Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание диагностике проблем молодых людей.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика количественных и качественных методов исследования в социологии…………………………………………………..6
1.1Количественная и качественная традиция в прикладной социологии…...................................................................................................6
1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………….9
1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки........................................................................................................13
Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20
2.1 Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в социологическом исследовании....................................................20
2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22
2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23
2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем …….......................................................27
Заключение …………..........................................................................30
Список использованной литературы…...........................................32

Вложенные файлы: 1 файл

содержание 2.docx

— 94.53 Кб (Скачать файл)

Социометрический опрос  – вторая фаза характеризуемого исследования и главное средство получения  социологической информации. Он принципиально  отличается от всех иных социологических  опросов. Результатом интервьюирования, анкетирования, прессовых, телефонных и других опросов выступает информация, позволяющая распределить респондентов на статистические группы по признаку, соответствующему содержанию каждого  вопроса. В социометрическом опросе достигается иная цель. Каждому члену  коллектива предлагается выбрать тех  его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному  социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самих вопросах. Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Третья фаза – особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо и в  то и в другое. Социоматрица –  иной способ обобщения и обработки  данных, полученных социометрическим опросом. По форме она напоминает таблицу итогов спортивного соревнования. Социоматрица, по сути дела, содержит в  себе ту же информацию, которую несут  социограммы.

Все вышеперечисленные методы качественной и количественной стратегии  не являются полным списком всех методик этих двух направлений. Существуют и другие методы, их различные виды и подвиды, которые социолог может выбрать для проведения своего исследования [8].

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ  СРАВНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ 

МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ

2.1 Сравнительная  характеристика качественных и  количественных методов в социологическом  исследовании

 

Проанализировав большое  количество литературы о качественной и количественной стратегии, были выделены следующие основания для их сравнительных  характеристик: эти два направления  различаются по уровню исследования, цели применения методов, позиции автора относительно изучаемого явления, по главному предмету исследования, по формулированию научных гипотез, исследовательским инструментам, основным единицам анализа исследования, а также логике анализа данных, по стилю исследования и, наконец, по виду предоставления полученной в результате исследовании информации. Все эти основания подробнее описаны ниже, в таблице 1.

Таблица 1.

Основания сравнения  количественных и качественных методов  социологического исследования

 

№ п/п

Основания сравнения

Количественные методы

Качественные методы

1.

Предназначение:

Макросоциологическое 
исследование

Микросоциологическое 
исследование

2.

Цель применения:

Дать объяснение причин изучаемого явления

Понять изучаемое явление (случай, процесс)

3.

Исследовательские задачи:

а) измерить параметры явления 
б) установить взаимосвязи между отдельными параметрами

а) выявить общую картину  явления 
б) концептуализировать явление, интерпретировать его

4.

Позиция исследователя:

"сторонний" наблюдатель

"сочувствующий" участник

5.

В центре внимания исследователей:

а) социальные структуры  и институты 
б) объективные факторы 
в) общие социальные процессы

а) человек 
 
б) субъективные факторы 
в) особенные, частные процессы

6.

Исследовательские гипотезы формулируются:

до начала сбора данных

по мере овладения данными

7.

Исследовательские инструменты:

а) разрабатываются до полевого этапа 
б) формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей

а) определяются как до полевого этапа, так и в его ходе 
б) неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт

8.

Единицы анализа:

факты, события, высказывания, акты поведения

субъективные значения фактов для индивида

9.

Логика анализа:

дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации  понятий

индуктивная: 
от фактов к концепциям

10.

Основные способы анализа:

a) группировка данных

б) типологизация

в) классификация

а) анализ содержания

б) описание случаев

в) обобщение идей 

11.

Данные исследования представляются в виде:

статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п.

высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий  и т.п.

12.

Стиль исследования:

жесткий, холодный

мягкий, теплый


 

 

Наиболее подробно в следующих  параграфах будут описаны три  основания сравнения качественных и количественных методов: основные исследовательские инструменты, способы анализа полученных данных и области применения качественных и количественных методов при диагностике молодежных проблем.

 

2.2 Исследовательские инструменты

 

Исследовательские инструменты -  это набор исследовательских  документов, с помощью которых  проводится конкретное социологическое  исследование. Вид социологических  инструментов будет полностью зависеть от избранных методов сбора информации. И их конкретное содержание определяется самим исследователем. Каждый метод  реализуется своей серией инструментов [4]. Однако можно выделить некие общие инструментарии, которые должны быть у исследователя, в зависимости от выбранной им стратегии (качественной или количественной).

Если исследователем выбраны  качественные методы, то его инструменты  будут включать:

- заранее подготовленный план или сценарий исследования (Приложение 1);

- заранее подготовленный  текст вопросов (который в дальнейшем  исследователь может дополнять  или урезать) (Приложение 2);

- различные носители, на  которые будут фиксироваться  предварительные результаты исследования (карточки, протоколы, кодировочные бланки , аудио- либо видео-носители и т.д.) (Приложение 3);

- дополнительный приложения (раздаточный материал, презентации,  микрофон, компьютер и т.п.);

В том случае, если исследователь  выбрал количественные методы исследования, то его инструментами будут:

- заранее подготовленные текст анкет, интервью, опросов и т.д. и его тираж (Приложение 1);

- бланки для ответов (Приложение 4);

- инструкции анкетерам,  другим исследователям, ассистентам  и т.д. (если исследование проводится  одновременно в нескольких местах) (Приложение 5);

- дополнительные инструменты  (аудио- и видео-носители, микрофоны и т.д.).

Следует еще раз отметить, что приведенный выше список исследовательских  инструментов не является полным и  исчерпывающим. Это лишь общий перечень, который каждый исследователь может дополнять или убавлять в соответствии со своим исследованием.

 

2.3 Основные способы анализа данных

 

Анализ собранной информации — самый увлекательный этап исследования. На этом этапе проверяется, насколько верны были исходные предположения, даются ответы на заданные вопросы и выявляются новые проблемы. Методологический инструмент анализа данных— гипотезы, которые были сформулированы в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа собранных данных [11]. Методы анализа данных в социологических исследованиях тесно переплетаются с обработкой этих данных. Несмотря на то, что четкой границы между этими процессами не существует, принято считать, что обработка - это рутинные, механические преобразования, а анализ - это более сложные преобразования, переплетающиеся с интерпретацией [10].

Учитывая главную цель данной курсовой работы - выявление  оснований сравнительного анализа  количественных и качественных методов  диагностики молодежных проблем, все основные методы анализа полученных в процессе исследования данных далее будут подразделяться соответственно: методы анализа данных в качественном исследовании и метода анализа данных в количественном исследовании (см. Таблица 2)

 

Таблица 2.

Основные способы  анализа данных в качественных и  количественных исследованиях 

№ п/п

Способы анализа данных

Качественные исследования

Количественные исследования

1.

Метод группировки данных

+

 

2.

Анализ содержания

 

+

3.

Описание случаев 

 

+

4.

Типологизация

+

 

5.

Обобщение идей

 

+

6.

Классификация

+

 

 

В качественном исследовании анализ данных выполняется статистическими  способами, к которым относятся: группировка, классификация и типологизация.

Метод группировки данных. Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений и процессов. По своей роли в процессе исследования этот метод выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность выявить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели. Существуют следующие виды группировок: простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д. Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) — это связывание данных предварительно упорядоченных по двум показателям с целью обнаружения каких-либо взаимозависимостей, осуществления взаимоконтроля показателей, формирования нового составного индекса на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определения влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. Одна из задач перекрестной классификации — поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. В зависимости от поставленных задач различают типологические, структурные и аналитические группировки: типологическая группировка представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы; структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку; аналитическая (факторная) группировка позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками [11].

 Типологизация. Типологический анализ применяется для поиска знания о реально существующих типах (формах, видах) изучаемого социального феномена. Существуют также несколько основных видов типологизации: эмпирическая типологизация — наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод характеризуются как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов или явлений, которые рассматриваются в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Теоретическая (или конструированная) типологи-зация - это метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Анализ полученных данных, согласно теоретической типологии, предполагает: определение частот распределения по каждому типу; изучение отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений [11].

Классификация. Метод классификации можно определить как процесс объединения содержания текстовой информации в определенную обобщенную категорию — в один класс. Оно необходимо для сопоставления разных сведений (свидетельств), полученных от одного респондента в рамках одного "случая" или для сравнения этого "случая" с подобными, т.е. происходит классификация путем отождествления случаев [11].

Способы анализа  полученных данных в качественных исследованиях:

Описание случаев. В общем описание можно определить как перечисление всех интересующих исследователя характеристики объекта анализа (т.е. события). В качественном исследовании такое описание носит название насыщенного, плотного описания, в котором, кроме фиксации самого события или отношения, должны быть выделены:  его контекст, а также субъективная значимость этого события для участников этого действия и каким образом происходил процесс. Важно, чтобы описание было как можно более конкретизированным и всесторонним. Этот этап предполагает минимум исследовательских оценок [11].

 Анализ содержания: взяв список кодированных категорий, каждый сегмент записанных данных относят к одной из категорий. Это можно сделать вручную или, в случае большого объема данных, с использованием компьютерных программ. Заявления на определенную тему, сделанные всеми участниками, можно сравнивать между собой и на основании этого уже делать более сложные выводы, например, "правда ли, что люди, утверждавшие А, склонны также утверждать Б" [10].

Обобщения идей из собранных свидетельств также является способом анализа данных в качественном исследовании [10].

Информация о работе Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем