Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Перечень примерных контрольных вопросов по теме 2

1. Специфика системы ценностей  социальной работы, ее структура

2. Основные группы ценностей профессиональной  социальной работы

4. Основные детерминанты общечеловеческих  и профессиональных ценностей  и идеала в социальной работе

5. Основные ценности современного  российского общества

6. Место и  роль ценностей в социальной  работе

 

Перечень примерных заданий  для самостоятельной работы по теме 2 (тематика рефератов, контрольных  работ и докладов)

1. Место и роль аксиологического подхода в социальной работе

2. Социальная  работа как специфическая этико-аксиологическая  деятельность

3. Место и  роль идеала в профессиональной  социальной работе

 

Примерный перечень вопросов к зачету по теме 2

  Сущность и содержание основных  этических и аксиологических категорий в социальной работе

  Место и роль этико-аксиологического  подхода в социальной работе

  1. Место и роль ценностей в современной социальной работе
  2. Ценности и идеал профессиональной социальной работы
  3. Иерархия ценностей профессиональной социальной работы
  4. Этические ценности социальной работы

  Понятие системы ценностей современной  российской профессиональной социальной  работы, ее детерминанты.

  1. Профессиональные ценности социальной работы и ценностные ориентиры общества: взаимосвязь и взаимовлияние

Типология ценностей в социальной работе

 

Литература  по теме 2

 

Основная

  1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. -М.: Изд-во МГУ, 1974.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарика, 1998.
  3. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.: Мысль, 1973.
  4. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. - Киев: Вiща школа, 1983.
  5. Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. - Ульяновск: 1994.
  6. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. - М.: Союз. 1996.
  7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М.: КЛЮЧ-С, 1999.
  8. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев: Наукова думка, 1977.

 

Дополнительная

Гусейнов А.А. Золотое правило  нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1988.

Словарь по этике. Под ред. Кона И.С. - М.: Политиздат, 1981.

 Тугаринов В.П. О ценностях  жизни и культуры. - Л.: изд-во ЛГУ, 1960.

Философия социальной работы. Отв. ред. Митрохин В.И. - М.: Союз, 1998.

Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

 Медведева Г.П. Этика социальной  работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. - М.: Союз. 1996.

Ярская В.Н. Философия социальной работы. - Саратов, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Основные этапы становления  и развития

ценностных  оснований социальной работы

в России и за рубежом

 

Тема 3. Основные этапы становления и  развития

ценностных  оснований социальной работы

 

Тема раскрывает особенности становления ценностных оснований профессиональной социальной работы. В материалах лекций показано, что забота о ближнем есть сущностная, видовая характеристика человека, поэтому социальная работа естественна для любого общества, признающего ценность человека.

 

Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи.

План лекции:

1. Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи

2. Природная социальность, альтруизм и коллективизм как имманентные характеристики человека, необходимые условия его выживания, развития помощи и взаимопомощи.

3. Традиционно-прагматический подход в становлении помощи и взаимопомощи, благотворительности и социальной работы

 

 

Несмотря на то, что словосочетание «профессиональная социальная работа» появилось в нашем обществе всего десять лет назад, она, с точки зрения профессионально-этических основ, опирается на собственные тысячелетние традиции заботы о человеке, помощи и взаимопомощи, благотворительности и общественного призрения. В соответствии с принципом историзма отдельные ее элементы не теряют актуальности и в современных условиях, органично включаясь в современную профессионально-этическую систему. Заимствованный у зарубежных коллег опыт в области этико-аксиологической регламентации профессиональной социальной работы, в ряде стран институциализированный в виде профессионально-этических кодексов, также содержит элементы, представляющие большой интерес для российских специалистов.

Профессионально-этические  основы социальной работы, как и  сама социальная работа, прошли длительный путь формирования, становления и развития от примитивных представлений о необходимости оказания помощи ближнему до философского осмысления системы социальной работы в целом и каждого ее элемента в отдельности, научного подхода в определении потребностей общества и индивида, выработки на этой основе наиболее эффективных форм и способов социальной защиты.

Можно выделить отдельные взаимосвязанные периоды  развития профессионально-этической  системы социальной работы, начиная  с единичных, разрозненных актов помощи и взаимопомощи до настоящего времени. В основу периодизации могут быть положены различные критерии - связанные с политической, культурной, хозяйственной жизнью страны и народа, а также с появлением новых форм и методов самой социальной работы, степенью ее всеобщности, организованности и профессиональности. Однако данные подходы в разработке периодизации становления профессионально-этической системы представляются менее предпочтительными, поскольку, будучи положенными в ее основу, в меньшей степени отвечают потребностям философского осмысления сущности и содержания профессиональной этики и аксиологии в социальной работе.

Мораль  является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов  человеческого поведения. В любом из периодов общественного развития основными функциями морали является регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и, соответственно, служат цели поддержания стабильности самого общества. Эти базовые нормы и принципы, в свою очередь, должны соответствовать коренным потребностям общества и отражать общественные интересы, поскольку моральность есть определенное свойство реальных человеческих отношений, которые уже затем получают более или менее точное отражение в сознании в виде оценочных шаблонов и правил поведения. В отличие от морального, ценностный подход к человеку, его поведению и деятельности, появляется сравнительно поздно; на ранних этапах развития человеческого общества имеет значение оценка преимущественно полезности того или иного индивида.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил  в сообществе себе подобных, поскольку  отдельный индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми именно по поводу совместного удовлетворения основных насущных потребностей. Из материалов исследований палеоантропологов известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и вел кочевой образ жизни, причем жизнеобеспечение сообщества осуществлялось совместно. Будучи физически относительно беззащитным, древний человек объективно нуждался в кооперировании своих усилий с соплеменниками для организации совместной охоты или самозащиты от хищников и был поэтому естественным, биологически детерминированным коллективистом13.

Очевидно, что в этот начальный период истории  человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения  индивида в коллективе себе подобных, т.к. даже в самом примитивном обществе должны существовать единые поведенческие нормы, являющиеся основой и условием совместного существования. Такие нормы должны в первую очередь гарантировать сохранение и выживание человека как биологического вида, невозможность уничтожения человеческого сообщества как извне, так и изнутри. Очевидно также, что существовавшие в тот период нормы должны были быть детерминированы биологической природой человека, а не его сознанием. 

Известно, что нормы являются результатом отбора множества поведенческих актов на основе оценивания (аналитического или эмпирического) значимости их результатов. Поведенческие нормы первобытного общества, положенные впоследствии в основу системы ценностей и детерминированные потребностями человека в выживании определялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску. Безусловно, о ценностях или морали в их современном понимании применительно к данному периоду человеческой истории говорить нельзя, поскольку мозг предка человека, не будучи еще достаточно развитым, не мог обеспечить осмысления этого сложного феномена. Однако на уровне примитивных полуживотных ощущений и инстинктов человек, безусловно, мог дифференцировать полезное и вредное для себя и для сообщества. Нормы поведения и ценности закреплялись на уровне условных рефлексов и поддерживались образом жизни сообщества. Важным является то, что поведенческие нормы формировались с учетом значимости их для сообщества, а не отдельной особи.

В этот период предок человека существовал, руководствуясь инстинктами, и осмысления феномена помощи и взаимопомощи, этических основ этого вида социальной деятельности быть не могло, хотя на практике некоторые первичные формы регуляции его поведения имели место, как имела место помощь и взаимопомощь – например, при обороне, нападении, добывании пищи. Отдельная особь, нуждающаяся в особой заботе со стороны соплеменников, не получала ее: условия жизни человека, уровень развития его сознания, и главное – обусловленные законами природы задачи выживания не допускали заботы о больных, раненых. Имела место лишь природно-инстинктивная забота матерей о малышах, не способных позаботиться о себе. Кочевой образ жизни первобытной орды делал невозможным присутствие в ней ослабленных особей; не получая помощи, они отставали от сообщества и погибали.

Развитие  примитивных представлений о  помощи и взаимопомощи, регуляции  этих процессов и соответствующий  им уровень осмысления этого феномена носили инстинктивно-практицистский характер. Этот период мог продолжаться вплоть до сорокового тысячелетия до Новой эры, поскольку именно это время определяется специалистами как условный рубеж между средним и верхним палеолитом, которому придается большое значение в антропо- и социогенезе в связи с переходом к родовому строю, массовым появлением наряду с неандертальцем homo sapiens и развитием первобытных культур в различных регионах Африки, Азии и Европы.

Рассматривая  этот период, невозможно сделать вывод  о восприятии отдельного представителя  сообщества в качестве ценности. Поскольку в эту эпоху предок человека являлся преимущественно биологическим существом, то законы природы и, в частности, закон сохранения вида, имели для его жизнедеятельности  большее значение, нежели в настоящее время. Законы же природы нацелены главным образом на обеспечение выживания вида, но не отдельной особи как его представителя, следовательно, основные требования к индивиду заключались в исключении действий, наносящих ущерб сообществу как единому целому, препятствующих удовлетворению потребностей и представляющих угрозу его безопасности. Наивысшей ценностью в этот период был не столько человек, сколько человеческое сообщество, его целостность, безопасность и жизнеспособность, а следовательно, естественными ценностями являлись коллективизм и альтруизм, обусловленные витальными и экзистенциальными потребностями. Сам же человек был ценен постольку, поскольку представлял собой часть единого целого и приносил пользу именно как часть целого. Очевидно, что социальность человека имеет биологическое происхождение и может рассматриваться как одно из важнейших условий выживания человека и его последующего становления как разумного человеческого существа. Обусловленная природой социальность человека логично требовала от него социального поведения, выражающегося в совместных действиях во время охоты, обороны и других совместных акций. Можно сказать, что природная социальность человека обусловила помощь человека человеку вначале в процессе удовлетворения витальных потребностей и затем, по мере усложнения и развития потребностей человека, его сознания, жизнедеятельности, обусловила усложнение и развитие как форм помощи и взаимопомощи, так и ситуаций, в которых эта помощь оказывалась.

При этом первобытный человек, несомненно, был  природным коллективистом и альтруистом. По мнению большинства специалистов, альтруизм и коллективизм, определявшие преимущество их обладателей в условиях жизни в первобытном обществе, явились важнейшими условиями, позволившими человечеству выжить. Способность действовать таким образом, чтобы содействовать безопасности и благополучию всего сообщества, пожертвовать своей жизнью на благо сообщества, заложенные в человека природой в силу закона сохранения вида, стали основой и условием выживания биологического вида homo. Очевидно, что те первобытные сообщества, чьи члены в большей степени проявляли склонность к альтруистическому и коллективистскому поведению, имели больше шансов выжить и эти их качества закреплялись в поколениях. Своеобразный «отбор» по альтруистическим и коллективистским наклонностям стал для человека, по мнению Ч. Дарвина, важнейшим видоохранительным фактором и дал возможность ему выжить и эволюционировать в разумное, высокоорганизованное социальное существо, способное преобразовать окружающую действительность. Следовательно, альтруизм и коллективизм, сформировавшиеся на ранних стадиях антропо- и социогенеза в качестве защитных механизмов, обеспечивающих безопасность и выживание, также естественны и присущи человеку изначально, как инстинкт самосохранения, половой инстинкт и другие. Отсюда можно сделать важный вывод: альтруизм и коллективизм есть имманентные сущностные характеристики homo sapiens, не только родовые, но и видовые качества человека.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"