Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Позднее, по мере своей сапиентации и развития сознания, человек начинает осознавать, а не просто инстинктивно ощущать, социальную ценность альтруизма и коллективизма, ценность коллектива и человеческого существа как члена коллектива, поскольку имеет возможность воспользоваться знаниями, опытом, силой сообщества и тем самым получить преимущество в борьбе за существование. Развитие человека сопровождалось усложнением его потребностей, а это приводило к постепенному усложнению деятельности, обусловливая необходимость ее специализации. Каждый человек в условиях совместного бытия в связи с постепенным усложнением жизни и индивидуальными и коллективными потребностями выполнял вполне определенные функции.

Человек в этот период оценивался уже не только как член сообщества, но и  сам по себе, благодаря тем функциям, которые он выполнял, и которые все более и более отличались от функций других членов сообщества содержанием и качеством. Человек оценивался главным образом на основании той пользы, которую он приносил сообществу в целом и каждому его члену. Прагматический подход в организации взаимосвязей и взаимодействия членов племени был в этот период, очевидно, преобладающим. Это приводит к выводу  о наличии в этот период прагматического подхода и к оказанию помощи и взаимопомощи: помощь следовало оказывать потому, что может возникнуть необходимость в ее получении. Однако в этот же период имел место не только прагматизм, но и сострадание по отношению к слабым, беспомощным и больным членам племени14, которые заведомо не могли принести племени пользу. Возможно, что сострадательное отношение к слабому является превращенной формой природного альтруизма человека.

К этому  периоду можно отнести появление  первых устойчивых форм взаимопомощи людей, первых прообразов будущей благотворительности. Появляется необходимость осознанно  и последовательно прививать  каждому члену сообщества наиболее целесообразные для социума нормы человеческого общения и взаимодействия, поскольку любое общество стремится сформировать своих членов таким образом, чтобы осуществление социальных функций было для них желанным. Вследствие этого постепенно начали складываться традиции в отношении помощи нуждающимся. Первыми формами помощи стали предоставление приюта и кормление тех, кто в этом нуждается, но не в состоянии организовать собственное жизнеобеспечение и тем более не может принести пользу племени. Именно в этот период началось формирование собственно моральных и ценностных отношений, регулирующих взаимодействие и взаимное существование людей, в том числе и взаимопомощь. Отношения складывались на основе определенных нравственных законов, которые основаны не только на рационализме, но и на традициях, которые своими корнями восходят к природному рационализму. Эти законы имеют более или менее постоянный характер и принимаются всеми членами сообщества, усваиваясь ими в процессе обучения и воспитания, передаваясь из поколения в поколение в форме устных преданий, легенд, заповедей. Таким образом, эволюция человека заключалась не только в изменении его облика, но и в изменении поведенческих реакций, причем с течением времени влияние биологических факторов снижалось, в то время как значимость и влияние социальных факторов, таких, как морально-ценностная регуляция поведения, росло по мере его сапиентации.

Однако  в значительно большей по сравнению  с периодом среднего палеолита степени  морально-ценностное регулирование отношений и поведения людей требовалось и, соответственно, развивалось с появлением семьи и собственности как способ преодоления противоречия между личностью и обществом, и в первую очередь, между интересами собственников и сообщества в целом. Первые моральные принципы, унаследованные от инстинктов homo erectus, преследовали все ту же цель: сохранения единства и сплоченности рода, его безопасности и силы, и поэтому представляли собой запреты на действия и поступки, вызывавшие вражду и рознь между членами сообщества и имели конкретный смысл - сохранение целостности и единства общины, ее жизнестойкости и обороноспособности, преемственности традиций и образа жизни. Ценность сообщества в этот период по-прежнему была выше ценности отдельного индивида.

В этот период, который продолжался приблизительно до VI-VIIвв. н.э., появляются и развиваются  первые попытки осмысления на уровне обыденного сознания феноменов помощи и взаимопомощи, добра и зла, коллективизма  и альтруизма. Этот период существования человека также показывает высокую ценность коллективизма, более осознанного, нежели в предыдущий период, но тем не менее, продиктованного во многом необходимостью выживания. Этот подход в осмыслении профессионально-этической компоненты помощи и взаимопомощи может быть охарактеризован как традиционно-прагматический, поскольку в нем отражены как прагматизм в оказании помощи нуждающимся в связи с заботой о целостности и сплоченности рода, так и почитание традиций, составлявших социально-культурное наследие предшествующих поколений людей.

Целостность, жизнеспособность рода в этот период была важнейшей ценностью. Несмотря на то, что отдельный человек  уже мог цениться в связи со своими индивидуальными качествами, он мог быть принесен в жертву (во всех смыслах), если этого требовали интересы рода. Например, в благополучные периоды люди имели возможность жить в племени и умирать от естественных причин: старости, болезни и т.п., но если ситуация усложнялась, то старики, инвалиды, тяжело больные люди становились обузой. Голод, необходимость быстрого перемещения в другую местность и иные экстремальные ситуации или особо тяжелые условия жизни требовали от членов рода, племени высокой организованности и мобильности, силы и ловкости, сплоченности и единства. Невозможность полного подчинения своей жизнедеятельности интересам выживания рода или племени делали таких людей лишними, и племя от них различными способами избавлялось.

Это вновь  свидетельствует о том, что разнообразные  поведенческие нормы, будь они природно-биологического или социального происхождения, действовали таким образом, чтобы обусловить полезное по отношению к общности, а не к личности, поведение человека. Уже имевшиеся первые моральные нормы, носившие характер запретов (табу) подчиняли поведение человека интересам общности, и действовать необходимо было так, чтобы не навредить сообществу. Ценность общности людей была выше ценности отдельной личности; благополучие общности обеспечивало в главном и благополучие личности в ней: оно давало чувство безопасности, защищенности, единства.

Тем не менее, и ценность отдельной личности в  этот период признавалась, если не возникал ценностный конфликт между общим  и частным. Например, многочисленные фольклорные источники говорят  о человеческих жертвоприношениях  как о высших дарах божествам или духам; по обыденным поводам в жертву приносились, как правило, продукты питания и иные неодушевленные предметы. В особо важных случаях жертвой мог стать человек – самое дорогое, что было у общности. Такое противоречивое с точки зрения современного человека поведение наших предков (с одной стороны, забота о человеке, с другой – принесение его в жертву, ритуальное убийство) на самом деле противоречивым не являлось, если учесть, что высшая ценность – это общность. Ценность отдельной личности могла выступать следующей за ценностью общности. Поэтому в обыденных обстоятельствах помощь человеку оказывалась, если он в ней нуждался - это было в интересах общности, не противоречило традициям и моральным нормам. В дальнейшем подобные поведенческие стереотипы совершенствовались и закреплялись в более поздних религиозных и светских нормах, традициях, обычаях, положенных в основу помощи и взаимопомощи, благотворительности и современной профессиональной социальной работы.

В частности, первобытные религии, основанные на почитании духов, вере в могущество и разумность сил природы и отдельных предметов требовали от человека вполне определенных форм поведения. Они делали мир, в котором жил человек, целостным, менее враждебным, более понятным, объяснимым и даже управляемым (посредством совершения ритуальных действий, установления приязненных отношений с могущественными духами и силами природы и т.п.). Очевидно, что требования, присутствующие в религиозных верованиях, не могли противоречить коренным интересам человека и человеческого сообщества, и не только потому, что «разработал» их сам человек, но и потому, что при помощи таинственных сил человек стремился обезопасить себя, получить помощь в различных начинаниях, добиться устойчивого, благополучного существования, а не наоборот. Значит, в религиозных верованиях должно было быть сохранено и закреплено, объяснено волей духов-покровителей то положительное, что уже имелось в человеческой практике. То, что ранее человек совершал, руководствуясь инстинктом или объясняя соображениями практической пользы, отдавая дань традиции или подчиняясь обычаям, он продолжал совершать, уже повинуясь воле духов. В дальнейшем, по мере формирования языческих политеистических религий, человек действовал по воле богов. Безусловно, формы и виды взаимодействия человека с человеком изменялись, но не религиозные верования стали причиной этого. Наоборот, в религиозных верованиях эти изменения в конечном итоге закреплялись. Таким образом, изменения в условиях жизни требовали изменений поведенческих стереотипов, в том числе в оказании помощи человеку, а они, в свою очередь, должны были быть возведены в ранг религиозной нормы.

Философия, в отличие от языческой религии, не постулирует, а размышляет о том, каким должен быть человек, как он должен поступать и каким образом взаимодействовать с людьми, обществом, чтобы достичь блага. Собственно учения о помощи человеку как такового античная философия не содержит, однако она обращается к проблеме человека, добра и зла.  Античные философы, рассуждавшие о проблемах морали, о человеке и обществе, их совершенствовании, большую ответственность возлагали лично на человека и, значит, будучи ответственным за себя и общество, человек должен быть подготовлен к такой ответственности. Человек должен быть добродетелен, т.е. внутренне устремлен к добру (разумеется, с позиций общественного блага как оно понимается в обществе или каким его представляет философ). В частности, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и многие другие считали, что добродетельный человек прежде всего сапиентен (разборчив, разумен). Разуму человека помогут развиться знания и опыт; в свою очередь, разум поможет человеку разобраться в ситуации и сделать выбор в пользу добра, поступать во благо людей, избегать ошибок и крайностей, жить в согласии людьми и природой. Значит, разумный человек в состоянии осознавать общественные потребности и содействовать их удовлетворению, соблюдать общественно необходимые обычаи и традиции. А это означает, что помощь действительно нуждающемуся человеку должна быть оказана; человек, необоснованно выпрашивающий вспомоществование, достоин осуждения.

Основные  идеи античной этики в адаптированном виде могли распространяться среди  населения и оказывать влияние  на общественную мораль, тем более, что они не противоречили обыденным представлениям о справедливости, добре и зле, благе, ценном и неценном. Эти идеи, оказывая влияние на формирование личности, могли способствовать этизации общественных отношений.

Русичи познакомились с трудами  греческих и римских философов  сравнительно поздно, однако уклад их жизни свидетельствовал о том, что идеи справедливости, коллективизма, умеренности были присущи им. Как свидетельствуют летописи и другие источники, к середине первого тысячелетия н.э. у восточных славян складываются устойчивые представления об этических основах помощи ближнему и традиции, основанные вначале на древнеславянских мифологических верованиях, затем на этике христианства (православия). Природно-климатические условия, обусловливавшие способ хозяйствования, делали славян естественными коллективистами и детерминировали совместное проживание и деятельность как необходимые и единственно возможные условия существования. В этот период российской истории широко развилась общинная помощь. Человек, как член общины, член коллектива, всегда мог рассчитывать на помощь соплеменников. Так, например, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Адам Бременский, Ибн Русте, Ибн Фадлан и другие авторы рукописных исторических произведений, единодушны во мнении, что людей более доброжелательных, милосердных, сострадательных и справедливых, чем славянские народы, найти трудно. В Древней Руси этика помощи человеку, безусловно, не выделялась в отдельную отрасль знаний, и отдельных произведений, посвященных этому вопросу, не существует. Этические взгляды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи. Их зарождение и сущность можно до некоторой степени проследить в древнейших памятниках русской литературы и фольклора.

 

 

Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский  подходы в определении ценности помощи человеку.

План лекции:

1. Социально-идеологический подход в определении ценности помощи человеку.

2. Доктрины мировых религий и светские этико-аксиологические концепции как идеологическое обоснование моральной ценности помощи человеку.

3. Становление и развитие профессиональных этических систем социальной работы и их кодификация в современном мире.

 

 

Постепенное формирование новых, монотеистических религий, ставших мировыми, становление светских этических учений привело к изменениям в основных подходах к помощи и взаимопомощи. Каждая из мировых религий представляет собой идеологию, охватывающую все стороны жизнедеятельности человека, все его проявления. Все процессы, явления в природе, общественной и личной жизни могли быть объяснены с позиций этих идеологий, длительное время игравших роль государственных идеологий и являвшихся средством контроля и регулирования жизнедеятельности личности.

Несмотря  на то, что подходы к исследованию и осмыслению этико-аксиологических  основ помощи нуждающимся основывались на принципиально различных идеологических системах (религиозная идеология, светская идеология во всем их многообразии), общей основой, дающей возможность считать этот длительный этап целостным, является наличие стройной идеологии. Она представляет собой целостное, сложившееся мировоззрение, одним из неотъемлемых компонентов которого является система взглядов  в отношении этики помощи человеку, нуждающемуся в ней. Помощь человеку может оказываться на том основании, что господствующая идеология требует от человека определенных взглядов и поступков, оказывая влияние на формирование его личности в соответствии со своим смыслом и содержанием. При этом, конечно, религиозная идеология занимает ведущие позиции в течение почти всего периода, и только в последнем веке светские доктрины постепенно обретают массовое признание. Вследствие этого подход, преобладавший в осмыслении профессионально-этических основ социальной работы, характерен социально-идеологической направленностью. Его границы могут быть определены приблизительно серединой первого тысячелетия н.э. и серединой ХХ в. 

Христианство, ислам и буддизм обращались не столько к внешней стороне жизнедеятельности человека, хотя регламентировали и ее, сколько к его внутренней жизни. В отличие от господствовавшего ранее подхода, который, отражая практические интересы человека и общности и сложившиеся к этому времени традиции, преследовал цели единения, общественной безопасности, общественной пользы, новые религиозные идеологии предлагали человеку лишь начальные условия личной безопасности и личного спасения. Сам человек должен был позаботиться о собственном благополучии, в том числе и посмертном.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"