Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа
Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92
Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям:
1) общая заинтересованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание на улице людей, обсуждающих политические события, и т.п.);
2) принадлежность к
определенной субкультуре (
Существуют несколько
Контактные круги - это социальные
общности людей, постоянно встречающихся
на спортивных состязаниях, в транспорте
или очередях. Наличие общей
Профессиональные круги, или круги коллег, - это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов требуется выполнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.
Дружеские круги - это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.
Статусные социальные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.
Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга (они получили название “лидеров мнения”).
Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги - это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий. Первоначально в данном случае возникает некоторая идея преобразований, служащая достоянием нескольких членов. В ходе бесед идея подхватывается другими личностями и служит той основой общей заинтересованности, на которой базируются социальные круги. В процессе обмена мнениями, дискуссий появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овладевая умами, идея призывает к действию, и постепенно из социального круга выделяется активная социальная группа, для которой данная идея служит стимулом к действию. Образовавшаяся группа выделяет из своей среды лидеров-организаторов взамен лидеров мнений. Группа постепенно приобретает черты формальной организации и превращается в политическую партию. Таким образом, изучая социальные круги, можно прослеживать процессы образования активных социальных групп и социальных институтов.
Итак, квазигруппы могут
Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как “мои”. Это может быть “моя семья”, “моя профессиональная группа”, “моя компания”, “мой класс”. Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как “мы”. Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: “не мы”, “другие”.
В наименее развитых, примитивных обществах люди живут малыми группами, изолированными друг от друга и представляющими собой кланы родственников. Родственные отношения в большинстве случаев и определяют природу ингрупп и аутгрупп в этих обществах. Когда встречаются два незнакомца, то они первым делом начинают искать родственные связи, и если какой-либо родственник связывает их, то оба они являются членами ингруппы. Если же родственные связи не обнаруживаются, то во многих обществах такого типа люди чувствуют себя враждебными по отношению друг к другу и поступают в соответствии со своими чувствами.
В современном обществе отношения между его членами строятся на многих видах связей помимо родственных, но чувство ингруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он, прежде всего, пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов. Того, например, кто занимается спортом, интересуют люди, разбирающиеся в спортивных событиях, а еще лучше болеющие за ту же команду, что и он. Заядлые филателисты непроизвольно делят всех людей на тех, кто просто собирает марки, и тех, кто интересуется ими, и ищут единомышленников, общаясь в разных группах. Очевидно, что признаком людей, принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения, скажем, смеются над одними и теми же вещами и имеют некоторое единодушие относительно сфер активности и целей жизни. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отмечают эти черты, деля ранее незнакомых людей на “мы” и “другие”.
В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.
Исследователи отмечают, что ингрупповые идентификации, пересекаясь по многим направлениям, не снижают интенсивности самоопределения различий, причем сложность включения индивида в группу делает более болезненными исключения из ингрупп. Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, имеет все атрибуты, чтобы попасть в высшее общество, но не может этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; рабочий, пришедший работать в бригаду, не может прижиться в ней и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жестоким процессом. Например, большинство примитивных обществ, считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов “враг” и “посторонний”, считая эти понятия идентичными. Не слишком сильно от такой точки зрения отличается установка нацистов, которые исключали евреев из человеческого общества. Рудольф Хосс, руководивший концлагерем в Освенциме, где было уничтожено 700 тыс. евреев, характеризовал эту бойню как “удаление чуждых расово-биологических тел”. В данном случае ингрупповые и аутгрупповые идентификации привели к фантастической жестокости и цинизму.
Невозможно понять многие повторяющиеся в истории жестокие поступки без понимания ингрупповых и аут групповых отношений. Различение и отделение ингруппы и аутгруппы делают психологически возможным совершение жестоких поступков даже гуманными людьми. Весьма характерен исторический пример, касающийся великого деятеля Английской революции, приведенный американским писателем Г.Р. Тревор-Рупером: “Англичане XVII в. обычно были терпимыми и человечными. Даже в гражданских войнах и революции они постоянно помнили, что их противники такие же, как и они сами, а потому они были мягкими и великодушными в сражении. Оливер Кромвель шел впереди своего века в пропаганде этой терпимости. Но когда Кромвель вторгся в Ирландию, он совершенно изменил свой характер по отношению к противнику. Для него и его приближенных ирландец был совершенно отличен от англичанина. В английской армии, как и в английском обществе, сложилось мнение, что ирландцы не люди, они только несколько напоминают людей. Это мнение укреплялось официальной пропагандой. И англичане в соответствии с этой установкой вели себя по отношению к ирландцам крайне жестоко”.
Прошедшие три века мало изменили отношение людей к тем, кого они считают другими, посторонними, “не такими, как мы”, короче говоря, к членам аутгруппы. Многие национальные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, показывают, что конфликтующие стороны считают своих противников принадлежащими к “низшей” национальности, людьми второго сорта, что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. То же можно сказать и о социально-классовых столкновениях, когда одна сторона считает другую “массой” или “быдлом”, а противная сторона - “кровопийцами”, “выродившимися от безделья”.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что понятия ингруппы и аутгруппы важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. От членов - соратников в ингруппе (заметим: соратник - состоящий в одной рати, в одном войске) каждый вправе ожидать признания, лояльности, взаимопомощи. Ожидаемое от представителей аутгруппы поведение при встрече зависит от вида этой аутгруппы. От одних из них мы ожидаем враждебности, от других - более или менее дружелюбного отношения, от третьих - индифферентности. Ожидания определенного поведения от членов ауттрупп со временем претерпевают значительные изменения. Так, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит девочек, но спустя несколько лет он становится романтическим любовником, а еще через несколько лет супругом. Во время спортивного матча представители разных групп относятся друг к другу с враждебностью и могут даже ударить друг друга, но стоит прозвучать финальному свистку, их отношения резко меняются, становятся спокойными или даже дружественными.
Мы не в одинаковой степени включены в наши ингруппы. Кто-то может, например, быть душой дружеской компании, но в коллективе по месту работы не пользоваться уважением и быть слабо включенным во внутригрупповые связи. Не наблюдается одинаковой оценки индивидом окружающих его аутгрупп. Рьяный последователь религиозного учения будет закрыт для контактов с представителями коммунистического мировоззрения больше, чем с представителями социал-демократии. У каждого существует собственная шкала оценки аутгрупп.
Р. Парком и Э. Берджесом (1924), а также Э. Богардусом (1933) была разработана концепция социальной дистанции, которая позволяет измерить чувства и отношение, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аутгруппам. В конечном счете была разработана шкала Богардуса, служащая измерителем степени принятия или закрытости по отношению к другим группам. Социальная дистанция измеряется путем раздельного рассмотрения взаимосвязей, в которые люди вступают с представителями других групп. Существуют специальные вопросники, отвечая на которые члены одной группы оценивают взаимосвязи, отвергая или, наоборот, принимая представителей других групп. Информированных членов группы просят при заполнении вопросников отметить, кого из знакомых им членов других групп они воспринимают как соседа, товарища по работе, как партнера для брака, и таким образом определяются взаимосвязи. Вопросники по измерению социальной дистанции не могут точно предсказать действия людей в том случае, если член другой группы действительно станет соседом или товарищем по работе. Шкала Богардуса - это только попытка измерить чувства каждого члена группы, несклонность к общению с другими членами данной группы или других групп. Что будет делать личность в какой-либо ситуации, в огромной степени зависит от совокупности условий или обстоятельств данной ситуации (это называется ситуационной детерминацией поведения).