Информационный стресс в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, психические  состояния -

1) психика в  ее наличных на момент времени  существенных характеристиках, 

2) аспект состояния  человека - действительное соотношение

а) организации  структуро-функциональных уровней  жизнедеятельности (организации предметов, механизмов, результатов и энергии  взаимодействия в конкретных способах взаимодействия с миром - сферах жизнедеятельности: чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и духовной),

б) соотношение  содержания и свойств этапов взаимодействия (восприятия, реакции, осознания, побуждения, воздействия) и,

в) соотношение  уровня силы, потенциала воздействия  субъекта и уровня силы факторов среды.

Во второй главе  «Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов  в ситуациях учебной деятельности»  предоставлены результаты по четырем  методикам:

1) По «Дневнику  настроения», автором которого  является А.Н. Лутошкин, вышли  такие результаты: в период учебной  деятельности студенты больше  заняты своими личными делами  и меньше всего их интересует  учебный процесс. Возможно, это  связано с тем, что студенты  не утруждены предстоящими зачетами  и экзаменами.

2) По методике  «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами  А. Уэссманом и Д. Риксом, получилось, что у большинства студентов  (60%) адекватная самооценка во  время учебной деятельности, у  34.2% высокая самооценка и только  у 5.7% низкая самооценка. По моему  мнению, к четвертому курсу большинство  студентов адаптированы к учебной  деятельности, не боятся предстоящих  экзаменов и уверены в своих  способностях.

3) По методике  «Дифференциальные шкалы эмоций»,  разработанная К. Изардом, получились  результаты: у всех испытуемых  положительное эмоциональное состояние,  следовательно, ни у одного  из испытуемых нет доминирующего  отрицательного эмоционального  состояния, потому, что самооценка  у большинства студентов высокая,  удовлетворительное самочувствие  и спокойное состояние.

4) По методике  «Самооценка тревожности, фрустрированности,  агрессивности и ригидности»,  разработанная О. Елисеевым, доминирующее  состояние у студентов во время  учебной деятельности - это состояние  агрессивности со средним уровнем,  которое составляет 65.7%. Скорее всего  это связано с инструментальной  агрессией, которая эксплицируется, как средство - методы - приемы, спроецированные  на достижении какой-либо значимой  цели, направлены на достижение  утилитарной задачи. Например, это может быть достижение хороших отметок во время учебной деятельности.

Используемая  литература:

1. Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. - Л., 1968

2. Василюк Ф.Е.  Психология переживания. Анализ  преодоления критических ситуаций. - М., 1984

3. Гримак Л.П.  Общение с собой. - М.: Политиздат, 1991

4. Изард К. Эмоции  человека. - М., 1980

5. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. - Владивосток, 1990

6. Ковалев А.Г.  Психология личности. - М., 1965

7. Левитов Н.Д.  Психология. - М., - 1964

8. Левитов Н.Д.  О психических состояниях человека. - М., 1964

9. Ломов Б.Ф.  Методологические и теоретические  проблемы психологии. - М., 1984

10. Мерлин В.С.  Лекции по психологии мотивов  человека. - Пермь, 1972

11. Павлов И.П.  Полное собрание сочинений. Второе  издание, том 3, кн. 1, М., Л., 1951-1952

12. Прохоров А.О.  Функциональные структуры психических  состояний // Психологический журнал, 1996 , том 17, вып. 3, стр. 9-17

13. Пуни А.Ц.  Очерки. Психология спорта. - М., 1959

14. Психологические  и психофизиологические особенности  студентов / Под ред. Пейсахова  Н.М. - Казань, 1977

15. Распопов П.П.  О фазовых состояниях возбудимости  мозговой коры // Вопросы психологии, 1958 , №2, стр. 23-37

16. Селье Г. Стресс  без дистресса. - М., 1979

17. Тарабрина Н.В.  и др. Эксперимент исследования  фрустрации при истерии // Клинико-психологическое  исследование. - Л., 1971

18. Чирков В.И.  Изучение факторной структуры  субъективного компонента функциональных  состояний // Проблемы инженерной  психологии: Тезисы 6 всесоюзной конференции  по инженерной психологии. Вып. 2 / Под ред. Ломова Б.Ф., - Л., 1984 , стр. 236-237


Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности