Организация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;
- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства; - исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства; - анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9
1.1 Молодежь как объект социальной работы 9
1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью 14
2 ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Принципы и методы социальной работы с молодежью 26
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 63
3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска 63
3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска 65
3.3 Анализ основных направлений работы отдела молодежной политики 74
3.4 Направления совершенствования молодежной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Организация молодежи.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

Число квалифицированных  специалистов учреждений и организаций  по работе с молодежью увеличилось  на 10,3%.

Число патриотических клубов и объединений, и соответственно, их активных участников, ежегодно растет и в 2008 году охват молодежи мероприятиями гражданско-патриотической направленности составил 33,3%.

В целом в молодежной политике Югры можно выделить следующие  сильные стороны:

- сложилась социальная молодежная инфраструктура Югры, сеть учреждений для молодежи, социальные службы и клубы, накоплен опыт поддержки детских, молодежных организаций и общественных объединений;

- накоплен значительный опыт реализации целевых молодежных программ муниципального, окружного и федерального уровня в Югре;

- сформированы механизмы адресного повышения социальной и трудовой активности молодежи в сегментированном рынке, действуют молодежные учреждения по трудозанятости;

- выстроена система управления на всех уровнях в сфере молодежной политики;

- сложилась система грантовой поддержки молодежи;

- получило значительное развитие гражданско-патриотическое направление работы с молодежью;

- сформирован опыт поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, выявления и поддержки молодежных лидеров;

- получили значительное развитие малозатратные формы летнего отдыха, туризма и технических видов спорта;

- сложилась система подбора и подготовки кадров для работы с молодежью;

- имеется опыт привлечения молодежи в систему государственного и муниципального управления, развиваются молодежный парламентаризм и международные молодежные связи.

В результате принятых мер  и усиления координации деятельности органов по молодежной политике, заинтересованных структур и ведомств, в числе основных положительных результатов проводимой политики в отношении подростков и молодежи за период 2006-2008 гг. можно выделить следующие:

1 Демографическая ситуация, сложившаяся в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре носит позитивный характер: - в 2008 г. продолжает увеличиваться численность постоянного населения, проживающего на территории Югры (прирост в 2008 году к 2007 году составил 13 211 человек.);

Показатель уровня рождаемости увеличился на 13,8% с 20 578 (в 2006 году) увеличился до 23 429 человек (в 2008 году);

На 3,3% увеличилось количество заключенных браков с 15 549 (в 2006 году) до 16 073 (2008 году)

2 Изменение в уголовно-правовой (юридической) сфере, а именно: количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием сократилось на 39% с 2 237 (в 2006 г.) до 1 365 (в 2008 г.).

Анализ реализации государственной  молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2006-2008 годы показывает, что все намеченные к реализации мероприятия программы выполнены Комитетом по молодежной политике автономного округа в полном объеме.

Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета  автономного округа составил 306 754 тыс. руб., в т.ч. по годам:

2006 год – 33 175 тыс. руб. (исполнение составило 32 890 тыс. руб. или 99,1%);

2007 год – 136 666 тыс.  руб. (в том числе финансирование  окружного призывного пункта 68 307 тыс. руб., исполнение составило 117 943 тыс. руб. или 86,3%);

2008 год – 136 913 тыс. руб. (в том числе финансирование окружного призывного пункта 68 359 тыс. руб., исполнение составило 131 958 тыс. руб. или 96%).

Неполное освоение программы  возникло по причине экономии в результате конкурсных процедур.

Исполнение средств  по направлениям программы в 2008 году, представлены в Приложении Д.

Однако, несмотря на некоторые  положительные тенденции, сохраняется  так же высокая степень проблем, характеризующаяся следующими негативными  показателями, а именно:

- заболеваемость наркоманией среди молодежи;

- криминальная активность подростков в возрасте 14-17 лет;

- совершение преступлений несовершеннолетними в состояние алкогольного и наркотического воздействия;

- наличие семей, находящихся в социально-опасном положении;

- проявление экстремистской деятельности, межнациональная конфликтность.

 Остаются нерешенными такие проблемы как:

- несовершенство нормативно-правовой базы, перечня федеральных критериев оценки качества оказываемых услуг и стандартов в сфере молодежной политики;

- отсутствие механизма оценки экономической эффективности молодежных программ.

Для решения вышеназванных  проблем необходимо продолжить работу в определенных Программой «Молодежь Югры 2006-2008 гг.» направлениях посредством реализации Программы «Молодежь Югры 2009-2011 гг.», что в свою очередь, напрямую или косвенно может повлиять на снижение негативных показателей и решение существующих на сегодняшний день проблем.

 

 

3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска

 

Молодежь – это  особая социально-демографическая  группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества.

С точки зрения возрастных особенностей, к молодежи относятся  лица от 14 до 29 лет. Представители молодежной среды по возрастным границам делятся  на три группы: подростковая группа (14-17 лет), молодежь в возрасте 18-22 лет и молодые люди в возрасте 23-29 лет.

В г. Нефтеюганске молодежь составляет 28,9% от всего населения города, в том числе от 14 до 18 лет – 8,0%, от 18 до 23 лет – 7,9% и от 23 до 29 лет – 13,0% (по данным Российской переписи населения 2002 года).

Подростковая группа представлена в основном учащимися  средних школ и профессиональных училищ. Эта категория молодежи еще  не вовлечена в активную трудовую деятельность. По мнению экспертов, среди представителей подростковой группы молодежи есть такие, которые, не желая продолжать обучение в общеобразовательных или профессиональных учреждениях «вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных».

Молодежь в возрасте от 18 до 23 лет – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. С точки зрения экспертов, они являются «самой уязвимой категорией молодежи, вступающей на рынок труда, не имеющей достаточного профессионального и социального опыта, и менее всего конкурентоспособной».

При первичном выходе на рынок труда у них преобладают  идеалистические представления о будущей трудовой деятельности, которые вступают в противоречия с реальной обстановкой на  рынке труда и на рабочем месте. В условиях невозможности трудоустройства в разряд безработных, имеющих профессиональное образование,  по словам специалистов служб занятости населения, попадают молодые люди, «желающие трудиться только по полученной специальности» и те, по отношению к которым у работодателей сложился стереотип «неопытности и непрофессионализма».

Несовпадение представлений  работодателя с реальными характеристиками молодежи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными  представлениями молодежи о путях  адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем в определении перспективы - собственного трудоустройства.

Многие аналитики считают, что вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается молодым человеком, исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда.

В 24 – 29 лет молодые  люди в основном уже сделали профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего  уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе, основным из которых является «достойная заработная плата». Эта категория молодежи согласна работать и не по полученной специальности, лишь бы «хорошо платили».

Одной из особенностей, отличающей молодежь как социальную группу, является ее ценностные ориентиры. Относительно образа жизни современной молодежи Югры у участников групповых интервью не сложилось единого мнения. Вместе с тем, большинство экспертов отмечает, что в любом возрастном диапазоне среди молодых людей есть активная и пассивная часть. При этом наибольшая активность присуща обучающейся молодежи, которая, по мнению экспертов, в наибольшей степени, по сравнению с другими категориями молодежи, вовлечена в организованную досуговую деятельность.

3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска

 

Деятельность отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации  города Нефтеюганска осуществляется на основании «Положения об отделе молодежной политики», в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации,  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом муниципального образования города Нефтеюганска, решениями Думы города Нефтеюганска, постановлениями и распоряжениями главы города.

Основной целью реализации молодежной политики в городе является – формирование  политических, экономических, социальных, организационных условий  для самоопределения и самореализации молодежи города Нефтеюганска.

Задачи:

1 формирование духовных и гражданских ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи;

2 поддержка профессионального становления и роста, деловой активности  молодежи;

3 создание условий для развития и реализации интеллектуальных и творческих способностей молодых людей;

4 совершенствование молодежной политики.

Реализация молодежной политики в городе осуществляется согласно следующих федеральных и окружных законов и федеральных, окружных и городских целевых и комплексных программ:

Законы:

 - Стратегия государственной молодежной политики в РФ, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 года № 1760-р;

 - Федеральный закон о 28 июня 1995 года № 98-фз «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-фз «Об общественных объединениях»;

 - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.06.2006 года

№ 63-оз  «О реализации государственной молодежной политики в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре».

Программы:

 - Федеральная программа «Жилище» на 2002–2010 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;

 - Окружная программа «Молодежь Югры» на 2006–2008 годы;

 - Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 2005–2015 годы», подпрограмма № 2 «Доступное жилье молодым»;

- городская программа «Молодежь Нефтеюганска» на 2008–2010 годы;

- городская программа «Доступное жильё – молодым в городе Нефтеюганске» на 2007–2010 годы.

 - «Дети Нефтеюганска на 2006–2008 годы»;

 - «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008–2010 годы»;

 - «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в городе Нефтеюганске на 2008–2010 годы».

В структуру отдела, на сегодняшний день входят следующие  учреждения: центр детского и юношеского творчества «Алый Парус», научно-исследовательский центр школьной и студенческой молодежи «Эксперимент», молодежная биржа труда, муниципальное учреждение авиационно-технический спортивный клуб, клубы по месту жительства «Ровесник», «Искра», «Космос», «Костер».

В целях повышения  эффективности работы в области  молодежной политики, вовлечения молодежи в организованные формы досуга и временной занятости, на основании постановления Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» Коллегией администрации города Нефтеюганска одобрена концепция реорганизации и перепрофилирования учреждений молодежной политики. В рамках данной концепции разработан проект муниципального учреждения молодежной политики «Центр молодежных инициатив» в структуру которого войдут: служба занятости подростков и молодежи города; ювенальная служба; отдел клубных формирований и отдел по работе с молодежными общественными организациями и объединениями.

Приоритетные направления  в сфере молодежной политики определяются основными нормативными документами  федерального и окружного значения. На основании данных документов в городе осуществляется работа по следующим приоритетным направлениям:

- сотрудничество и поддержка деятельности подростковых и молодежных общественных объединений города;

- работа с молодежными неформальными организациями города;

- повышение и укрепление политической активности молодежи;

- профилактика негативных явлений в молодежной среде;

- гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи;

- поддержка и развитие творческой и научно-технической деятельности среди молодежи;

- укрепление института молодых семей и решение жилищных проблем молодежи;

- содействие трудовой занятости молодежи;

- организация летнего отдыха подростков и молодежи;

- взаимодействие со средствами массовой информации;

- совершенствование молодежной политики.

В целях проявления активной позиции молодежи в общественной жизни города отдел молодежной политики поддерживает деятельность молодежных общественных объединений города, таких  как: Молодежный парламент, Городской  студенческий совет, городская волонтерская площадка, добровольные молодежные дружины, студенческие трудовые отряды, молодежная общественная организация «Молодежь Югры». Организованно сотрудничество с подростковыми и молодежными общественными организациями «Новая цивилизация», «Гражданский клуб Нефтеюганск – 2010», «Сибирь молодая православная», «Молодая гвардия».

Отделом молодежной политики, с целью повышения политической активности молодежи города, проводится работа по поддержке деятельности Молодежного  парламента города Нефтеюганска, который был создан в  ноябре 2007 года. На сегодняшний день в состав молодежного парламента входят представители всех подростковых и молодежных общественных объединений и организаций города. Представители молодежного парламента города Нефтеюганска входят в состав Окружной молодежной палаты при Думе ХМАО-Югры, принимают активное участие в заседаниях и рабочих группах. Регулярно проводят встречи с главой города Нефтеюганска, на которых обсуждают насущные для города проблемы и стратегии развития молодежной политики в городе Нефтеюганске. Активно принимают участие в городских и окружных мероприятиях (окружной форум молодежных парламентариев совместно с территориальными избирательными комиссиями, активно участвуют в городских и окружных форумах и т. д.). Принимают активное участие в решении проблем молодежи города.

Информация о работе Организация молодежи