Информационный стресс в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

1. Биологические  потребности - сюда входят физиологические  (голод, жажда, сон), половые или  сексуальные, ориентировочные (потребность  ориентироваться в месте, времени,  окружающей действительности) и  т.п.

2. Социальные потребности  - трудовые, познавательные, межличностные,  эстетические, нравственные.

Для фрустраций характерны следующие признаки отрицательных  переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения».

Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергается обществом, лишаясь привычных социальных связей. Очень часто фрустрация развивается  в результате неудовлетворенности  собственным трудом, его содержанием  и результатами. Суммационный эффект, проявляющийся в состоянии человека, оказавшегося в совокупности фрустрирующих  ситуаций, получил название фрустрационной напряженности. Этим термином обозначается интенсивность проявления психофизиологических механизмов адаптации организма  к фрустрирующим условиям. Непомерно  высокая фрусирационная напряженность  при адаптационных нарушениях ведет  к чрезмерному усилению функций  нервной и гормональных систем организма  и тем самым способствует истощению  его резервных возможностей.

Таким образом, под  фрустрацией понимается специфическое  эмоциональное состояние, которое  возникает в тех случаях, когда  человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и  сопротивлениями, которые или реально  непреодолимы, или воспринимаются как  таковые. Как правило, состояние  фрустрации достаточно неприятное и  напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Человек, планируя свое поведение  на пути к достижению поставленных целей, одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В данном случае говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. Но представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т.е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события (т.е. в нас) происходит резкое повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой концентрации энергии, к повышению уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, которое необходимо снять, поскольку это состояние достаточно неприятное.

Тревожность - это  склонность индивида к переживанию  
тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности  
- это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности: высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. Боязнь неудачи -- характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Агрессия - (от лат. aggredi - нападать) индивидуальное или  коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или  психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает  как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями  гнева, враждебности, ненависти и  т.д.

Агрессия - мотивационное  поведение, акт, который может часто  наносить вред объектам атаки-нападения  или же физический ущерб другим индивидуумам вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, не уютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальные психопереживания. Физическая агрессия (атака, нападение) - когда используется физическая сила против другого объекта  или субъекта. Речевая агрессия - когда выражаются отрицательные  чувства, эмоции через коммуникативную  форму (конфликт, ссора, крик, вербальная перепалка), а так же через предикаты - содержание вербально-эмотивных реакций  (угроза, инвективы, остракизмы, вербальная ругань, мат, формы проклятья). Косвенная агрессия - действия кои не прямым путем интенционированны на другого индивидуума (инсинуации, насмешки, шутки, ирония). Инструментальная агрессия, эксплицируется, как средство (методы, приемы), спроецированные на достижении какой либо значимой цели, результирование какой либо утилитарной задачи. Враждебная агрессия, проявляется в акциях целью коих является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации. Аутоагрессия - выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений. Агрессивные поведенческие акты являются одной из матриц реагирования на дифференциальные неблагоприятные, отрицательные в психическом и физическом параметре ситуации, жизненные обстоятельства, вызывающие в психике социоиндивида депрессию, стресс, фрустрации, аберрационные психосостояния. Агрессивные поведенческие акты часто бывают одним из функциональных способов решения проблем имплицированных с сохранением индивидуальности, чувства собственной ценности, значимости, это механизм и психоиммунности в определенных социоситуациях, который усиливает контроль субъекта над обстоятельствами, окружающими его индивидами. Таким образом, агрессивные акты выступают в придатке способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости, способа помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать - метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов, эмпатии, идентификации, децентрации, лежащих в основе способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживании ему, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности. Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от "Я". А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию. Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: агрессия всегда является результатом фрустрации, степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего  
достижения цели, т.е. чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустратора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц. Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Депрессия - состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что  может быть (однако не всегда) выражением плохого здоровья. В медицинском  контексте термин относится к  болезненному психическому состоянию, при котором доминирует пониженное настроение и которое часто сопровождается рядом ассоциативных симптомов, в частности тревогой, ажитацией, ощущением собственной неполноценности, суицидальными мыслями, гипобулией, психомоторной ретардацией, различными соматическими симптомами, физиологической  дисфункцией (например, бессонница) и  жалобами. Депрессия как симптом  или синдром является основной или  значимой особенностью в целом ряде категорий заболеваний. Термин широко и иногда неточно используется для  обозначения симптома, синдрома и  болезненного состояния.

По наблюдениям  Райта и Макдональда, бихевиористы, обращаясь к проблеме депрессии, больше внимания уделяли терапевтическим  процедурам, нежели построению теоретической  модели депрессии. Однако импульсом  к развитию бихевиористского подхода  в изучении депрессии послужила  экспериментальная работа Селигмана  и его коллег заложившая основы для  понимания депрессии как усвоенной  беспомощности. Селигман и его коллеги  показали, что в тех случаях, когда  собака многократно подвергается воздействию  разряда электрического тока и не может предотвратить его, она  в конце концов смиряется с  их неизбежностью и начинает воспринимать их пассивно. По мнению Селигмана, собака усваивает, что не существует адаптивного  ответа на разряд электрического тока, что она не может сделать ничего, чтобы избежать его, и, таким образом, научается пассивности и беспомощности. Используя контрольную группу собак, которые получали удар той же силы, но могли контролировать или предотвращать его, экспериментаторы показали, что вовсе не сила удара и не физическая травма определяют пассивное поведение собак из экспериментальной группы.

Позднее Мэйер  показал, что собаки, обученные оставаться неподвижными для того, чтобы избежать удара, не обнаруживали пассивности  в другой ситуации, когда они могли  избежать удара, перепрыгнув через  барьер. По-видимому, состояние беспомощности  возникает у животного тогда, когда оно усваивает, что его  реакция не может изменить воздействия  среды. В таких случаях у животного  снижается мотивация к взаимодействию со средой, к установлению контроля над ситуацией. Возникшая в результате этой реакции поведенческая апатия приобретает патологический характер тогда, когда она генерализуется и препятствует любому процессу научения, направленному на изменение окружающей среды и контроль за нею.

Селигман и  его коллеги рассматривают феномен  «усвоенной беспомощности», наблюдаемый  у животных в результате многократного  повторения неотвратимых разрядов электрического тока, как аналог реактивной депрессии  у человека. Они полагают, что  все ситуации, вызывающие депрессию, имеют одну общую черту -- они воспринимаются индивидом как ситуации, над которыми он не может установить свой контроль, особенно над теми их аспектами, которые  наиболее значимы для него. Селигман, распространяя результаты проведенных  им экспериментов на человека, несомненно, находился под влиянием взглядов Бека и Келли. В разработанной  Келли теории, личность рассматривается  как функция персональных конструктов, при этом подчеркивается, что человек  испытывает потребность предсказывать  и контролировать свое окружение.

По мнению Селигмана, его теория депрессии сопоставима  с теорией противоположных эмоциональных  процессов. Вредоносное событие (у  Селигмана это разряд электрического тока) порождает у индивида страх, который выражается в панических, дезадаптивных реакциях. При многократном повторении ситуации организм усваивает, что мотивированные страхом реакции дезадаптивны. По мере накопления негативного опыта у индивида возникает чувство беспомощности и депрессивные переживания. В конечном счете депрессия ограничивает страх, удерживая его в рамках индивидуальной толерантности (т.е. страх и депрессия действуют как противоположные процессы). После прекращения вредоносного воздействия индивида может вновь захлестнуть страх, однако депрессия при этом сохраняется. Как уже отмечалось, в теории дифференциальных эмоций и некоторых психоаналитических теориях утверждается, что неотъемлемой характеристикой эмоционального профиля депрессии являются интеракции между различными эмоциями, в частности интеракция «печаль--страх». В теории депрессии Селигмана страх выступает скорее как побочный эффект, чем каузальное явление; тем не менее экспериментальная парадигма Селигмана начинается со страха, вызванного разрядом электрического тока, и вопрос о том, какие другие аффективные состояния снижают толерантность индивида и способствуют развитию состояния усвоенной беспомощности и развитию депрессии, остается невыясненным.

Результаты экспериментальных  исследований Селигмана и его  коллег и разработанная на их основе теоретическая модель депрессии  вызвали значительный интерес у  тех специалистов, которые занимаются изучением и лечением депрессии. Пожалуй, самым серьезным недостатком  данной теории является ограниченная сфера ее применения. Селигман и  сам признает, что разработанная  им теоретическая модель применима  только при рассмотрении реактивной депрессии, да и то не объясняет всех ее разновидностей. Но, если исходить из того, что неблагоприятное воздействие  вызывает у индивида только страх  и дезадаптивные реакции, тогда  модель Селигмана действительно  может оказаться полезной для  концептуализации того типа аффективно-когнитивно-поведенческой  цепочки явлений, которая приводит к формированию таких бесспорных, по мнению ряда теоретиков, симптомов депрессии, как чувство безнадежности и беспомощности.

Клерман в своем  глубоком труде поставил ряд вопросов перед бихевиористскими моделями депрессии. Он считает неправомерным рассматривать  депрессию только как совокупность условных дезадаптивных реакций. У  животных и у младенцев депрессия, по его мнению, выполняет ряд адаптивных функций, таких как:

1) социальная коммуникация;

2) психологическое  возбуждение; 

3) субъективные  ответы;

4) психодинамические  механизмы защиты. Он считает,  что с помощью депрессии младенец  сигнализирует окружающим его  взрослым о своем неблагополучии, страдании, взывая таким образом  к их помощи. Клерман не конкретизирует, в чем состоит адаптивное значение  депрессии у взрослых, но приходит  к заключению, что депрессия всегда  является адаптивным процессом,  независимо от возраста человека. В качестве доказательства он  указывает на то, что реактивная  депрессия имеет естественную, вполне  ограниченную продолжительность  (фактор, который, по мнению Клермана, свидетельствует о «доброкачественности»  депрессии).

Форстер, рассматривая депрессию на поведенческом уровне, считает, что депрессия характеризуется  утратой некоторых навыков адаптивного  поведения и замещением их реакциями  избегания, такими как жалобы, просьбы, плач и раздражительность. Депрессивный человек пытается устранить неблагоприятную  ситуацию при помощи жалоб и просьб. Но еще более важной характеристикой  депрессии Форстер считает снижение частоты тех поведенческих реакций, которые первоначально получали положительное подкрепление. В основе такой редукции адаптивного поведения  лежат три фактора. Во-первых, это  ограниченность репертуара доступных  реакций в конкретной ситуации. Так, например, в депрессии одним из таких ограничителей является эмоция гнева. Поскольку гнев обычно направлен на другого человека, то вероятность того, что объект гнева обеспечит положительное подкрепление субъекту, выражающему гнев, крайне мала. Кроме того, проявление гнева наказуемо, и, для того чтобы избежать наказания, человек может подавлять свой гнев. При этом вместе с гневными реакциями могут быть подавлены и потенциально адаптивные реакции, что ведет к ограничению репертуара действий, которые могли бы вызвать положительное подкрепление. Второй причиной редукции адаптивного поведения является непоследовательность поощрения и наказания. Индивид теряет способность понимать закономерности подкрепления. Если родители или воспитатели применяют методы поощрения и наказания непоследовательно, у ребенка может возникнуть чувство растерянности, замешательства и в результате -- чувство безнадежности и беспомощности, которое, согласно многим теориям, является компонентом депрессивного синдрома. Третий фактор, рассматриваемый Форстером, связан с изменениями в окружающей среде. Если окружающая среда, особенно социальное окружение человека, изменяется таким образом, что реакции, прежде получавшие положительное подкрепление, больше не подкрепляются, эти реакции постепенно исчезают из поведенческого репертуара индивида. Следуя клинической традиции, Фостер в качестве основного примера, иллюстрирующего данный случай, называет утрату любимого или близкого человека, который воспринимался индивидом как источник позитивного подкрепления.

Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности