Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования – определить и проанализировать возможность разработки и использования социальных целевых индикаторов и методики оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области. Реализация поставленных цели предполагала постановку и решение следующих приоритетных задач:
1. Обосновать взаимосвязь между категориями «качество жизни населения» и «качество медицинских услуг».
2. Сформировать систему показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
3. Определить состояние и тенденции развития системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.................................................................................................................16
1.1. «Качество жизни населения» и «качество медицинских услуг»: основы категориального анализа……. …….…...............................................................16
1.2. Формирование системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона: состояние, тенденции развития в контексте практики использования социальных целевых индикаторов аспекте качества жизни населения………………………………………………………………………..18
1.3. Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов) ………………………………………………………………………………….....22
РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «HEALTHY CITY» ПО РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕЦИЦИНСКИХ УЛУГ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………...……………..………...27
2.1. Актуальность и содержание проблемы…………..……………………..…27
2.2. Анализ положения дел в здравоохранении Иркутской области ………………………………………...…………………………………..……...28
2.3. Существо проекта………………………………………………...………....28
2.4. Цель проекта………………………………………………………...........…28
2.5. Задачи проекта……………………………………….……………………...29
2.6. Сроки и этапы реализации проекта…………………………..………...….29
2.7. Основные мероприятия проекта…………………………………...….…..29
2.8. Научная новизна проекта…………………………………………………..29
2.9. Правовое обеспечение проекта………………………………….…….…...30
2.10. Ресурсное обеспечение проекта………………………………….….…....30
2.11. Информационно-методическое сопровождение проекта…………….....30
2.12. Механизм реализации проекта …......................................................30
2.13. План мероприятий по реализации инновационного проекта ………...31
2.14. Инвестиционный климат и риски...............................................................31
2.15. Организационный план................................................................................32
2.16. Финансовое обеспечение проекта...............................................................32
2.17. Медико-социальная, бюджетная и экономическая эффективность.32
2.18. Общая сумма проекта……………………………………………...………32
2.19. Имеющийся задел по реализации мероприятий........................................32
2.20. Вопросы проектирования и прогнозирования в реализации проекта……………………………………………………………………………33
РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................................................33
3.1. Деятельность медицинских учреждений Иркутской области по разработке социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг............................................................................33
3.2. Условия внедрения инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области .................................................37
3.3. Практические рекомендации для медицинских учреждений Иркутской области по внедрению социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона……………………..…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...………..…...................45
Л.Печатников доложил, что на данный момент введены в эксплуатацию пять поликлиник и лечебный корпус института им. Склифософского, где недавно прошли операции по пересадке легких и сердца. Ввод в эсплуатацию поликлиники в Зеленограде пришлось отложить в связи с тем, что проект строительства не отвечал современным требованиям, однако поликлиника будет построена и оборудована современной техникой в конце 2011 года — в январе 2012 года.
Говоря о ремонте медицинских учреждений столицы, Л.Печатников отметил, что в 2011 году заключены контракты на проведение ремонта на общую сумму 3,5 млрд рублей, проведено благоустройство 320 медицинских учреждений, капитальный ремонт 98 учреждений, до сих пор проводится текущий ремонт 689 медицинских учреждений города. Также было заменено 256 лифтов. Л.Печатников отметил, что структура программы модернизации была изменена — уже закуплены все аппараты КТ и МРТ на 2012 год. Они будут установлены в течение первого полугодия 2012 года. На закупке оборудования, по словам Л.Печатникова, было сэкономлено около 5,5 млрд рублей, все средства будут направлены на закупку дополнительного оборудования. Большое внимание департамент уделяет информатизации поликлиник — на данный момент во всех поликлиниках города проведена информатизация [3].
Л.Печатников также затронул тему увеличения заработной платы медицинских работников в Москве. Например, зарплата врача ГКБ № 67 составляет 63 тыс. рублей, а среднего медицинского сотрудника — 42 тыс. рублей. Такого повышения удалось также достичь за счет Программы модернизации столичного здравоохранения [3].
Изучив опубликованные на сайтах Московской области данные можно говорить о том, что крупный бюджет выделяется на здравоохранение, а именно: проводится ремонт многих больниц, строятся новые лечебные учреждения, повышается заработная плата у медицинских сотрудников, медицинские учреждения оснащаются новым современным оборудованием, проводится работа по повышению качества медицинских услуг. В целом видно, что ситуация в здравоохранении постепенно налаживается и все усилия направлены на достижение того, чтобы усовершенствовать российскую медицину.
Проанализировав официальные сайты Иркутской области и Московской области мной было выявлено следующее: однозначно можно сказать, что в обеих областях очень остро стоит проблема технического оснащения зданий медицинских учреждений, так как на сайтах очень много разработано проектов, направленных именно на строительство новых медицинских учреждений и на ремонт старых. Так же можно выделить проблему с отсутствием современного качественного оборудования, потому как запланировано внедрить во все больницы новые аппараты, которые позволят улучшить работу медицинских учреждений. На сайте Московской области мной было обнаружено также проект по увеличению заработной платы медицинским сотрудникам, чего не увидела на сайте Иркутской области, а это значит, что данная проблема в нашем регионе остается актуальной и не известно собираются ли вообще затрагивать этот вопрос. Кроме этого на сайте Иркутской области совсем не проработана тема контроля качества медицинских услуг в медицинских учреждениях, что является весьма важным вопросом. На сайте Московской области по данной теме есть пара статей, но достаточно ли этого? О том, что этой проблемой действительно занимаются – сказать очень трудно.
Подводя итог хочу сказать, что рассмотрев информацию в различных источниках видится очень позитивная картина в сфере здравоохранения. Медицинскими проблемами занялись очень серьезно и это действительно радует. Очень хочется верить, что вскоре уровень медицинского обслуживания выйдет на должный уровень.
Исследование, проведенное с целью выявления мнений и отношения респондентов на предмет удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области предполагало проведение опроса (анкетирования) жителей г. Иркутска. Общее число опрошенных составляет 50 человек (50 чел. принято за 100%), 6 человек – мужчин, 44 – женщины, что составляет 100,0%.
Для начала мы хотели выяснить удовлетворены ли респонденты своей жизнью. По полученным результатам можно говорить о том, что большинство опрошенных респондентов не уверены, что полностью удовлетворены своей жизнью (46%), Видно, что тех, кто не доволен своей жизнью в 2 раза (34%) больше, чем полностью удовлетворенных - (16%). (Более подробно см. приложение 5, табл. 1).
Следующим вопросом: Качество жизни населения в понимании респондента это:. Проанализировав данные можно сказать, что большинство опрошенных (34%) качество жизни населения видят прежде всего в имущественной и жилищной обеспеченности и ее качестве, меньшее число респондентов (21,7%) считают, что качество жизни заключается в наличии сбережений, достаточных для поддержания должного уровня и качества жизни. (Более подробно см. приложение 5, табл. 2).
На вопрос что такое качество медицинских услуг были получены следующие результаты: респонденты отметили почти каждый пункт в данном вопросе, а это значит, что качество медицинских услуг – это множество составляющих элементов, например обеспеченность высокопрофессиональными кадрами соответствующего уровня и специализации – так думают (20,4 %) респондентов, доступность оказываемых медицинских услуг отметили (18,2%) респондентов, обеспеченность медицинским оборудованием выбрали (14,4%) респондентов, обеспеченность качественными лекарственными препаратами – (13,3%) ответивших, культура медицинского обслуживания оказалась на пятом месте – это (11%) (Более подробно см. приложение 5, табл. 3).
Было выявлено, что в целом респонденты удовлетворены качеством, оказываемых услуг (62%), в половину меньше (32%) неудовлетворенных, и самое меньшее количество полностью удовлетворенных респондентов, а это значит, что нашей медицине есть куда стремиться и над чем работать (Более подробно см. приложение 5, табл. 5).
По мнению респондентов что в Иркутске учреждение с высоким качеством медицинских услуг – это Иркутский диагностический центр, так посчитали (55,9%) опрошенных, на втором месте Иркутская областная клиническая больница, за нее отдали голоса (26,5%) респондентов. (Более подробно см. приложение 5, табл. 7).
Также было зафиксировано, что большинство (59,2%) не верят, что с помощью программ, направленных на улучшение качества медицинских услуг в учреждениях здравоохранения качество медицинских услуг улучшится, но все-таки надеются на это. (Более подробно см. приложение 5, табл. 13).
Результаты показывают, что для большинства (60%) респондентов та, сумма, которую они тратят на медикаменты и медицинские услуги является существенной для их бюджета. (Более подробно см. приложение 5, табл. 14).
Респонденты определили меры, которые помогут решить проблемы в сфере здравоохранения и позволят повысить качество медицинских услуг: Судя по результатам, респонденты выделили как основные почти все предложенные меры, но самыми главными мерами, которые помогут решить проблемы в сфере здравоохранения – это повышение заработной платы медицинскому персоналу (59,6%), предоставление больших квот для получения бесплатных медицинских услуг (55,3%), повышение требований к подготовке медицинских кадров (48,9%), за эти три пункта респонденты отдали наибольшее количество голосов. (Более подробно см. приложение 5, табл. 15).
На вопрос «В какой степени, по мнению респондента, качество медицинских услуг зависит от условий их предоставления (платно/бесплатно)» мы можем сказать, что мнения респондентов разделились почти поровну – (30%)респондентов считают, что качество медицинских услуг зависит от условий их предоставления (платно/бесплатно) в значительной степени, так как связано с материальной и технической базой лечебного учреждения, оперативностью предоставления услуг, возможностью выбора медикаментов, а (28%) респондентов утверждают обратное – «не зависит, так как при оказании платных так и бесплатных медицинских услуг решает квалификация специалистов, их компетенции и опыт. (Более подробно см. приложение 5, табл. 17).
Ответы на вопрос «Как думает респондент, насколько разработка и внедрение инновационного проекта помогут улучшить ситуацию в сфере здравоохранения Иркутской области» распределились таким образом, что большинство респондентов (41,7%) считают, что разработка и внедрение инновационного проекта помогут улучшить в определенной мере, так как по соотношению целевых индикаторов можно проследить динамику удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. (Более подробно см. приложение 5, табл. 19)
В ходе исследования, мы попытались выявить основные мнения по повышению качества медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области. Проанализировав все мнения, респонденты предложили следующее для повышения качества медицинских услуг, самое главное, по их мнению, оказалось повышение профессионализма врачей, так посчитали (36,8%) респондентов, увеличение зарплаты медицинскому персоналу – (31,6%) ответивших и оснащение больниц медицинской техникой (26,3%) респондентов. Остальные варианты ответов: «строгий порядок в больницах», «доступность в получении медицинских услуг и медикаментов», «современные методики лечения», «укомплектованность штата», «выдача квот», «финансирование», на данные варианты ответа пришлось 58%. (Более подробно см. приложение 5, табл. 21).
В целом можно сделать вывод, что главной проблем, связанных с качеством медицинских услуг достаточно большое количество. В связи с этим разработка и внедрение инновационного проекта по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений «ЦИКМУ Healthy city» видится весьма перспективной в решении основных задач связанных с качеством медицинской помощи. Разрабатывая и реализуя проект в медицинские учреждения Иркутской области, все пожелания и предложения респондентов будут учтены.
3.3.
Социологическое исследование, осуществленное в рамках курсового проекта, носило прикладной характер и предусматривало разработку практических рекомендаций. Изначально программой исследования было запланировано проведение анкетирования населения. Именно на такой базе предусматривалась разработка системы рекомендации. По каждому из выбранных методов был разработан социологический инструментарий: анкета. Таким образом, обозначенные нами рекомендации стали возможны на базе данных проведенного анкетирования и вторичного анализа данных социологического исследования.
Итак, проведя
исследование нам стало четко
ясно, что для большинства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество медицинских услуг - это свойство взаимодействия врача и пациента, обусловленное квалификацией профессионала, то есть его способность выполнять медицинские технологии, снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать объективные условия удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой (врачом, отделением, медицинским учреждением).
Одним из основных препятствий для создания системы обеспечения качества в медицине является отсутствие согласованного представления о том, что следует понимать под «качеством медицинской помощи».
Согласно рекомендаций рабочей группы по обеспечению качества Европейского регионального бюро ВОЗ (1991) деятельность по контролю и обеспечению, качества медицинской помощи должна осуществляться с учетом четырех компонентов:
1. безопасности медицинской помощи;
2. доступности медицинской помощи;
3. оптимальности медицинской помощи;
4. удовлетворенности пациентов.
Проблемы обеспечения и оценки качества медицинской помощи являются одними из наиболее важных для любой системы здравоохранения. Внедрение новых медицинских технологий и форм организации труда должно быть нацелено, прежде всего, на повышение качества.
Как показало нам
наше исследование, принявшие участие
в анкетировании респонденты
выделили максимальное количество проблем,
с которыми они сталкиваются при
обращении в медицинское
1. Необходимо развитие системы обучения персонала, направленной на формирование системы ценностей, где базовой ценностью выступает качество медицинского обслуживания. При этом необходимо включить в обучающие семинары тематики по качеству медицинского обслуживания и управлению качеством медицинских услуг 38,3%.
2. Продолжить работу по поддержанию инициативы сотрудников в деле совершенствования своей деятельности, повышения профессионального мастерства 36,8%.
3. Улучшение качества медицинского обслуживания связывается не только с эффективностью взаимодействия ключевых участников здравоохранения, но и непосредственно с совершенствованием деятельности медицинских работников. Это становится возможным в условиях осознания работниками своей значимости и личного вклада в процесс повышения качества, мотивированного вовлечения работников в этот процесс за счет развития системы стимулов и вознаграждений 59,6%.
Информация о работе Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг