозможностью ее реализации, срывом мотивированного поведения.

В повседневной жизни  фрустрационные ситуации могут быть связаны с широким диапазоном потребностей, который условно можно  распределить на две группы:

Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности