Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть менеджера в роли лидера в организации и роль лидерства в менеджменте.
Исходя их цели на рассмотрение поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику понятий «менеджер» и «лидерство»;
- выявить взаимосвязь понятий лидерства и успешного менеджмента;
- рассмотреть проблема лидерства в современном менеджменте;
- выявить особенности поведения лидера на примере организации ЗАО "Медицинские технологии" многопрофильная клиника "Здоровье 365".
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ЛИДЕРСТВЕ............................................................................................................5
1.1. Общая характеристика, роль и функции менеджера в организации.5
1.2. Природа и определение понятия лидерства в менеджменте..............11
1.3. Стили лидерства ....................................................................................16
1.4. Функции и качества, присущие успешному менеджеру. Проблема лидерства в современном менеджменте.....................................................22
ГЛАВА 2 . ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОП-МЕНЕДЖЕРА В РОЛИ ЛИДЕРА В ЗАО "МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ".....................................27
2.1. Характеристика организации ЗАО "Медицинские технологии" многопрофильная клиника "Здоровье 365"............................................27
2.2. Характеристика выборки и методы исследования..............................29
2.3. Результаты исследования и их обсуждения.........................................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................47
Таким образом,
организаторские способности
Продукт деятельности менеджера является частью результата функционирования управляемой системы, как и продукт труда других видов, как, например, рабочего. Продукт деятельности рабочего может иметь материальное воплощение в изделиях или деталях, а труд менеджера не овеществлен. Но он оказывает влияние на труд рабочего в гораздо большей степени, чем результаты труда рабочего на заработную плату менеджеров различных звеньев. Следовательно, результатом работы менеджера являются результаты деятельности объекта управления, либо подразделения, либо всего предприятия [11, c.420].
В заключение можно сказать, что современный менеджер — это, во-первых, всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. Во-вторых, это член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей. В-третьих, это личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами. В-четвертых, это специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный компании и готовый защищать ее интересы, исполнитель определенной работы, делающий ее качественно и своевременно.
1.2. Природа и определение понятия лидерства в менеджменте
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, сточки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь» [1, с.211].
Лидер — существенное звено социальной группы. Как только на свет появляется какая-либо человеческая общность, в ее структуре рождается свой лидер. По мере разрастания функций группы и расширения ее сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и «формальные», и «неформальные» лидеры. Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собою людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание. Окружающие воспринимают такого лидера по четырем моделям:
1. «Один из нас». Предполагается,
что образ жизни лидера
2. «Лучший из нас». Имеется в
виду, что лидер является примером
для всей группы как человек
и как профессионал. В связи
с этим поведение лидера
3. «Воплощение добродетелей».
4. «Оправдание наших ожиданий».
Люди надеются на постоянство
поведенческих действий лидера
независимо от меняющейся
Люди хотят, чтобы их лидер был
не только и не столько профессионалом
технократического толка, ориентированным
исключительно на процесс производства,
а прежде всего руководителем
с человеческим лицом, обладающим всеми
гаммами психических
а) честность:
- полная ясность по поводу
соблюдения общечеловеческой
б) интеллект:
- быстрота, гибкость и прогностичность ума;
- устойчивое внимание, умение владеть речью;
- любознательность;
в) способность понимать людей:
- умение чувствовать настроение собеседника;
- способность видеть в человеке личность;
- стремление обогатить человека духовно
г) устойчивость взглядов:
- адекватная реакция на
- контроль над эмоциями;
- постоянство действий
д) уверенность в себе:
- стремление брать на себя ответствеьшость;
- знание своих достоинств и недостатков;
- настойчивость в достижении цели;
е) скромность в быту:
- отсутствие устремлений к
- рационализм в обращении с вещами;
- склонность к самообслуживанию;
ж) эрудированность:
- широта и глубина познания в различных областях науки и техники;
- хорошая осведомленность в
философии, политологии,
- знания в области
Указанные выше качества являются становым хребтом лидерского потенциала [12]. Выявление степени выраженности этих качеств и свойств личности осуществляется совокупностью различных методов: наблюдением за деятельностью индивида, путем изучения его продуктов деятельности, а также с помощью личностных тестов. Каждый менеджер, должен оценить наличие и характер названных качеств у себя лично. Результаты самооценки нужно положить в основу самовоспитания.
Менеджер, становясь лидером, осуществляет
свои управленческие функции (планирование,
организацию, мотивацию, контроль) через
призму неформального лидера. Лидерство
оказывается
включенным в систему управления по трем
направлениям:
а) Организация и коррекция
б) Мотивирование деятельности подчиненных:
воодушевление
в) Обеспечение представительства группы: представление интересов группы за ее пределами; поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы; определение перспективы развития группы.
Все сказанное дает возможность
сформулировать рабочее определение
функции лидерства в
Лидерство представляет собой существенный
компонент деятельности менеджера,
связанный с оказанием
1.3. Стили лидерства
Исследования показали, что значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант в реальной жизни встречается очень редко.
Стиль лидерства (руководства) – это устойчивая система способов, приемов, методов воздействия руководителя на коллектив, в которой проявляются личные качества руководителя и особенности коллектива.
Рассмотрим классификацию
- авторитарный (директивный, автократический);
- демократический (коллегиальный);
- формальный (либеральный, анархический) [10, с. 265].
1) Авторитарный стиль – “ожидают вклада и инициативы со стороны подчиненных”.
Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия.
Преимущества стиля:
Недостатки:
Этот стиль подходит:
2) Демократический стиль
– “
Давайте всё решать вместе!”
Менеджеры с таким стилем поощряют работников
к участию в решении производственных
вопросов, а также к развитию их способностей.
Преимущества:
Недостатки:
Этот стиль подходит:
3) Формальный – “Коллега – партнер или тот, кто делегирует”.
Преимущества:
Недостатки:
Информация о работе Менеджер в роли лидера в ЗАО «Медицинские технологии»