Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание диагностике проблем молодых людей.
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика количественных и качественных методов исследования в социологии…………………………………………………..6
1.1Количественная и качественная традиция в прикладной социологии…...................................................................................................6
1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………….9
1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки........................................................................................................13
Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20
2.1 Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в социологическом исследовании....................................................20
2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22
2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23
2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем …….......................................................27
Заключение …………..........................................................................30
Список использованной литературы…...........................................32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Характеристика
количественных и качественных методов
исследования в социологии………………………………………………….
1.1Количественная и качественная
традиция в прикладной социологии…...................
1.2 Методы качественного исследования
в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………
1.3 Методы количественного сбора
информации: виды, достоинства и недостатки....................
Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20
2.1 Сравнительная характеристика
качественных и количественных
методов в социологическом
2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22
2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23
2.4 Область применения количественных
и качественных методов при диагностике
молодежных проблем ……............................
Заключение …………...............
Список использованной
литературы…...................
Приложение. ...……………….....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание диагностике проблем молодых людей.
Как на западе, так и в России все больше социологов выбирают целью своих исследований именно молодежные проблемы. Однако, как и любое другое исследование, оно включает в себя ряд задач, которые должен решить социолог. И одной из самых важных задач, от которой будет зависеть успех исследования является выбор методов сбора информации.
В современном мире все чаще происходит некое противостояние между исследователями, которые являются «поклонниками» качественных методов и количественных. Но не смотря на то, что каждый из них может признавать право на существование обоих подходов в эмпирическом исследовании, большинство исследователей продолжают оставаться убежденными приверженцами какой-либо одной из стратегий, что не может ни сказаться на качество проводимых исследований [2].
Степень научной разработанности темы. Проблемой качественной и количественной стратегии в свое время занимались многие исследователи. Среди них социолог К. Пламер, который активно пропагандировал качественные методы, так же развитие качественного направления связано с такими именами: У.Томас и Ф, Знанецкнй, Р. Парк, Е. Бургес, Э. Богардус, П. Япг, К. Шоу и др. На развитие количественной стратегии повлияли такие социологи как: П. Лазарсфельда, который занимался описанием количественных методов, Э.Дюркгейм и др. Так же труды многих ученных были посвящены исследованиям в области интеграции качественной и количественной стратегии. Среди них так же П. Лазарсфельд и А. Бартона, которые предложили применять качественные методы исследования для разработки и формулирования гипотез, которые затем должны были быть проверены с помощью количественных методов[11].
Объект исследования – сравнительный потенциал количественных и качественных методов исследования молодежных проблем.
Предмет исследования - основания сравнения количественных и качественных методов исследования молодежных проблем.
Цель исследования - выделить основания сравнения качественных и количественных методов исследования молодежных проблем.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть качественную и количественную традицию в прикладной социологии;
2) описать виды качественных методов исследования, их достоинства и недостатки;
3) охарактеризовать виды, достоинства и недостатки количественных методов исследования;
4) сравнить исследовательские инструменты в качественных и количественных методах исследованиях;
5) сравнить основные способы анализа данных в качественных и количественных стратегиях исследованиях;
6) выявить и описать области применения качественных и количественных методов в исследовании молодежных проблем.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в качестве оснований сравнения качественных и количественных методов выступают: уровень исследования, цель применения методов, позиция автора относительно изучаемого явления, главный предмет исследования, формулирование научных гипотез, исследовательские инструменты, основные единицы анализа исследования, а также логика анализа данных, стиль исследования и вид предоставления полученной в результате исследовании информации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка используемой литературы, а также пяти приложений. Объем текста курсовой работы - 44 страницы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
1.1 Качественная и количественная традиция
в прикладной социологии
Все методы сбора информации
в социологических
Развитие количественной
стратегии в социологических
исследованиях связано с
Обработка информации в таких
исследованиях осуществляется с
помощью упорядоченных
Количественная стратегия имеет следующие особенности:
Развитие качественной стратегии
стало возможным благодаря
Качественная стратегия отличается следующими особенностями:
Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).
Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют и свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения. И выбор стратегий, в данном случае, зависит от целей и исследовательских задач, предмета исследования и характера объекта, а также интереса исследователя к той или иной парадигме [7].
1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки
Качественные исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п. [1].
Качественные методы сбора информации используют в том случае, когда цель исследования предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению [5].
Существуют следующие виды качественных методов:
1. Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает не заполнение формальной анкеты, а получение от респондента развернутых ответов на вопросы. Беседу проводит квалифицированный специалист, задача которого – понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу. Интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Также осуществляется видео или аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью. Видеозапись помогает также учесть при анализе невербальные реакции респондентов [9]. Достоинства метода: возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других лиц или не склонным к публичному обсуждению некоторых вопросов, контроль полноты получаемой информации, возможность получения более подробной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондента, поскольку исследователь концентрируется на одном человеке, формирование более серьезного отношения респондента к опросу вследствие индивидуального собеседования, возможность наблюдения за невербальными реакциями респондента, возможность корректировки хода исследования интервьюером в случае необходимости.