Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа
Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;
- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства; - исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства; - анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9
1.1 Молодежь как объект социальной работы 9
1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью 14
2 ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Принципы и методы социальной работы с молодежью 26
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 63
3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска 63
3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска 65
3.3 Анализ основных направлений работы отдела молодежной политики 74
3.4 Направления совершенствования молодежной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
Социальная работа с молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.
Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:
1 повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;
2 получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;
3 участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;
4 создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.
Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.
Проведенное исследование обозначило круг проблем в сферах молодежной политики и организации молодежных общественных объединений. Основываясь на результатах исследования, можно предложить следующие рекомендации по решению выше названных проблем.
Необходимо признать, что молодёжь сегодня достаточно реальная и мощная сила, которая может способствовать или препятствовать развитию общества. Осознание данного факта должно привести к разработке плана по совершенствованию социальной работы с молодежью. Целями плана могут стать:
1 Формирование системного подхода к работе с молодёжными объединениями.
2 Выработка общих эффективных мер и механизмов воспитания у молодёжи устойчивости поведения в обществе, гарантирующей гражданское согласие в демократическом государстве.
3 Создание предпосылок, позволяющих органам исполнительной власти целенаправленно влиять на мировоззрение представителей молодёжной субкультуры.
4 Создание условий для всестороннего развития личностных ресурсов молодёжи.
Для достижения целей настоящего Плана необходимо решение следующих задач:
а) Внедрение плановых мероприятий и реализация эффективных мер и механизмов в области формирования у молодёжи устойчивости поведения в обществе, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности.
б) Разработка и внедрение методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации позволяющих оценивать риски и последствия различных, в том числе и деструктивных, процессов в молодёжной среде на основе всестороннего изучения и анализа деятельности молодёжных объединений.
в) Разработка методической и нормативной базы и реализация социокультурных технологий для повышения эффективности работы с молодёжными объединениями.
г) Реализация комплекса мер по повышению роли молодёжи в межэтническом и межконфессиональном вопросе.
д) Разработка и внедрение системы мероприятий, направленных на поддержку конструктивных инициатив молодёжных объединений.
е) Совершенствование системы работы учреждений сферы молодежной политики с молодёжными объединениями.
ж) Совершенствование работы по пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи, сохранению и укреплению психического здоровья молодёжи.
з) Организация просветительской деятельности, направленной на повышение информированности населения о молодёжной субкультуре.
и) Совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности.
В соответствии с поставленными задачами система мероприятий может быть структурирована по следующим направлениям:
1 Научно-методическое и организационное обеспечение организации работы с молодежными объединениями.
2 Система мероприятий, направленных на поддержку деятельности молодежных объединений.
3 Система мероприятий, направленных на обеспечение безопасности проведения массовых молодёжных мероприятий.
4 Информационная поддержка мероприятий плана.
5 Подготовка и повышение квалификации кадров и мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих социальную работу с молодежью.
В результате реализации данных мероприятий предполагается:
а) Создание эффективной системы работы с молодёжными объединениями.
б) Подготовка специалистов в области работы с молодёжными объединениями.
в) Обеспечение муниципальных образований информационными и справочно-консультативными печатными и видеоматериалами по работе с молодёжными объединениями.
г) Создание условий, позволяющих молодым людям сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни, направленный на успешную самореализацию.
д) Повышение уровня толерантности, политической культуры и цивилизованного правосознания в молодёжной среде.
е) Снижение качественных и количественных показателей случаев правонарушений, совершенных молодежью.
ж) Формирование организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в различных молодёжных объединениях.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что инфраструктура учреждений молодежной сферы в настоящее время развита недостаточно и не обеспечивает комплексного решения задач молодежной работы. Для эффективной работы в молодежной сфере не хватает специализированных служб (центров информации и документации, служб доверия и молодой семьи, психологической помощи, центров подростковой медицины, молодежных клубов и досуговых учреждений) и информации об их деятельности.
На современном этапе растет общественная активность молодежи, но пока общественными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции, охвачен небольшой процент молодых людей. В последнее время темпы развития целого ряда молодежных общественных объединений заметно снизились, их численность не растет, формы работы не совершенствуются и отстают от потребностей молодых людей.
Задача общества и
государства сегодня – оказыват
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Социальная работа создает
предпосылки для решения
Эффективность и результативность
социальной работы с молодежью обеспечивается
научно обоснованными целями, принципами,
подходами, а также подбором оптимальных
методов и средств социально-
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (по состоянию на 30.12.2008 г.) // Российская газета.- 2009.-21 января.
2 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (по состоянию на 09.02.2009 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
3 Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (по состоянию на 09.02.2009 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 1. – (Ч.1) - Ст. 1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (по состоянию на 25.12.2008 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 1. – (Ч.1) - Ст. 3.
4 Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 16.
5 Агафонова Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина. – Изд. переработ. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 542 с.
6 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Барихин. – М.: Книжный мир, 2005. – 720 с.
7 Брагинский М. И. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / М.И. Брагинский. - М.: «Фонд Правовая культура». – 2008. – 210 с.
8 Борисова Л. Г. Свободное время подростков: социализация или девиация. – Новосибирск, 2008. – 39 с.
9 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: ACADEMIA, 2003. – 214 с.
10 Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации / Под ред. Т. В. Новиковой, Б. А. Ручкина. - М.: БЕК, 2008. - 237 с.
11 Гражданское право: учебник. Ч. 1 / Антокольская М.В., Богачева Т.В., Глушкова Л.И. и др.. - М.; Юристъ, 2007. - 472 с.
12 Гражданское право: учебник. Ч. 3 / Валявина Е.Ю., Егоров Н.Д., Елисеев И.В. и др.. - М.; Проспект, 2005. - 592 с.
13 Домашний юридический справочник / Кокин В.Н.. - М.; МЦФЭР, 2006. -
448 с.
14 Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика: Перевод с английского / Гомьен Д., Зваак Л., Харрис Д. и др.. - М.; Изд-во МНИМП, 2008. - 600 с.
15 Из опыта реализации государственной молодежной политики: Информационный бюллетень / Под ред. В. М. Большакова и др. - Тула, 2007. –
56 с.
16 Ильинский И. М. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики // Молодежь и общество на рубеже веков. - М.: ВЕЧЕ, 2007. – 328 с.
17 Кириллов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации: учеб.-метод. комплекс для дистанционного обучения / В.Ф. Кириллов, М.С. Матейкович, В.И. Ульянов , Г.Н. Чеботарев. Тюменский гос. ун-т. Институт государства и права. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2007. -188 с.
18 Коврижных Ю.В. 10 лет молодёжной политике в Российской Федерации // Образование и молодёжная политика в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 - 28 сентября 2002 г. - СПб., 2002. 25 с.
19 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / О.Н. Садиков. - М.: Фонд «Правовая культура». - 2007.
20 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / В.Д. Карповича. - М.: Юристъ, 2008.
21 Курс гражданского права. Права семейственные, наследственные и завещательные / Победоносцев К.П., Ем В.С.. - М.; Статут, 2007. - 639 с.
22 Курс гражданского права: В 3-х томах. Т. 2 / Победоносцев К.П., Томсинов В.А.. - М.; Зерцало, 2008. - 656 с.
23 Курс семейного права / Загоровский А.И., Томсинов В.А.. - М.; Зерцало, 2006. - 464 с.
24 Лисовский В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. - 2004. - № 1.
25 Мельникова В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2005. 344 с.
26 Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – изд., исправленное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 395 с.
27 Отчёт о работе отдела молодежной политики администрации города Нефтеюганска за 2006 год.
28 Отчёт о работе отдела молодежной политики администрации города Нефтеюганска за 2007 год.
29 Отчёт о работе отдела молодежной политики администрации города Нефтеюганска за 2008 год.
30 Семейное право России / Пчелинцева Л.М. - изд., переработ. и доп.. - М.; Норма, 2006. - 368 с.
31 Семейное право России: учебное пособие / Ежов Ю.А.. - М.; Изд. Дом Дашков и Ко, 2007. - 64 с.
32 Семейное право: учебник / Антокольская М.В.. - М.; Юристъ, 2006. - 366 с.
33 Словарь терминов социальной работы с молодежью / Под ред. Е.А. Вакулиной, И.Н. Соляновой. - Саратов: ГУ РЦКСОДМ, 2006. - 40 с.
34 Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 576 с.
35 Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / Под ред. В.Т. Лисовского. - М.: Проспект, 2004. – 370 с.
36 Социально-трудовая адаптация молодежи за рубежом // Педагогика. - № 4. - 2008. – 80 с.
37 Социология молодежи: учебник. / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. - 460 с.
38 Телефон доверия. Служба экстремальной психологической помощи по телефону для молодежи / Под ред. Е. А. Вакулиной, И. Н. Соляновой. - Саратов: РЦКСОДМ, 2007. - 64 с.
39 Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
40 Трегубова Т. М. Социальная работа со студентами в XXI веке - новые обязательства, поликультурный анализ // Полемика. - №13. - 2007. – 135 с.
41 Шаронов А.В. Пути реализации государственной молодежной политики // Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: ИТ «Инсайд», 2006. – 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Реализация программы «Молодежь Югры» 2006-2008 гг.
Таблица 1
№ строки (показателя) |
Наименование целевых показателей |
Единица измерения |
Базовый показатель на начало реализации программы (подпрограмме) |
Предусмотрено по программе |
Выполнено |
Прирост в 2008 г. к 2006 г., % | ||||
на весь период реализации |
на отчетный год |
с начала реализации
программы |
за отчетный
период | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Задача 1. Поддержка формирования духовных и гражданских ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи | ||||||||||
1 |
Увеличение
действующих детских и |
объед. |
53 |
65 |
65 |
73 |
14 |
37,7% | ||
2 |
Число активных участников патриотических клубов |
чел. |
9000 |
12000 |
12000 |
12000 |
1500 |
33,3% | ||
3 |
Количество активных участников общественного движения |
чел. |
3800 |
5000 |
5000 |
5000 |
600 |
31,6% | ||
4 |
Число членов детских и молодежных общественных организаций и объединений |
чел. |
57000 |
63000 |
63000 |
71000 |
11000 |
24,6% |