Организация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;
- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства; - исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства; - анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9
1.1 Молодежь как объект социальной работы 9
1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью 14
2 ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Принципы и методы социальной работы с молодежью 26
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 63
3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска 63
3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска 65
3.3 Анализ основных направлений работы отдела молодежной политики 74
3.4 Направления совершенствования молодежной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Организация молодежи.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

Исходящая из положений  Э. Дюркгейма, эта концепция основывается на понятии «коллективной совести», представлении об обществе, где все члены стремятся придерживаться одних и тех же ценностей и следовать одним и тем же правилам. Развитие индустриализации и урбанизации создает «моральную» угрозу обществу и требует привлечения дополнительных институтов для поддержания процесса социализации.

Б. Дэвис и А. Гибсон подробно описали контроль мотиваций, который обусловил развитие рекреационных  центров и таких движений, как  скауты. Они полагали, что добровольцы, вовлеченные в социальную работу с подростками, исходили из идей альтруизма, основанных на озабоченности тем, что детям рабочего класса следует становиться также рабочими, которые при этом будут достаточно лояльными и ответственными.

Базовые характеристики функционалистской модели определяются следующим образом. Молодые люди находятся в стадии перехода от детства к взрослой жизни. В стадии перехода молодые люди способны бунтовать, и необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально приемлемые цели.

Основные программы  сосредоточены на внушении существующих моральных и социальных ценностей и действуют в направлении предупреждения беспорядков и нарушений социальных норм. Образование фокусируется на предупреждении девиации в форме бесед с уважаемыми в общине взрослыми о пьянстве, религии, сексуальности.

Рекреационные программы рассматриваются как средство выражения энергии молодых людей позитивным образом, пропаганды здорового стиля жизни. Трудовая подготовка сосредоточена на подготовке к предопределенной роли и развитии навыков, способствующих успешному выполнению этой роли, с учетом существующих традиций, в том числе и гендерных стереотипов.

Социальный и политический аспекты представлены традиционно: посредством бесед о существующих социальных структурах и их функционировании.

В процессе взаимоотношений  работник рассматривается как агент, ведущий молодых людей по пути, желательному для общества. Взаимоотношения обычно авторитарны, групповые нормы и ценности проявляются только с дозволения взрослых. Роль работника с молодежью выражается в ролевой модели и в качестве организатора.

Эта модель иерархична; все основные решения принимают взрослые. Реализация целей функционалистской модели предполагает, что молодые люди будут дисциплинированы, обладать приемлемой системой ценностей, поддерживать социальный порядок посредством своей преданности, существующим социальным институтам и структурам. В обществе основные институты останутся неизменными, ценности, которые поддерживают эти институты, внушаются молодому поколению, сохраняются и передаются далее.

2) Интерпретативная модель. Работа с молодежью в этой перспективе фокусируется на персональном развитии потребностей молодых людей с некоторым учетом социального положения или окружения молодых людей. Молодые люди рассматриваются как проходящие через молодежную фазу жизни. Таким образом, они должны разрешить проблемы, присущие этой фазе. Работа с молодежью призвана смягчить прохождение этой фазы, предоставляя разнообразные возможности для обучения навыкам, необходимым во взрослой жизни.

Интерпретативная модель, согласно М. Смиту, - это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, отвечающие своим потребностям, связанным с развитием, и потребностям других.

Хотя функционализм  в плане практических решений  связан с консерватизмом, П. Джэрвис (Р. Jarvis) утверждает, что тот, кто относительно свободен от принуждения структурой и кто осуществляет власть, стоит ближе к принятию классической либеральной идеологии, которая рассматривает индивида как независимого, свободного преследовать свои собственные интересы и полагать, что он способен делать это посредством осуществления своих собственных рациональных суждений.

Основные характеристики интерпретативной модели следующие. С точки зрения молодежных проблем, молодые люди проходят переходную фазу от детства к взрослости. Им необходимо решить задачи, присущие этой стадии. Ключевые задачи развития для молодых людей это создавать позитивный «Я – образ», развивать стабильные интерперсональные отношения и социальные навыки, необходимые для участия в существующих структурах общества. Акцент делается на пропаганде персональной ответственности за индивидуальный выбор, согласно существующим в обществе ценностям. Программы работы будут фокусироваться на помощи молодым людям в освоении и понимании собственных ценностей, относящихся к здоровью, сексуальности и т.д. и пониманию последствий сделанного выбора. Рекреационные программы представляются как средство, посредством которого молодые люди учатся социальной коммуникации с другими. Как правило, эти программы отказываются от соревновательного элемента и концентрируются на групповых техниках, для воспитания сотрудничества, взаимопомощи и групповых обязательств. Как правило, эта модель должна включать традиционные мужские и женские программы жизненных навыков на пересечении гендерных групп. Акцент делается на пропаганде гендерного равенства. Социальный и политический аспекты базируются на пропаганде участия в существующих социальных и политических структурах посредством привлечения к участию в местных инициативах, программах защиты окружающей среды.

Для этого подхода форма образования  так же важна, как и содержание программы. Работники относятся  к молодым людям с уважением  и рассматривают их как партнеров. Роль работника в этом процессе заключается  в том, что он совмещает в себе группового работника, доверенное лицо, мотиватора и консультанта. Молодые люди способны развиваться как личность по своему праву, они могут думать, рефлектировать, вырабатывать свои взгляды на жизнь и принимать на себя ответственность за свое поведение.

Организационные структуры создаются  проектами и клубами, где молодые  люди в определенных пределах вовлечены  в процесс принятия решений. В  этом подходе включение молодых  людей в структуры принятия решений  рассматривается как механизм, способствующий развитию качеств лидера и личной ответственности.

Целью интерпретативной модели является воспитание молодых людей, которые  подготовлены к активной роли в обществе, развили способность строить  и поддерживать отношения, сформировали позитивную «Я-концепцию» и персональные ценности, имеют опыт лидерства и навыки принятия решений, понимают значение контроля своей жизни и верят в то, что могут добиться успеха, если приложат достаточно усилий. При этом общество остается в основном неизменным, а участие в государственных институтах основывается на персональном выборе.

3) Радикально-гуманистическая модель. В теории конфликта ключевым пунктом анализа является взгляд на идеологию как скорее навязываемую, чем основанную на консенсусе. Общество представляется как несправедливое, разделенное по расовым, классовым и гендерным признакам. Это неравенство неоправданно, психически и социально вредно, особенно тем, кого существующие социальные структуры поместили в подчиненную позицию. Теория конфликта рассматривает государственную политику как препятствующую личностному развитию молодых людей с того момента, как они начинают включаться в доминантную систему ценностей и верований. Роль стратегий осознания и повышения знания являются основным элементом этих подходов.

В этой перспективе социальная работа ориентирована на формирование следующих представлений: молодые люди жертвы несправедливости в обществе; необходимо оспаривать его ценности с того момента, как они начинают обусловливать неравенство через поддержку установленного общественного порядка; нужно развивать стратегии повышения сознания, как ядро программы.

Основная идея – привести молодых  людей к достаточному уровню осведомленности  относительно их социальной и политической ситуации, когда они будут мотивированы и мобилизованы для попыток достижения перемен внутри институциональных структур, чье воздействие негативно отражается на их ситуации. Акцент на содействии социальной работы социальным переменам выводит социальную работу с молодежью и молодых людей на политическую арену. Этот процесс предлагается обозначить термином «модель критического социального образования социальной работы с молодежью», подчеркивая как ее политическую природу, так и потенциал личностного развития молодых людей. Молодые люди должны осознать тот факт, что для них открыта возможность переопределить свою реальность, и, приняв ее, они могут конструировать новую социальную реальность, в которой будут не потребителями, а творцами социальных норм.

Роль социального работника  заключается в содействии молодым людям в определении своего мира и воздействии на него. Этот процесс основан на стратегиях повышения сознания, предложенных Эпплом, Фрейром и Гиру.

Характеристики модели критического социального образования. Анализ молодежных проблем: структуральные факторы препятствуют личностному развитию молодежных групп; существующее в обществе неравенство неблагоприятно влияет на жизненные шансы молодежных групп, особенно непривилегированных; если перемены могут быть достигнуты посредством существующих институтов, позиция молодых людей может быть улучшена.

Акцент в этой модели сосредоточен на стратегиях повышения сознания, которые рассматривают доминантную  систему ценностей как неотъемлемую часть молодежных проблем. Образование  сосредоточено на разоблачении «скрытых программ».

Типично такие программы берут  личный опыт молодых людей за основу, с которой начинают повышать понимание  более глобальных вопросов. Главное  внимание обращается на обеспечение  солидарности. Общность строится на совместном анализе внешних событий, сближающих группы меньшинств (угнетенных), как средстве более ясного понимания жизненной ситуации друг друга. Процесс в этой модели сводится к следующему: социальные работники с молодежью имеют позитивную интенцию передачи власти молодым. Отношения с молодыми людьми строятся на партнерстве. В этом партнерстве молодежь активно вовлекается в определение и изучение своих проблем.

Роль социального работника  как критического социального аналитика  заключается в поддержке роста  самосознания. Структуры участия  в проектах, основанных на этой перспективе, будут в качестве своей наиболее заметной черты соответствовать энергии молодых людей и отвечать их интересам. Самоуправляемые группы, поддерживаемые советами взрослых, будут создаваться по вопросам и программам. Структуры будут формализованным средством изучения вопросов для формирования приоритетов и ответов самими молодыми людьми.

Результаты программ – молодые  люди, которые развили способность  анализировать и оценивать альтернативы; определять «свою позицию» в своем мире и приобрели навыки деятельности, направленной на его изменение, если это необходимо; активны в мобилизации групп на местном уровне для достижения перемен внутри структур и обществе, где институты оспариваются и подвергаются адаптации в ответ на требование перемен; в стадии перемен внутри институтов существует напряжение, так как они испытывают рефлексию и проходят адаптацию, связанную со стадией перемен.

4) Радикально-структуралистская модель предполагает, что в условиях растущего кризиса у нового поколения есть шанс осуществить существенные перемены в социокультурной системе. Молодые люди могут рассматриваться как их потенциальные агенты. В этой перспективе революционные перемены в социокультурной системе являются необходимым намерением, но не достаточным условием для трансформации экономической и политической систем от капиталистического к социалистическому обществу, в котором человеческий гуманный потенциал больше не искажается и не опустошается. Критические теоретики не рассматривают технологический прогресс как основу эмансипации, но политическая активность индивидов рассматривается как их действительный интерес.

Задачи социальной работы здесь  будут заключаться в установлении социалистического сознания в согласии с молодежью из рабочего класса. Через этот процесс социальные работники надеются сыграть роль в метаморфозе класса: от безвластного к способному бороться за себя как осознанного агента политических перемен.

В современной России пространство реализации этой модели определяется, прежде всего, деятельностью политических молодежных организаций. Однако преувеличивать их значимость было бы ошибочно. Общая численность сторонников крупнейших из них («Соколы Жириновского», РКСМ, «Всероссийский молодежный союз Отечества», «Молодежная организация Яблоко», «Православная молодежь»), не превышает 90 тысяч человек. При этом всеми ими активно эксплуатируются аффилиативные (порожденные потребностью в общении, причастности к группе) стремления молодежи. Радикально-структуралистская парадигма имеет ряд следующих характеристик практик социальной работы с молодежью.

Анализ молодежных проблем: молодые люди социально эксплуатируемая  в обществе группа; интересы доминантной  экономики и легитимных социальных групп имеют следствием маргинализацию молодых людей и снижение их жизненных шансов; равенство для молодых людей не может быть достигнуто, пока институты не изменят своей формы, правил и основы власти.

Программный акцент будет  сосредоточен на предоставлении социалистического  манифеста и достижении объективной  социалистической трансформации. Образование по Life Programs: личный опыт молодых людей используется, чтобы показать им, что они являются культурно-эксплуатируемой группой в обществе. Recreation Provision ограничен, но используется для построения солидарности. Social/Political Awareness: Структурные программы, внушающие молодым людям революционную и социалистическую перспективу. Акцент делается на подготовке молодых людей к отказу от существующих институтов как опрессивных.

Процесс: молодые люди рекрутируются в качестве активистов для формирования антиинституциональных групп. Структуры участия отражают повестку дня социальной революции, в которой активная роль отводится молодым людям.

Результаты: молодые люди, которые обладают развитыми навыками борьбы за объективную социальную трансформацию. Они будут действовать как политические активисты общества, институты которого будут свергнуты и заменены.

Таким образом, современные  модели социальной работы с молодежью, реализуемые за рубежом, нельзя считать  легко адаптируемыми для России. Этим ставится очевидная задача: разработать концепции, основывающиеся непосредственно на осмыслении российских практик социализации молодежи, ее интеграции в социально-политическую, экономическую жизнь.

Информация о работе Организация молодежи