Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание диагностике проблем молодых людей.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика количественных и качественных методов исследования в социологии…………………………………………………..6
1.1Количественная и качественная традиция в прикладной социологии…...................................................................................................6
1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………….9
1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки........................................................................................................13
Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20
2.1 Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в социологическом исследовании....................................................20
2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22
2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23
2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем …….......................................................27
Заключение …………..........................................................................30
Список использованной литературы…...........................................32

Вложенные файлы: 1 файл

содержание 2.docx

— 94.53 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Характеристика количественных и качественных методов исследования в социологии…………………………………………………..6

1.1Количественная и качественная традиция в прикладной социологии…...................................................................................................6

1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………….9

1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки........................................................................................................13

Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20

2.1 Сравнительная характеристика  качественных и количественных  методов в социологическом исследовании....................................................20

2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22

2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23

2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем …….......................................................27

Заключение …………..........................................................................30

Список использованной литературы…...........................................32

Приложение. ...………………..............................................................32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание  диагностике проблем молодых людей.

Как на западе, так и в России все больше социологов выбирают целью своих исследований именно молодежные проблемы. Однако, как и любое другое исследование, оно включает в себя ряд задач, которые должен решить социолог. И одной из самых важных задач, от которой будет зависеть успех исследования является выбор методов сбора информации.

В современном мире все  чаще происходит некое противостояние между исследователями, которые  являются «поклонниками» качественных методов и количественных. Но не смотря на то, что каждый из них может признавать право на существование обоих подходов в эмпирическом исследовании, большинство исследователей продолжают оставаться убежденными приверженцами какой-либо одной из стратегий, что не может ни сказаться на качество проводимых исследований [2].

Степень научной  разработанности темы. Проблемой качественной и количественной стратегии в свое время занимались многие исследователи. Среди них социолог К. Пламер, который активно пропагандировал качественные методы, так же развитие качественного направления связано с такими именами:  У.Томас и Ф, Знанецкнй, Р. Парк, Е. Бургес, Э. Богардус, П. Япг, К. Шоу и др. На развитие количественной стратегии повлияли такие социологи как: П. Лазарсфельда, который занимался описанием количественных методов, Э.Дюркгейм и др. Так же труды многих ученных были посвящены исследованиям в области интеграции качественной и количественной стратегии. Среди них так же П. Лазарсфельд и А. Бартона, которые предложили применять качественные методы исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны были быть проверены с помощью количественных методов[11].

Объект исследования – сравнительный потенциал количественных и качественных методов исследования молодежных проблем.

Предмет исследования - основания сравнения количественных и качественных методов исследования молодежных проблем.

Цель исследования - выделить основания сравнения качественных и количественных методов исследования молодежных проблем.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть качественную и количественную традицию в прикладной социологии;

2) описать виды качественных методов исследования, их достоинства и недостатки;

3) охарактеризовать виды, достоинства и недостатки количественных методов исследования;

4) сравнить исследовательские инструменты в качественных и количественных методах исследованиях;

5) сравнить основные способы анализа данных в качественных и количественных стратегиях исследованиях;

6) выявить и описать области применения качественных и количественных методов в исследовании молодежных проблем.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в качестве оснований сравнения качественных и количественных методов выступают: уровень исследования, цель применения методов, позиция автора относительно изучаемого явления, главный предмет исследования, формулирование научных гипотез, исследовательские инструменты, основные единицы анализа исследования, а также логика анализа данных, стиль исследования и вид предоставления полученной в результате исследовании информации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы, а также пяти приложений. Объем текста курсовой работы - 44 страницы.

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

1.1 Качественная и количественная традиция

в прикладной социологии

 

Все методы сбора информации в социологических исследованиях  можно разделить на две большие  группы: количественные и качественные, которые существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия количественной и качественной стратегий проявляются в теоретических установках исследователя, фокусе его интереса, отношении к исследуемому объекту, в процедурах сбора и интерпретации данных и т.д. [6]

Развитие количественной стратегии в социологических  исследованиях связано с позитивизмом  Э. Дюркгейма, согласно которому "естественная наука социология состоит в сборе и статистическом анализе количественных данных о жизни общества". Значимую роль в развитии количественной стратегии сыграли труды П. Лазарсфельда, посвященные описанию количественных методов. Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными [6].

Обработка информации в таких  исследованиях осуществляется с  помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К  выборке в количественных исследованиях  предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности  и математической статистике. В связи  с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную  совокупность.

Количественная стратегия  имеет следующие особенности:

  1. Используется для изучения достаточно больших по численности объектов (социальных групп, общностей, большого количества документальных источников).
  2. Исследовательской целью является причинное объяснение и измерение взаимосвязей.
  3. Изучение концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий.
  4. Логика анализа дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий.
  5. Концепции формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными.
  6. Для проведения количественных исследований используются стандартизованные разновидности методов сбора социологической информации, метод измерения, выборочный метод и методы статистического анализа данных.
  7. Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются.
  8. Данные представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Анализ осуществляется статистическими методами [6].

Развитие качественной стратегии  стало возможным благодаря микросоциологии, которая была представлена такими направлениями, как символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас, Х. Блумер), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель).  Качественная стратегия  служит для изучения социальных проблем  с точки зрения индивидуального, частного. Объектом исследования являются отдельные индивиды или узкое  сообщество индивидов с их специфическими социальными характеристиками. Предметом  изучения – социальные роли и их исполнение в конкретной практике повседневной жизни. Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям не применяются [3].

Качественная стратегия  отличается следующими особенностями:

  1. Она используется для изучения небольших по численности объектов (малых групп или отдельных индивидов);
  2. Исследовательская цель – выявление и интерпретация субъективных смыслов, значений;
  3. Изучение концентрируется на уровне микроанализа отдельных случаев, состояний социального взаимодействия;
  4. Логика анализа индуктивная: от фактов жизни к их классификации и концептуализации;
  5. Это поисковая стратегия, «открытая» на входе и формулирующая теоретические концепции в процессе исследования, путем обобщения разнохарактерной информации об объекте;
  6. Для сбора данных используются нестандартизованные разновидности методов сбора информации: наблюдение, свободное (глубинное или нарративное) или полуструктурированное интервью (биографическое, фокусированное), фокус-группа, анализ личных документов;
  7. Для анализа данных не используются статистические методы. Результаты представлены в виде цитат из устной или письменной речи людей [6];

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Только при  таком подходе к их применению возможно получение достоверной  информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют и свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения. И выбор стратегий, в данном случае, зависит от целей и исследовательских задач, предмета исследования и характера объекта, а также интереса исследователя к той или иной парадигме [7].

 

1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки

 

Качественные исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п. [1].

Качественные методы сбора информации используют в том случае, когда цель исследования предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению [5].

Существуют следующие виды качественных методов:

1. Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает не заполнение формальной анкеты, а получение от респондента развернутых ответов на вопросы. Беседу проводит квалифицированный специалист, задача которого – понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу. Интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Также осуществляется видео или аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью. Видеозапись помогает также учесть при анализе невербальные реакции респондентов [9]. Достоинства метода: возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других лиц или не склонным к публичному обсуждению некоторых вопросов, контроль полноты получаемой информации, возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке, формирование более серьезного отношения респондента к опросу вследствие индивидуального собеседования, возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента, возможность корректировки хода исследования интервьюером в случае необходимости.

Информация о работе Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем