Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть менеджера в роли лидера в организации и роль лидерства в менеджменте.
Исходя их цели на рассмотрение поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику понятий «менеджер» и «лидерство»;
- выявить взаимосвязь понятий лидерства и успешного менеджмента;
- рассмотреть проблема лидерства в современном менеджменте;
- выявить особенности поведения лидера на примере организации ЗАО "Медицинские технологии" многопрофильная клиника "Здоровье 365".
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ЛИДЕРСТВЕ............................................................................................................5
1.1. Общая характеристика, роль и функции менеджера в организации.5
1.2. Природа и определение понятия лидерства в менеджменте..............11
1.3. Стили лидерства ....................................................................................16
1.4. Функции и качества, присущие успешному менеджеру. Проблема лидерства в современном менеджменте.....................................................22
ГЛАВА 2 . ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОП-МЕНЕДЖЕРА В РОЛИ ЛИДЕРА В ЗАО "МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ".....................................27
2.1. Характеристика организации ЗАО "Медицинские технологии" многопрофильная клиника "Здоровье 365"............................................27
2.2. Характеристика выборки и методы исследования..............................29
2.3. Результаты исследования и их обсуждения.........................................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................47
Этот стиль подходит:
Таким образом, приходим к выводу, что чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования положительных сторон того или иного стиля.
Дуглас Мак Грегор (Дуглас Мак-Грегор (англ. Douglas McGregor) (1906, Детройт — 1 октября 1964, Массачусетс) — американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y (Theory X and Theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу) , известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководства по отношению к работникам теорией “Х”.
Согласно этой теории:
Представления демократического руководителя о работниках отличаются от представлений автократического руководителя. Мак Грегор назвал теорией “У”.
Согласно этой теории:
Также классифицировать стили руководства
можно путем сравнения
Ренсинс Лайкерт и его коллеги разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда в различных организациях.
Исходя из этого Лайкерт выделил 2 стиля:
На основании своих исследований Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет неизменно ориентирован либо на работу, либо на человека. Позже ученые вывели, что стиль руководителя может ориентироваться и на работу, и на человека.
Ренсинс Лайкерт выделил 4 стиля лидерства, которые позволяют подчиненным участвовать в принятии решений:
Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму "менеджер или лидер". Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой максиму: "Managers do things right, and leaders do right things" [21], что в переводе на русский язык звучит примерно так: "Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи".
Теперь
же такое противопоставление уже
не кажется столь очевидным: по мере
становления новой функции
1.4. Функции и качества, присущие успешному менеджеру. Проблема лидерства в современном менеджменте
Менеджмент организации всегда олицетворен, то есть, представлен определенной совокупностью должностных лиц – руководителей и менеджеров. И это обстоятельство всегда является определяющим во всей сложной природе менеджмента.
Нет и не может быть эффективной системы менеджмента, если руководителям и менеджерам не достает необходимой квалификации.
Нет и не может быть эффективного процесса управления, если руководители и менеджеры недостаточно мотивированы [14].
Принимая во внимание и тот факт, что «менеджмент в принципе не может быть точной наукой», следует видеть огромную роль человеческого фактора в успешном управлении бизнесом. Решение этой задачи требует не только хороших знаний и практических навыков, но и развитой интуиции и богатого воображения у руководителей и менеджеров организации.
Предлагаю рассмотреть две проблемы: Основные функции и качества, присущие успешному менеджеру [13].
Прежде чем дать характеристику функций, присущих успешному менеджеру следует сказать несколько слов о роли менеджера. В первую очередь имеется в виду линейный менеджер или «менеджер на линии огня». Именно он, вступая в контакт с непосредственными производителями или потребителями товара/услуги, решает базовые управленческие задачи. От уровня решения этих задач зависит все остальное в организации. И в этом плане линейный менеджер «выполняет роль гена организации, который был прообразом всех органов более высокого порядка и из которого они в конце концов развились».
Решающая функция менеджера – обеспечить достижение целей организации. Собственно, его для этого и нанимают. Понимание этой простой истины не представляет особых трудностей. А вот как обеспечить решение этой задачи – в этом и состоят искусство менеджера, его квалификация.
Какие сопутствующие функции должен осуществить менеджер, чтобы добиться поставленных целей? В качестве основных можно указать следующие:
- организовать работу своих подчиненных;
- умело разрешать возникающие
в процессе работы
Организация работы подчиненных.
В распоряжении менеджера имеются три основных инструмента влияния на сотрудников: принуждение, манипулирование и мотивирование.
1) Принуждение. Если менеджер
заставляет работника сделать
что-либо, используя властный потенциал
своей должности – это
2) Манипулирование. Манипулирование – утонченная форма принуждения. В этом случае менеджер также использует сотрудника как средство для достижения своей цели, но сотрудник не замечает этого. Менеджер, с одной стороны, пытается выяснить интересы и ожидания сотрудника, однако лишь для того, чтобы использовать это как наживку при достижении своих собственных целей. Если работник заметит манипулирование, это будет иметь серьезные последствия для менеджера: сотрудник станет подозрительным и будет активно протестовать против дальнейших попыток манипулирования.
3) Мотивирование. Мотивирование
– это форма влияния на
Таким образом, формирование определенной структуры системы управления, выполнение менеджерами своих функций и ролей обеспечивают дееспособность менеджмента организации.
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Основные отличия качеств
Менеджер |
Лидер |
1. Администратор |
1. Инноватор |
2. Поручает |
2. Вдохновляет |
3. Работает по целям других |
3. Работает по своим целям |
4. Использует доводы |
4. Использует эмоции |
5. Контролирует |
5. Доверяет |
6. Профессионален |
6. Энтузиаст |
7. Принимает решения |
7. Превращает решения в |
8. Делает дело правильно |
8. Делает правильное дело |
9. Уважаем |
9. Обожаем |
10. План-основа действий |
10. Видение-основа действий |
11.Полагается на систему |
11. Полагается на людей |
12. Поддерживает движение |
12. Дает импульс движению |
Однако можно ли сегодня противопоставлять качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер - профессия массовая, и если раньше, при ограниченной потребности в лидерах, можно было рассчитывать, что лидеры-самородки сами пробьют себе дорогу, то теперь на повестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании навыков лидерства практически у всех менеджеров.
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не только почти очевидное утверждение - это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса, приводящей к использованию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.
Выводы по первой главе:
Менеджер — это член организации, способный занять в ней должное место и готовый взять на себя ответственность и соответствующие обязанности, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.
Информация о работе Менеджер в роли лидера в ЗАО «Медицинские технологии»