Образование, как ценность молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций современной молодежи, а главное изучить отношение молодежи к образованию, как к одной из ценности жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Глава Теоретико-методологические основы изучения ценностей…….5-17
2. Глава Молодежь как социальная группа
2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21
2.2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи…………21-24
2.3. Базовые ценности российской современной молодежи…………….25-27
3. Глава Образование, как ценность
3.1. Восприятие образование молодежью………………………………….28-34
3.2. Образование молодежи – противоречия взаимодействия…………...34-37
Заключение…………………………………………………………………...38-39
Список используемой литературы………………………………………….40-41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 90.92 Кб (Скачать файл)

Современная молодежь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым социально-экономическим условиям. Для современной молодежи свойственна особая активность в развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями. В молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал, растет число молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих проблем.

    Также, современный  молодой человек более самостоятелен, практичен и расчетлив, ответственен  за свою судьбу, он реально  оценивает свои возможности, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность  к жизненным переменам.

    В связи с  этим увеличивается престижность  образования, растет экономическая  заинтересованность в сохранении  своего здоровья как основы  материального благополучия. И что  немаловажно: в молодежной среде  усиливаются патриотические настроения.

    В данном аспекте  интересна точка зрения взрослого  населения России на то, какие  чаще всего ставит перед собой  цели современная молодежь, социологический  опрос которого был проведен  кандидатом философских наук  Гамлетом Мкртчяном. Согласно его  исследованию,

более половины опрошенных (53%) убеждены, что главная цель молодых — обогащение, достижение материального благополучия — «все хотят стать миллионерами»; «жить лучше родителей». Другие цели назывались значительно реже (данные в % от числа опрошенных): образование — 19; работа, карьера — 17; самореализация — 4; удовольствия, развлечения, веселье — 4; создание собственной семьи — 3; обретение свободы, независимости, самостоятельности — 1.

    В общественном  мнении присутствует также понимание  того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависит  от наличия у него диплома  об образовании и от престижности  этого диплома. Если в первой  половине 1990-х годов  отмечалось, что для успеха в жизни образование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится под сомнение.

    Ориентации россиян  на разные образовательные уровни  оказываются при этом проекцией  притязаний на разные социальные  статусы, а сама система образования  — средством для реализации  этих притязаний.

Нужно сказать, что утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения — от школы до вуза, подталкивая их к «практической» переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности.

Тяга к образованию соединяется в сознании современной молодежи с пониманием того, что знание как таковое не гарантирует высокого, а часто и сколько-нибудь достойного социального положения: для большинства профессий, связанных с производством, воспроизводством и применением знания (таких, как школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, ученые, инженеры, многие категории высококвалифицированных рабочих и т. д.), характерен низкий уровень оплаты труда. Стремления работать в этих профессиях в настоящее время почти не наблюдается. Даже получив специализированную подготовку для работы в этих родах занятий, молодежь зачастую делает выбор в пользу более перспективных карьер, не связанных с полученными в учебных заведениях знаниями. Капитал профессиональных знаний не находит применения и безвозвратно теряется.

    Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую  жизнь, нацелено на успех, выраженный, прежде всего, в материальном  достатке и высоком уровне  потребления. Получение хорошего  образования расценивается как  всего лишь одно из средств  достижения жизненного успеха. Инструментальное отношение к знанию в сочетании с неравенством в сфере образования, охватившим все ее ступени (от начальной школы до вуза и докторантуры) ведет к концентрации в учебных заведениях, дающих лучшие шансы на жизненный успех, молодых людей (прежде всего, из состоятельных слоев общества), использующих диплом как трамплин для занятия высоких социальных позиций, в которых полученные ими профессиональные знания уже не требуются. Многие поступают в учебные заведения и учатся в них вовсе не ради знаний.

В вузах происходит передача накопленного в обществе научного знания от поколения к поколению, и от того, насколько эффективно оно передается, зависит состояние интеллектуального потенциала общества. Знания передаются эффективнее всего, если у студентов есть сильные личные мотивы к овладению ими. Насколько эти мотивы у них выражены?

  Исследования показывают, что обучение в вузе в значительной степени подчинено у студентов более важной ценности: повышению будущего статуса и перспективе успешной карьеры. Оценивая роль высшего образования, студенты указывают, прежде всего, на его инструментальную значимость, видя в нем средство, позволяющее получить привлекательную работу и сделать хорошую карьеру; овладение знаниями и высокая профессиональная подготовка уступают в значимости перспективам, открывающимся благодаря диплому, и порой менее значимы, чем отсрочка от призыва в армию.

Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую жизнь, нацелено на успех, выраженный, прежде всего, в материальном достатке и высоком уровне потребления. Получение хорошего образования расценивается как всего лишь одно из средств достижения жизненного успеха..."

Будущее нелегкой проблемы трудоустройства, овладение собственно знаниями отходит на второй план. Между тем собираются работать по изучаемой в вузе специальности далеко не все студенты. Опрос студентов (2012 года) показал, что планируют работать по специальности лишь 40%; 30% опрошенных не связывали свою будущую жизнь с изучаемой профессией, а 30% затруднились ответить. Следует иметь в виду, что студенты не всегда адекватно оценивают ситуацию на рынке труда и, получив специальность, часто не находят соответствующей ей работы. В этих условиях становятся типичными случаи, когда студент, эмоционально вложившись в учебу и получив диплом, не находит возможности применить полученные знания или когда студент, трезво и цинично оценивающий невостребованность знаний как таковых, отказывается тратить силы и время на серьезное и глубокое овладение профессией.

     Отношение  студентов к учебе — прямое  продолжение преимущественно утилитарного  отношения к образованию. Исследование  студентов четвертых курсов российских вузов (2012 года) показало широкое распространение стратегии сокращения усилий на учебу и получение диплома, не гарантирующего доступ к социально привилегированным позициям. Лишь 17,3% опрошенных выражали готовность идти на самоограничения ради овладения знаниями; 81,3% не имели желания ради этого в чем-то себя ограничивать. Среднестатистический студент больше включен не в учебу, а в досуг, молодежное потребление, работу. Прямым следствием этого становится снижение качества знаний выпускаемых вузами специалистов.

    Сокращение усилий  на учебу открывает студенту  возможность поискать себе подходящую  работу. Практика совмещения учебы  с работой получила широкое  распространение. Такая ситуация  негативно влияет на качество  подготовки студентов, но гармонично  вписывается в их общую систему  ценностных ориентаций: учеба лишена  смысла, если мешает выгодному  трудоустройству и карьере.

    Иерархия ценностей  студентов тяготеет к следующей  формуле: диплом важнее знаний, а  выгодная работа важнее диплома. Это никак не способствует  нормальному воспроизводству интеллектуального  капитала в обществе.

    Примечательно, что  студентов научные и преподавательские  карьеры не привлекают. Хотя 27% студентов  ориентированы на обучение в  аспирантуре, из них только 22% собираются  заниматься наукой (6% от общего  числа студентов) и только 14% —  преподаванием (4% от числа студентов). Иначе говоря, лишь треть потенциальных  аспирантов нацелена на карьеру, предполагаемую учебой в аспирантуре. Сферы науки и образования, имеющие  ключевое значение для общества  в XXI веке, испытывают острый дефицит  высококвалифицированных кадров.

 

3.2. Образование  молодежи – противоречия взаимодействия 

Образование, прежде всего высшее, можно определить как услугу, приобретаемую в массовых масштабах по рыночным законам. Именно таким образом мы интерпретируем образование в рамках экономической парадигмы. Субъектом потребления образовательной услуги выступает индивид, принимающий решение о покупке данной услуги, исходя из своих ценностных ориентаций и перспективах на рынке труда. Переход к экономической парадигме в образовании обусловливает появление нового компетентностного подхода. Выдвижение идеи о компетентностно ориентированном образовании является одним из ответов системы образования на экономические запросы. Данный подход не отрицает необходимости формирования базы знаний и комплекса навыков и умений, но он направлен на достижение интегрированного результата — компетенции. В процессе перехода к рыночной экономике «узкая квалификация теряет свою ценность. На смену ей приходит компетенция — обладание широким диапазоном знаний и опытом, позволяющим переносить их из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени и средств на переподготовку». Это направление, по которому идут существующие системы образования во всем мире, пытаясь преодолеть разрыв между результатами общего и профессионального образования и современными общественно-экономическими требованиями20.

Уровень накопленного образовательного потенциала российского общества выше, чем способность молодежи его воспроизводить. Последние сто лет Россия демонстрировала устойчивую тенденцию, при которой каждое последующее поколение становилось более образованным, по сравнению с предыдущим. Естественно, с развитием науки, техники, технологии обучения, хранения и передачи информации образовательный потенциал общества растет. Но поколение 1990-х не смогло его своевременно (в годы ученичества) реализовать в своей жизни. Современная молодежь менее образована, чем родители, и имеет меньше шансов на получение образования. С 1990 по 1997 годы в целом по России в два раза возросла доля работающей молодежи, не имеющей профессиональной подготовки. К началу трудовой деятельности только небольшая доля молодого поколения достигла образовательного уровня своих отцов: среднего специального образования — 34,8% и высшего — 27,3%.21

Наращивание образовательного потенциала регионов и России в целом продолжается за счет переобучения и повышения квалификации старших поколений, экономически самостоятельного населения, в то время как молодежь явно отстает в этом процессе, как по объективным, так и по субъективным причинам: в силу материальной несостоятельности для продолжения образования и нежелания это делать. Это относится не ко всей социально-демографической группе молодежи, однако вышеуказанная тенденция проявляется достаточно значимо.

Ориентация системы образования на расширение платных услуг развивается быстрее роста платежеспособности молодежи и их родителей. По данным Института Молодежи лишь 9,3% молодежи может оплатить свое образование, прежде всего за счет родительского бюджета, каждому второму платное образование не доступно вовсе. Исследователи отмечают значительное смещение социального состава учащихся от 9 к 11 классу. Если выпускники 9-го класса в целом соответствуют социальному составу населения городов, то к 11 классу наблюдается выбывание из контингента учащихся детей из семей рабочих, мелких служащих, безработных, из неполных семей. Это во многом связано с вынужденной необходимостью подростков включаться в трудовую жизнь на ранних этапах с целью материального обеспечения семьи.

Эта тенденция усиливалась в 1990-ые годы и особенно стала очевидной в гимназиях и лицеях, средних учебных заведениях, претендующих на элитарность, как по качеству обучения, так и по социальному составу учащихся. Обращает на себя внимание не только увеличивающийся разрыв в социальном составе контингента различных типов школ, но и вымывание слабых в социальном отношении групп из сферы образования вообще. Речь идет уже не о доступе к качественному профессиональному образованию, а об элементарной грамотности на уровне неполного среднего образования. Тенденция усиления социальной дифференциации в сфере образования по материальному положению семей будет возрастать. Наличие индивидуальных способностей личности и желание молодого человека их проявить пока будут оставаться в тени материальных возможностей его семьи22.

Квалификация молодежи не совпадает с требованиями производства. Система образования воспроизводит саму себя. Идет подготовка кадров ради подготовки. Как показывают результаты исследований, в настоящее время лишь 50% выпускников всех звеньев профессиональной школы находят работу по своей специальности, а остальные оказываются на свободном рынке труда.

Причины такой ситуации кроются не только в объективных обстоятельствах, таких, как: снижение уровня производства, рост уровня безработицы, низкий уровень доходов населения региона. Важнейшей причиной несоответствия полученного образования и места работы является характер ценностных ориентаций и жизненных планов самой молодежи.

Образование является отраслью, где практически нет безработицы, а уровень доходов, хотя и невысок, но стабилен, и тем не менее, молодые специалисты слабо ориентированы на эту сферу занятости. Причем было выявлено, что профессиональная ориентация выпускников педагогического вуза ослабевает по мере повышения ими квалификации: от выпускников к магистрам. Такая ситуация связана, с одной стороны, с ростом уровня притязаний получивших более качественное образование, а с другой — с отсутствием четкой ориентации выпускников, где и в какой именно должности они могут быть востребованы по окончании вуза. Этот пример, думается, достаточно показателен. Сфера профессионального образования давно не получает четкого социального заказа на подготовку специалистов, механизм социального и экономического контроля за их распределением в сфере труда разрушен.

Молодежь ориентирована на рынок, но его емкость не безгранична. В сознании молодого поколения растет понимание этого противоречия.

 

Заключение

На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.

Ценности – культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности - это то, что важно к чему стоит стремиться.

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление – это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление – это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, – нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.

Информация о работе Образование, как ценность молодежи