Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа
Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92
Во-вторых, группа противоречий между регионами мировой системы, между полупериферией и периферией. Конкуренция между ними за место в технологической пирамиде, за власть, за рынки сбыта и т.д. будет только нарастать. Нынешний мировой порядок на основе монополизма нескольких стран или одной страны является беспрецедентным в истории и бросает вызов большей части человечества. Концентрация «информационного сообщества» в наиболее развитых странах приводит к нарастанию противостояния между «золотым миллиардом» человечества и остальной его частью.
В-третьих, противоречия внутри постиндустриального мира, о возможности существования которых, даже не подозревали всего несколько десятилетий назад. Это и противоречие между странами «Большой семерки», и противоречия внутри самого постиндустриального общества, которое не смогло, несмотря на все экономические и технические достижения, решить многие насущные проблемы. Одно из них состоит в том, что внутри постиндустриального (информационного) общества происходит обособление групп людей, работающих с информационными технологиями. Эти обособленные группы образуют «внутреннее информационное общество», находящееся в изоляции. Они имеют лучшие условия жизни, работы, пользуются востребованностью и признанием. Не все население даже в этих странах может поспеть за скоростью технологического прогресса. Поэтому на одном полюсе этого общества скапливается творческая активность одной части людей, имеющих власть над информационным пространством. А на другом, - та часть, которая не смогла перейти в информационный сектор, а ушла в «никуда», откуда нет возврата, в быстро меняющийся мир. Эта верхушка общества выделяется в особую элитарную социальную группу, в руках которой важнейшие ресурсы социального прогресса - знания и информация. В то время как эта группа не ставит своей целью приобретение вещного материального богатства, а ориентирована на самореализацию, другая часть, не имеющая ни способностей для работы с высокими технологиями, ни достаточного образования, пытается решить прозаические, экономические задачи - задачи материального выживания. Однако особая, отчужденная группа общества распоряжается основной частью общественного достояния, которое перераспределяется в ее пользу. Так вновь возрождается социальное противостояние, деление на угнетаемую и угнетающую страты.
Таков багаж противоречий, с которым вступает в XXI век целостный и глобальный организм.
В эпоху глобализации и международной конкуренции, принявшей тотальный характер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за выживание и достойное место в интеграционном процессе.
Каким может быть российский проект в глобальном контексте? Ответ на этот вопрос невозможно поместить в прокрустово ложе, ибо он не в состоянии вобрать в себя реалии, характеризующие взаимодействие субъектов мирового сообщества, их интересы и сложнейшие противоречия. Россия, несмотря на тяжелейший кризис, поразивший все без исключения сферы общества, несмотря на утрату государством способности планировать и руководить, не может пребывать в положении банкрота, которого либо только терпят, либо только используют как сырьевой придаток или регион для захоронения отработанных ядерных отходов. Место России в мировом сообществе в течение ближайших лет будет определяться, с одной стороны, ее внутренним ослаблением, а с другой - ее усилиями, направленными на преодоление этой внутренней слабости. Ответом на системный кризис должна быть системная стратегия (а не частные, пусть даже правильные решения), которая объединила бы весь народ России, в том числе правящий класс вокруг подобного цивилизационного проекта выживания и развития. Иными словами, необходимо многомерное, всестороннее видение дальнейшего пути, а не выстраивание проблем в порядке очередности их решения (энергетический кризис в Приморье, война в Чечне, пенсионная реформа и т.д. и т. п.).
В настоящее время внутри российской политической элиты идет ожесточенная борьба между двумя подходами или, условно говоря, двумя проектами выживания и развития России. Причем тот и другой подчеркивают, что добиваться выживания России в нынешнем мире придется в более сложных условиях, чем после 1917 года. Так, по подсчетам экономистов, даже при устойчивом ежегодном приросте ВВП на 5% (чего, кстати говоря, страна много лет не достигала) Россия к 2010 году вернется к масштабам своего народного хозяйства, существовавшим в 1991 году. Понятно, что мировое сообщество и особенно высокоиндустриальные страны не будут все это время стоять на месте. Ситуация усугублена также тем, что произошло ущемление национального самосознания, крушение нашей традиционной державности - символа государства, с которым считались за его пределами. Разрушение трех поясов безопасности: соцстраны, Варшавский договор, Советский Союз; расширение НАТО на восток и вступление в него бывших союзников подорвали не только наши геополитические интересы, но и психологическое здоровье населения, вселив в массовое сознание страхи и подозрения по отношению к другим государствам.
Но что представляют из себя эти два мнения о выживании России и ее модернизации? Или можно вопрос поставить иначе - как России войти в Запад, как встроиться в международное разделение труда, занять место на этажах технологической пирамиды?
Первый проект - проект либералов. Второй - державников. По каким линиям идет раскол между ними? Либералы настаивают на том, что Россия должна во всем следовать примеру Запада, перестроить систему национальных интересов и внешнеполитических ориентиров, как того требуют США. При этом ничего неизвестно о том, какие шансы получит от этой перестройки Россия. Не исключено, что Россия окончательно превратится в страну - изгоя. Противники либерального подхода говорят о том, что логическим завершением такого проекта будет развал государства. Либеральный проект, можно сказать, не придает особого значения национальному суверенитету и национальной безопасности, считая, что в условиях глобализации они утрачивают свою ценность. Либералы предполагают, что российские власти должны способствовать безболезненному освоению Западом территории и ресурсов России. Кратко суть этого взгляда состоит в том, что Россия может быть включена в глобальное целое, в мировое сообщество только как территория и ресурсы, а не как самостоятельный субъект, не как самостоятельное государство. В этом есть своя логика, так как хозяева сырья и других ресурсов уже являются продолжением существующих мировых структур. И они мыслят иными категориями. Для них понятия «государство», «страна», «народ» в значительной степени потеряли прежний смысл. Новые либералы прекрасно знают циничность западной демократии, но они рассчитывают «лечь под Запад» и таким образом добиться выживания. Они не признают национальных границ и границ России, но помнят о приоритетах западного мира.
Державники настаивают на особенном пути России и называют себя патриотами. Они полагают, что можно игнорировать реалии сегодняшнего мира и по-прежнему считать Россию великой державой, хотя она уже утратила продовольственную и военную безопасность. Державники говорят, что Россия - мировая держава по следующим обстоятельствам. Во-первых, она одна из основных мировых цивилизаций, которая либо граничит, либо пересекается со всеми остальными мировыми цивилизациями. Во-вторых, России удалось выработать государственную модель интеграции на православной основе. И, в-третьих, Россия - наследница советского варианта глобализма. Поэтому она должна быть готова к очень жесткому противостоянию по всем вопросам, затрагивающим ее интересы и возможности на вхождение в мировую систему. Державники отстаивают ценность национального суверенитета и в эпоху глобальной интеграции.
Однако оба эти проекта не
озвучены публично. Они неизвестны
населению России, обсуждаются в
узком кругу политиков и не
переходят в стратегии и
Интересной и более конкретной
выглядит идея, разрабатываемая Институтом
проблем глобализации под руководством
М.Г. Делягина, которая, по мнению ее авторов,
должна наилучшим образом
Но, чтобы выйти из изоляции, России необходимо вписаться не только в региональное, но и в отраслевое, функциональное разделение труда, чтобы успешно развиваться далее. Поэтому ключевая задача России - определить свое направление в системе разделения труда и создать конкретные механизмы выхода из «ловушки глобализации». Кроме решения этих стратегических задач Россия может компенсировать негативные последствия реформ другими факторами. В частности, эффективным планированием и управлением, активной внешней политикой, проявляя максимально возможное дружелюбие и стремление к сотрудничеству с могущественными государствами, Россия должна изменить характер своего участия в международной жизни. Ибо новый мировой порядок, типичный для периода глобализации, компьютерных технологий, все в большей степени складывается без прямого участия России. Наконец, необходимо научиться отвечать на информационную агрессию, которую предпринимают США и другие страны, навязывая свои краткосрочные интересы другим государствам. Разъяснение позиции России по конфликтным вопросам международной политики должно вестись регулярно и с опережением.
Таким образом, перед Россией стоит проблема разработать и реализовать в кратчайшие сроки программу выживания и развития, связав в ней воедино программу создания собственных технологий производства, управления и стратегию формирования единого российского народа. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощный импульс развитию общества.
Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, у ученых нет полного согласия относительно его определения. И это происходит вовсе не потому, что социологи не могут выразить свои мысли. Во-первых, трудность возникает в связи с тем, что большинство понятий в социологии появляется в ходе социальной практики: они начинают применяться в науке после длительного их использования в жизни, и при этом им придается самое различное значение. Во-вторых, трудность обусловлена тем, что образуется множество видов сообществ, в результате чего для точного определения социальной группы необходимо выделять из этих сообществ определенные типы.
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие “группа”, но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Второй случай - применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о “возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет”. Такое понимание также не является научным. Для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин “категория”. Например, вполне корректно говорить о категории блондинок или брюнеток, возрастной категории молодежи от 18 до 22 лет и т.п.