Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Творчество  и самосовершенствование личности даже в условиях достаточной свободы  и защищенности невозможно вне деятельности, в которой происходит приложение и реализация ее способностей и возможностей, установок и устремлений. Более того, деятельность в известном смысле может рассматриваться как опредмечивание свободы в условиях защищенности. Деятельность - универсальный и наиболее существенный способ создания, организации и совершенствования жизненного пространства человека, удовлетворения его основных потребностей и реализации ценностей. Наиболее распространенным и социально одобряемым видом деятельности в настоящее время признается труд как осознанная целесообразная общественно-полезная деятельность8. Трудовая деятельность человека является непременным условием производства необходимых благ и услуг; она же является наиболее признанным условием и гарантом потребления произведенных благ и услуг посредством предоставления индивиду установленной платы за труд или иных выплат в случае утраты им трудоспособности (пенсий, пособий и т.п.). Трудовая деятельность требует от личности определенной степени подготовленности: достаточного физического и интеллектуального развития, знаний и навыков, волевых качеств и воображения, существенных затрат времени и сил, реализации личностного потенциала. Совершенствуемая человеком, она одновременно детерминирует совершенствование в процессе деятельности самого человека, обусловливая необходимость его постоянного профессионального и личностного развития и предоставляя при этом определенные условия для творчества. Будучи свободно и осознанно избранной в соответствии со способностями и склонностями личности (с учетом, конечно, востребованности обществом данного конкретного вида и результата труда), трудовая деятельность существенно влияет на интеллектуальные, моральные, эмоциональные и другие качества личности и ее профессиональный, экономический и социальный статус. Отстраненность добровольная и тем более вынужденная от трудовой деятельности в результате, например, безработицы, может не только привести к снижению социально-экономического статуса и маргинализации человека, но и к постепенной деградации его личности. Труд признается в современном мире важнейшей ценностью не только потому, что он является главным источником материальных и духовных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и человечества, но и как одно из важнейших средств и условий самореализации  и творчества человека, поддержания, совершенствования и развития в человеке подлинно человеческого начала. Вследствие этого признание и реализация труда как одной из высших ценностей может объективно способствовать реализации ценности человека.

При этом, однако, реальный труд не всегда может осознаваться в качестве ценности, тем более высшей. Общеизвестны хрестоматийные примеры, касающиеся труда рабов, каторжного труда, конвейерного труда и т.п., который далеко не во всех случаях приносил благо своим носителям, а чаще наоборот, способствовал постепенной утрате ими своих человеческих качеств. В зависимости от глубинных целей, формы организации, результатов и способа их распределения конкретный труд может являться или не являться ценностью для человека и общества, признаваться или не признаваться ими в качестве ценности, хотя труд вообще является одной из высших ценностей и признан в этом качестве. Вследствие этого представляется, что для реализации трудом своего ценностного потенциала и соответствующей реализации ценности человека в трудовой деятельности необходима уже указанная защищенность его, в частности, от возможных негативных компонентов самого труда. Не менее важным представляется и наличие в обществе справедливости, которая может способствовать реализации ценности труда посредством установления адекватного труду морального и материального вознаграждения за него. Значит, ценность труда в значительной мере определяется ценностями свободы, защищенности и справедливости и следует за ними в иерархии ценностей. Одновременно место ценности труда в иерархии ценностей и сущностная основа труда указывают на следующую по рангу ценность.

Жизнь и  деятельность современного человека, в первую очередь трудовая, как  известно, практически немыслима  в условиях полной изоляции.  Не только труд, но и быт человека является преимущественно коллективным во многих своих аспектах, хотя в разные периоды человеческой истории мотивация к коллективному образу жизни была различной. Так, например, если в период первобытнообщинного строя коллективный образ жизни был важнейшим средством борьбы с враждебными силами природы за выживание, то в настоящее время коллективный образ жизни становится неизбежным следствием многократного усложнения и специализации человеческой деятельности и практически незаменимым средством удовлетворения общественных и личных потребностей. Независимо от мотивов, детерминирующих коллективность образа жизни, важно, что интеграция сил и способностей людей всегда существенным образом влияла и влияет не только на конечный результат, но и на потенциал как сообщества в целом, так и на потенциал каждого из его членов, значительно усиливая его за счет привлечения дополнительных формальных и неформальных ресурсов, не принадлежащих данному индивиду лично, но образующихся в результате интеграции возможностей в сообществе. Такого рода интеграция сил и возможностей индивидов позволяет им более полно и качественно удовлетворять их разнообразные потребности. Следовательно, одной из важнейших, и главное - естественных и непреходящих ценностей человеческого общества является коллективизм, основанный на естественном стремлении человека к общению и взаимодействию с себе подобными, т.е. на социальности человека. Коллектив - естественная форма и одновременно среда жизнедеятельности человека как социального существа, поскольку важнейшие из потребностей личности - социальные - могут быть удовлетворены только в сообществе себе подобных. Социальность человека, а значит, и его коллективизм, являются имманентными качествами, обусловливающими специфически человеческий образ жизни. Общество как высшая форма коллектива возможно лишь в условиях коллективизма как одного из имманентных сущностных качеств человека и одновременно одной из объективных высших ценностей. Коллективизм отнюдь не препятствует становлению и развитию индивидуальности личности; напротив, только в коллективе индивидуальность личности как ее отличие от других и ее уникальность в сравнении с другими становится очевидной и получает адекватную оценку, приобретает особый смысл и становится значимой. Индивидуальность личности, по В.С. Соловьеву, может быть реализована и увековечена только в единении со всеми, в условиях коллективности бытия и реализации принципа коллективизма9. На основании этого коллективизм может быть признан одной из важнейших гуманистических ценностей, непременным условием реализации ценности человека вообще. С учетом вышесказанного, коллективизм может считаться ценностью, следующей по рангу за ценностями свободы, защищенности, справедливости и труда.

Ценности  свободы, защищенности, справедливости, труда и коллективизма не могут быть реализованы в полной мере в отсутствие равенства, предполагающего одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным группам и слоям10, входящим в общество. Принцип социального равенства предусматривает не только равенство прав (равноправие), закрепленных и защищаемых законом, но и равенство обязанностей и возможностей членов общества независимо от любых признаков личности. Естественным является, что люди не равны от природы: уровень физического развития, интеллектуальных способностей, пол, возраст и т.п. у них различны. Различны у членов общества социальное происхождение, образование, квалификация, семейное положение и другие характеристики и признаки. Поэтому полное, абсолютное равенство людей невозможно в принципе, и более целесообразно рассматривать равенство людей как их социальное равенство. Принцип социального равенства включает в себя признание одинаковой ценности индивидов и отрицает возможность сравнения их ценности на основании естественных физиологических, психических, духовных, интеллектуальных, социальных или прочих признаков. С учетом имманентно наличествующих естественных и социальных различий принцип социального равенства предполагает равенство прав, одинаковую доступность для членов общества основных жизненно необходимых социальных благ и услуг, равные возможности реализации личностного потенциала и достижения личного блага, а также - и это важно - равные обязанности и равную ответственность индивидов перед обществом. Один из аспектов защищенности личности включает в себя нивелирование неравенства. Это значит, что само объективно и имманентно  присутствующее в обществе неравенство (в первую очередь, экономическое) должно быть организовано и использовано с помощью механизмов государственного управления (налогов, льгот, преимуществ и т.п.) таким образом, чтобы все абсолютно члены общества, независимо от их индивидуальных особенностей, могли извлечь из этого обстоятельства ощутимую пользу в части реализации своей ценности11 и тем самым достичь максимально возможного личного и коллективного блага. Следовательно, деятельность государства и общества должна быть направлена на минимизацию, устранение или компенсацию правовых, социальных, экономических и других возможных барьеров, препятствующих реализации возможностей, прав и обязанностей личности и на создание условий, при которых только потребности, способности и социально-значимые результаты практической деятельностной активности каждой конкретной личности детерминируют ее статус. Вследствие этого социальное равенство, считающееся одной из базовых ценностей современного общества и его важнейшим социальным завоеванием, является одним из важнейших аспектов справедливости, которая выступает в свою очередь как мера равенства или, наоборот, неравенства между людьми в обществе. В силу этого социальное равенство становится важнейшим условием возможности максимальной самореализации личности. Социальное равенство людей должно быть признано поэтому одним из непременных условий реализации ценности человека, одной из высших ценностей в иерархии этических ценностей.

 

 

 

 

Лекция 2. Специфические ценности и идеал  профессиональной социальной работы

План лекции:

1. Специфические ценности профессиональной социальной работы (благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм и др.) и особенности их реализации. Социальная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность.

2. Идеал и его функции в социальной работе. Содержание идеала профессиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с общественным и общечеловеческим идеалом. Тенденции в развитии идеала профессиональной социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.

 

Иерархия  высших этических ценностей, содержащая в себе ценность человека и общества как основы для иерархизации высших ценностей, включает в себя последовательно ценности свободы, защищенности, справедливости, труда, коллективизма и равенства вполне соответствует коренным, сущностным интересам человека и носит гуманистический характер. Гуманистические ценности должны быть присвоены каждым индивидом с целью осознанного включения его в деятельность, направленную на реализацию этих ценностей. Вследствие этого важнейшей целью социальной работы является привнесение и утверждение в общественном и индивидуальном сознании гуманистических ценностей, их утверждение в государственной политике и практике. Ценность самой социальной работы, ее конечный результат в немалой степени зависят от того, насколько эффективно она выполняет присущую ей аксиологическую функцию, утверждая гуманистические ценности в общественном сознании и в практике общественных отношений. Поэтому социальная работа должна обеспечивать усвоение и присвоение человеком этих ценностей в процессе социализации с целью последующей их реализации в социальной практике.

Безусловно, что названные ценности в системе  профессиональной социальной работы приобретают  специфическое и отчасти более  узкое содержание по сравнению с  социальной деятельностью общества, что обусловлено в первую очередь тем обстоятельством, что социальная работа является частным случаем социальной деятельности общества. Так, например, свобода в системе социальной работы выступает как свобода выбора клиентом способов и методов разрешения его проблем и принятия решения о сроках, количестве и качестве его взаимодействия с социальной службой и конкретными специалистами. Свобода клиента может также выступать в форме добровольности при принятии им решения об отказе от помощи либо принятии ее. Свобода специалиста также приобретает особенный характер в связи со спецификой его профессиональной деятельности: она основана на свободном выборе вида профессиональной деятельности, узаконенном статусе и полномочиях, знаниях и навыках социального работника и проявляется в значительной самостоятельности и автономности, имеющих место в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Труд в системе профессиональной социальной работы может быть признан ценностью не только в связи с гуманистическим смыслом и результатами деятельности специалистов, но и в связи с тем, что социальная работа способствует возможно более полноценному включению клиентов во все виды общественных отношений, в том числе в трудовые, посредством усиления или восстановления способности к труду и самообслуживанию. Коллективизм в профессиональной социальной работе проявляется в организации взаимодействия на основе партнерства работников социальных служб между собой, с клиентами, их социальным окружением, а также представителями государственных и негосударственных служб и учреждений, привлекаемых специалистами для решения проблем клиентов. Коллективизм может быть реализован также в содействии объединению клиентов социальных служб для совместного разрешения общих для них проблем, оказания взаимопомощи. Социальная работа по своей сущности является деятельностью, направленной на восстановление социальной справедливости и социального равенства: благодаря усилиям специалиста клиенту становятся доступными многие блага и услуги, должности и положения; его возможности восстанавливаются, усиливаются или компенсируются, что позволяет ему реализовать имеющийся творческий потенциал и на этом основании обоснованно рассчитывать на получение соответствующего воздаяния и признания со стороны общества. Таким образом социальная работа содействует реализации прав человека. В некоторых случаях, когда восстановление возможностей личности до среднего или хотя бы социально приемлемого уровня невозможно по объективным причинам, справедливость может выступать в форме «конструктивного неравенства»12, основанного на признании безусловной, не зависящей от способностей и возможностей, ценности человека. Обеспечение защищенности человека в системе профессиональной социальной работы обеспечивается всеми возможными формами и методами и является одной из ее важнейших целей в силу признания ценности человека и необходимости ее реализации.

Ценность  общества также реализуется в  социальной работе: в результате взаимодействия с социальным работником личность включается в общественные отношения в новом качестве, выполняет доступные для нее социальные обязанности и роли, реализует имеющиеся возможности, рассматривая членов общества не как представителей враждебных группировок, находящихся в более выгодном положении в плане доступности благ и услуг, должностей и положений, а как партнеров, на том основании, что сама в состоянии выступать и в действительности выступает как полноценный и полноправный партнер. Общество в силу этого пополняется социально активными личностями, способными к реализации всех необходимых для них самих и для общества социально-значимых ролей и функций. Поэтому одним из важнейших результатов социальной работы может является активизация жизнедеятельности не только конкретного индивида, но и общества в целом, стабилизация общественных отношений, объединение для достижения общих целей различных групп и слоев населения в единое целое и до некоторой степени - воссоздание, реконструкция самого общества на гуманистической основе.

Особое значение имеет выделение специфических ценностей профессиональной социальной работы, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы в меньшей степени имеют самостоятельное значение для общества как основного заказчика деятельности, однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.

Социальный работник, работая с  человеком и помогая ему в  решении различных проблем, всегда должен исходить из соображений блага  этого человека и блага общества. В этом заключается одна из специфических особенностей социальной работы: в отличие от обычной сервисной службы, учреждение социальной работы не может оказывать по просьбе клиента любые услуги, не заботясь при этом, принесет это человеку пользу или вред. Выполняя заказ общества, социальный работник содействует нормализации жизнедеятельности и социального функционирования личности, по возможности полноценного включения личности в социальную жизнь, а не просто оказывает ей комплекс услуг. Следовательно, деятельность специалиста только тогда может быть названа эффективной, когда эти цели оказываются достигнутыми.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"