Информационный стресс в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Если сумма  баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.

Внушаемость и  эмпатические способности связаны  не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое выражается в терминах чувств и эмоций. Для этого предназначена  методика «Дифференциальные шкалы  эмоций». Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и  самопознания. В методике следующие  шкалы:

С1 - интерес

С2 - радость

С3 - удивление

С4 - горе

С5 - гнев

С6 - отвращение

С7 - презрение

С8 - страх

С9 - стыд

С10 - вина

Каждая шкала  эмоций имеет три понятия. Испытуемому  предлагается оценить по четырех  балльной шкале то, в какой степени  каждое понятие описывает его  самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр:

1- совсем не  подходит

2- пожалуй, верно

3- верно

4- совершенно верно

Подсчитывается  сумма баллов по каждой эмоции и  таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно  описать самочувствие обследуемых  в отношении к определяемому  типу характера. Чтобы дополнительно  сравнить результаты сложения сумм отдельных  эмоций, надо высчитать К по формуле:

К= сумма положительных  эмоций С1+С2+С3+С9+С10

Сумма отрицательных  эмоций С4+С5+С6+С7+С8

где К - самочувствие

С - строки

Если К больше единицы, то самочувствие в целом  более отвечает положительному. Если К меньше единице, то самочувствие в  целом более отвечает отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера  человека. В случаях неудовлетворительного  самочувствия (К меньше единицы) самооценка человека в целом понижается, в  особенности когда наступает  состояние, близкое к депрессии.

Методика «Самооценка  тревожности, фрустрированности, агрессивности  и ригидности» предназначена  для самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так  как тревожность является одним  из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить  ее с другими, связанными с нею  параметрами. В частности, устанавливаются  проявления фрустрированности, агрессивности  и ригидности.

Испытуемому предлагается четыре шкалы:

1) самооценка тревожности

2) самооценка фрустрированности

3) самооценка агрессивности

4) самооценка ригидности

В каждой шкале  по десять утверждений. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех  около каждого утверждения, где:

1- нет, это совсем  не так

2- пожалуй, так

3- верно

4- совершенно верно

По каждому  свойству сумма баллов умножается на два. Максимальное количество баллов по каждому свойству - 80.

Низкий балл от 20 до 30

Средний балл от 31 до 45

Высокий балл от 46 и выше

2.2 Обсуждение  результатов исследования

После этого тестирования получились такие результаты: спокойное  состояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует над  всеми остальными состояниями. Немного  меньше процентов уравновешенного (17.1%) и радостного (16.3%) состояния. Напряженное  состояние 13.9%, уныние 11.4% и восторженное состояние 11.3%. Самый низкий процент  у тревожного состояния - он составляет 11.2%.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  процессе учебной деятельности студенты пребывают в спокойном, уравновешенном, радостном состояниях; реже в тревожном состоянии.

На протяжении двадцати четырех дней 35 испытуемых 109 раз (то есть 22.1%) ответили, что причина  настроения очень личное

19.8% просто устали

14.4% определили  причину во взаимодействии с  близкими друзьями

13.1% определили  свое состояние из-за погоды

9.5% ссылались на  свое здоровье

У 7% не было ничего интересного, нового за день

3% определили свою  причину как неприятности дома

2.8% определили  свое состояние из-за отношений  с одногруппниками

2.4% причину своего  настроения определили из-за настроения  группы

1.8% недовольны  собой

1% причину определил  из-за успехов/неуспехов в обучении

0.8% ссылались на  отношения с преподавателями

0.6% задумались  о предстоящем семинаре/контрольной  работе

И только один день из двадцати четырех, один испытуемый вспомнил о предстоящем зачете/экзамене, что соответствует 0.2%.

Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что в период учебной деятельности студенты больше заняты своими личными  делами и меньше всего их интересует учебный процесс. Возможно, это связано  с тем, что студенты не утруждены  предстоящими зачетами и экзаменами.

По методике «Самооценка  эмоциональных состояний» получились такие результаты (См табл. №1):

Показатели самооценки эмоционального состояния 

 

Уровни самооценки

И1

И2

И3

И4

 
 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

Низкий

(1 - 3)

5

14.2

2

5.7

0

0

1

2.8

 

Средний

(4 - 7)

20

57.1

25

71.4

30

85.7

16

45.7

 

Высокий

(8 - 10)

10

28.5

8

22.8

5

14.2

18

51.4

 
                   

По шкале «Спокойствие-тревожность» пять человек (14.2%) оценивают свое состояние  как тревожное, десять человек (28.5%) оценивают свое состояние как  спокойное и благополучное, доминирует адекватная оценка состояния, у двадцати человек (57.1%).

По шкале «Энергичность-усталость» два человека (5.7%) чувствуют себя утомленными, восемь человек (22.8%) чувствуют  в себе сильное стремление к деятельности, двадцать пять человек (71.4%) чувствуют  себя в меру бодрыми.

По шкале И3 «Приподнятость-подавленность» большинство  испытуемых (тридцать человек, что соответствует 85.7%) оценивают свое состояние как  хорошее, жизнерадостное. Пять человек (14.2%) чувствуют себя в возбужденном, восторженном состоянии.

По шкале «Уверенность в себе-беспомощность» один человек (2.8%) чувствует себя слабым, жалким и  несчастным, шестнадцать человек (45.7%) оценивают свое состояние адекватно, восемнадцать человек (51.4%) чувствуют  себя очень уверенно.

Далее подсчитывается индивидуальная суммарная (по четырем  шкалам) оценка состояния - это будет  И5. Подсчитав, мы получили следующие  результаты: у двенадцати испытуемых высокая самооценка, у двадцать одного испытуемого адекватная самооценка и у двух испытуемых низкая самооценка.

Таким образом, у  большинства студентов (60%) адекватная самооценка во время учебной деятельности, у 34.2% высокая самооценка и только у 5.7% низкая самооценка. По моему мнению, к четвертому курсу большинство  студентов адаптированы к учебной  деятельности, не боятся предстоящих  экзаменов и уверены в своих  способностях.

В методике «Дифференциальные  шкалы эмоций» результаты у всех тридцати пяти испытуемых больше единицы, таким образом можно судить о  том, что во время учебной деятельности у студентов доминирует положительное  состояние (См. таб. №2).

Показатели выраженности положительных эмоций

 

Эмоции

Более положительное состояние

 
 

количество

%

 

С1 интерес

15

31.2

 

С2 радость

12

25

 

С3 удивление

9

18.7

 

С9 стыд

5

10.4

 

С10 вина

7

14.5

 
       

Самый высокий  процент положительного состояния - это интерес. Интерес является доминирующим самочувствием по сравнению с  остальными положительными состояниями (у 31.2% испытуемых). У двенадцати человек  доминирующим состоянием является радость (25%), у девяти (18.7%) испытуемых доминирующее состояние удивление, у семи (14.5%) испытуемых вина и у пяти (10.4%) человек  доминирующим состоянием является стыд.

Получились такие  результаты потому, что у одного испытуемого могло быть несколько  доминирующих состояний. Это два  положительных эмоциональных состояний, следовательно, ни у одного из испытуемых нет доминирующего отрицательного эмоционального состояния, так как  самооценка у большинства студентов  высокая, удовлетворительное самочувствие и спокойное состояние.

После проведения тестирования по методике «Самооценка  тревожности, фрустрированности, агрессивности  и ригидности» мы получили такие  результаты (См. таб. №3):

Показатели выраженности психических состояний

 

свойства

С высоким уровнем

Со средним уровнем

С низким уровнем

 
 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

тревожность

11

31.4

20

57.1

4

12

 

фрустрированность

19

54

12

34

4

12

 

агрессивность

10

28.5

23

65.7

2

5.7

 

ригидность

19

54

12

34

4

12

 
               

У 54% высокий уровень  фрустрированности, у 34% средний уровень, у 12% низкий уровень фрустрированности

У двадцати трех человек, что соответствует 65.7% средний уровень  агрессивности, у 28.5% высокий уровень, у 5.7% низкий уровень агрессивности.

У двадцати человек (57.1%) средний уровень тревожности, у 31.4% высокий уровень, у 12% низкий уровень  тревожности.

У 54% высокий уровень  ригидности, у 34% средний уровень, у 12% низкий уровень ригидности.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что доминирующее состояние у студентов во время  учебной деятельности - это состояние  агрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скорее всего это связано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, как средство - методы - приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели, направлены на достижение утилитарной задачи. Например, это может быть достижение хороших отметок во время учебной деятельности.

Немного отстает  состояние тревожности со средним  уровнем - 57.1%, это может говорить о том, что студенты еще не тревожатся по поводу учебы, так как учебная  сессия далеко. Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный  уровень тревожности - это так  называемая полезная тревожность.

Состояние фрустрированности  с высоким уровнем составляет 54%. Не всякая неудовлетворенность желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек  часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел  утром позавтракать, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют  наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда  степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и  самооценки личности, когда оказываются  затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.

Состояние ригидности с высоким уровнем составляет 54%. Ригидность (от латинского rigidis - жесткий, твердый) затрудненность (вплоть до неспособности) в изменении намеченной программы  деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (противоположное -пластичность, гибкость); застревание  на определенном способе деятельности, реакции.

Состояние тревожности  с высоким уровнем составляет 31.4%. Повышенный уровень тревожности  является субъективным проявлением  неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях  не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. В данном случае это может быть личные неприятности дома, отношения с близкими друзьями и т.п.

Заключение

В первой главе  «Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной  деятельности» дается анализ и обобщение  научных взглядов отечественных  и зарубежных психологов по проблеме психических состояний. Исследованием  проблем психических состояний  занимались как отечественные, так  и зарубежные ученые. Так, Левитов  Н.Д. определял психические состояния  как «целостную характеристику психической  деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов  в зависимости от отражаемых предметов  и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности». И.П. Павлов писал: "эти состояния  есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого  общежития".

Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности