Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения
1. Биологические
потребности - сюда входят физиологические
(голод, жажда, сон), половые или
сексуальные, ориентировочные (
2. Социальные потребности - трудовые, познавательные, межличностные, эстетические, нравственные.
Для фрустраций характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения».
Особенно трудно
переносятся переживания
Таким образом, под фрустрацией понимается специфическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Человек, планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В данном случае говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. Но представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т.е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события (т.е. в нас) происходит резкое повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой концентрации энергии, к повышению уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять, поскольку это состояние достаточно неприятное.
Тревожность - это
склонность индивида к переживанию
тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги: один из
основных параметров индивидуальных различий.
Определенный уровень тревожности - естественная
и обязательная особенность активной
деятельности личности. У каждого человека
существует свой оптимальный или желательный
уровень тревожности
- это так называемая полезная тревожность.
Оценка человеком своего состояния в этом
отношении является для него существенным
компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Однако, повышенный уровень тревожности
является субъективным проявление неблагополучия
личности. Проявления тревожности в различных
ситуациях не одинаковы. В одних случаях
люди склоны вести себя тревожно всегда
и везде, в других они обнаруживают свою
тревожность лишь время от времени, в зависимости
от складывающихся обстоятельств. Ситуативно
устойчивые проявления тревожности принято
называть личностными и связывать с наличием
у человека соответствующей личностной
черты (так называемая "личностная тревожность").
Это устойчивая индивидуальная характеристика,
отражающая предрасположенность субъекта
к тревоге и предполагающая наличие у
него тенденции воспринимать достаточно
широкий "веер" ситуаций как угрожающий,
отвечая на каждую из них определенной
реакцией. Как предрасположенность, личностная
тревожность активизируется при восприятии
определенных стимулов, расцениваемых
человеком как опасные, связанные со специфическими
ситуациями угрозы его престижу, самооценке,
самоуважению. Ситуативно изменчивые
проявления тревожности именуют ситуативными,
а особенность личности проявляющей такого
рода тревожность, обозначают как "ситуационная
тревожность". Это состояние характеризуется
субъективно переживаемыми эмоциями:
напряжением, беспокойством, озабоченностью,
нервозностью. Такое состояние возникает
как эмоциональная реакция на стрессовую
ситуацию и может быть разным по интенсивности
и динамичным во времени. Личности, относимые
к категории высокотревожных, склонны
воспринимать угрозу своей самооценке
и жизнедеятельности в обширном диапазоне
ситуаций и реагировать весьма напряженно,
выраженным состоянием тревожности. Поведение
повышенно тревожных людей в деятельности
направленной на достижение успехов, имеет
следующие особенности: высокотревожные
люди хуже, чем низкотревожные, работают
в стрессовых ситуациях или в условиях
дефицита времени, отведенного на решение
задачи. Боязнь неудачи -- характерная
черта высокотревожных людей. Эта боязнь
у них доминирует над стремлением к достижению
успеха. Мотивация достижения успехов
преобладает у низкотревожных людей. Обычно
она перевешивает опасение возможной
неудачи. Низкотревожных людей больше
стимулирует сообщение о неудаче. Личностная
тревожность предрасполагает индивида
к восприятию и оценке многих, объективно
безопасных ситуаций как таких, которые
несут в себе угрозу. Деятельность человека
в конкретной ситуации зависит не только
от самой ситуации, от наличия или отсутствия
у индивида личностной тревожности, но
и от ситуационной тревожности, возникающей
у данного человека в данной ситуации
под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации, собственные
потребности, мысли и чувства человека,
особенности его тревожности как личностной
тревожности определяют когнитивную оценку
им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою
очередь, вызывает определенные эмоции
(активизация работы автономной нервной
системы и усиление состояния ситуационной
тревожности вместе с ожиданиями возможной
неудачи). Информация обо всем этом через
нервные механизмы обратной связи передается
в кору головного мозга человека, воздействуя
на его мысли, потребности и чувства. Та
же когнитивная оценка ситуации одновременно
и автоматически вызывает реакцию организма
на угрожающие стимулы, что приводит к
появлению контрмер и соответствующих
ответных реакций, направленных на понижение
возникшей ситуационной тревожности.
Итог всего этого непосредственно сказывается
на выполняемой деятельности. Эта деятельность
находится в непосредственной зависимости
от состояния тревожности, которое не
удалось преодолеть с помощью предпринятых
ответных реакций и контрмер, а также адекватной
когнитивной оценки ситуации. Таким образом,
деятельность человека в порождающей
тревожность ситуации непосредственно
зависит от силы ситуационной тревожности,
действенности контрмер, предпринятых
для ее снижения, точности когнитивной
оценки ситуации.
Агрессия - (от лат. aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.
Агрессия - мотивационное
поведение, акт, который может часто
наносить вред объектам атаки-нападения
или же физический ущерб другим индивидуумам
вызывающий у них депрессию, психодискомфорт,
не уютность, напряженность, страх, боязнь,
состояние подавленности, аномальные
психопереживания. Физическая агрессия
(атака, нападение) - когда используется
физическая сила против другого объекта
или субъекта. Речевая агрессия -
когда выражаются отрицательные
чувства, эмоции через коммуникативную
форму (конфликт, ссора, крик, вербальная
перепалка), а так же через предикаты
- содержание вербально-эмотивных реакций
(угроза, инвективы, остракизмы, вербальная
ругань, мат, формы проклятья). Косвенная
агрессия - действия кои не прямым путем
интенционированны на другого индивидуума
(инсинуации, насмешки, шутки, ирония).
Инструментальная агрессия, эксплицируется,
как средство (методы, приемы), спроецированные
на достижении какой либо значимой цели,
результирование какой либо утилитарной
задачи. Враждебная агрессия, проявляется
в акциях целью коих является непосредственное
причинение вреда объекту самой агрессии,
эскалации. Аутоагрессия - выражается
в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении
(своих достоинств, качеств личности),
может детерминировать даже акции самоубийства,
причинении самому себе телесных травм,
повреждений. Агрессивные поведенческие
акты являются одной из матриц реагирования
на дифференциальные неблагоприятные,
отрицательные в психическом и физическом
параметре ситуации, жизненные обстоятельства,
вызывающие в психике социоиндивида депрессию,
стресс, фрустрации, аберрационные психосостояния.
Агрессивные поведенческие акты часто
бывают одним из функциональных способов
решения проблем имплицированных с сохранением
индивидуальности, чувства собственной
ценности, значимости, это механизм и психоиммунности
в определенных социоситуациях, который
усиливает контроль субъекта над обстоятельствами,
окружающими его индивидами. Таким образом,
агрессивные акты выступают в придатке
способа самореализации, самоутверждаемости,
самореализуемости, способа помогающего
оказать психологическое воздействие
на другого индивидуума с целью подавить
его волевые стимулы, деструктировать
- метаболизировать присущее другому индивиду
устойчивые в его психике поведенческие
реакции. В формировании самоконтроля
над агрессивностью и сдерживании агрессивных
актов большую роль играет развитие психологических
процессов, эмпатии, идентификации, децентрации,
лежащих в основе способности субъекта
к пониманию другого человека и сопереживании
ему, способствующих формированию представления
о другом человеке как уникальной ценности.
Основоположником этой теории является
Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное
поведение по своей природе инстинктивное
и неизбежно. В человеке существует два
наиболее мощных инстинкта: сексуальный
(либидо) и инстинкт влечения к смерти
(танатос). Энергия первого типа направлена
на упрочнение, сохранение и воспроизведение
жизни. Энергия же второго типа направлена
на разрушение и прекращение жизни. Он
утверждал, что все человеческое поведение
является результатом сложного взаимодействия
этих инстинктов, и между ними существует
постоянное напряжение. Ввиду того, что
существует острый конфликт между сохранением
жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом),
другие механизмы (смещение) служат цели
направлять энергию танатоса вовне, в
направлении от "Я". А если энергия
танатоса не будет обращена вовне, то это
вскоре приведет к разрушению самого индивидуума.
Таким образом, танатос косвенно способствует
тому, что агрессия выводится наружу и
направляется на других. Уменьшить вероятность
появления опасных действий может внешнее
проявление эмоций, сопровождающих агрессию.
Эта теория, предложенная Д.Доллардом,
противопоставляется двум, выше описанным.
Здесь агрессивное поведение рассматривается
как ситуативный, а не эволюционный процесс.
Основные положения этой теории звучат
так: агрессия всегда является результатом
фрустрации, степень ожидаемого субъектом
удовлетворения от будущего
достижения цели, т.е. чем в большей степени
субъект предвкушает удовольствие, чем
сильнее препятствие и чем большее количество
реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агрессивному поведению. А если
фрустрации следуют одна за другой, то
их сила может быть совокупной и это может
вызвать агрессивную реакцию большей
силы. Когда выяснилось, что индивидуумы
не всегда реагируют агрессией на фрустрацию,
Доллард и соавторы пришли к выводу, что
подобное поведение не проявляется в тот
же момент фрустрации, прежде всего из-за
угрозы наказания. В этом случае происходит
"смещение", в результате которого
агрессивные действия направляются на
другого человека, нападение на которого
ассоциируется с наименьшим наказанием.
Таким образом, человек, которого удерживает
от агрессивности против фрустратора
сильный страх наказания, прибегает к
смещению своих наладок, направляя на
другие мишени - на тех лиц. Какие же факторы
ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ
на этот вопрос следует искать в процессе
катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые
не приносят ущерба, снижают уровень побуждения
к агрессии (оскорбление, агрессивные
фантазии, удар по столу кулаком - акты
агрессии, которые снижают уровень побуждения
к последующей более сильной агрессии).
Депрессия - состояние,
согласно профессиональной терминологии,
характеризующееся мрачным
По наблюдениям
Райта и Макдональда, бихевиористы,
обращаясь к проблеме депрессии,
больше внимания уделяли терапевтическим
процедурам, нежели построению теоретической
модели депрессии. Однако импульсом
к развитию бихевиористского подхода
в изучении депрессии послужила
экспериментальная работа Селигмана
и его коллег заложившая основы для
понимания депрессии как
Позднее Мэйер
показал, что собаки, обученные оставаться
неподвижными для того, чтобы избежать
удара, не обнаруживали пассивности
в другой ситуации, когда они могли
избежать удара, перепрыгнув через
барьер. По-видимому, состояние беспомощности
возникает у животного тогда,
когда оно усваивает, что его
реакция не может изменить воздействия
среды. В таких случаях у животного
снижается мотивация к
Селигман и
его коллеги рассматривают
По мнению Селигмана,
его теория депрессии сопоставима
с теорией противоположных
Результаты экспериментальных
исследований Селигмана и его
коллег и разработанная на их основе
теоретическая модель депрессии
вызвали значительный интерес у
тех специалистов, которые занимаются
изучением и лечением депрессии.
Пожалуй, самым серьезным недостатком
данной теории является ограниченная
сфера ее применения. Селигман и
сам признает, что разработанная
им теоретическая модель применима
только при рассмотрении реактивной
депрессии, да и то не объясняет всех
ее разновидностей. Но, если исходить из
того, что неблагоприятное
Клерман в своем
глубоком труде поставил ряд вопросов
перед бихевиористскими моделями депрессии.
Он считает неправомерным
1) социальная коммуникация;
2) психологическое возбуждение;
3) субъективные ответы;
4) психодинамические
механизмы защиты. Он считает,
что с помощью депрессии
Форстер, рассматривая
депрессию на поведенческом уровне,
считает, что депрессия характеризуется
утратой некоторых навыков
Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности