Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа
Краткое описание
Общая цель данной курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций современной молодежи, а главное изучить отношение молодежи к образованию, как к одной из ценности жизни.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4 1. Глава Теоретико-методологические основы изучения ценностей…….5-17 2. Глава Молодежь как социальная группа 2.1. Характеристика молодежи……………………………………………...18-21 2.2. Факторы, влияющие на ценностные ориентации молодежи…………21-24 2.3. Базовые ценности российской современной молодежи…………….25-27 3. Глава Образование, как ценность 3.1. Восприятие образование молодежью………………………………….28-34 3.2. Образование молодежи – противоречия взаимодействия…………...34-37 Заключение…………………………………………………………………...38-39 Список используемой литературы………………………………………….40-41
Некоторые исследователи
отмечают что существует связь между ценностями
и потребностями субъекта: ценность есть
не всякое значение объекта, явления, событие
для субъекта. А только положительное
значение, в котором видно насколько эти
объекты , явления способны удолетворить
его потребности.
По мнению Ю.Р. Вишневского
и В.Т. Шапко ценность. Есть «образование
идейно-целевого плана, генеральная
линия жизни человека», поэтому она
«пронизывает все этажи человеческой
психики - от потребностей до идеалов,
- включает реальный поведенческий компонент»5
Ценности, как указывает
А.Г.Здравомыслов, лежат в основе
нашего поведения, а потому их
набор характеризует определенный
«мотивационный тип» с соответствующими
этому мотивационному типу целями.
Всего автор выделил 10 мотивационно - целевых
типов: саморегуляция, стимулирование,
гедонизм, достижение, власть, безопасность,
конформность, традиция, благосклонность,
универсализм. Например, мотивационномутипу
«Конформность» соответствует такая
мотивационная цель, как - ограничение
действий и побуждений, причиняющих вред
другим или нарушающих социальные ожидания
и нормы; в основе этого мотивационного
типа лежат ценности: самодисциплина,
уважение старших, вежливость, послушание
и др.6
По мнению Н.И. Лапина, общественная
ценность, осваивается субъектом в
процессе жизнидеятельности и становясь
достоянием индивидуального сознания,
начинает функционировать как ценностное
отношение личности к определенным фактам,
явлениям действительности, выступая
при этом как механизм регуляции индивидуального
поведения и деятельности. Поскольку личность
является субъектом нескольких видов
деятельности и осваивает, таким образом,
различные ценности, постольку ценностные
отношения представляют собой подвижную,
динамическую систему, т.е. имеет место
возможность переноса того или иного ценностного
отношения из одной сферы деятельности
в другую. Автор выделяет три основных
формы ценностных отношений, образующих
иерархию:
* система самых устойчивых
и обобщенных ценностных отношений,
выступающих в качестве «стержневых»
ценностных эталонов личности, ответственных
за формирование общей направленности
социальной жизнедеятельности в целом;
* ценностные эталоны, имеющие
более частный характер и опосредствующие
поведение в отдельных сферах
жизнедеятельности;
* «совокупность эталонов,
опосредствующих лишь жестко
фиксированный план отдельных
действий, реализующихся в строго
однотипных условиях.7
Н.И.Липин также указывает, что
«ценностность» является имманентной
характеристикой социальной деятельности:
даже независимо от субъективных устремлений
социальная деятельность объективно реализует
скрытую в ней общественную ценность.
Таким образом, ценностные отношения
личности это не что иное, как необходимый
момент внутриличностного существования
общественной ценности. Выступая в роли
ценностных представлений, ценности не
просто существуют в сознании, но и начинают
выполнять определенные функции. Во - первых,
они выступают для субъекта как некоторые
критерии оценки действительности. Оценка
какого - либо явления или объекта, происходит
в форме отнесения к ценности, т.е. оценивающий
субъект уже обладает теми или иными сложившимися
ценностными представлениями. Во - вторых,
ценности выполняют еще и побудительную
функцию.
В.Н. Мясищев указывает на то,
что личностные ценности «выступают специфической
формой функционирования смысловых образований
в личностных структурах». По мнению автора,
смысловые образования могут определять
ход деятельности независимо от степени
их осознанности, однако если они становятся
осознанными, то приобретают статус личностной
ценности. Это происходит только тогда,
когда личность обращает свои усилия на
смысловую сферу, на собственное «Я»: личность
должна как - то «отнестись» к собственным
смыслам, для чего ей необходимо не только
прочувствовать или пережить их, но и осмыслить.
Процесс осмысления заключается в установлении
личностных предпочтений касательно различных
смысловых содержаний ценностей с последующим
соотнесением их «близости» к собственному
«Я».
М. Рокич рассматривал ценности
как разновидность устойчивого убеждения,
что некая цель или способ существования
предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих
ценностей по Рокичу:
* общее число ценностей,
являющихся достоянием человека,
сравнительно не велико,
* все люди обладают
одними и теми же ценностями,
хотя и в различной степени,
* ценности организованы
в системы,истоки человеческих
ценностей прослеживаются в культуре,
обществе и его институтах
и личности.
* влияние ценностей
прослеживается практически во
всех социальных феноменах, заслуживающих
изучения.
М. Рокич различает два класса
ценностей — терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности М. Рокич определяет
как убеждения в том, что какая-то конечная
цель индивидуального существования (например,
счастливая семейная жизнь, мир во всем
мире) с личной и общественной точек зрения
стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные
ценности — как убеждения в том, что какой-то
образ действий (например, честность, рационализм)
является с личной и общественной точек
зрения предпочтительным в любых ситуациях.
По сути, разведение терминальных и инструментальных
ценностей производит уже достаточно
традиционное различение ценностей-целей
и ценностей-средств.8
Таким образом, становление
личностных ценностей связано с динамикой
процессов осознания (разные виды вербализации)
и познавательными усилиями в отношении
собственной смысловой сферы (установление
приоритетов и близости к своему «Я»).
«Это становление включает как минимум
две составляющие - образование самих
личностных смыслов и образование личностных
ценностей».
Леонтьев Д.А. отмечает, что,
несмотря на множество определений «ценности»,
имеет место большая неоднозначность
понимания того, что обозначается этим
термином. В одной из своих работ автор
проводит теоретический анализ различных
определений для выявления общего пространства,
в котором можно было бы расположить столь
«многомерный объект» исследования, каковым
является «ценность». Он выделяет ряд
теоретических взглядов на природу ценностей,
существующих в виде оппозиций: ценности
как конкретные объекты, окружающие человека
и удовлетворяющие его потребности или
некая абстрактна сущность; имеют сугубо
индивидуальное существование, или изначально
имеют надындивидуальную природу; онтологический
или социологический характер надындивидуальных
ценностей (это есть сущности особой природы,
существующие объективно, но особым законам,
отличным от закономерностей материального
мира, или, они социальный «продукт», принадлежащий
различного масштаба общностям); понимать
ли ценности, как стандарты и нормы или
как жизненные цели, идеалы и смыслы; обладают
ли индивидуальные ценности действенной
силой только как осознанные образования
или они функционируют вне зависимости
от их осознанности субъектом. При анализе
последней оппозиции автор придерживается
такой точки зрения, что ценности функционируют
вне зависимости от степени осознания,
что, конечно же, не отменяет того положения,
что ценности могут существовать и в качестве
сознательных убеждений или представлений.
Такие осознанные ценности Леонтьев Д.А.
и называет ценностными ориентациями,
отмечая неоднозначную, сложную связь,
которая может существовать между декларируемыми
ценностными ориентациями и реальными
ценностями, побуждающими деятельность.
Как отмечает автор, расхождение между
реальными и декларируемыми ценностями
обусловлено трудностью их осознания,
вызванным наличием большого количества
ценностных представлений, отражающих
как собственные ценности субъекта, так
и ценности других людей, малых групп,
в которые он включен. Также расхождение
может быть обусловлено недостаточной
структурированностью системы ценностей
субъекта, слабо развитой способностью
к рефлексии, действием различных механизмов
психологической защиты и стабилизации
самооценки. В качестве форм существования
ценностей автор выделяет три основных:
социальные идеалы, предметно воплощенные
ценности и личностные ценности. Социальные
или общественные идеалы - это ценности,
выработанные общественным сознанием
и присутствующие в нем как обобщенные
представления о совершенстве в той или
иной сфере общественной жизни. Предметно
воплощенные ценности есть объективированные
формы существования ценностей, существующие
в виде материальной и духовной культуры
человечества. Ценностные идеалы могут
быть реализованы лишь посредством человеческой
деятельности, воплощаясь либо посредством
деяния, т.е. самого процесса деятельности,
либо посредством - произведения, т.е. создания
объективированного продукта деятельности.
Личностные ценности есть составляющие
внутреннего мира личности, они задают
направленность преобразования действительности
в соответствии с «моделью должного»,
т.е. идеалом, выбранным данной личностью.
Причем личностная ценность имеет «действенную
силу», выступает как мотивирующий фактор
вне зависимости от ее осознания субъектом.
Ценностные ориентации, которые представляют
собой осознанные личностные ценности,
автор не рассматривает как основную форму
бытия ценностей в связи с проблемой их
адекватной представленности в сознании.
Леонтьев Д.А. определяет ценность как
«более или менее осознанную идеальную
модель должного (желательного), отражающую
опыт жизнедеятельности социальной общности,
присвоенную и интериоризованную субъектом
в процессе его участия в общественной
практике, указывающую направление желательного
преобразования действительности субъектом
и выступающую имманентным источником
жизненных смыслов, которые объекты и
явления действительности приобретают
в контексте должного, смыслообразующая
функция личностных ценностей проявляется
как в ситуациях мотивообразования - выбора
направленности актуальной деятельности,
- так и в порождении других смысловых
структур».9
Итак, личностные ценности характеризуются
как устойчивые, внеситуативные, обобщенные
мотивационные образования - «идеальная
модель должного», - функцией которых является
опосредованное побуждение деятельности
через порождение конкретно - ситуативных
мотивов, релевантных отдельно взятой
деятельности. При этом их мотивирующая
сила не зависит от факта осознанности
(неосознанности) субъектом.
Глава 2. Молодежь
как социальная группа
2.1 Характеристика
молодежи.
Современная российская молодежь
вступает в жизнь в весьма сложных условиях
экономического и социального развития
общества. Проблемы формирования демократического,
правового государства ставят на первое
место задачу становления личности молодого
человека как субъекта сознательной деятельности.
В России сегодня дорого учиться,
дорого быть здоровым, дорого иметь детей,
дорого отдыхать, дорого жить: Среди молодежи
особенно заметно социальное расслоение,
каждый второй студент не уверен, что будет
востребован в своей стране. Молодые не
могут прогнозировать свою жизнь.10
Образование является важнейшим
элементом развития потенциала молодежи.
Ведь его уровень показывает, в какой степени
современная молодежь готова в ближайшем
будущем взять на себя ведущую роль в становлении
и развитии экономики, основанной на знаниях.
Необходимо знать, как образование способно
помочь молодым людям успешно реализовать
себя, влиться в современную общественную
жизнь и экономическую действительность,
насколько востребованы молодые специалисты.
Уровень образования молодежи в России
достаточно высок.
Каждый второй молодой человек
в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство
учащихся общеобразовательных школ по
их окончании планирует поступить в вузы,
каждый пятый – на работу и каждый седьмой
– в колледж. В ближайшей перспективе
почти столько же молодых людей намереваются
поступить на работу. В более отдаленном
будущем планируют учиться в профессиональных
учебных заведениях лишь отдельные школьники.
Приватизация крупных и средних
промышленных предприятий, резкое сокращение
занятости в основных секторах материального
производства и в ряде отраслей непроизводственной
сферы, стирание границ между формальной
и неформальной занятостью – все это привело
к ужесточению требований со стороны рынка
к профессионализму работников и к наличию
профессионального опыта, что является
невыполнимым требованием для молодежи,
впервые выходящей на рынок труда.
В свою очередь возрастание
требований самой молодежи к оплате труда
сопровождается деструктивными способами
адаптации, включающих продолжительные
периоды незанятости, локализацию значительных
групп молодежи в неформальных и теневых
сегментах регионального рынка труда,
не всегда экономически оправданную миграцию
молодежи. Работая в условиях негарантированных
трудовых прав, молодежь лишается правовой
защиты государства в первую очередь.
Данные обстоятельства способствуют трансформации
социально-значимых ценностей и формированию
девиантных моделей поведения некоторых
групп молодежи.11
Молодежь играет важную роль
в построении гражданского общества в
стране. Ведь, во-первых, молодежь – это
критические взгляды и настроения в отношении
существующей действительности, это новые
идеи и та энергия, которые особенно нужны
в момент реформ.
Во-вторых, молодые люди являются
носителем значительного интеллектуального
потенциала, особых способностей к творчеству.
У них повышенная чувственность, восприятие,
образность мышления. В-третьих, эта социальная
группа людей – ускоритель внедрения
в практику новых идей, инициатив, новых
форм жизни, ввиду того, что молодежь по
своей природе является наиболее динамичной
социальной группой. Немаловажным фактором
видится также то, что молодежь – это наиболее
здоровая физически часть населения. И
именно поэтому за счет ресурсов молодежи
в стране может быть сформировано гражданское
общество.
Знания о политической культуре
социальных и политических субъектов
являются одним из условий эффективности
развития общества. Необходимость таких
знаний становится все более актуальной
в условиях, когда коренные изменения,
происшедшие в социально-экономических
основах современного общества, привели
к снижению интереса людей к политической
деятельности, нежеланию и невозможности
участвовать в ней значительной части
населения. В этих условиях становится
актуальной проблема вовлеченности населения
в политическую жизнь. Нерешенность этой
проблемы делает непредсказуемым как
отношение населения к любым политическим
инициативам, так и перспективу политического
процесса в стране в целом.12
Таким образом, в условиях глобализации
и вынужденного притока мигрантов молодёжь
призвана выступить проводником идеологии
толерантности, развития российской культуры
и укрепления межпоколенческих и межнациональных
отношений.
Важное место в поддержании
межкультурного диалога играют молодежные
движения различных диаспор. Мероприятия,
проводимые данными организациями, помогают
представителям разных национальностей,
живущим в России, поближе познакомиться
с традициями, обычаями и культурой друг
друга. Что касается экологических молодежных
движений, то они носят в основном региональный
характер.
Политическая культура характеризует
наиболее устойчивые представления человека
и типичные формы его взаимоотношений
с властью. Стиль политической деятельности
человека является показателем того, насколько
он принял и усвоил общепризнанные нормы
и традиции государственной жизни.
Понятие ценностной ориентации
неоднократно становилось в центр многочисленных
исследований видных зарубежных и российских
ученых. Особенности ценностных ориентаций
молодежи определяются влиянием следующих
факторов: