МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования«Ярославский
государственный университет им.П. Г. Демидова»Кафедра
социологии. |
Курсовая работа |
По теме: « Образование, как
ценность молодежи |
|
Научный
руководитель
Л.Д. Рудено
Выполнила студентка 2 курса
факультета
социально-политических наук специальности
«Организации работы с молодежью»
Смирнова Светлана Владимировна
|
|
2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Глава Теоретико-методологические
основы изучения ценностей…….5-17
2. Глава Молодежь как
социальная группа
2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21
2.2. Факторы, влияющие на ценностные
ориентации молодежи…………21-24
2.3. Базовые ценности российской современной
молодежи…………….25-27
3. Глава Образование, как
ценность
3.1. Восприятие образование
молодежью………………………………….28-34
3.2. Образование молодежи
– противоречия взаимодействия…………...34-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Список используемой литературы………………………………………….40-41
Введение
Актуальность темы исследования
состоит в общественной необходимости
изучения жизнедеятельности современной
российской молодёжи и проблем выбора
ею ценностных ориентации, которыми определяется
формирование самосознания российского
студенчества. Именно ценностные ориентации
в их соотношении определяют уровень социализации
молодежи. Одним из элементов уровня социализации,
например, является уровень образования,
который достигнут к моменту социального
самоопределения, благодаря которому
и формируется образ у молодых людей своего
будущего, а, следовательно, и своего социального
статуса, а также перспективы его изменения.
Любое здоровое общество заинтересовано
в адекватном отражении механизмов формирования
ценностей и ориентации молодежи, мотивов
получения профессионального образования,
которые определяют жизненные стратегии
и модели поведения современного студенчества.
Социологические исследования
показали, что современная молодежь - это
новое поколение российских граждан с
радикально изменившимися за последнее
десятилетие мотивами поведения, нравственными
ценностями, ориентирами и проблемами.
Представления о ценностях, сложившиеся
у молодежи, имеют преимущественно индивидуально
- личностную направленность, связаны
с повышением роли материального фактора
и позитивным осознанием этого обстоятельства,
что обеспечивает направленность к карьерной
профессии, то есть на те ценности, которые
обеспечивают высокий социальный статус
молодого человека.
Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении
ценностных ориентаций современной молодежи,
а главное изучить отношение молодежи
к образованию, как к одной из ценности
жизни.
Задачами курсовой работы являются:
- Обоснование понятия ценности и рассмотреть
все стороны этого определения;
- Рассмотрение молодежи как социальной
группы;
- Описать факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи;
- Перечислить и охарактеризовать базовые
ценности российской современной молодежи;
- Рассмотреть образование как ценность
современной молодежи;
Объект
данной курсовой работы - современная
молодежь.
Предметом курсовой работы является рассмотрение образования,
как ценность молодежи, факторы влияния
на ценностные ориентации молодежи.
Структура работы состоит из
введения, трех пунктов, подпунтктов, заключения
и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические
основы изучения ценностей.
Изучение ценностного
отношения человека к окружающему его
миру имеет давнюю историю. Вопрос о ценном,
нужном, значимом для человека нашел отражение
в многочисленных памятниках литературы,
в философских, религиозных, правовых
и политических трактатах. Однако самого
концепта «ценность» и аксиологического
дискурса не было вплоть до середины XIX
века. Философы стали первыми разрабатывать
теорию ценностей как реакцию на засилье:
позитивистского подхода к рассмотрению
явлений культуры.
Развитие аксиологии
начинается в недрах неокантианства
- Фрейбургская школа, представители которой
В. Виндельбанд и Г. Риккерт объявили понятие
«ценность» главным предметом: философии.
Вслед за ними абсолютизировали понятие
«ценность» кгк философскую категорию
и обосновали теологическое учение; о
ценностях представители феноменологического
направления М: Шелер и Н. Гартман.
Для второй половины
XIX века характерно проникновение
аксиологии во все социогуманитарные
науки. XX век - это век экспансии аксиологического
подхода в науках о человеке, культуре,
обществе. В 20-е годы XX века Mi Хайдеггер
называл аксиологию «культурфилософией
современности», С. Бугле в работе Лекции
по социологической истории ценностей»
(1922) утверждал, что « философия ценностей
стала модной».
В социологии понятие
«ценность» в еще неотрефлектированном
виде и ак-сиопроблематике появляются
уже у ее классиков: О. Конта, К. Маркса,
Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Вебера. Первое
социологическое определение «ценности»
дают в начале XX века У. Томас и Ф. Знанецкий
в своем труде «Польский крестьянин в
Европе и Америке» (1918-1920). В XX столетии
ценностная проблематика нашла свое место
в трудах таких известных западных социологов,
как Ф. Адлер, Г. Беккер, Пі Блау, Г. Блумер,
В: Брожик, Р. Будон, П. Бурдье, И. Витаньи,
Ф. Гиддингс,Ф. Гросс, Р. Инглехарт, К. Клакхон,
У..Колб, Ж. Липовецки, Ні Луман, Р. Мертон,
Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер,
П. Сорокин, Ю. Хабер-мас, Дж. Хоманс, А. Шющ
Н. Элиас, А. Этциони.
Что касается российской аксиологической
мысли, то она пробивала себе дорогу в
конце XIX - начале XX века в противостоянии
идеалистической философии неокантианского
и теологического направлений и идеологии
марксизма. Это противостояние описано
в статье А.И. Новикова «Из истории борьбы
вокруг проблемы ценностей в России (конец
XIX - начало XX в.)». Из работ этого периода,
посвященных собственной проблеме ценностей;
имеются только брошюры С.Л: Франка «Теория
ценности Маркса и ее значение» (1900) и Д.И:
Малеева «Идеальные ценности» (1906), статья
А.В. Луначарского «К вопросу об оценке»
(1922) и сочинение Н.О. Лосского «Ценность
и бытие» (1931).
М.С. Каган, размышляя о судьбах
аксиологии в истории отечественной философии,
ставит вопрос о том, «почему русская философия
не знала теории ценности»? По его мнению,
в теории ценности не нуждались как представители
религиозной философии (В. Соловьев, Н.
Бердяев, С. Франк, ИІ Ильин, Е. Трубецкой,
Б. Вышеславцев и др.), так и представители
марксизма (Г. Плеханов, В. Ленин). Оба направления
считали свою концепцию ценности единственно
истиной, « апеллируя либо к Божественному
Откровению, либо к столь же непререкаемомуавторитету
социально-экономической науки»1
В истории русской социологии
ценностная проблематика начинает разрабатываться
П. А. Сорокиным с позитивистской позиции
в работах «Преступление и кара; подвиг
и награда (1914) и «Проблема социального
равенства» (1917). Однако его аксиологическая
концепция в полном объеме будет представлена
в американский период жизни в фундаментальном
четырехтомном труде «Социальная и культурная
динамика» (1937-1941).
Начиная с 30-х годов XX
века, в Советском Союзе аксиология квалифицировалась
как буржуазная лженаука. Однако после
долгого периода замалчивания в 1960 году
советское обществоведение пережило «аксиологический
прорыв» в связи с выходом книги В.П; Тугаринова
«О ценностях жизни и культуры». Сегодня
эту работу В.П. Тугаринова некоторые авторы
рассматривают как «научный подвиг».2
В 1964 году в Киеве была опубликована
монография В.О. Василенко «Ценность и
оценка». В 1965 году состоялся тбилисский
симпозиум по проблеме ценностей. В 1966
году ленинградская кафедра философии
Академия наук СССР издала сборник статей
«Проблема ценности в философии». В 1968
году было опубликована еще одна работа
В.П. Тугаринова «Теория ценностей в марксизме».
Развитие отечественной аксиологии, начиная
с середины 60-х годов, происходило по двум
направлениям: теоретическом и эмпирическом.
В разработке теоретических
проблем аксиологии приоритет принадлежал
философам, этикам и эстетикам. Из значительных
работ этого направления последних лет
можно выделить следующие: Малышев И:В.
Эстетическое в системе ценностей (1983),
Кислов Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской>
философии: Вопросы теории и методологии
(1985), Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство
и потребление (1988), Микешина Л.А. Ценностные
предпосылки в структуре научного познания
(1990), Бургин M.G., Кузнецов В і И. Аксиологические
аспекты научных теорий (1991), Орлов Б.В.,
Эйнгорн- Н.К. Духовные ценности: проблема
отчуждения (1993), Столович Л.Н. Истина. Добро.
Красота (1994), Выжлецов Г.П. Аксиология
культуры (1996), Каган М.С. Философская теория
ценности (1997), Розов H.G. Ценности в проблемном
мире (1998), Бран-ский В.П. Искусство и философия
(1999), Ганиев P.M. Филиация аксиологических
мировоззрений (1999), Сурина И:А. Ценности.
Ценностные ориентации. Ценностное пространство:
вопросы теории и методологии (1999), Большаков
В.П. Ценности культуры и время (2002), Вильданов
Х.С., Файзулин Ф.С. Ценности: историко-философский
и- гносеологический анализ (2002), Нугаев
P.M.', Нугаев М.А., Мадияров* А.Б; Знание, ценности,
идеология в модернизирующемся обществе:
междисциплинарный.подход (2002), Старостин
Б.А. Ценности и*ценностный мир (2002), Баєва
Л.В: Ценностные основания индивидуального
бытия: опыт экзистенциальной, аксиологии
(2003), Крюков В.В.,ДанилкинаМ.П. Основные
концепции ценностей (2003).
Эмпирические исследования
ценностных ориентации различных социальных
общностей проводились социологами. Отсутствие
социологических теоретических работ
по проблемам ценностей объясняется, с
одной стороны, тем, что в условиях господства
ортодоксального марксизма, когда социология
рассматривалась как буржуазная наука,
не развивалась и аксиология. С другой
стороны, как отметил в докладе на II Всероссийском
социологическом конгрессе F.B: Осипов,
с момента возрождения социологии в СССР
под социологией понимались конкретные
социологические исследования. И только
на рубеже 80-х — 90-х годов необходимость
теоретического осмысления процессов
экономической и социальной жизни советского
общества поставила вопрос о восстановлении
теоретической социологии в «гражданских»
правах .3
В настоящее время аксиологическая
проблематика активно осмысляется отечественными
социологами, в основном, в статьях, в то
время как монографических работ по социологии
ценностей, к сожалению; считанные единицы:
Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности
и социологическое познание. (1974), Ручка
А.А. Социальные ценности и нормы (1976), Здравомыслов
А.Г. Потребности. Интересы. Ценности (1986),
Ручка А.А. Ценностный подход в системе
социологического знания (1987), Шматко Н.А.,
Качанов Ю.Л. Социальная идентичность
и перестройка ценностного сознания различных
групп населения (1991), Степин B.C., Гусейнов
А.А., Межуев В.М:, Толстых В.И. От классовых
приоритетов к общечеловеческим ; ценностям:
Квинтэссенция. (1992), Смирнов П.И. Ценностные
основания общества: концепция исследования:
Автореферат докторской?диссертации;
(1994), Ахиезер А.С. Модернизация в России
и конфликт ценностей (1994), Лапин Н.И. Пути
России: социокультурные трансформации;
(2000), Журавлев ВІВ;, Родионов В.А., Цепляева.А.Ні
Социальные ценности современной российской
молодежи: состояние, динамика, направленность
(2002).
Среди отечественных
исследователей, изучающих проблему ценностей
в философии социологии, следует также
отметить Г.М: Андрееву, А.В: Андреенкову,
В;М. Артемова, В.И. Бакштановского, Н.А.
Бенедиктова, Н.М. Бережного, А.В: Битуеву,
Ю.Б. Борева, А.О. Бороноева, Ф.М. Бородкого,
МИ Бочарова, А.В-. Булатову, А.П. Вардомацкого,
А.Г. Власкина, П.П. Гайденко, Е.Б. Галицкого,
Г.ЯІ Головных, А.Б. Гофмана; В.В; Гречаного,
П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Е.ЛІ Дубко,
А.П: Дубнова, В.Н. Дугина, СМ; Елисеева,
Р.А. Зобова, Л.И; Иванько, А.А. Ивина, А.М;
Илле,Б.Г. Капустина, Б.А. Кислова, С.Г.Климову,
И:М1 Клям-кина, В;В: Козловского, В.И: Корниенко,
Л.М. Косареву, А.Н: Кочергина, О.А. Крокинскую;
Д.А. Леонтьева, Т.В. Любимова, B.C. Магуна,
В:А. Маркова, И:И. Михайленко, З.Б. Норкуса,
О.В: Носову, Т.Н. Овчарову, Д.Г. Подвойского,
С.Ш Попова, М.И; Попову, ВІВ. Прозерского,
Я;А. Розина, М:А. Розова, Е.А. Рудельсона,
В.Н. Сагатовского, В;Е. Семенова, В.Ф.Сержантова,
Г.Г. Силласте, И.В. Со-гомонова, А.В. Соколова,
Л.И. Сугакову, В.И. Супруна, С.А. Сушко, Г.Л.
Туль-чинского, В.Х. Тхакахова, Н.М. Ушакову,
К.А. Феофанова, И.В: Фролова, Т.В. Хлопову,
Н.Н. Цветаеву, Н.З; Чавчавадзе, Л.А. Чухину,
Р.П. Шпакову, И.О. Щербакову, Л.Г. Юлдашева.
Сегодня в отечественной
социологии аксиологическая проблематика
получает все большее распространение
в публикациях, освещающих результаты
эмпирических исследований ценностных
ориентации (главным образом, политических,
художественных, семейно-бытовых и у современной
молодежи). На 1-ом (сентябрь 2000 г.) и И-ом
(сентябрь-октябрь 2003 г.) Всероссийских
социологических конгрессах были выступления,
посвященные социологическому осмыслению
процессов ценностной переориентации
в современном российском обществе. Особый
интерес к эмпирическому исследованию'
проблемы ценностей в России проявляют
Институт социологии РАН, Институт социально-политических
исследований РАН, Институт человека,
Санкт-Петербургская ассоциация социологов,
Научно-исследовательский институт комплексных
социальных исследований СПбГУ, компания
ROMIR Monitoring, которая под эгидой ЮНЕСКО, участвуя
в проекте «Мировые ценности», исследует
жизненные ценности россиян.
Однако историко-теоретическое
изучение социологии ценностей, или аксиосоциологии,
остается пока вне поля внимания отечественных
социологов. Как отмечает Л.Н. Столович:
«Разработка теории ценностей не может
не опираться на все, что было сделано
в истории мировой общественной мысли.
К сожалению, существующий огромный материал
по теории ценностей у нас даже не собран
ине систематизирован. У нас очень мало
современных трудов, в которых история
и теория ценностей излагалась бы достаточно
полно, а имеющиеся обобщающего плана
труды отделяет от нас неумолимое время» 4
В современных научных представлениях
под ценностью понимаются жизненные идеалы
(позиции), системы норм, желания, обобщенные
системы ценностных представлений и т.д.
Если систематизировать
все эти объяснения и попытаться сформулировать
определение ценности, то отсюда следует
что под ценностью выступает значимый
для субъекта предмет (идеальный или материальный),
способный удовлетворить его потребности
и интересы.
При рассмотрении
понятия «ценность» и « ценностная
ориентация» Д.А. Леонтьев выделяет
три формы существования ценностей:
общественные идеалы, предметное
воплощение этих идеалов и
мотивационные структуры личности.
Побуждающие ее к предметному воплощению
этих идеалов.
Н. И. Лапин считает, что
ценности есть обобщенные представления,
выступающие в качестве обобщенных идеалов
общественного и индивидуального сознания.
Когда же речь идет об эмпирических исследованиях,
то своеобразным заместителем ценностей
выступают ценностные ориентации. Впрочем,
если под ценностями понимать третью
форму их существования, а именно мотивационные
структуры личности, побуждающие ее к
предметному воплощению общественных
идеалов, то нельзя полагаться с тем, что
ценности могут выступать самостоятельным
предметом исследования.