Контрольная работа по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92

Вложенные файлы: 1 файл

SOZIALOG.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в  духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Характерной особенностью религиозных  образцов поведения и действия, резко  отличающей их от нормативных образцов поведения в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных моментов. Это дает основание относить “религиозное действие” к типу нелогичного, нерационального социального действия, которое в значительной мере связано с эмоционально-чувственной, бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношения рационального и нерационального аспектов человеческой деятельности в социологической и философской литературе нередко однобоко интерпретируется – заостряется на противопоставлении двух  полярных типов – науки и религии.

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Последний термин может использоваться как в широком смысле слова, когда она отождествляется с социальной системой, так и в узком, когда под организацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способы управления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин “религиозная организация”, наряду с понятиями “религиозного сознания” и “религиозного культа” использовался для описания и анализа природы религии в марксистской социальной философии.

Основной формой современной религиозной  организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его  ветви, как, например, православная или  католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и императоров.

В церковной организации выделяются две основные социальные группы:

  1. клир – служители церкви, священники
  2. миряне – рядовые члены церкви.

Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление  религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии – епископы, патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником.

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции  религии в обществе:

1) интегративную; 

2) регулятивную;

3) психотерапевтическую;

4) коммуникативную.

 Первые две функции непосредственно  относятся к деятельности религии  в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям  и нормам, входящим в содержание  культуры как системы.

  1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э.Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
  2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.
  3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа – богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. – оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
  4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и “небожителями”, и в плане их общения друг с другом. “Богообщение” считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с “ближними” приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность – богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии  как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.

Существенной особенностью современного этапа развития религии, по крайней  мере, в странах Запада, является секуляризация, под которой принято понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты – образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут также служить ослабление роли религиозных санкций в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданина…

ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

4.1. Происхождение и развитие  идеи глобализма

Социально-политические процессы, происходящие в мире, позволяют говорить о формировании мировой системы. Сегодня ускоренными  темпами идет образование глобальных структур - экономических, политических, социальных, культурных. Ни одна страна на нашей планете не может считать себя «самодостаточным островом». В политической сфере появилась устойчивая тенденция к формированию интеграционных структур, выполняющих важные международные функции. К ним относятся военно-политические блоки, ООН, ЮНЕСКО, Большая семерка, Европейский парламент, Интерпол, Международный трибунал, ОБСЕ и др. В экономической области действуют транснациональные корпорации - лидеры мировой экономики, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский Союз, ОПЕК, Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) и многие другие.

Все эти международные или региональные организации давно перешагнули  границы национальных государств, которые уже не в силах контролировать их деятельность. В сфере культуры тоже развиваются мощные интеграционные процессы. Современные средства связи способствуют сближению культур, формированию единого стиля жизни, а также формированию планетарного гуманистического сознания, вмещающего в себя и «золотое правило нравственности» и в то же время не требующего принесения личности в жертву интересам человеческого рода. Одной из форм проявления очень сложного и длительного процесса формирования мирового, планетарного сознания является деятельность таких международных организаций, как экологические, пацифистские. Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

Нужно помнить, что идея глобализма в своем первоначальном варианте в истории человеческой мысли предстает как идея целостности, единства мира, единства Космоса. Эта идея интеграции, сближения наций и народов, имеет свою историю, свои достижения и можно сказать периоды развития. Но только сейчас глобалистика оформляется в отдельную, самостоятельную отрасль знания, только ныне в вузах появились специальные учебные курсы по этому направлению и первые учебники.

Первую волну глобальной интеграции мир пережил в конце XIX - начале XX века. Теория империализма, одним  из выдающихся авторов которой, был В.И. Ленин, рассматривала такие явления, как интернационализация финансового капитала, экономическая экспансия развитых стран Запада на слаборазвитые страны. Можно вспомнить также создание валютных союзов в Европе и Америке, деятельность Социалистического рабочего Интернационала, женских и других организаций, имевших всемирный, а не локальный или блоковый характер.

В 50 - 60-е годы получило широкое распространение  уже иное видение глобализации, отражавшее реалии того периода, в котором присутствовали «холодная война» и биполярное восприятие мира. В этом контексте противостояния двух сверхдержав - Советского Союза и США как лидеров двух противоположных миров, возникает теория зависимости, разработанная в Латинской Америке. Она объясняла феномен зависимости ряда стран отсутствием собственного производства, самостоятельных передовых технологий. Зависимый капитализм должен был включиться в систему мирового капитализма, чтобы выжить и накопить интеллектуальные, управленческие, технологические и иные предпосылки, чтобы совершить экономическое чудо и освободиться от угнетающей зависимости. Сегодня многие страны Азиатско-тихоокеанского региона - Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг - развиваются как раз в этом направлении.

В 60 - 80-е годы тема глобальной интеграции, и подчинения военно-политического развития хозяйственному, носили скорее теоретический, чем практический характер. Перспектива глобализации мыслилась в широко известной теории конвергенции (от лат. converge - сближаюсь, схожусь), видящей в общественном развитии современной эпохи тенденцию к сближению двух социальных систем, - капитализма и социализма, с их последующим синтезом в некотором «смешанном обществе», сочетающим положительные черты, и свойства каждой из них. Разработчиками этой теории были Дж. Голбрейт, У. Ростоу, Ж. Фурастье и др. В рамках этой теории имелись свои нюансы. Так, например, одни исследователи ограничивали процесс сближения экономической сферой (Р. Арон, Д. Белл), другие отстаивали тезис о том, что обе социальные системы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные свойства, что может привести к кризису современной индустриальной цивилизации в целом (Г. Маркузе, Ю. Хабермас).

Кроме того, интерес к идее глобального  мира был обусловлен осознанием значительной и наиболее передовой частью общества наличия общечеловеческих проблем, требовавших незамедлительного разрешения. «Бездны» прогресса заставили человечество переосмыслить свой путь. Демографическая, продовольственная, экономическая, военная, экологическая - все эти проблемы являются планетарными, глобальными. Они могут быть решены только усилиями всех народов и касаются жизни каждого человека. Так возникла наука о глобальных, мировых проблемах, становлению которой способствовала деятельность неофициальной организации - Римского клуба, объединившего десятки ученых, политических и общественных деятелей из множества стран для изучения и оценки долгосрочных последствий существующих глобальных проблем.

В 90-е годы проблема глобализации приобрела небывалую практическую остроту. Каковы признаки глобализма? Каким будет глобальный мир XXI века?

Современные трактовки глобального  мира различаются предметом исследования. Одни ученые изучают глобальные проблемы человечества и именно в объединяющей стратегии их решения видят единство мира. Другие считают предметом исследования становящуюся целостность бытия человечества. При этом среди ученых, анализирующих глобальную проблематику, гораздо больше единства мнений, чем среди тех, кто изучает процесс формирования единого, взаимосвязанного мира. Большинство ученых первого направления признает в качестве глобальных проблем такие, как: несбалансированный экономический рост; кризис управления; обеспеченность населения Земли водой и продовольствием; рост численности населения; наличие экологических кризисов качественно новой сложности («парниковый эффект», истощение озонового слоя, потепление климата); опасность ядерного конфликта; права человека; охрана здоровья; опасность таких болезней, как СПИД, рак и др.; сдвиги в мировой геополитической ситуации.

Ученые, которых можно отнести  ко второму направлению, в большинстве  своем отождествляют глобализацию с вестернизацией. При этом и здесь  есть свои различия. Одни ученые считают  вестернизацию, то есть следование путем западной цивилизации, принятие западноевропейской системы ценностей благом. Облучение лучом западной цивилизации других цивилизаций, по их мнению, способствуют прогрессу, развитию новых технологий, созданию рабочих мест, процветанию, росту богатства, искоренению варварства и т. п. Другие видят в экспансии Запада «культурный», «информационный» или «демократический» империализм, который ведет к новому варварству, ибо навязывает другим народам свои представления о мире, в том числе идеи индивидуализма и потребительства. Культурная агрессия с помощью современных информационных технологий дает возможность тотального контроля над национальной, самобытной культурой. Такое развитие событий может лишить творческого начала локальные самобытные культуры. Именно по этой причине не только в восточных странах, но и европейских появились концепции антиглобализма и неформальные движения, направленные против вестернизации. Феномен девестернизации поддерживается к тому же религиозным фундаментализмом.

Проекты глобального мира противоречивы, их авторы пишут разные сценарии будущего человечества, но у этих сценариев есть и общее. И сторонники, и противники вестернизации говорят о неизбежности этого процесса и видят задачу национальных государств, не входящих в число развитых, в том, чтобы они не остались окончательно на обочине истории.

Информация о работе Контрольная работа по социологии