Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Социальный работник ответственен за человека, доверившегося его заботам. Он ответственен и за судьбу и благополучие общества, поручившего ему заботиться о людях и оказывать им помощь. Поэтому благо человека и общества, прямо связанные со смыслом деятельности, являются специфическими ценностями профессиональной социальной работы, занимающими высокие ранги в иерархии ценностей.

В конституции каждого современного государства человек наделен множеством прав: правом на жизнь, на свободу, труд, образование, жилище, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и т.п. При этом государство выступает гарантом реализации прав человека, признавая их ценностью. Однако возможности человека в реализации прав от природы не равны; неравными порой делает их и общество. Обстоятельства, в которые может попасть индивид, также затрудняют или делают невозможным реализацию им своих прав. В этих случаях, чтобы не нарушались принципы равенства и справедливости, государством должны быть предусмотрены дополнительные меры, увеличивающие возможности реализации прав людьми со сниженными возможностями. Одной из таких дополнительных возможностей является социальная работа, для которой права человека являются специфической профессиональной ценностью, поскольку без восстановления справедливости, равенства невозможна реализация ценности человека.

Кроме наличия  в конституции этих прав, всегда подразумевается, что человек имеет право на счастье, развитие, благополучие и право быть самим собой. Это последнее право - право на выбор самого себя, на индивидуальность – приобрело в последнее время особое значение. Индивидуальность человека – это то, что дает возможность развиваться и прогрессировать всему человечеству. Если бы все люди были одинаковыми, они не смогли бы выжить и эволюционировать. Поэтому индивидуальность человека должна охраняться и развиваться – в том, конечно, случае, если она направлена не во вред самому человеку и обществу. Индивидуальность – это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, неповторимым и невоспроизводимым и в силу этого ценным для общества. Уникальность человека представляет собой специфическую ценность и для социальной работы. Для социальной работы важно, что индивидуальность человека имеет место и в том случае, если он находится в трудной жизненной ситуации. В этом случае разрешение трудной жизненной ситуации или ее стабилизация на приемлемом уровне может способствовать развитию человеческой индивидуальности. Социальная работа, таким образом, способствует отнюдь не «унификации» людей с тем, чтобы каждый из них отвечал требованиям политической, экономической или социальной ситуации, а напротив, обеспечивает человеку возможность сохранить свою индивидуальность (ее позитивную компоненту) в любой ситуации и содействует реализации этой ценности.

Права человека, вне зависимости от свойств и  качеств этого человека (кроме  отдельных случаев, особо оговоренных  в законодательствах), принадлежат ему естественно и неотчуждаемы.

Помощь  человека человеку является одной из важнейших имманентных характеристик  человеческого бытия. Она настолько  укоренена в общественном и индивидуальном сознании, что это обстоятельство может даже служить в известной мере препятствием для признания общественным и индивидуальным сознанием социальной работы как насущно необходимого вида профессиональной деятельности. В самом деле, если помощь человека человеку так естественна и обыденна, что является неизменной составляющей человеческого бытия, то стоит ли конституировать этот вид деятельности как профессиональный? Тем более что такая помощь чаще всего требуется в обыденных обстоятельствах (возрастное снижение жизнедеятельности и неспособность к самообслуживанию пожилого населения, утрата индивидом здоровья и его инвалидизация, кризисы в семейных отношениях, сиротство и безнадзорность детей и т.п.). Такого рода трудные жизненные ситуации, безусловно, нельзя назвать нормой бытия, однако они, к сожалению, носят довольно обыденный характер практически в любом обществе. Они, безусловно, не носят характера экстремальной ситуации и зачастую, по мнению самих клиентов, их разрешение не требует специальных знаний.

Однако  такая точка зрения не может быть признана конструктивной. Безусловно, наиболее «простые» из вышеупомянутых ситуаций могут и не потребовать наличия у помогающего специфических профессиональных знаний, что делает помощь человеку, оказавшемуся в затруднительном положении одним из наиболее демократичных видов деятельности, поскольку позволяет включаться в нее практически любому члену общества. Одновременно это накладывает определенные обязательства и на общество: коль скоро в жизнедеятельности человека могут возникать ситуации, разрешение которых не требует привлечения специалиста, члены общества обязаны оказывать друг другу содействие в их разрешении. Иначе говоря, институциализация социальной работы в обществе как формализованной помощи не освобождает членов общества от обязанности оказывать помощь друг другу.

Но далеко не все трудные жизненные ситуации могут быть разрешены с участием индивидов, не обладающих специальными знаниями и профессионализмом. Более  того, ни сострадание, ни милосердие, ни искреннее желание оказать помощь не могут порой служить гарантией от знаменитой «медвежьей услуги», т.е. от нанесения человеку непоправимого ущерба при наличии, казалось бы, самых благих намерений. Поэтому для того, чтобы действительно принести человеку благо и оградить его от возможного ущерба, необходимо оказывать помощь, руководствуясь не только состраданием, но и определенными знаниями, опытом с учетом возможностей, условий и т.п. Необходимость профессионализма при оказании помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию обусловливается следующими основными соображениями:

  • усложнение человеческого бытия требует от оказывающего помощь не только обыденных, но и специальных профессиональных знаний в области социологии, экономики, политики, права и др. и навыков в использовании этих знаний с тем, чтобы в конкретной социально-экономической ситуации, используя ее особенности, принести благо нуждающемуся в помощи;
  • усложнение и развитие человеческой личности требует от помогающего учета психических ресурсов клиента, наличия и качества его социальных связей, его восприимчивости к разнообразным методам воздействия, а следовательно, необходимо обладать знаниями и навыками в области психологии и педагогики;
  • оказание помощи может оказаться малоэффективным в случае, если оказывающий ее не обладает достоверной информацией (о действительном положении нуждающегося, его потребностях и проблемах, особенностях его личности, а также о реально существующих возможностях решения его проблем) в необходимом и достаточном количестве;
  • современное общественное устройство и нормативно-правовая база жизнедеятельности общества требуют, как правило, от личности, представляющей интересы другой личности, наличия определенного статуса и связанных с ним узаконенных полномочий, а значит, и ответственности за результаты деятельности;
  • оказание помощи зачастую связано с необходимостью осуществления руководства личностью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, а значит, индивид, оказывающий помощь, должен обладать определенными качествами и навыками лидера, уметь вызвать доверие к себе, вселить в человека уверенность в благоприятном исходе действий и т.п., т.е. обладать некоторыми харизматическими данными и определенными нравственными качествами;
  • эффективность помощи человеку оказывается, как правило, существенно выше в том случае, когда оказывающий ее пользуется авторитетом у нуждающегося в ней и обладает вполне определенной репутацией, поскольку это позволяет ему организовать отношения доверия и сотрудничества;
  • наконец, личность, оказывающая помощь, должна обладать способностью к интеграции имеющихся у нее специальных знаний, опыта, формируя таким образом специфический, рациональный для данного вида деятельности стиль мышления, наиболее предпочтительный для данного конкретного вида деятельности и позволяющий ей видеть одновременно общее в этой деятельности, особенное и специфическое, целое и его отдельные детали.

Эти и  некоторые другие свойства и качества и характеристики личности становятся основой ее профессионализма, который  можно представить как соответствие интегративных формальных и неформальных характеристик личности смыслу и содержанию деятельности, включая способность личности эффективно решать задачи деятельности и достигать основных целей в экстраординарных ситуациях. Таким образом, профессионализм в социальной работе может рассматриваться как специфическая профессиональная ценность, т.к. он детерминирует:

  • безопасность клиента и общества;
  • повышение эффективности деятельности;
  • ответственность специалиста.

Важнейшей специфической ценностью  профессиональной социальной работы является ее гуманистический смысл. Социальная работа, даже если рассматривать ее исключительно с точки зрения наиболее очевидного содержания как помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, которую он не в состоянии преодолеть самостоятельно, предстает как деятельность, исполненная гуманистического смысла. Однако очевидно, что помощь человека человеку может иметь и иные смыслы. Например, можно оказывать помощь, рассчитывая что-либо получить взамен; в целях рекламы; в расчете на положительное общественное (или групповое) мнение; с целью быть принятым в определенную социальную группу; желая «замолить грехи»; с целью почувствовать зависимость от себя и своих действий; удовлетворить властные амбиции; реализовать самого себя посредством оказания помощи другому; обеспечить свое карьерное благополучие и продвижение и т.д. Видно, что в этих перечисленных случаях помощь человеку да и сам человек, нуждающийся в помощи, являются лишь средством, с помощью которого помогающий добивается определенной, важной для него цели и реализации иного смысла, лишь случайно приобретающего форму заботы о человеке. В итоге деятельности, предпринимаемой с подобными целями, одним из результатов будет человек, получивший помощь, но этот результат будет не главным, в то время как социальная работа рассматривает преодоление человеком трудной жизненной ситуации, его возвращение к нормальному социальному функционированию как важнейшую цель деятельности. Таким образом, при внешней схожести смысл деятельности будет различным: в одном случае – корыстным, в другом – гуманистическим.

Конечно, в социальную работу приходят различные  люди и, к сожалению, не всегда возможно осуществить качественный профессиональный отбор. Это влечет за собой опасность  постепенной утраты социальной работой  ее гуманистического смысла, если человек, обратившийся в социальную работу, будет рассматриваться специалистом только как средство для достижения собственных целей. Гуманистический смысл социальной работы, заключающийся в признании человека высшей ценностью, содействии реализации его ценности и бескорыстной помощи ему, является поэтому специфической ценностью социальной работы.

Социальный  статус личности, складывающийся из ее экономического, профессионального, половозрастного, семейного и прочих статусов, может являться одним из предметов деятельности специалиста, поскольку трудная жизненная ситуация зачастую так или иначе связана со снижением одного или нескольких статусов. Ухудшаются возможности человека в использовании его прав, снижается доступность должностей и положений. Восстановление или улучшение положения человека посредством коррекции его разнообразных социальных и индивидуальных функций, социально-ролевого репертуара способствует раскрытию творческого потенциала человека, а значит, может положительно сказаться на достижении им смысложизненых целей и тем самым содействовать реализации его ценности. Поэтому максимально возможный социальный статус личности является специфической ценностью профессиональной социальной работы.

Пол и  возраст личности являются ее естественными характеристиками и практически не поддаются коррекции. Однако вполне может быть скорректировано отношение как самой личности, так и общества в целом к этим ее характеристикам, что иногда бывает необходимо. Известно, что в некоторые периоды развития общества индивиды, принадлежащие к определенным половозрастным группам, рассматриваются если не как ущербные существа, то, во всяком случае, как люди «второго» сорта. Например, в периоды экономического неблагополучия престарелые граждане рассматриваются как обуза, поскольку большинство из них нуждается в повышенной заботе и обеспечении со стороны близких и общества в целом. Значительная часть истории человечества сопровождалась угнетением женщин, ущемлении их в правах со стороны представителей противоположного пола. При этом массовое сознание может таким образом воздействовать на сознание индивида, что сам он вполне может придерживаться распространенной точки зрения и считать себя человеком «второго» сорта, а значит, если и не одобрять, то оправдывать несправедливость в отношении себя.

Социальный  работник – это специалист, хорошо знающий человека, его особенности  как сложного био-психо-социального  существа. С точки зрения природы, да и объективных интересов человеческого  общества нет пола «высшего» и «низшего»; их невозможно сравнивать и невозможно заменить один на другой – гармония мира будет нарушена, человечество погибнет или по крайней мере ему будет нанесен непоправимый ущерб. Аналогичным образом нет «хороших» и «плохих» возрастов; каждому возрасту присущи достоинства и недостатки, отсутствующие или слабо выраженные в других возрастах. Значит, объективно пол и возраст – всегда и несомненно ценность, какими бы они ни были. С другой стороны, собственно полом и возрастом гордиться не следует, поскольку они от личности не зависят, но использовать специфические возможности, связанные с полом и возрастом для своего и общественного блага человек должен. Будучи признанными социальной работой как специфические профессиональные ценности, неразрывно связанные с ценностью человека, пол и возраст могут лечь в основу отдельного направления социальной работы – антидискриминационного, заключающегося в восстановлении справедливого отношения к представителям различных половозрастных групп. Справедливость требует оценки человека не на основе его половозрастной принадлежности, а в связи с его действительными достоинствами и заслугами с учетом специфики его пола и возраста, реализацией возможностей, данных полом и возрастом, на благо себя, своей семьи и всего общества. Поэтому пол и возраст человека являются ценностями, реализации которых должен содействовать социальный работник.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"