Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое выражается в терминах чувств и эмоций. Для этого предназначена методика «Дифференциальные шкалы эмоций». Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. В методике следующие шкалы:
С1 - интерес
С2 - радость
С3 - удивление
С4 - горе
С5 - гнев
С6 - отвращение
С7 - презрение
С8 - страх
С9 - стыд
С10 - вина
Каждая шкала эмоций имеет три понятия. Испытуемому предлагается оценить по четырех балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр:
1- совсем не подходит
2- пожалуй, верно
3- верно
4- совершенно верно
Подсчитывается сумма баллов по каждой эмоции и таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемых в отношении к определяемому типу характера. Чтобы дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, надо высчитать К по формуле:
К= сумма положительных эмоций С1+С2+С3+С9+С10
Сумма отрицательных эмоций С4+С5+С6+С7+С8
где К - самочувствие
С - строки
Если К больше
единицы, то самочувствие в целом
более отвечает положительному. Если
К меньше единице, то самочувствие в
целом более отвечает отрицательному.
Иначе говоря, самочувствие отвечает
скорее либо гипертимному (с повышенным
настроением), либо дистимному (с пониженным
настроением) типу акцентуации характера
человека. В случаях
Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» предназначена для самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.
Испытуемому предлагается четыре шкалы:
1) самооценка тревожности
2) самооценка фрустрированности
3) самооценка агрессивности
4) самооценка ригидности
В каждой шкале по десять утверждений. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где:
1- нет, это совсем не так
2- пожалуй, так
3- верно
4- совершенно верно
По каждому свойству сумма баллов умножается на два. Максимальное количество баллов по каждому свойству - 80.
Низкий балл от 20 до 30
Средний балл от 31 до 45
Высокий балл от 46 и выше
2.2 Обсуждение результатов исследования
После этого тестирования получились такие результаты: спокойное состояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует над всеми остальными состояниями. Немного меньше процентов уравновешенного (17.1%) и радостного (16.3%) состояния. Напряженное состояние 13.9%, уныние 11.4% и восторженное состояние 11.3%. Самый низкий процент у тревожного состояния - он составляет 11.2%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе учебной деятельности студенты пребывают в спокойном, уравновешенном, радостном состояниях; реже в тревожном состоянии.
На протяжении двадцати четырех дней 35 испытуемых 109 раз (то есть 22.1%) ответили, что причина настроения очень личное
19.8% просто устали
14.4% определили причину во взаимодействии с близкими друзьями
13.1% определили свое состояние из-за погоды
9.5% ссылались на свое здоровье
У 7% не было ничего интересного, нового за день
3% определили свою причину как неприятности дома
2.8% определили
свое состояние из-за
2.4% причину своего
настроения определили из-за
1.8% недовольны собой
1% причину определил
из-за успехов/неуспехов в
0.8% ссылались на отношения с преподавателями
0.6% задумались
о предстоящем семинаре/
И только один день из двадцати четырех, один испытуемый вспомнил о предстоящем зачете/экзамене, что соответствует 0.2%.
Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что в период учебной деятельности студенты больше заняты своими личными делами и меньше всего их интересует учебный процесс. Возможно, это связано с тем, что студенты не утруждены предстоящими зачетами и экзаменами.
По методике «Самооценка эмоциональных состояний» получились такие результаты (См табл. №1):
Показатели самооценки эмоционального состояния
Уровни самооценки |
И1 |
И2 |
И3 |
И4 |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
Низкий (1 - 3) |
5 |
14.2 |
2 |
5.7 |
0 |
0 |
1 |
2.8 |
|
Средний (4 - 7) |
20 |
57.1 |
25 |
71.4 |
30 |
85.7 |
16 |
45.7 |
|
Высокий (8 - 10) |
10 |
28.5 |
8 |
22.8 |
5 |
14.2 |
18 |
51.4 |
|
По шкале «Спокойствие-
По шкале «Энергичность-
По шкале И3 «Приподнятость-подавленность» большинство испытуемых (тридцать человек, что соответствует 85.7%) оценивают свое состояние как хорошее, жизнерадостное. Пять человек (14.2%) чувствуют себя в возбужденном, восторженном состоянии.
По шкале «Уверенность в себе-беспомощность» один человек (2.8%) чувствует себя слабым, жалким и несчастным, шестнадцать человек (45.7%) оценивают свое состояние адекватно, восемнадцать человек (51.4%) чувствуют себя очень уверенно.
Далее подсчитывается индивидуальная суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния - это будет И5. Подсчитав, мы получили следующие результаты: у двенадцати испытуемых высокая самооценка, у двадцать одного испытуемого адекватная самооценка и у двух испытуемых низкая самооценка.
Таким образом, у большинства студентов (60%) адекватная самооценка во время учебной деятельности, у 34.2% высокая самооценка и только у 5.7% низкая самооценка. По моему мнению, к четвертому курсу большинство студентов адаптированы к учебной деятельности, не боятся предстоящих экзаменов и уверены в своих способностях.
В методике «Дифференциальные шкалы эмоций» результаты у всех тридцати пяти испытуемых больше единицы, таким образом можно судить о том, что во время учебной деятельности у студентов доминирует положительное состояние (См. таб. №2).
Показатели выраженности положительных эмоций
Эмоции |
Более положительное состояние |
||
количество |
% |
||
С1 интерес |
15 |
31.2 |
|
С2 радость |
12 |
25 |
|
С3 удивление |
9 |
18.7 |
|
С9 стыд |
5 |
10.4 |
|
С10 вина |
7 |
14.5 |
|
Самый высокий процент положительного состояния - это интерес. Интерес является доминирующим самочувствием по сравнению с остальными положительными состояниями (у 31.2% испытуемых). У двенадцати человек доминирующим состоянием является радость (25%), у девяти (18.7%) испытуемых доминирующее состояние удивление, у семи (14.5%) испытуемых вина и у пяти (10.4%) человек доминирующим состоянием является стыд.
Получились такие
результаты потому, что у одного
испытуемого могло быть несколько
доминирующих состояний. Это два
положительных эмоциональных
После проведения тестирования по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» мы получили такие результаты (См. таб. №3):
Показатели выраженности психических состояний
свойства |
С высоким уровнем |
Со средним уровнем |
С низким уровнем |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
тревожность |
11 |
31.4 |
20 |
57.1 |
4 |
12 |
|
фрустрированность |
19 |
54 |
12 |
34 |
4 |
12 |
|
агрессивность |
10 |
28.5 |
23 |
65.7 |
2 |
5.7 |
|
ригидность |
19 |
54 |
12 |
34 |
4 |
12 |
|
У 54% высокий уровень фрустрированности, у 34% средний уровень, у 12% низкий уровень фрустрированности
У двадцати трех человек, что соответствует 65.7% средний уровень агрессивности, у 28.5% высокий уровень, у 5.7% низкий уровень агрессивности.
У двадцати человек (57.1%) средний уровень тревожности, у 31.4% высокий уровень, у 12% низкий уровень тревожности.
У 54% высокий уровень ригидности, у 34% средний уровень, у 12% низкий уровень ригидности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующее состояние у студентов во время учебной деятельности - это состояние агрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скорее всего это связано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, как средство - методы - приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели, направлены на достижение утилитарной задачи. Например, это может быть достижение хороших отметок во время учебной деятельности.
Немного отстает состояние тревожности со средним уровнем - 57.1%, это может говорить о том, что студенты еще не тревожатся по поводу учебы, так как учебная сессия далеко. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.
Состояние фрустрированности
с высоким уровнем составляет
54%. Не всякая неудовлетворенность желания,
мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек
часто испытывает неудовлетворенность.
Например, опоздал на лекцию, не успел
утром позавтракать, получил выговор.
Однако эти случаи не всегда дезорганизуют
наше сознание и деятельность. Фрустрация
проявляется только тогда, когда
степень неудовлетворенности
Состояние ригидности с высоким уровнем составляет 54%. Ригидность (от латинского rigidis - жесткий, твердый) затрудненность (вплоть до неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (противоположное -пластичность, гибкость); застревание на определенном способе деятельности, реакции.
Состояние тревожности
с высоким уровнем составляет
31.4%. Повышенный уровень тревожности
является субъективным проявлением
неблагополучия личности. Проявления
тревожности в различных
Заключение
В первой главе
«Теоретические аспекты исследования
эмоциональных состояний в
Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности