Организация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;
- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства; - исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства; - анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9
1.1 Молодежь как объект социальной работы 9
1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью 14
2 ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Принципы и методы социальной работы с молодежью 26
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 63
3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска 63
3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска 65
3.3 Анализ основных направлений работы отдела молодежной политики 74
3.4 Направления совершенствования молодежной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Организация молодежи.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Молодежь не является саморазвивающейся  системой, ее жизнь обусловлена существующими  социально-экономическими и политическими  условиями. Молодой человек в  соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Необходимость особой политики в отношении  молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, лишь как  будущее общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Молодежь наследует достигнутый  уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена в эту жизнь, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов.

Это создает возможности для  выбора темпа и направленности вхождения  молодежи в государственную и  общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной  деятельности, ее творческого вклада в развитие общества.

Традиционные подходы  и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они  не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на тринадцатилетний опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых, преимущественно, на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной  практики.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:

- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;

- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства;

- исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства;

- анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;

- выявление потенциала, заложенного  в организации социальной работы с молодежью по месту жительства, с целью повышения его эффективности;

-  определение путей совершенствования структуры и содержания  организации социальной работы с молодежью по месту жительства.

Объект исследования – эта молодежь.

Предмет исследования особенности организации социальной работы с молодежью по месту жительства.

Работа выполнена на основе материалов действующего законодательства с использованием источников отечественного права, а также научных исследований и литературы.

Теоретическая основа и методология  исследования. Теоретической базой для определения основной идеи исследования послужили труды философов, социологов и психологов: М.Ю. Арутюнян, Н.А. Бердяева, Л. Дюга, О.М. Здравомысловой, И.А. Ильина, И. Канта, Д. Майерса, И.П. Малиновой, Н. Смелзера, С.А. Сорокина, Г.Л. Тульчинского, М.В. Фирсова, И. Фихте, М. Хайдегтера, Е.А. Цыбулевской.

В работе использованы философские методы научного исследования (диалектический) и частно-научные методы - сравнительно-правовой, конкретно-исторический, формально-юридический, метод правового моделирования, лингвистический, статистический.

Методологической основой  исследования является корпус работ, в которых анализируется обозначенная проблема, - эти работы определили парадигму нашего исследования. Мы использовали также методы сравнения, прогноза и моделирования, как использовали и потенциал системного и комплексного подходов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключены  в том, что результаты проведенного исследования внесут вклад в развитие теории социальной работы, а также будут применены в практическом опыте социальной работы.

 

1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1 Молодежь как объект социальной  работы

 

Решающим условием национальной безопасности и суверенного развития современной России является обеспечение  ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления, обеспечение необходимого уровня обороноспособности. Успешное решение этих задач невозможно без активного участия в этих процессах молодежи.

Молодежь выполняет  особые социальные функции:

а)    наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, формирует образ будущего и несет функцию социального воспроизводства;

б)     обладает инновационным потенциалом развития экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры;

в)    молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Целостная и последовательная социальная работа с молодежью призвана обеспечить высокую эффективность  реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что  является важнейшим фактором устойчивого  развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

В настоящее время  общество и государство еще не до конца преодолело потребительское  отношение к молодежи, что в  свою очередь сформировало иждивенческую  позицию молодого поколения. Сегодня  только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.

Российская молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.

Абсолютная численность  и доля молодежи в структуре населения  уменьшается. При этом необходимо учитывать, что молодежь, как социально-возрастная группа, имеет ряд особенностей:

а)      молодежи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политической и экономической инициативы;

б       в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений.

В настоящее время  в молодежной среде наблюдается  ряд негативных тенденций и явлений:

а)  продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

б)  медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;

в)  обостряются проблемы молодой семьи;

г)  ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;

д)  растет криминализация молодежной среды;

е)  снижается доступность качественного образования;

ж)  растет имущественное расслоение в молодежной среде;

к) происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников -  молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

л) минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

С другой стороны в  молодежной среде укрепляется целый  ряд позитивных тенденций:

а)  развивается инновационный потенциал молодежи;

б)  растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;

в)  увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

г)  возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;

д) формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

е)  растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;

ж) современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

Современные явления  – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных  субкультур и контркультур – свидетельствуют  о недостаточной действенности  существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.

Разрушение традиционных социальных связей и государственной  системы воспитания значительно  снизило роль ранее доминировавших институтов социализации –  семьи, школы, вуза, предприятия.

В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Явно недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.

Лидирующее положение  в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для  подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Задача состоит в  том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного  влияния на процессы социализации молодежи.

Модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством.

Нормативная правовая база государственной политики в отношении  молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.

Существовавшим органам  управления молодежной сферой не удалось обеспечить должный уровень и масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления.

Это привело к значительному  снижению эффективности государственной  политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.

Бессистемность и разнонаправленность  практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает эффективность социальной работы с молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется фрагментарными имиджевыми мероприятиями.

Социальная работа с  молодежью в большинстве субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне.

Большая часть молодежных и детских общественных объединений  сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

Информация о работе Организация молодежи