Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа
Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;
- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства; - исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства; - анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9
1.1 Молодежь как объект социальной работы 9
1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью 14
2 ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Принципы и методы социальной работы с молодежью 26
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 63
3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска 63
3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска 65
3.3 Анализ основных направлений работы отдела молодежной политики 74
3.4 Направления совершенствования молодежной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Социальная работа с молодежью должна быть ориентирована на молодых граждан России в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений.
Целями социальной работы с молодежью в России являются:
1) развитие и реализация потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности.
2) эффективное включение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Задачами социальной работы с молодежью в России являются:
а) создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности;
б) создание условий для самостоятельного решения молодыми людьми своих проблем, в том числе через повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления;
в) совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей;
г) содействие получению качественного образования, профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем;
д) обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.
Принципы социальной работы с молодежью в России:
1) Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.
2) Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.
3) Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.
4) Социальная работа с молодежью представляет
собой целостную систему мер правового,
организационно-
5) Социальная работа с молодежью строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.
Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.
Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.
Негосударственная (общественная) составляющая социальной работы с молодежью строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.
Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.
Принятые направления и программы социальной работы с молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.
Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
На региональном уровне должна быть сформирована и постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов социальной работы с молодежью с учетом специфики конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере молодежной работы в данном регионе, осуществляющие системное взаимодействие с общественными объединениями.
На уровне субъектов Российской Федерации институты гражданского общества, участвующие в социальной работе с молодежью, осуществляют координацию своей деятельности и взаимодействие с органами государственной власти, прежде всего через создаваемые ассоциации («круглые столы»).
Уровень местного самоуправления
должен рассматриваться всеми субъекта
На муниципальном уровне должна быть создана современная инфраструктура социальной работы с молодежью, система координации и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и осуществлении социальной работы с молодежью.
2.3 Итоги реализации молодежной политики в 2006-2008 годах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Реализация молодежной политики в автономном округе в 2006-2008 годах осуществлялась в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Молодежь Югры» на 2006-2008 годы» № 26-оз, принятым 28 февраля 2006 года. С целью создания правовых, экономических, политических, социальных, организационных условий для самоопределения и самореализации молодежи в автономном округе приняты:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» № 63-оз от 29 июня 2006 г.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Молодежь Югры» на 2006-2008 годы» от 26 февраля 2006 г. № 28-оз.
В качестве приоритетных направлений на указанный период выделены:
- Социальное - гражданское развитие молодежи;
- Деловая и трудовая активность молодежи;
- Здоровое поколение;
- Управление молодежной политикой.
В рамках Программы «Молодежь Югры» на 2006-2008 годы Комитет по молодежной политике автономного округа, используя проектный подход, реализует задачи и направления своей деятельности в составе проектов, которые концентрируют в себе ряд основных мероприятий, направленных на решение этих задач.
Направление «Социальное – гражданское развитие молодежи» призвано обеспечить формирование духовных и гражданских ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи.
Задача «Поддержка формирования духовных и гражданских ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи» достигается через создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи (гражданской, общественной и инновационной), внедрение системы конкурсной, грантовой поддержки социальных инициатив молодежи, развитие моделей позитивных форм самоорганизации, самоуправления, участие молодежи в деятельности органов власти всех уровней, повышение роли молодежи в строительстве правового гражданского общества, укрепление патриотического самосознания молодых граждан.
В рамках реализации данного направления необходимо отметить работу на межведомственном уровне, совместные мероприятия, проведенные с Общественной палатой Ханты-Мансийского автономного округа: общественные слушания, совместные заседания Координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию, обучающие программы, законодательную инициативу, деятельность по взаимодействию с молодыми парламентариями России; результативную работу Ассоциации детских и молодежных объединений автономного округа: школа актива «Импульс Югры», конкурс Лидер 21 века, Слеты детских и молодежных организаций автономного округа; традиционные ежегодные мероприятия по гражданско-патриотическому направлению и ряд качественно и в системе проведенных традиционных мероприятий за период реализации программы дали положительные результаты.
Некоторые из них:
Наблюдается повышение активности молодежи автономного округа к участию в выборах различного уровня.
Думой автономного округа принимаются поправки в законопроекты автономного округа, инициированные молодежной палатой автономного округа (за период реализации программы инициировано 4 поправки в окружное законодательство).
Убедительны ежегодные победы наших общественников в Российском конкурсе «Лидер XXI века». Обладатель звания «Студент года 2007» среди ВУЗов автономного округа Р. Салахутдинов стал в 2007 году победителем Российского конкурса «Лидер XXI века», в 2008 году можно отметить победу лидера детского объединения К. Чухалдина. За шесть лет участия в Российском конкурсе в копилке автономного округа более 10 побед в разных номинациях. В 2008 году в рамках всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия» - победила лидер штаба студенческих отрядов г. Нефтеюганск В.Федина, которая так же является лауреатом премии Президента РФ.
Установлено устойчивое, эффективное сотрудничество с молодежными, детским и студенческими объединениями регионов Российской Федерации: Вологодская, Костромская, Новосибирская, Волгоградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, тесное сотрудничество с Всероссийскими организациями (Национальный Совет детских и молодежных объединений, ФДЦ «Океан» и «Орленок».
По результатам смены «
В муниципальных, зональных и окружных этапах военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок» и «Щит» в 2008 г. приняли участие более двух тысяч детей, подростков и молодежи. Команда-победитель ВСИ «Орленок» «Росич», г. Сургут в 2008 году представила автономный округ во Всероссийской военно-спортивной игре «Победа».
В IV окружном фестивале детско-юношеского творчества «Я люблю тебя, Россия!» приняли участие в 2008 г. - 340 человек из 21 муниципального образования автономного округа (в 2007г. - 208 человек).
Окружной фестиваль военно-патриотической песни «Память» - в 2008 году приняло участие 156 человек, из 13 муниципальных образований. Число участников с каждым годом увеличивается. Победители финала представляют автономный округ на конкурсах межрегионального и Всероссийского значения.
В целях развития и поддержки традиций студенческого творчества на территории Югры в шестой раз проводился окружной фестиваль «Студенческая весна». В фестивале приняли участие 460 участников из 25 учебных заведений округа. Из победителей окружного фестиваля была сформирована команда автономного округа для участия во Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна-2008». По итогам фестиваля в 2008 году делегация автономного округа получила 2 специальных приза, 2 диплома III степени, 5 дипломов II степени, 5 дипломов I степени, а также Гран-при фестиваля в номинации «Региональная программа». По общему количеству призовых мест делегация получила диплом 1 степени.
В рамках проекта «Молодежная гражданская экспертиза» проводится школа «Молодой политик», целью которой является разработка предложений по вопросам участия молодежи в социально-экономическом развитии муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, привлечения молодых граждан к разработке нормативных правовых актов. В работе школы в 2008 году приняло участие около 100 участников.
Для социальной активности молодых семей округа, их самореализации и роста общественной значимости восьмой год подряд проводится Окружной фестиваль молодых семей «Мир, в котором мы живем» с целью пропаганды среди молодежи семейного образа жизни, воспитания через семью у подрастающего поколения культурных и нравственных ценностей, повышения статуса социально-благополучной семьи, а также для поддержки деятельности клубов и общественных организаций молодых семей. В 2008 году Фестиваль принял 88 участников – 71 взрослый и 17 детей – 32 семьи. Самому старшему участнику – 34 года, самому младшему - 7 месяцев. Команда-победитель Окружного фестиваля представляла автономный округ на V Всероссийском фестивале клубов молодых семей, который проходил в рамках проведения в Российской Федерации Года семьи. Для информационной поддержки молодых семей 2 раза в год выпускается газета «Дружная семейка» тиражом по 3 000 экземпляров.
С целью формирования положительного образа современной молодежи автономного округа и развития новых форм информирования молодежи посредством телевидения в рамках проекта «Притяжение друзей» был проведен телемост с одноименным названием, темой телемоста 2008 года стала тема «Молодой семьи». В ходе проведения телемоста были подняты социально – значимые темы, проблемы молодых семей и предложены пути их решения. Всего в проекте приняли участие 160 человек.