Образование, как ценность молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций современной молодежи, а главное изучить отношение молодежи к образованию, как к одной из ценности жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Глава Теоретико-методологические основы изучения ценностей…….5-17
2. Глава Молодежь как социальная группа
2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21
2.2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи…………21-24
2.3. Базовые ценности российской современной молодежи…………….25-27
3. Глава Образование, как ценность
3.1. Восприятие образование молодежью………………………………….28-34
3.2. Образование молодежи – противоречия взаимодействия…………...34-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Список используемой литературы………………………………………….40-41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 90.92 Кб (Скачать файл)

возрастно-демографический;

амбивалентно-транзитивный;

образовательный;

девиантно-деликвитный.13

1. Возрастно-демографический  фактор формирования ценностных  ориентаций связан с определенным  возрастом (14-30 лет), с социальным  статусом и в известной мере  зависимостью молодежи от опеки  со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает  двойственность и еще не состоявшуюся  прочность усвоения ценностей  и норм.

Молодежь несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, – со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

Социальный статус молодежи, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительно низким положением в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время молодежь готова «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать её социальный статус в будущем.

Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.14

2. Амбивалентно-транзитивный  фактор обусловлен двойственно  – переходным характером молодежной  массы, чья самостоятельность уже  сказалась в выборе будущей  профессии и специализации, а, с  другой стороны, этой самостоятельности  еще предстоит реализоваться  практически. Так теоретическое  осознание своей свободы в  реализации право на выбор  профессии не подкреплено никакой  практической базы. Отсутствие социальной  практики придает теоретическому  основанию формирования ценностных  ориентаций спекулятивный и умозрительный  характер. И, как правило, это спекулятивное  основание оказывается вскоре  быстро утраченным, вследствие столкновения  с практической стороной своей  профессиональной деятельности.

Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально – функциональным и «цеховым» ценностям.15

3. Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. Молодые люди, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

4. Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, – все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.

Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв молодежи становится заложником агрессивно – политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно-делинквентная часть группы легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал – большевизма.16

Таким образом, основная проблема ценностной ориентации молодежи заключается в их принципиальной поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.

 

 

 

2.3. Базовые ценности  современной молодежи

Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы.

1. Материально-экономические  ценностные ориентации. Если та  или иная социальная группа  является экономически зависимой  частью общества и нуждается  в поддержке государства, оно  крайне заинтересовано в государственном  управлении экономикой и в  развитии государственного сектора  экономики и поддерживает идею  социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты  и сообщества уверены в необходимости  развития рыночных отношений, экономической  самостоятельности.17

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику.

Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать».

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, – «наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей».18

2. Духовно-гуманитарные ценностные  ориентации традиционно делятся  на индивидуально направленные  или этические и коллективно  направленные или политические  ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм – духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

Утилитаризм этических ориентаций связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус молодежи накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры».

Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.19

3. Рационально-ценностные  ориентации основаны на ограничении  субъектом смыслов ценностных  объектов и делятся на субъективно-рациональные  и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.

Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

 

3 глава Образование, как ценность

3.1 Восприятие  образования молодежью

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Роль образования, получение знаний, во все времена была значимой. Роль образования на современном этапе развития России, прежде всего, продиктована задачами ее перехода к демократическому и правому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности экономического и общественного отставания страны от других стран, где образованию молодежи уделяется больше внимания.

    Стоит также  отметить, что XXI век требует принципиально  иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим  в плане развития самостоятельного  критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно  наличия в системе только преподавателя  и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо  широкое информационное поле  деятельности, различные источники  информации, различные взгляды, точки  зрения на одну и ту же  проблему, побуждающие ученика к  самостоятельному мышлению, поиску  собственной аргументированной  позиции. Для этого необходимы  и адекватные поставленной цели  методы и средства обучения.

 

    Современная система  образования, опираясь на традиционные  источники информации, требует расширения информационного поля и другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личности сориентированному подходу в образовании.

Современный молодой человек более самостоятелен, практичен и расчетлив, ответственен за свою судьбу, он реально оценивает свои возможности, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам..."

Есть один мощнейший информационный резервуар — интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Информационный потенциал интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появлением интернета создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.

Хочется привнести некие изменения в систему образования, которые периведут  к созданию механизма устойчивого развития системы образования.

  • во-первых, должны быть обеспечены государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • во-вторых, необходимо улучшить качество дошкольного, общего и профессионального образования;
  • в-третьих, должны быть выработаны новые нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • в четвертых, как бы странно это ни звучало, но необходимо повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

Самое главное — сегодня требуется пересмотреть отношение к образованию, на основе четкого распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

    Основой современной  образовательной политики государства  является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов представителей национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций с родителями и работодателями.

    Государство в  таком случае должно выступить  как гарант качества образовательных  программ и услуг, предоставляемых  как общеобразовательными, так и  профессиональными образовательными  учреждениями, способствовать трудоустройству  выпускников.

Информация о работе Образование, как ценность молодежи