Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Социальная работа, реагируя на изменение ценностных ориентиров общества и государства, искажение смысла гуманистических ценностей, сохраняет в силу известной автономности свое позитивное ценностное ядро, входящее в этос, что позволяет рассматривать ее как своего рода защитный механизм, способствующий сохранению социально значимых ценностей и идеалов и на этом основании - обеспечивающий традиционность и преемственность в прогрессивном развитии общества и каждой личности в нем. Можно сделать вывод, что пропаганда, утверждение в общественном и индивидуальном сознании и главное - реализация гуманистических ценностей и идеалов - глубинный смысл и основное содержание социальной работы, реализуемые в процессе деятельности. В то же время сохранение и приумножение социальной работой своего гуманистического смысла - важный закон существования, функционирования и развития самого общества.
Гуманистические ценности в полной мере представлены в системе профессионально-этических ценностей социальной работы, но имеют при этом определенную специфику, определяемую целями и задачами непосредственной практической деятельности. Реализация профессионально-этических ценностей является в широком смысле предметом деятельности специалиста, поскольку, содействуя на любом уровне социальной структуры решению проблем конкретного клиента, группы и общества в целом, социальный работник способствует достижению ими блага, реализации свободы и справедливости, других высших ценностей в обществе и утверждению их в общественном, групповом и личностном сознании. Реализация этих ценностей может способствовать, с одной стороны, реализации ценности человека как клиента социальных служб, поскольку является проявлением интегративной заботы государства и общества о личности, обладающей объективно сниженными возможностями, а с другой - содействовать реализации этой личностью своих основных социальных прав - на свободу, труд, справедливость, равенство, полноценное коллективное взаимодействие с другими членами общества, защищенность, развитие и т.п., являющихся одновременно важнейшими социально- и индивидуально-значимыми ценностями. Реализация основных прав человека позволяет клиенту реализовать и его основные обязанности по отношению к обществу, своим близким и самому себе. Тем самым профессиональная социальная работа способствует реализации ценности человека и основных гуманистических ценностей в целом.
Идеал как образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений является одной из высших ценностей профессиональной социальной работы. В соответствии со своей двойственной природой, идеал с одной стороны, содержит в себе настоящее в виде противоречия наличного бытия (клиента, группы, общества), требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением его ценностных ориентаций. Являясь относительно устойчивой конструкцией, идеал все же не неизменен, поскольку меняются конкретные обстоятельства: то, что сегодня для человека и общества предстает как идеал, завтра может стать обыденностью, причем не лучшей. Поэтому идеал требует постоянной деятельности, направленной на совершенствование условий, состояний, качеств, свойств и т.п.
Идеалконструирующая деятельность является важным аспектом социальной работы. Социальная работа, как известно, не может ограничиваться ситуативным вмешательством по типу «скорой помощи» для разрешения экстремальной ситуации. Правильно организованная социальная работа обязательно включает в себя и планирование, и проектирование, и управление, и организацию, где без представлений о будущем состоянии системы работать невозможно, идет ли речь о состоянии клиента, общества, социального работника или социальной работы. Основные функции идеала социальной работы: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая - позволяют планировать и организовывать деятельность, она становится целесообразной, причем цель – идеал непременно обладает чертами реальности, достижимости. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, содействуя совершенствованию профессии или ее отдельных компонентов, профессиональному и личностному росту специалистов, повышению эффективности деятельности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.
Являясь ориентиром деятельности, идеал социальной работы отражает как непосредственно ее профессиональные потребности и интересы, так и опосредованно - потребности и интересы клиентов социальных служб и всего общества. В связи с этим определение и формулирование идеала социальной работы может иметь огромное мобилизующее значение для специалистов, поскольку, в соответствии с функциями данного идеала, предполагает активную целенаправленную деятельность специалистов по его достижению. В этом смысле идеал может выступать в общественном сознании социальных работников в качестве одной из этапных или конечных целей профессиональной деятельности, выражая сущностные интересы развития как профессии, так и общества в целом, поскольку профессия «социальная работа» неотторжима от современного цивилизованного общества. В социальной работе целесообразно рассматривать следующие идеальные конструкции:
Идеал выступает в качестве совершенного образца, которому должны соответствовать состояние как системы социальной работы, так и состояние и взаимоотношения социального работника и клиента социальных служб на данном этапе развития общества и профессии, независимо от ситуативных обстоятельств в этой сфере. Совершенство состояний социального работника и его клиента подразумевается как статусное (экономический, социальный, психологический статус), так и духовное - совершенная нравственная личность. Совершенные отношения социального работника и его клиента должны включать в себя компоненты совместного творчества, взаимопомощи, уважения достоинства друг друга.
Идеал социальной работы может играть роль ориентира не только для специалистов как представителей профессиональной группы, но и для социума в целом, поскольку отражает одно из наиболее приоритетных направлений развития общества - достижение блага каждого человека и всего общества. И с другой стороны, восприятие и ориентация социальной работы на определенный идеал в части возможности его достижения зависит от социальных факторов, детерминирующих как темпы и направленность развития общества, так и развитие социальной работы как социально необходимой деятельности. В этом смысле идеал, хотя и воплощающий в себе высшее благо, должен представляться реально достижимым, поскольку в противном случае он будет отторгнут массовым сознанием специалистов, воспринят как проявление идеализма.
Основное противоречие, требующее своего разрешения средствами и методами социальной работы заключается в несоответствии возможностей клиентов социальных служб их рациональным, сущностным потребностям, которые в наиболее общем виде можно сформулировать как стремление к достижению благополучия, условий для нормальной жизнедеятельности и развития. Однако аналогичное противоречие содержит в себе и сама социальная работа: ее возможностей крайне недостаточно для разрешения проблем клиентов, в особенности той их части, кто остро нуждается в материальной помощи. Недостаточны возможности социальной работы в достижении идеального состояния себя самой, поскольку в настоящее время, несмотря на высокую потребность, не созданы еще условия для полной реализации ее потенциала. Вследствие этого в условиях современной России специалистами в области социальной работы может быть затруднено усвоение и присвоение идеала как совершенного образца состояний, отношений и деятельности в области практической социальной работы.
В России основной проблемой, с которой чаще всего приходится сталкиваться практическим социальным работникам, является проблема малообеспеченности огромных масс населения, возникшая вследствие рыночных преобразований экономики. Вследствие этого те цели, которые ставит перед собой государство - обеспечение условий для полной самореализации каждой личности - представляются целями долгосрочными, в современных условиях не реализуемыми в полной мере вследствие слабости экономики, несовершенства социальной работы, неготовности широких слоев населения включиться в социальную деятельность вследствие все большей их индивидуализации. В ближайшей перспективе средствами и методами социальной политики и социальной работы предполагается решить проблему малообеспеченности и затем по мере развития экономики - повышения благосостояния граждан.
В профессиональной социальной работе идеал не просто констатирует профессиональные цели и предпочтения, но и вычленяет в деятельности наиболее существенные моменты, придавая им социально значимый статус. Вследствие этого в качестве идеала социальной работы на данном этапе развития российского общества выступают моральные требования и ценности, реализация которых может обеспечить создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условиях их самореализации, благодаря чему могут быть реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и тем самым будет достигнута главная цель социальной работы - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманные общественные отношения. Идеал социальной работы включает в себя как непременные условия достижения желаемого результата совершенствование социальной работы как профессиональной деятельности, повышение ее эффективности и качества, доступности и всеобщности. Это требует совершенствования личностно-нравственного облика специалиста, роста его профессионального мастерства. Принимаемые в качестве условий достижения идеала совершенствование социальной работы и социального работника, а также частичное преобразование социальной системы являются важнейшими структурными компонентами самого идеала.
Улучшение условий жизни населения, изменение его потребностей выдвинет на первый план другие задачи: возможно, приоритетным направлением деятельности социальной работы станет не помощь в выживании, а духовно-нравственное их совершенствование, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки и т.п. Собственно социальная работа может в связи с этим приобрести качественно иной характер. По мере изменения социально-экономических условий и содержания и форм социальной работы идеал неизбежно будет изменяться. Оставаясь по смыслу все теми же представлениями о будущем совершенном состоянии клиента, социального работника, социальной работы и общества, отдельные черты этих идеальных образов могут стать существенно более глубокими, развитыми. Соответственно возрастут требования со стороны общества к социальной работе и конкретным специалистам; большим влиянием в обществе будет пользоваться социальная работа и, соответственно, большими возможностями в части совершенствования общественных отношений и общественной структуры будет обладать. Таким образом, идеал социальной работы может стать действенным средством совершенствования общественного бытия, а сама социальная работа – существенным средством социального конструирования.
Система общечеловеческих ценностей содержит в себе в качестве высших ценностей человека, его честь, достоинство и права. Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на реализацию прав человека, поддержание его чести и достоинства, создание политических, экономических, культурных, социальных условий, благоприятных для его самореализации, и, соответственно, является одним из важнейших механизмов реализации общечеловеческих ценностей. Человек признается социальной работой и ее этической системой высшей ценностью в качестве важнейшего основания деятельности, поэтому система общечеловеческих ценностей является одним из наиболее влиятельных факторов, оказывающих воздействие на формирование системы ценностей профессиональной социальной работы
Социальная работа вследствие этого может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания такой социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия. Вследствие этого идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей.
Аксиологический подход (или аксиологическая компонента интегративного комплексного подхода) может иметь как минимум двоякий смысл, который реализуется в практике: с одной стороны, он состоит в выделении, обосновании и анализе профессионально-значимых ценностей, соотнесении их с социально-значимыми и общечеловеческими ценностями и формировании на этой основе теоретических основ, а также содержания, форм и направлений практической социальной деятельности, их всестороннем анализе и оценке. Исследование и обоснование профессионально-значимых ценностей профессиональной социальной работы может существенным образом укрепить теоретические основания практической профессиональной деятельности, способствовать познанию ее смысла и содержания.
С другой стороны, аксиологический подход заключается в формировании этического и ценностного сознания личности как профессионального социального работника, так и его клиента, непосредственно участвующих в социальной работе на основе профессионально-значимых и общечеловеческих ценностей. При этом следует учитывать, что социальная работа не ограничивается взаимодействием социального работника и клиента: социальный работник, занятый непосредственным решением проблем клиента, при необходимости может и должен привлекать к участию в этой деятельности представителей любых учреждений, организаций и структур, в чьем ведении находится решение актуальных вопросов, а также частных лиц. Значит, система ценностей профессиональной социальной работы непременно приходит во взаимодействие с ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными ценностными системами индивидов, в той или иной мере причастных к социальной работе. В связи с этим система ценностей профессиональной социальной работы оказывает влияние на системы ценностей профессиональных групп, с представителями которых вступает во взаимодействие социальный работник, отдельных индивидов, но и сама при этом испытывает ответное, и иногда весьма значительное, влияние с их стороны.