Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:20, контрольная работа
Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.
Введение 3
1.Сущность экономического поведения 5
2. Виды экономического поведения 9
3.Девиантное поведение в сфере экономики 11
Заключение 15
Литература 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
<<МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА>>
Контрольная работа по курсу
<<Экономическая социология >>
Самара 2012
Содержание
Введение 3
1.Сущность экономического поведения 5
2. Виды экономического поведения 9
3.Девиантное поведение в сфере экономики 11
Заключение 15
Литература 16
Введение
Экономическая социология, возникла в России в конце ХХ в., хотя по утверждению многих уважаемых знатоков социологии ее зарождение началось за долго до обозначенного периода и сопоставимо с зарождением социологической науки, как бы сразу отделившись в отдельную ветвь - экономическую социологию. С одной стороны, исследуемые экономической социологией возможности и ограничения исполнения интересов общественных групп, с другой – как социальные факторы и условия функционирования экономики зачастую рассматриваются, объект исследований, который служит конкретным механизмам связи экономического и социального развития. Основной задачей экономической социологии, является определение путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения.
Экономическое поведение - поведение,
связанное с перебором
В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации.
Многообразие
человеческой личности, ее неповторимая
индивидуальность, разнообразные мотивы
ее деятельности делают необходимым
при научном анализе
Экономическая
социология выделяет в человеке главным
образом то, что отвечает задаче
объяснения экономического поведения
людей в различных
Среди многочисленных направлений "моделирования" человека условно можно выделить три.
Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками. Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, становится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности "человека экономического".
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными. В частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера - милосердие, цели связанные с традициями, соображениями престижа, использованием свободного времени и др. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйствующих субъектов, несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения в зависимости от привычек, религиозных установок и т.п.
Третье направление
представлено принципиально новой
моделью субъектов социально-
Наибольший интерес для изучения рационального экономического поведения человека представляет первое направление моделирования. Оно основывается на модели "homo economicus", наиболее известной из всех моделей. Разработанная еще в XVIII в. на основе работы Адама Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов", она дожила и до наших дней. Собственно, Смит так и не сформулировал понятие "homo economicus", но изобретатели этой модели опирались именно на его работу. Знаменитая формулировка о "невидимой руке, может быть является чаще всего цитируемым местом из " Богатства народов".
Ход мыслей Смита
можно представить себе так. Главным
мотивом хозяйственной
Каждый отдельный человек стремится использовать свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, но " в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".
"Невидимая
рука" - это стихийное действие
объективных экономических
Приведем такой пример. Каждому приходилось бывать в супермаркете и стоять в очередях в кассу. В подобной ситуации и вы, и другие покупатели хотят, чтобы их очередь подошла как можно скорее. Имея в виду эту цель, зададимся вопросом: как должны быть скоординированы действия покупателей? Как избежать ситуации, в которой некоторые очереди будут очень длинными, в то время как некоторым кассирам придется ждать клиентов?
Один из способов состоит в том, чтобы распределить всех покупателей по определенным очередям. Магазин может пользоваться стандартным правилом: покупатели, чьи имена начинаются с буквы, находящейся в промежутке от А до Д, встают в очередь 1, покупатели "Е-И" встают в очередь 2 и так далее. Или вместо этого, магазин может нанять специального служащего, который будет распределять покупателей по разным очередям. Оба эти примера показывают, как действует принцип иерархии. Но супермаркеты на самом деле работают не так. Они позволяют покупателям принимать самостоятельные решения о том, в какую очередь им вставать, причем, покупатели пользуются информацией, получаемой из собственных наблюдений. Когда вы подходите к ряду касс в магазине самообслуживания, вы прежде всего ищете самые короткие очереди. Затем вы продолжаете ваши рассуждения, основываясь на том, что у одних покупателей тележки полные, другие же покупают один-два товара. Наконец, вы принимаете решение и встаете в ту очередь, которая, на ваш взгляд, будет двигаться быстрее всего. Если вы ошиблись, и другие очереди продвигаются быстрее, чем вы предполагали, то вы можете перейти к другой кассе. Этот подход к решению проблемы дает нам пример стихийного порядка. Он стихийный, поскольку покупатели принимают самостоятельные решения, основываясь на своем непосредственном окружении; это именно порядок, в том смысле, что в результате все очереди примерно одинаковы. Очереди выровнялись, хотя ни один покупатель не имел своей целью выравнивание очередей. Все просто очень хотели выбраться из магазина поскорее.
Анализ экономического поведения людей в рамках модели "homo economicus" предполагает использование постулата о рациональном экономическом поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.
Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда предполагается, что человек будет вести себя экономически рационально.
"Если бы
люди в обществе не ценили
рациональность, а отдавали предпочтение
причудам, случайностям и бесполезным
действиям, экономическая
При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую скорее как теоретическое допущение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек наилучшим из возможных способов использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгод при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (то есть разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.
Существует множество проблем уникального выбора.
Проблемы
рационального выбора в уникальных
ситуациях, характерных для
- уникальность,
неповторимость ситуации
Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая социология"