Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения
На необходимость
привлечения категории
1.2 Характеристика
типичных психических
Психические состояния
чаще всего проявляются как реакция
на ситуацию или деятельность и носят
адаптивный, приспособительный характер
к постоянно изменяющейся окружающей
действительности, согласуя возможности
человека с конкретными объективными
условиями и организуя его
взаимодействия со средой. Физиологическую
основу психических состояний
На этой почве
могут возникнуть так называемые
трудные состояния. Но прежде чем
приступить к анализу трудных
состояний, необходимо охарактеризовать
состояния, сопутствующие нормальной
реализации жизненных потребностей.
Такого рода состояния в условиях
повседневной, профессиональной деятельности
определяются как состояния функционального
комфорта, то есть это значит, что
средства и условия труда конкретного
человека полностью соответствуют
его функциональным возможностям, а
сама деятельность сопровождается положительным
эмоциональным к ней
Такому состоянию свойственна достаточно высокая активность, сопровождающаяся оптимальной по силе нервных и психических функций человека. Однако идеальных условий для любой деятельности практически не бывает никогда. Чаще всего имеют место большие или меньшие, внешние или внутренние помехи, которые нормальное активное состояние могут значительно изменить, превратив его в трудное. При этом имеет значение, как тип помехи, так и фаза деятельности, в которой эта помеха действует.
Термин «трудное
состояние» был впервые введен в
научную практику Ф.Д. Горбовым, более
четверти века тому назад, исследовавшим
поведение и самочувствие летчиков
в напряженных ситуациях. Он обнаружил,
что выполнение некоторых профессиональных
задач сопровождается кратковременными
нервными срывами, быстропереходящими
нарушениями оперативной
Одним из условий
овладения культурой
1) Психические
состояния, вызванные
2) Психические
состояния, формирующиеся под
влиянием неблагоприятных или
непривычных факторов внешней
среды биологического, психологического
и социального характера (
3) Предневротические
фиксации неблагоприятных
4) Нарушения в
сфере личностной мотивации,
Стресс-это психическая
реакция, особое состояние человека
в период «перехода», приспособления
к новым условиям существования.
Нарастающая урбанизация, индустриализация,
ускорение темпов жизни и другие
факторы вызвали к жизни массу
явлений, так называемых стрессоров,
воздействие которых на человека
проявляется в специфических
реакциях организма. Общее свойство
последних - избыточная активация физиологического
аппарата, ответственного за эмоциональное
возбуждение при появлении
Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлениями, воспалением тканей, ушибами и т.п.
Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
Состояние стресса
- это одно из нормальных состояний
человека. Стресс (от англ. stress - нажим,
давление) - это любое более или
менее выраженное напряжение организма,
связанное с его
Установлено, что
стресс-реакция предшествует развитию
как адаптации, так и функциональных
нарушений. Она возникла и закрепилась
в эволюции как биологически полезная.
Усиленная функциональная активность
жизненно важных систем подготавливает
организм к действию - либо бороться
с угрозой, либо бежать от нее. При
достаточно сильном и продолжительном
действии стресс-фактора стресс-реакция
может стать болезнетворной основой
различных функциональных нарушений.
В зависимости от причин различают
стрессы физиологический и
Доминантные состояния
- разновидность стрессовых состояний,
в которых напряженность
В научной литературе
упоминается целый ряд
Специфику доминантных
психических состояний в
Фрустрация. Термин frustration означает переживание расстройства планов, уничтожение замыслов, крушение надежд, напрасные ожидания, переживание неудачи, провала. Это указывает на какую-то, в известном смысле слова, травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Но, как считает Н.Д.Левитов, «фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы - выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакции на эти трудности. При этом должны изучаться те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерами, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности» [8, стр.118]. Во-вторых, есть неясности также и в том, к чему относить термин фрустрации: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психические состояния или отдельные реакции). В литературе можно встретить и то, и другое употребление данного термина. Современные исследователи проводят различия между фрустратором и фрустрацией - внешней причиной и ее воздействием на личность. Во фрустрирующей ситуации принято различать фрустратор, фрустрационную ситуацию и фрустрационную реакцию. Рассмотрим основные подходы к пониманию психического состояния фрустрации, как психического состояния, возникающего при наличии помехи на пути к достижению цели. Принято все зарубежные исследования относить к двум большим группам: первую составляют работы фрейдистской ориентации, вторую - исследования бихевиористского толка. Считается, что истоки работ по фрустрации идут к 3. Фрейду, который ввел данный термин для характеристики особого состояния или внутреннего психического конфликта, когда личность сталкивается с каким-либо (чаще - субъективно непреодолимым) препятствием на пути к достижению своих осознаваемых или неосознаваемых целей. В основе позиций фрейдизма и неофрейдизма лежит борьба «ид» (бессознательных, но властных влечений) и «суперэго» (принципов поведения, общественных норм и ценностей). Эта борьба полна фрустраций, понимаемых как подавление со стороны «цензуры», являющейся функцией «суперэго», влечений, которыми человек одержим с детства, и которые носят в значительной (по неофрейдистски) или в полной мере (по З. Фрейду) сексуальный характер. Фрустрация всегда является «вынужденным отказом» от чего-либо». К обычным последствиям фрустрации фрейдисты относят: переход личности на более низкий уровень функционирования (фрустрационная регрессия), бегство в мир фантазий и рационализация (например, логическое обоснование непреодолимости того или иного препятствия). Также, обязательным следствием фрустрации, неофрейдисты считают агрессию.
В отечественной психологии фрустрация рассматривается как один из видов психических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживаний жизненных трудностей (К.Д. Шафранская) и состояния неудовлетворённости (Н.Д. Левитов). Фрустрация наступает, как отмечает Н.Д. Левитов, при возникновении трудностей на пути к удовлетворению потребностей или к достижению цели. Трудности могут быть представлены в виде непреодолимых (или субъективно оцениваемых как непреодолимые) препятствий, а также в виде внешних или внутренних конфликтов, в том числе - угрозы, обвинения, конфликтного требования. Б.Г.Ананьев [1] подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами. Василюк Ф.Е. относит фрустрацию к экстремальным жизненным ситуациям, наряду со стрессом, конфликтом и кризисом. Он считает, что «...если у существа этого мира, обладающего единственной потребностью (отдельным жизненным отношением, мотивом, деятельностью), возникает фрустрация - т.е. невозможность удовлетворить эту потребность, то вся его жизнь оказывается под угрозой, и, значит, подобная ситуация равносильна кризису» [2]. При анализе состояния фрустрации Ф.Е. Василюк выделяет 3 типа переживания фрустрации: реалистическое, ценностное и творческое. Ряд исследователей (А.А. Реан А.А. Баранов, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач) рассматривают фрустрацию как одну из форм психологического стресса. Как считает Н.В. Тарабрина [17], фрустрация - это «негативное понятие, отражающее состояние человека, сопровождаемое разными формами отрицательных эмоций». По Р.С. Немову, фрустрация - это «тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижение определенной цели». Согласно В.С. Мерлину [10], основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.
Фрустрация - психическое
состояние острого переживания
неудовлетворенной потребности. Ситуации,
в которых это состояние
В повседневной жизни фрустрационные ситуации могут быть связаны с широким диапазоном потребностей, который условно можно распределить на две группы:
Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности