Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 06:53, отчет по практике
Объект: Центр Бизнес Образования – структурное подразделение Бизнес – школы, УрФУ, преподавательский сектор.
Предмет: Влияние мотивации к профессионально-квалификационному развитию преподавательского состава на конкурентоспособность образовательного учреждения
Цель: Проанализировать психосоциальные аспекты мотивации преподавательского состава к профессионально-квалификационному развитию. Представить необходимые выводы и разработать перечень практических рекомендаций.
Введение
Любое стремление
должно быть мотивировано. Мотивация
к профессионально-
Особенную роль мотивация к профессионально - квалификационному развитию играет на предприятиях, сферой оказания услуг которых является образовательная среда.
Конкуренция на
рынке дополнительного
Именно поэтому
изучение функционирования системы
мотивации к профессионально
квалификационному развитию является
необходимым для принятия мер
по усилению работы системы. Изучение
мотивации к профессионально-
Проблемная ситуация: По окончанию каждого учебного года, ЦБО собирает отзывы выпускников об их отношении и впечатлении, сложившихся за время учебы в центре. Многие выпускники отмечают тот факт, что не все преподаватели работают с необходимой отдачей, слушатели не чувствуют себя полноценными участниками учебного процесса, отмечают безразличие халатность, отсутствие у педагога желания заинтересовать слушателя, использование несовременных образовательных технологии, что значительным, негативным образом сказывается на удовлетворенности слушателей и создает центру плохую репутацию
Проблема: Ослабление мотивации ведет к понижению уровня профессиональной квалификации, что может послужить толчком к ослаблению и потере конкурентоспособной позиции ЦБО на рынке образовательных услуг.
Объект: Центр Бизнес Образования – структурное подразделение Бизнес – школы, УрФУ, преподавательский сектор.
Предмет: Влияние мотивации к профессионально-
Цель: Проанализировать психосоциальные
аспекты мотивации преподавательского
состава к профессионально-
Обоснование методов: Наиболее целесообразным является кабинетное исследование, оно позволить наиболее объективно оценить проблемную ситуацию. Анкетный опрос необходим для того, что бы понять, на каком уровне оценивают сотрудники эффективность системы мотивации, реализуемой в центре. Психологический тест, заимствованный из методики Ю.К.Балашова и А.Г.Коваля «Мотивация и стимулирование персонала.» позволит рассмотреть психологический аспекты мотивации к профессионально квалификационному развитию.
Задачи:
Основная часть
1.1 Общая характеристика деятельности ЦБО
Центр профессиональной переподготовки был создан на основании решения Ученого Совета университета, приказа ректора УГТУ-УПИ в1998г. с целью разработки и создания системы образовательных услуг в рамках дополнительного образования, оказываемых университетом населению Свердловской области и Уральского федерального округа.
В 2009 г. Центр вошел в состав структурного подразделения , получив наименование Центр Бизнес Образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина Бизнес-школы УрФУ.1
Текущее полное наименование: Центр бизнес образования
Сокращенное наименование: ЦБО
Основная образовательная миссия ЦБО:
- формирование
специалистов с высоким
Основная задача ЦБО:
− развитие цивилизованного предпринимательства, эффективного менеджмента и бизнеса и формирование высокообразованных представителей нарождающегося среднего класса.
Основные цели деятельности
В настоящее время ЦБО ведет набор слушателей по 6 специальностям
Качество предоставляемых
Центром образовательных услуг
Основные конкурентоспособные преимущества:
1.2. Характеристика ЦБО
по
аспекту мотивации к
Анализ блока социально – демографических факторов
Занятия в ЦБО ведут преподаватели УрФУ, а также приглашенные специалисты, ведущие бизнес - тренеры и преподаватели-практики. Всего в Центре работают 31 преподаватель, структура преподавательского состава приведена в диаграмме «Структура преподавательского состава ЦБО».
Диаграмма 1 Квалификационная структура ПС ЦБО
В ЦБО можно отметить процесс так называемого старения кадров, так преподавательский состав состоит преимущественно из сотрудников, имеющих стаж работы более 20 лет
Диаграмма 2Ствж работы
На основании данных диаграммы 2, можно сделать вывод о том, что в центре работает меньше всего преподавателей, имеющих небольшой стаж работы. Возможно, это связано с высокими требованиями, предъявляемыми к отбору и найму персонала или же в свою очередь свидетельствуют о слабой эффективности функционирования системы мотивации ЦБО, которая в свою очередь является фундаментом для реализации профессионально – трудового потенциала преподавателя.
Рассмотрим педагогический состав с точки зрения такого показателя как заработная плата
Диаграмма 3 Заработная плата преподавателей
Как видно из диаграммы 3, представленной выше, большинство преподавателей получают заработную плату в объеме 12 – 19 тыс. Однако, стоит отметить, что тарифные ставки оплаты труда преподавателей несколько выше, чем целом в УрФУ. Так например профессор получает в районе 485 рублей, за академический час своей работы.
Анализ блока материальных стимулов
Среди общих нормативно правовых документов было обнаружено положение УрФУ о материальном стимулировании преподавательского состава. Так как ЦБО является структурным подразделением УрФУ, пункты и общее содержание этого положения распространяется и на него.
Положением утверждена возможность повышения оплаты труда преподавателя на основании его профессионально – квалификационных достижений. К положению приложена анкета, которая состоит из набора показателей и критериев, обладание и достижение которых позволяет получить надбавку к заработной плате, в объеме, установленным данным положением.
Среди нормативно – правовых документов ЦБО не было выявлено распоряжений, постановлений или других актов, которые имели бы отношение к предоставлению льгот.
В адрес менеджмента центра: Возможно заключение договоров на корпоративное обслуживание ( взаимодействия нескольких юридических лиц) с работодателями, которое направляют на обучение своих сотрудников. Оформление льготного доступа к определенным услугам в зависимости от того, в какой сфере реализует свою деятельность предприятие
Формально, процедура по назначению премий, так же не была прописана в нормативно – правовых документах центра
В адрес менеджмента центра: Необходимо разработать шкалу, состоящую из показателей, позволяющую назначать премии преподавательскому составу. Эти показатели могут быть объединены в группы критериев, вязанных с качеством выполнения профессиональной деятельностью сотрудника.
Выдача ценных подарков так же не зафиксирована в документах и не регламентирована
В адрес менеджмента центра: Предложение – устраивать конкурсы, связанные с профессиональными успехами преподавателей ( Например, лучший преподаватель по предмету, лучшая дипломная работа)
Стоит отметить тот факт, что центром было выпущено распоряжение о конкурсе на лучшую дипломную работу. Победитель конкурса получал денежный приз. Однако, преподаватель, научный руководитель, участвующий в написании дипломной работы, в свою очередь не был премирован или поощрен каким-либо другим образом. Этот факт свидетельствует о том, что центр заинтересован в привлечении внимания студентов и повышении уровня их удовлетворенности, забывая или же игнорируя интересы преподавателей. Центр, не поощряя текущие профессиональные успехи, не создает для них необходимой мотивационной базы для дальнейшего профессионально – квалификационного развития.
Анализ блока моральных стимулов
В ходе анализа документов на предмет моральных стимулов к квалификационному развитию были получены следующие результаты.
Были обнаружены грамоты, адресованные конкретным преподавателям. Грамоты были изъяты из портфолио преподавателей и являлись сторонними, то есть их адресантом не был Центр, грамоты были получены до момента принятия на работу в центр. Содержание грамот преимущественно выражает благодарность за различные профессионально - творческие и другие заслуги преподавателя.
Необходимость в моральных поощрениях будет рассмотрена во второй части исследования. Однако, по этому пункту, можно представить следующие рекомендации в адрес менеджмента: Создать собственный бланк грамот, содержащий символику центра и награждать ими сотрудников, хотя бы в дни официальных праздников, выражая им благодарность за их работу