Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире изучение молодежных проблем происходит по многим направлениям. Молодежь исследуют в различных сферах своей жизнедеятельности: труда, обучении, семье, неформальных организациях, во время досуга и т.д. В социологии молодежные аспекты изучаются в ее различных подвидах: социологии труда, социологии образования, социологии семьи, социологии воспитания, социологии девиантного поведения. Это говорит о том, что в социология уделяет большое внимание диагностике проблем молодых людей.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Характеристика количественных и качественных методов исследования в социологии…………………………………………………..6
1.1Количественная и качественная традиция в прикладной социологии…...................................................................................................6
1.2 Методы качественного исследования в социологии: виды, достоинства и недостатки……………………………………………………….9
1.3 Методы количественного сбора информации: виды, достоинства и недостатки........................................................................................................13
Глава 2. Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем……………………………...20
2.1 Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в социологическом исследовании....................................................20
2.2Исследовательские инструменты…………………………………...22
2.3 Основные способы анализа данных…………………………….....23
2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем …….......................................................27
Заключение …………..........................................................................30
Список использованной литературы…...........................................32

Вложенные файлы: 1 файл

содержание 2.docx

— 94.53 Кб (Скачать файл)

В заключении стоит отметить, что в исследовании количественными методами итоговый результат - это представление данных в виде таблиц и доказательств гипотез в систематизированном виде. В качественном исследовании способы изложения данных, гипотезы и теории могут быть представлены в самом разном сочетании в зависимости от целей и фокуса публикации: кому она адресована (коллегам, студентам или широкой публике) и что является ее фокусом (сама жизненная ситуация или ее анализ исследователем) [11].

 

2.4 Область применения количественных и качественных методов при диагностике молодежных проблем

 

Чтобы того чтобы выбрать  какой же стратегии придерживаться в своем исследовании, необходимо учитывать цель самого исследования, а также сферы применения качественных и количественных методов.

Как было сказано выше, качественные методы используются в том случае, когда: исследователю необходимо детально описать какой-либо феномен, требуется  обратиться к пониманию повседневной жизни людей, нужно ответить на вопросы «Как?», «Почему?» происходит то или иное социальное явление. Применительно к молодежным проблемам, качественные методы будут использованы исследователем в следующих случаях:

 - когда необходимо выявить отношение небольшой группы молодежи(определенного возраста, определенной группы и т.д.) в текстовом изложении (рисунки, мини эссе и т.д.) к какой либо проблеме;

- когда необходимо проследить, как будут вести себя небольшая  группа молодых людей в определенных  полевых условиях;

- если молодежная проблема  еще точно определена, но смутно  просматривается (например, почему  одни молодые люди-сироты, которые  выросли в детских домах успешно  реализуют себя в жизни, а  другие нет? с чем это связано? и т.д.);

- в том случае, если  необходимо раскрыть молодежную проблему глазами и словами самих участников исследования (например обсудить проблему молодежного алкоголизма), т.е. раскрыть эмоциональную составляющую отношения молодежи к этой проблеме;

Количественные  методы используются в следующих случаях:

- когда необходимо выявить мнение большой группы молодежи (например молодых людей в возрасте 20-25 лет города Новочеркасска) по какой-либо проблеме (молодежная безработица и т.п.);

- если требуется получение количественной информации о большой группе респондентов (о студентах технических вузов или студентах гуманитарных вузах, об их психологических особенностях и т.д.);

Т.е. количественные методы применяются в основном в тех  случаях, когда исследователю необходимо получить количественную информацию о  большом числе исследуемых объектах (большой группе молодежи).

Подробнее о молодежных проблемах, которые можно изучить с помощью  качественных и количественных методов  описано в таблице 3.

Таблица 3

Молодежные проблемы, изучаемые при помощи качественных и количественных методов 

№ п/п

Молодежные проблемы

Качественные методы

Количественные методы

1.

Свободное время молодежи

+

+

2.

Поведение молодежи в виртуальной  среде

 

+

3.

Молодежный алкоголизм

+

+

4.

Семейные ценности молодежи

+

 

5.

Потребительские вкусы молодежи

 

+

6.

Религиозные предпочтения молодых  людей

 

+

7.

Состояние здоровья молодежи

+

 

8.

Безработица среди молодежи

 

+


 

Но к каким же методам  исследователи чаще всего прибегают  при исследовании различных молодежных проблем - к качественным или количественным? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как выбор той или иной стратегии будет прямо зависеть от главной цели самого исследования, и, как уже было выше сказано, эти два направления сильно отличаются друг от друга по многим критериям, поэтому сказать какие же методы больше популярны у исследователей невозможно. Но стоит отметить, что для получения более достоверной информации по той или иной теме, можно комбинировать различные методы, принадлежащие к качественной и количественной стратегии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все многообразие методов  социологических исследований можно  разделить на качественные и количественные. Качественные методы используются в том случае, когда исследователю необходимо получение глубинной информации по определенной теме. Иными словами отвечает на вопрос "Почему?" "Как?". Количественные же методы используются тогда, когда необходимо измерить какие-либо количественные характеристики изучаемого явления.

Для сбора информации в качественном исследовании используются следующие методы: фокус-группа, кейс-стади, глубинное интервью, биографический, история семьи.

В количественной стратегии  используются методы: социологическое  наблюдение, эксперимент, контент-анализ, опросные методы, социометрические методики.

Качественные и количественные исследования различаются по следующим основаниям: по уровню исследования, цели применения методов, позиции автора относительно изучаемого явления, по главному предмету исследования, по формулированию научных гипотез, исследовательским инструментам, основным единицам анализа исследования, а также логике анализа данных, по стилю исследования и по виду предоставления полученной в результате исследовании информации.

Многие молодежные проблемы можно изучать с помощью качественных и количественных методов. К ним  относятся: проблемы молодежной наркомании и алкоголизма, взаимоотношения  молодых покупателей и продавцов, трудоустройства молодежи и многие другие.

И качественные и количественные методы часто используются социологами  при изучении молодежных проблем, однако зацикливаться на каком-либо одном  направлении не стоит. Эти две  стратегии отличаются по многим направлениям, но для получения наиболее достоверной и полной информации необходимо комбинировать эти методы. Свидетельством этого являются работы многих социологов, которые были посвящены именно этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Белановский Сергей Количественные и качественные методы в социологии: историческая ретроспектива 
  2. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Социол. исслед. - 2001. - № 1.
  3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие. / М.: Флинта. 2005.
  4. Григорьев С.И. ,Растов Ю.Е. Основы современной социологии / М., 2001
  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / М.: ИНФРА-М. 2004.
  6. Зерчанинова Т.Е. Две стратегии — две культуры: количественный и качественный подходы к социологическому исследованию  [Электронный ресурс]// доступ: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2007/01/05/
  1. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов в социологических исследованиях /Социологические исследования 2004. №2.
  1. Морено Дж. Социометрия. / М., 1995.
  2. Ребрилова Е.С.  Учебно-методический комплекс Качественные и количественные методы в психологических исследованиях  / Тверь 2012 г.
  3. Татарова Г. Методология анализа данных в социологии. / М.: NOTA BENE. 2004.
  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г.

 

 

 

 

Приложение 1

Образец плана социологического исследования на примере плана тему "Люди и библиотеки"

1. Формулировка и обоснование  проблемы исследования

Информация сегодня является одним из самых главных факторов развития общества, которая заключает  в себе весь мировой опыт развития человечества и является его исторической памятью, без которой невозможно дальнейшее экономическое, интеллектуальное, духовное развитие. Информация хранится в архивах и библиотеках мира. Проблема сохранения библиотечных фондов - не частный вопрос библиотечного  дела или культурной жизни в целом. Это глобальная проблема, от решения  которой зависит сохранение памяти нации, доступность обществу новой  информации, знаний, идей, новаций, открытий. Эту проблему решают все цивилизованные страны и мировое сообщество в  целом.

Проблема заключается  в невостребованности библиотек, замещении  их телевидением, радио и сетью  Интернет, а так же отсутствием  развития этой отрасли: устареванием фондов, ограниченностью и непривлекательностью предоставляемых ими услуг.

Польза данного исследования состоит в том, что опираясь на его результаты, государственные  органы власти, местные чиновники  или же руководители библиотек смогут сделать их более востребованными, подстраиваясь под мнение потенциальных  пользователей.

2. Определение цели

Цель исследования: изучить  роль и место библиотек в жизни  современного читателя, также проследить влияние процесса распространения  новых технологий и уровень вытеснения ими традиционных библиотек.

социологическое исследование библиотека читатель

3. Задачи исследования:

 

1) выявить уровень востребованности  традиционных библиотек и степень  интереса к ним у жителей  Великого Новгорода.

2) Установить контингент пользователей и цель их обращения в библиотеку.

3) Выяснить степень удовлетворённости пользователей качеством обслуживания, услугами и оснащенностью библиотек.

4) проанализировать полученную первичную информацию.

5) подготовить отчёт и рекомендации для руководителей библиотек.

4. Определение объекта  и предмета исследования

Объект исследования: жители Великого Новгорода в возрасте от 14 лет до 70 лет.

Предмет исследования: отношение  библиотекам, степень их востребованности у жителей Великого Новгорода.

5. Логический анализ основных  понятий

Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и  письменности для общественного  пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу

Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента

Телевидение - система связи  для трансляции и приёма движущегося  изображения. Концептуальная модель

Формулировка гипотез  исследования.

Предположительно, за последнее  столетие заметно уменьшилась роль библиотек и их влияние на образование  людей, так как они постепенно замещаются новыми технологиями, которые  иногда более удобны в использовании  для получения информации. Можно  сказать, что внедрение новых  технологий слишком неактивно, предоставляемые  библиотеками услуги часто отстают  от запросов пользователей, что связано  с недостаточным финансированием  этой сферы.

Определение обследуемой  совокупности.

В данном случае, генеральной  совокупностью являются жители Великого Новгорода в возрасте от 14 лет  до 70 лет. Сообразно целям исследования, выборочная совокупность составляет сто  человек, по двадцать в каждой из возрастных категорий от 14 до 30, от 30 до 40, от 40 до 50, от 50 до 60, от 60 до 70.

Анкета

Мы просим Вас принять  участие в социологическом исследовании на тему "Люди и библиотеки".

Все данные, полученные в  ходе исследования, недоступны для  третьих лиц и являются анонимными.

Отметьте подходящий Вам  вариант ответа любым удобным  способом (например, крестиком).

1.Укажите Ваш пол?

а) мужской

б) женский

2.Укажите Ваш возраст?

а) от 14 до 30

б) от 30 до 40

в) от 40 до 50

г) от 50 до 60

д) от 60 до 70

3.Есть ли у Вас дети?

Информация о работе Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем