Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 06:53, отчет по практике
Объект: Центр Бизнес Образования – структурное подразделение Бизнес – школы, УрФУ, преподавательский сектор.
Предмет: Влияние мотивации к профессионально-квалификационному развитию преподавательского состава на конкурентоспособность образовательного учреждения
Цель: Проанализировать психосоциальные аспекты мотивации преподавательского состава к профессионально-квалификационному развитию. Представить необходимые выводы и разработать перечень практических рекомендаций.
Во внутренней документации ЦБО, в разделе отзывы были обнаружены благодарственные письма в объеме 40 штук. Однако, эти письма не были адресованы преподавательскому составу. Это были официально оформленные благодарственные письма от работодателей, направившие своих сотрудников на обучение в ЦБО. Это факт дает возможность предположить, что центр тщательно заботится о своей репутации. Однако, из цепочки взаимодействия услуга – потребитель, выпадает главное функциональное промежуточное звено – преподаватель, благодаря чьим заслугам и складывается репутация центра, основанная на удовлетворенности слушателей, которая в свою очередь зависит от того, в какой мере преподаватель реализовывает свой профессионально – трудовой потенциал.
Среди внутренних
документов ЦБО не было обнаружено
свидетельств, выданных преподавателям.
Это может указывать на то, что
в ЦБО слабо развиты
Наличие распоряжений о присуждении почетных званий так же не было выявлено.
В адрес менеджмента центра: Возможно, соорудить доску почета, на которой будут размещены фотографии «лучших» преподавателей по итогам определенного промежутка времени. К фотографиям может быть приложен краткий список их профессиональных достижений
Анализ блока условий для профессионально квалификационного развития.
Среди нормативно – правовых документов центра было обнаружено положение о повышении квалификации сотрудников УрФУ. В соответствие с данным положением, в 2010/11 уч.году 4 преподавателя прошли обучение по программам повышения квалификации.
При дальнейшем анализе были обнаружены сводные документы, в которых были перечислены 30 конференций, 6- ти из которых, был присвоен международный уровень. На страницах этих документов были перечислены около 27 научных работ, состоящие из 20 тезисов в сборниках, 3 тезисов, напечатанных в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 3 монографий и 1 учебное пособие
Не были упомянуты психолого – педагогические тренинги, необходимые для обмена опытом, разъяснения и преодоления трудных моментов , возникающих в ходе организации процесса обучения.
В адрес менеджмента: Является целесообразным проведение внутренним тренингов (примерно раз в три месяца) куда могут быть приглашены эксперты для обмена опытом в области организации образовательного процесса, умения работать в коллективе, оказания помощи в обладании методами привлечения внимания аудитории и многое другое
С профильными курсами ситуация обстоит примерно так же, здесь менеджменту центра можно порекомендовать налаживать сотрудничество с другими вузами и университетами. Эффективное сотрудничество с другими образовательными учреждениями позволит отправлять своих преподавателей на прохождение курсов по их специализации для получения знаний н навыков необходимых для дальнейшего профессионально – квалификационного развития.
С использованием учебно - методического обеспечения дела обстоят на порядок выше.
Так например, в ходе исследования были обнаружены учебно – методические пособия и курсы лекции по следующим дисциплинам
кроме того, разработаны:
Все пособия, составлены и разработаны, сотрудниками центра и напечатаны на типографии УрФУ. В настоящий момент, все перечисленные выше пособия были дополнены и обновлены и направлены на переиздание.
Таким образом, по каждой дисциплине, преподаваемой в рамках программ профессиональной переподготовки, имеется учебное пособие либо электронный учебник. Электронные учебники представлены по следующим дисциплинам:
Несмотря на то, что пособия и электронные учебники, в первую очередь предназначены для самостоятельного работы студентов, ими так же могут пользоваться и преподаватели центра. С помощью печатных и электронных учебно – методических пособий преподаватели могут внести корректировки в свой учебный план занятий, а так же, могут использовать их в качестве вспомогательного средства для своего профессионально – квалификационного развития.
Оценка уровня реализации условий для профессионально квалификационного развития буду дана в следующей части исследования.
Анализ блока
контрольных мероприятий
В ходе анализа внутренней документации центра, был обнаружен массив документов, посвященных итоговой аттестации. Однако, это документации состоит из положения о проведение гос. экзаменов, положения о защите выпускных работ., рабочей программы итогового междисциплинарного экзамена, примерного набора билетов для междисциплинарного экзамена.
Однако, не было обнаружено положений о проведении оценочно – аттестационных мероприятий для преподавательского состава, например таких как: аттестация на соответствие знаний занимаемой должности, аттестация на ученую степень звание, экспертные проверки и др.
Это факт свидетельствует о том, что в центре не проводятся оценочно – аттестационные мероприятия преподавательского состава на уровень их профессиональной квалификации. Это может привести к снижению мотивации преподавательского состава, так как их достижения и успехи никак не контролируются и фиксируются, а в случаи их отсутствия, преподавательский состав никак не санкционируется . Возможно, оценочно – аттестационные мероприятия и проводятся центром, однако это происходит неформально и не регламентировано.
Данный факт
показался нам очень
Частота проведения контрольных мероприятий будет определена в следующей части исследования.
1.3 Анализ результатов анкетного опроса преподавательского состава на тему «Мотивация к профессионально – квалификационному развитию»
Первостепенные побудители к профессионально – квалификационному развитию.
Варианты ответов |
Абсолютная частота |
Относительная частота |
1. Личностные мотивы |
8 |
25,8% |
2. Корпоративные стимулы |
1 |
3,2% |
3. Условия для
профессионально-квалификационн |
14 |
45,2% |
4. Контрольные мероприятия |
5 |
16,1% |
5. Другое: Материальные вознаграждения |
2 |
6,5% |
Результат работы |
1 |
3,2% |
Итого |
31 |
100% |
Рис. 4 Побудители
Из Диаграммы 4 Видно, что в первую очередь 45,2% к профессионально – квалификационному развитию стимулируют условия для профессионально – квалификационного развития. 25, 8 % голосов респондентов было отдано личностных стимулам. И 16, 1% отметили контрольные мероприятия в качестве основного стимула к профессионально – квалификационному развитию.
Данные в таблице, приведенной ниже, были получены, по результатам обработки ответов на вопрос из блока, посвященного личностным стимулам.
Таблица 2
Степень влияния личностных мотивов
Личностные мотивы |
Очень влияют |
Влияют |
Не очень влияют |
Совсем не влияют |
Влияние не отмечено |
Всего | |||||||
3. Самосовершенствование |
Аб. Час. |
Отн. Час. |
Аб. Час. |
Отн Час. |
Аб. Час. |
Отн Час. |
Аб. Час. |
Отн Час. |
Аб. Час. |
Отн Час. |
Аб. Час. |
Отн Час. | |
14 |
45,2% |
8 |
25,8% |
4 |
12,9% |
5 |
16,1% |
0 |
0 |
31 |
100% | ||
4. Ощущение успеха |
14 |
45,2% |
8 |
25,8% |
7 |
22,6% |
2 |
6,4% |
0 |
0 |
31 |
100% | |
5. Самоудовлетворение |
17 |
51,8% |
11 |
35,5% |
3 |
9,5% |
1 |
3,2% |
0 |
0 |
31 |
100% | |
6.Признание |
14 |
45,2% |
11 |
35,5% |
5 |
16,1% |
1 |
3,2% |
0 |
0 |
31 |
100% | |
7. Самореализация |
18 |
58% |
9 |
29% |
2 |
6,5% |
2 |
6,5% |
0 |
0 |
31 |
100% | |
8. Авторитет |
13 |
42% |
12 |
39% |
6 |
19% |
0 |
0 |
0 |
0 |
31 |
100% |
Рис. 5 Степень влияния личностных мотивов
Из диаграммы 5 видно, что все, личностные мотивы, представленные в анкете, оказывают влияние на респондентов, но в различной степени. Так, в большей степени очень влияют 58%, от общего числа отданных голосов респондентов, оказывают влияние такие личностные мотивы, как «Авторитет» и «Самореализация». Больше всего на респондентов влияет «Признание». В первую очередь, не очень влияет на респондентов в их стремлении к профессионально – квалификационному развитию, такой мотив как «Ощущение успеха». И как оказалось, «Самоудовлетворение» совсем не влияет на мотивацию к профессионально – квалификационному развитию.
Далее были обработаны результаты ответов на вопросы из блока, посвященного системе мотивации центра
Таблица 3
Взаимосвязь между
уровнем профессиональной квалификации
и оценкой эффективности систем
Варианты ответов |
Преподаватель (старший) |
Доцент (кандидат наук) |
Профессор, доктор наук |
Член корреспондент, академик |
В % массива |
Система очень эффективна, работает отлично |
5 100% 50% |
0 0 |
0 0 |
0 0 |
5 100% 16,1% |
Система эффективна, работает хорошо |
2 25% 20% |
5 62,5% 27,8% |
0 0 0 |
0 0 0 |
8 100% 25,8% |
Затрудняюсь ответить |
0 0 0 |
4 100% 0 |
0 0 0 |
0 0 0 |
4 100% 12,9% |
Система малоэффективна, работает удовлетворительно |
1 14,3% 10% |
5 71,4% 27,7% |
2 28,6% 11,1% |
0 0 0 |
7 100% 22,6% |
Система не эффективна, работает плохо |
2 33,3% 20% |
4 66,% 22,2% |
1 12,5% 33,3% |
0 0 0 |
6 100% 19,4% |
В целом по массиву |
10 32,2% 100% |
18 58% 100%
|
3 9,7% 100% |
0 0 0 |
31 100% 100% |