Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание диагностике проблем молодых людей.
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика количественных и качественных методов исследования в социологии…………………………………………………..6
1.1Количественная и качественная традиция в прикладной социологии…...................................................................................................6
1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………….9
1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки........................................................................................................13
Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20
2.1 Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в социологическом исследовании....................................................20
2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22
2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23
2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем …….......................................................27
Заключение …………..........................................................................30
Список использованной литературы…...........................................32
Социометрический опрос – вторая фаза характеризуемого исследования и главное средство получения социологической информации. Он принципиально отличается от всех иных социологических опросов. Результатом интервьюирования, анкетирования, прессовых, телефонных и других опросов выступает информация, позволяющая распределить респондентов на статистические группы по признаку, соответствующему содержанию каждого вопроса. В социометрическом опросе достигается иная цель. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самих вопросах. Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатий и антипатий.
Третья фаза – особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо и в то и в другое. Социоматрица – иной способ обобщения и обработки данных, полученных социометрическим опросом. По форме она напоминает таблицу итогов спортивного соревнования. Социоматрица, по сути дела, содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы.
Все вышеперечисленные методы качественной и количественной стратегии не являются полным списком всех методик этих двух направлений. Существуют и другие методы, их различные виды и подвиды, которые социолог может выбрать для проведения своего исследования [8].
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ СРАВНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ
МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ
2.1 Сравнительная
характеристика качественных и
количественных методов в
Проанализировав большое количество литературы о качественной и количественной стратегии, были выделены следующие основания для их сравнительных характеристик: эти два направления различаются по уровню исследования, цели применения методов, позиции автора относительно изучаемого явления, по главному предмету исследования, по формулированию научных гипотез, исследовательским инструментам, основным единицам анализа исследования, а также логике анализа данных, по стилю исследования и, наконец, по виду предоставления полученной в результате исследовании информации. Все эти основания подробнее описаны ниже, в таблице 1.
Таблица 1.
Основания сравнения количественных и качественных методов социологического исследования
№ п/п |
Основания сравнения |
Количественные методы |
Качественные методы |
1. |
Предназначение: |
Макросоциологическое |
Микросоциологическое |
2. |
Цель применения: |
Дать объяснение причин изучаемого явления |
Понять изучаемое явление (случай, процесс) |
3. |
Исследовательские задачи: |
а) измерить параметры явления |
а) выявить общую картину
явления |
4. |
Позиция исследователя: |
"сторонний" наблюдатель |
"сочувствующий" участник |
5. |
В центре внимания исследователей: |
а) социальные структуры
и институты |
а) человек |
6. |
Исследовательские гипотезы формулируются: |
до начала сбора данных |
по мере овладения данными |
7. |
Исследовательские инструменты: |
а) разрабатываются до полевого
этапа |
а) определяются как до полевого
этапа, так и в его ходе |
8. |
Единицы анализа: |
факты, события, высказывания, акты поведения |
субъективные значения фактов для индивида |
9. |
Логика анализа: |
дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий |
индуктивная: |
10. |
Основные способы анализа: |
a) группировка данных б) типологизация в) классификация |
а) анализ содержания б) описание случаев в) обобщение идей |
11. |
Данные исследования представляются в виде: |
статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п. |
высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п. |
12. |
Стиль исследования: |
жесткий, холодный |
мягкий, теплый |
Наиболее подробно в следующих
параграфах будут описаны три
основания сравнения
2.2 Исследовательские инструменты
Исследовательские инструменты
- это набор исследовательских
документов, с помощью которых
проводится конкретное социологическое
исследование. Вид социологических
инструментов будет полностью зависеть
от избранных методов сбора
Если исследователем выбраны качественные методы, то его инструменты будут включать:
- заранее подготовленный план или сценарий исследования (Приложение 1);
- заранее подготовленный текст вопросов (который в дальнейшем исследователь может дополнять или урезать) (Приложение 2);
- различные носители, на которые будут фиксироваться предварительные результаты исследования (карточки, протоколы, кодировочные бланки , аудио- либо видео-носители и т.д.) (Приложение 3);
- дополнительный приложения (раздаточный материал, презентации, микрофон, компьютер и т.п.);
В том случае, если исследователь выбрал количественные методы исследования, то его инструментами будут:
- заранее подготовленные текст анкет, интервью, опросов и т.д. и его тираж (Приложение 1);
- бланки для ответов (Приложение 4);
- инструкции анкетерам,
другим исследователям, ассистентам
и т.д. (если исследование проводится
одновременно в нескольких
- дополнительные инструменты (аудио- и видео-носители, микрофоны и т.д.).
Следует еще раз отметить, что приведенный выше список исследовательских инструментов не является полным и исчерпывающим. Это лишь общий перечень, который каждый исследователь может дополнять или убавлять в соответствии со своим исследованием.
2.3 Основные способы анализа данных
Анализ собранной информации — самый увлекательный этап исследования. На этом этапе проверяется, насколько верны были исходные предположения, даются ответы на заданные вопросы и выявляются новые проблемы. Методологический инструмент анализа данных— гипотезы, которые были сформулированы в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа собранных данных [11]. Методы анализа данных в социологических исследованиях тесно переплетаются с обработкой этих данных. Несмотря на то, что четкой границы между этими процессами не существует, принято считать, что обработка - это рутинные, механические преобразования, а анализ - это более сложные преобразования, переплетающиеся с интерпретацией [10].
Учитывая главную цель данной курсовой работы - выявление оснований сравнительного анализа количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем, все основные методы анализа полученных в процессе исследования данных далее будут подразделяться соответственно: методы анализа данных в качественном исследовании и метода анализа данных в количественном исследовании (см. Таблица 2)
Таблица 2.
Основные способы анализа данных в качественных и количественных исследованиях
№ п/п |
Способы анализа данных |
Качественные исследования |
Количественные исследования |
1. |
Метод группировки данных |
+ |
|
2. |
Анализ содержания |
+ | |
3. |
Описание случаев |
+ | |
4. |
Типологизация |
+ |
|
5. |
Обобщение идей |
+ | |
6. |
Классификация |
+ |
В качественном исследовании анализ данных выполняется статистическими способами, к которым относятся: группировка, классификация и типологизация.
Метод группировки данных. Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений и процессов. По своей роли в процессе исследования этот метод выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность выявить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели. Существуют следующие виды группировок: простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д. Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) — это связывание данных предварительно упорядоченных по двум показателям с целью обнаружения каких-либо взаимозависимостей, осуществления взаимоконтроля показателей, формирования нового составного индекса на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определения влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. Одна из задач перекрестной классификации — поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. В зависимости от поставленных задач различают типологические, структурные и аналитические группировки: типологическая группировка представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы; структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку; аналитическая (факторная) группировка позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками [11].
Типологизация. Типологический анализ применяется для поиска знания о реально существующих типах (формах, видах) изучаемого социального феномена. Существуют также несколько основных видов типологизации: эмпирическая типологизация — наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод характеризуются как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов или явлений, которые рассматриваются в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Теоретическая (или конструированная) типологи-зация - это метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Анализ полученных данных, согласно теоретической типологии, предполагает: определение частот распределения по каждому типу; изучение отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений [11].
Классификация. Метод классификации можно определить как процесс объединения содержания текстовой информации в определенную обобщенную категорию — в один класс. Оно необходимо для сопоставления разных сведений (свидетельств), полученных от одного респондента в рамках одного "случая" или для сравнения этого "случая" с подобными, т.е. происходит классификация путем отождествления случаев [11].
Способы анализа полученных данных в качественных исследованиях:
Описание случаев. В общем описание можно определить как перечисление всех интересующих исследователя характеристики объекта анализа (т.е. события). В качественном исследовании такое описание носит название насыщенного, плотного описания, в котором, кроме фиксации самого события или отношения, должны быть выделены: его контекст, а также субъективная значимость этого события для участников этого действия и каким образом происходил процесс. Важно, чтобы описание было как можно более конкретизированным и всесторонним. Этот этап предполагает минимум исследовательских оценок [11].
Анализ содержания: взяв список кодированных категорий, каждый сегмент записанных данных относят к одной из категорий. Это можно сделать вручную или, в случае большого объема данных, с использованием компьютерных программ. Заявления на определенную тему, сделанные всеми участниками, можно сравнивать между собой и на основании этого уже делать более сложные выводы, например, "правда ли, что люди, утверждавшие А, склонны также утверждать Б" [10].
Обобщения идей из собранных свидетельств также является способом анализа данных в качественном исследовании [10].