Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Позднее, по мере своей сапиентации и развития сознания, человек начинает осознавать, а не просто инстинктивно ощущать, социальную ценность альтруизма и коллективизма, ценность коллектива и человеческого существа как члена коллектива, поскольку имеет возможность воспользоваться знаниями, опытом, силой сообщества и тем самым получить преимущество в борьбе за существование. Развитие человека сопровождалось усложнением его потребностей, а это приводило к постепенному усложнению деятельности, обусловливая необходимость ее специализации. Каждый человек в условиях совместного бытия в связи с постепенным усложнением жизни и индивидуальными и коллективными потребностями выполнял вполне определенные функции.
Человек в этот период оценивался уже не только как член сообщества, но и сам по себе, благодаря тем функциям, которые он выполнял, и которые все более и более отличались от функций других членов сообщества содержанием и качеством. Человек оценивался главным образом на основании той пользы, которую он приносил сообществу в целом и каждому его члену. Прагматический подход в организации взаимосвязей и взаимодействия членов племени был в этот период, очевидно, преобладающим. Это приводит к выводу о наличии в этот период прагматического подхода и к оказанию помощи и взаимопомощи: помощь следовало оказывать потому, что может возникнуть необходимость в ее получении. Однако в этот же период имел место не только прагматизм, но и сострадание по отношению к слабым, беспомощным и больным членам племени14, которые заведомо не могли принести племени пользу. Возможно, что сострадательное отношение к слабому является превращенной формой природного альтруизма человека.
К этому
периоду можно отнести
Однако в значительно большей по сравнению с периодом среднего палеолита степени морально-ценностное регулирование отношений и поведения людей требовалось и, соответственно, развивалось с появлением семьи и собственности как способ преодоления противоречия между личностью и обществом, и в первую очередь, между интересами собственников и сообщества в целом. Первые моральные принципы, унаследованные от инстинктов homo erectus, преследовали все ту же цель: сохранения единства и сплоченности рода, его безопасности и силы, и поэтому представляли собой запреты на действия и поступки, вызывавшие вражду и рознь между членами сообщества и имели конкретный смысл - сохранение целостности и единства общины, ее жизнестойкости и обороноспособности, преемственности традиций и образа жизни. Ценность сообщества в этот период по-прежнему была выше ценности отдельного индивида.
В этот период,
который продолжался
Целостность, жизнеспособность рода в этот период была важнейшей ценностью. Несмотря на то, что отдельный человек уже мог цениться в связи со своими индивидуальными качествами, он мог быть принесен в жертву (во всех смыслах), если этого требовали интересы рода. Например, в благополучные периоды люди имели возможность жить в племени и умирать от естественных причин: старости, болезни и т.п., но если ситуация усложнялась, то старики, инвалиды, тяжело больные люди становились обузой. Голод, необходимость быстрого перемещения в другую местность и иные экстремальные ситуации или особо тяжелые условия жизни требовали от членов рода, племени высокой организованности и мобильности, силы и ловкости, сплоченности и единства. Невозможность полного подчинения своей жизнедеятельности интересам выживания рода или племени делали таких людей лишними, и племя от них различными способами избавлялось.
Это вновь свидетельствует о том, что разнообразные поведенческие нормы, будь они природно-биологического или социального происхождения, действовали таким образом, чтобы обусловить полезное по отношению к общности, а не к личности, поведение человека. Уже имевшиеся первые моральные нормы, носившие характер запретов (табу) подчиняли поведение человека интересам общности, и действовать необходимо было так, чтобы не навредить сообществу. Ценность общности людей была выше ценности отдельной личности; благополучие общности обеспечивало в главном и благополучие личности в ней: оно давало чувство безопасности, защищенности, единства.
Тем не менее, и ценность отдельной личности в этот период признавалась, если не возникал ценностный конфликт между общим и частным. Например, многочисленные фольклорные источники говорят о человеческих жертвоприношениях как о высших дарах божествам или духам; по обыденным поводам в жертву приносились, как правило, продукты питания и иные неодушевленные предметы. В особо важных случаях жертвой мог стать человек – самое дорогое, что было у общности. Такое противоречивое с точки зрения современного человека поведение наших предков (с одной стороны, забота о человеке, с другой – принесение его в жертву, ритуальное убийство) на самом деле противоречивым не являлось, если учесть, что высшая ценность – это общность. Ценность отдельной личности могла выступать следующей за ценностью общности. Поэтому в обыденных обстоятельствах помощь человеку оказывалась, если он в ней нуждался - это было в интересах общности, не противоречило традициям и моральным нормам. В дальнейшем подобные поведенческие стереотипы совершенствовались и закреплялись в более поздних религиозных и светских нормах, традициях, обычаях, положенных в основу помощи и взаимопомощи, благотворительности и современной профессиональной социальной работы.
В частности, первобытные религии, основанные на почитании духов, вере в могущество и разумность сил природы и отдельных предметов требовали от человека вполне определенных форм поведения. Они делали мир, в котором жил человек, целостным, менее враждебным, более понятным, объяснимым и даже управляемым (посредством совершения ритуальных действий, установления приязненных отношений с могущественными духами и силами природы и т.п.). Очевидно, что требования, присутствующие в религиозных верованиях, не могли противоречить коренным интересам человека и человеческого сообщества, и не только потому, что «разработал» их сам человек, но и потому, что при помощи таинственных сил человек стремился обезопасить себя, получить помощь в различных начинаниях, добиться устойчивого, благополучного существования, а не наоборот. Значит, в религиозных верованиях должно было быть сохранено и закреплено, объяснено волей духов-покровителей то положительное, что уже имелось в человеческой практике. То, что ранее человек совершал, руководствуясь инстинктом или объясняя соображениями практической пользы, отдавая дань традиции или подчиняясь обычаям, он продолжал совершать, уже повинуясь воле духов. В дальнейшем, по мере формирования языческих политеистических религий, человек действовал по воле богов. Безусловно, формы и виды взаимодействия человека с человеком изменялись, но не религиозные верования стали причиной этого. Наоборот, в религиозных верованиях эти изменения в конечном итоге закреплялись. Таким образом, изменения в условиях жизни требовали изменений поведенческих стереотипов, в том числе в оказании помощи человеку, а они, в свою очередь, должны были быть возведены в ранг религиозной нормы.
Философия, в отличие от языческой религии, не постулирует, а размышляет о том, каким должен быть человек, как он должен поступать и каким образом взаимодействовать с людьми, обществом, чтобы достичь блага. Собственно учения о помощи человеку как такового античная философия не содержит, однако она обращается к проблеме человека, добра и зла. Античные философы, рассуждавшие о проблемах морали, о человеке и обществе, их совершенствовании, большую ответственность возлагали лично на человека и, значит, будучи ответственным за себя и общество, человек должен быть подготовлен к такой ответственности. Человек должен быть добродетелен, т.е. внутренне устремлен к добру (разумеется, с позиций общественного блага как оно понимается в обществе или каким его представляет философ). В частности, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и многие другие считали, что добродетельный человек прежде всего сапиентен (разборчив, разумен). Разуму человека помогут развиться знания и опыт; в свою очередь, разум поможет человеку разобраться в ситуации и сделать выбор в пользу добра, поступать во благо людей, избегать ошибок и крайностей, жить в согласии людьми и природой. Значит, разумный человек в состоянии осознавать общественные потребности и содействовать их удовлетворению, соблюдать общественно необходимые обычаи и традиции. А это означает, что помощь действительно нуждающемуся человеку должна быть оказана; человек, необоснованно выпрашивающий вспомоществование, достоин осуждения.
Основные идеи античной этики в адаптированном виде могли распространяться среди населения и оказывать влияние на общественную мораль, тем более, что они не противоречили обыденным представлениям о справедливости, добре и зле, благе, ценном и неценном. Эти идеи, оказывая влияние на формирование личности, могли способствовать этизации общественных отношений.
Русичи познакомились с
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку.
План лекции:
1. Социально-идеологический подход в определении ценности помощи человеку.
2. Доктрины мировых религий и светские этико-аксиологические концепции как идеологическое обоснование моральной ценности помощи человеку.
3. Становление и развитие профессиональных этических систем социальной работы и их кодификация в современном мире.
Постепенное формирование новых, монотеистических религий, ставших мировыми, становление светских этических учений привело к изменениям в основных подходах к помощи и взаимопомощи. Каждая из мировых религий представляет собой идеологию, охватывающую все стороны жизнедеятельности человека, все его проявления. Все процессы, явления в природе, общественной и личной жизни могли быть объяснены с позиций этих идеологий, длительное время игравших роль государственных идеологий и являвшихся средством контроля и регулирования жизнедеятельности личности.
Несмотря
на то, что подходы к исследованию
и осмыслению этико-аксиологических
основ помощи нуждающимся основывались
на принципиально различных
Христианство, ислам и буддизм обращались не столько к внешней стороне жизнедеятельности человека, хотя регламентировали и ее, сколько к его внутренней жизни. В отличие от господствовавшего ранее подхода, который, отражая практические интересы человека и общности и сложившиеся к этому времени традиции, преследовал цели единения, общественной безопасности, общественной пользы, новые религиозные идеологии предлагали человеку лишь начальные условия личной безопасности и личного спасения. Сам человек должен был позаботиться о собственном благополучии, в том числе и посмертном.