Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа
Краткое описание
Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций современной молодежи, а главное изучить отношение молодежи к образованию, как к одной из ценности жизни.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4 1. Глава Теоретико-методологические основы изучения ценностей…….5-17 2. Глава Молодежь как социальная группа 2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21 2.2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи…………21-24 2.3. Базовые ценности российской современной молодежи…………….25-27 3. Глава Образование, как ценность 3.1. Восприятие образование молодежью………………………………….28-34 3.2. Образование молодежи – противоречия взаимодействия…………...34-37 Заключение…………………………………………………………………...38-39 Список используемой литературы………………………………………….40-41
1. Возрастно-демографический
фактор формирования ценностных
ориентаций связан с определенным
возрастом (14-30 лет), с социальным
статусом и в известной мере
зависимостью молодежи от опеки
со стороны общества и государства.
Возрастные характеристики обуславливает
двойственность и еще не состоявшуюся
прочность усвоения ценностей
и норм.
Молодежь несет в известной
мере рудименты и пережитки инфантильности
первичного усвоения запретов и разрешений,
прав и обязанностей и т.д. Это усвоение
отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный
характер.
Символический закон общественной
нормы воспринимается как привносимый
извне, – со стороны родителей, воспитателей,
учителей, старших, взрослых, общества
в целом. Эта инстанция символического
закона еще не интериоризировала собой
сознание незрелого существа в виде внутреннего
закона как закона совести. Инфантильность
незрелого эгоизма еще не изжита императивом
совести, как завоевания своего духа. Норма
в этой ситуации стимулируется страхом
перед наказанием как наказанием со стороны
внешней карающей инстанции.
Социальный статус молодежи,
имея характер неопределенности и зависимости,
отличается весьма размытыми очертаниями,
мигрируя от полюса к полюса, связанных
с его относительно низким положением
в настоящем и потенцией высокого статуса
в будущем, после периода реализации возможности
полученных знаний и умений. Такое состояние
не дает возможность зафиксировать свой
ценностные ориентации, вынуждая его к
пассивному выжиданию, и в то же время
молодежь готова «поднять планку» своих
ценностных предпочтений так высоко, насколько
этому будет способствовать её социальный
статус в будущем.
Зависимость от общества и государства
вынуждает молодежь идти на поводу у государственных
идеологий и общественных стереотипов,
не давая ему возможность проявить свою
самостоятельность в самостоятельном
и независимом выборе ценностных ориентаций.
Желание угодить, понравиться, представляет
собой вид конформизма, связанного с нуждой
и экономической несамостоятельностью,
и носит откровенно негативный характер,
что лишний раз доказывает связь политической
свободы с экономической независимостью.
Позитивным моментом возрастно-демографического
фактора, влияющего на формирование ценностных
ориентаций молодежи, можно считать то,
что сознание молодого человека широко
открыто для восприятия знания аксиологической
направленности, поскольку в «табула раса»
его души еще много свободного места.14
2. Амбивалентно-транзитивный
фактор обусловлен двойственно
– переходным характером молодежной
массы, чья самостоятельность уже
сказалась в выборе будущей
профессии и специализации, а, с
другой стороны, этой самостоятельности
еще предстоит реализоваться
практически. Так теоретическое
осознание своей свободы в
реализации право на выбор
профессии не подкреплено никакой
практической базы. Отсутствие социальной
практики придает теоретическому
основанию формирования ценностных
ориентаций спекулятивный и умозрительный
характер. И, как правило, это спекулятивное
основание оказывается вскоре
быстро утраченным, вследствие столкновения
с практической стороной своей
профессиональной деятельности.
Однако, с другой стороны, транзитивность
обладает и потенцией высокого полета
творческой мысли в стремлении к высотам
человеческого духа, что связано с отсутствием
привязанности к своим будущим профессионально
– функциональным и «цеховым» ценностям.15
3. Образовательный фактор является,
пожалуй, самым позитивным, поскольку
связан с системным процессом образования,
в которое помимо специальных профилирующих
дисциплин включаются аспекты гуманитарного
образования, которое имеет огромное значение
в деле формирования ценностных ориентаций,
и которое делает, по сути, высшее образование
высшим. Молодые люди, обучаясь таким предметам
как история, философия, социология, история
искусств, религиоведение, уже в процессе
образования сталкивается с философскими
идеями, вокруг которых, как известно,
вращается мир, с историческими примерами
подвигов народа и его отдельных представителей,
с социологическими принципами и законами,
на которых основана социальные стабильность
и солидарность, с образцами и высокими
шедеврами мирового искусства и т.д.
4. Девиантно-делинквентный
фактор опосредует асоциальные формы
переоценки прежних ценностей и усвоения
новых. Социальная фрустрация, кризис
переходного возраста, коренная ломка
инфантильных стереотипов, мучительной
и болезненной адаптации к быстроменяющимся
условия социального окружения, императив
экономической самостоятельности и необходимость
создавать, а потом содержать семью, –
все это не может ни вызывать различные
патологические формы отклоняющегося
поведения, как-то: алкоголизм, наркомания,
суицидальный синдром, перверсивную сексуальность
и т.д.
Такие патологии провоцируют
пессимизм, апатию, вражду, неприязнь,
депрессию, конфликтность в отношении
к «навязываемым» обществом ценностей
и норм. Именно этот асоциальный резерв
молодежи становится заложником агрессивно
– политических, радикальных и откровенно
антиконституционных сил общества. Девиантно-делинквентная
часть группы легко склоняется к идеологиям
фашизма, крайнего национализма, национал
– большевизма.16
Таким образом, основная проблема
ценностной ориентации молодежи заключается
в их принципиальной поляризованности,
которая оказывает непосредственное влияние
на их расклад и направленность.
2.3. Базовые ценности
современной молодежи
Система ценностных ориентаций
имеет динамический, подвижный характер.
В современной теории ценностных ориентаций
вся система делится на три большие группы.
1. Материально-экономические
ценностные ориентации. Если та
или иная социальная группа
является экономически зависимой
частью общества и нуждается
в поддержке государства, оно
крайне заинтересовано в государственном
управлении экономикой и в
развитии государственного сектора
экономики и поддерживает идею
социально ориентированной экономики.
Экономически активные субъекты
и сообщества уверены в необходимости
развития рыночных отношений, экономической
самостоятельности.17
Поскольку молодежь является
экономически зависимой частью общества
и нуждается во всемерной поддержке государства,
оно крайне заинтересовано в государственном
управлении экономикой и в развитии государственного
сектора экономики. Будучи объектом опеки
со стороны государства, она ратует за
социально ориентированную экономику.
Большую заинтересованность
современная российская молодежь проявляет
к знаниям и образованию в надежде на возможную
адекватность материального вознаграждения
реализуемым на профессиональном поприще
знаниям и умениям. Важнейшей жизненной
ориентацией молодежи является материальная
обеспеченность. С другой стороны имеет
место «феномен гипертрофированного стремления
иметь материальные блага, не обеспеченное
равнозначным стремлением эти блага создавать».
В распределении ценностных
ориентаций в экономической сфере имеет
место раздвоение, – «наблюдается явное
противоречие в жизненных установках
студентов». «Близость двух позиций (жизненный
комфорт, успех возможны, прежде всего,
благодаря собственным усилиям, предприимчивости;
но одновременно подчеркивается важность
знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных
лиц) является отражением в сознании молодежи
специфики российской экономики, в которой
сочетаются принципы двух разных моделей
экономики. Дух предприимчивости, характерный
для рыночной экономики, причудливо уживается
с бюрократическим «рынком связей», определяющим
пути и средства получения, обретения
материальных, статусных, профессиональных
благ и ценностей».18
2. Духовно-гуманитарные ценностные
ориентации традиционно делятся
на индивидуально направленные
или этические и коллективно
направленные или политические
ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации
у молодежи распределяются по вертикальной
оси «утилитаризм – духовность» и горизонтальной
оси «коллективизм – индивидуализм».
Утилитаризм этических ориентаций
связан с утратой духовных идеалов, засильем
бездуховных подделок массового искусства,
«которая стала ведущим началом в формировании
мировоззренческих установок и определяющим
образом влияет на самоидентификацию
молодежи». И все-таки, несмотря на утрату
духовных ориентиров, само высшее образование
и высокий культурный статус молодежи
накладывает на него печать образованности
и интеллигентности, благодаря которым
удается «противостоять прагматизму общества
и напору массовой культуры».
Коллективистская ориентация
молодежи слаба и связана с общим демократизмом
студенческого сообщества, а их индивидуализация
обуславливается элитарностью высшего
образования и его специальностью, особенностью
и уникальностью.19
3. Рационально-ценностные
ориентации основаны на ограничении
субъектом смыслов ценностных
объектов и делятся на субъективно-рациональные
и объективно-рациональные ориентации.
Субъективно-рациональные ориентации,
как правило, основаны на идеалистических
воззрениях, в которых человек автономен,
независим от внешних факторов, на ценностях
свободы. Предельными полюсами субъективистской
теории ценностей становятся ценностной
индивидуализм, экономическая самостоятельность
и политическая независимость.
Объективно-рациональные ориентации
основаны на реалистическом и коллективном
понимании человеческой природы, на том,
что человек является неотъемлемой частью
общественного коллектива, совокупностью
социальных отношений.
Наиболее актуальные проблемы
молодежи связаны с духовно-нравственной
сферой бытия: отсутствие мировоззренческих
основ смыслоориентации и социально-культурной
идентификации молодежи; разрушение механизма
преемственности поколений вследствие
общей дезинтегрированности культуры,
размывания ее ценностных основ и традиционных
форм общественной морали; снижение интереса
молодежи к отечественной культуре, ее
истории, традициям, к носителям национального
самосознания; падение престижа образования
как способа социальной адаптации, культурной
преемственности и формы личностной самореализации;
низкая активность молодежи в решении
общенациональных, региональных и местных
проблем.
3 глава Образование,
как ценность
3.1 Восприятие
образования молодежью
В современном мире значение
образования как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества
увеличивается вместе с ростом влияния
человеческого капитала. Российская система
способна конкурировать с образованием
передовых стран. При этом необходимы
широкая поддержка со стороны общественности
проводимой образовательной политики,
восстановление ответственности и активной
роли государства в этой сфере, глубокая
и всесторонняя модернизация образования
с выделением необходимых для этого ресурсов
и созданием механизмов их эффективного
использования.
Роль образования, получение
знаний, во все времена была значимой.
Роль образования на современном этапе
развития России, прежде всего, продиктована
задачами ее перехода к демократическому
и правому государству, к рыночной экономике,
необходимостью преодоления опасности
экономического и общественного отставания
страны от других стран, где образованию
молодежи уделяется больше внимания.
Стоит также
отметить, что XXI век требует принципиально
иных подходов к образованию.
Обучение должно быть развивающим
в плане развития самостоятельного
критического и творческого мышления.
Но для этого, естественно, недостаточно
наличия в системе только преподавателя
и учебника (понимаемого расширительно,
как система средств обучения),
отражающих одну точку зрения,
принятую в обществе. Необходимо
широкое информационное поле
деятельности, различные источники
информации, различные взгляды, точки
зрения на одну и ту же
проблему, побуждающие ученика к
самостоятельному мышлению, поиску
собственной аргументированной
позиции. Для этого необходимы
и адекватные поставленной цели
методы и средства обучения.
Современная система
образования, опираясь на традиционные
источники информации, требует расширения
информационного поля и другой дидактической
системы, иных методов и технологий обучения,
адекватных личности сориентированному
подходу в образовании.
Современный молодой человек
более самостоятелен, практичен и расчетлив,
ответственен за свою судьбу, он реально
оценивает свои возможности, мобильность,
восприимчивость к новому, адаптивность
к жизненным переменам..."
Есть один мощнейший информационный
резервуар — интернет, глобальная телекоммуникационная
сеть, охватывающая все развитые страны
мира. Информационный потенциал интернета
просто неисчерпаем. Здесь можно не только
получить любую интересующую вас информацию,
но и поделиться собственной информацией
с пользователями сети по всему миру. С
появлением интернета создалась принципиально
новая ситуация и в системе образования.
Хочется привнести некие изменения
в систему образования, которые периведут
к созданию механизма устойчивого развития
системы образования.
во-первых, должны быть обеспечены
государственные гарантии доступности
и равных возможностей получения полноценного
образования;
во-вторых, необходимо улучшить качество дошкольного, общего и профессионального образования;
в-третьих, должны быть выработаны
новые нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
в четвертых, как бы странно это ни звучало, но необходимо повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
Самое главное — сегодня требуется
пересмотреть отношение к образованию,
на основе четкого распределения ответственности
между субъектами образовательной политики
и повышения роли всех участников образовательного
процесса обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения.
Основой современной
образовательной политики государства
является социальная адресность
и сбалансированность социальных интересов
представителей национальной экономики,
науки, культуры, здравоохранения, всех
заинтересованных ведомств и общественных
организаций с родителями и работодателями.
Государство в
таком случае должно выступить
как гарант качества образовательных
программ и услуг, предоставляемых
как общеобразовательными, так и
профессиональными образовательными
учреждениями, способствовать трудоустройству
выпускников.