- исправительную,
связанную с исправление отрицательных
качеств подростка.
Коррекция
отклоняющегося поведения предполагает
создание системы мероприятий
по изменению личностной позиции
ребенка по отношению к другим
и себе, его поступков. Социальному
работнику в данном направлении,
связанном с реабилитацией и
коррекцией отношения и поведения
детей, проживающих в детском
доме, следует использовать комплекс
методов, форм, и средств как
педагогического взаимодействия (беседы,
игры, привлечение к труду, таки
и методы психокорреции (внушение,
тренниг и др.).
Последним
направление нашей программы
является направление по созданию
среды для оптимального развития
личности воспитанника, его социализации.
В рамках данного направления
социальный работник должен:
- сосредоточивать
внимание администрации детского
дома на проблемах и потребностях
воспитанников, на планировании
социально-психолого-педагогической
деятельности;
- способствовать
развитию взаимопонимания и взаимодействия
между сотрудниками детского
дома, детьми и учителями.
Учитывая
положения используемого нами
в исследовании средового подхода,
отметим, что цель данного направления
– создание среды детского
дома, в которой бы удовлетворялись
природные, социальные и культурные
потребности ребенка.
Учитывая
сущностный смысл социализации,
который заключается на пересечении
таких процессов, как адаптация,
интеграция, саморазвитие, самореализация,
социальный работник должен следить
за тем, чтобы каждый из названных
подпроцессов социализации протекал
полноценно, что обеспечит всесторонне
развитие личности ребенка.
Социальный
работник должен обеспечить:
- адаптацию
индивида в детском возрасте,
что связано с овладением нормами
социальной жизни;
- в отрочестве
– индивидуализацию, выражающуюся
в потребности в максимальной
персонализации, в потребности «быть
личностью»;
- в юности
– интеграцию, выражающуюся в
приобретении черт и свойств
личности, отвечающих необходимости
и потребности группового и
собственного развития.
По мнению
В.А. Сластенина, чем лучше организована
группа, тем больше у нее возможностей
оказать социализирующее влияние
на личность.
Социализация
воспитанников детских домов
должна иметь твердую социальную,
правовую и экономическую основу.
Центром этой работы выступает
формирование социальной защищенности.
В конечном итоге обеспечивается
экономическая самостоятельность
воспитанников.
Специалист
по социальной работе должен
действовать в тесной взаимосвязи
с педагогическим персоналом
детского дома. Социальным работников
ежемесячно проводятся групповые
и индивидуальные занятия с
детьми, направленные на формирование
общей культуры личности, тематика
которых способствует социальному
запросу и зависит от контингента
воспитанников.
С точки
зрения системного подхода, наиболее
эффективной формой деятельности
социального работника совместно
с сотрудниками детского дома
является социально-медико-психолого-педагогического
консилиума. К основным мероприятиям,
отражающим деятельность данной
организационной формы, мы отнесли:
- организацию
и проведение комплексного изучения
личности ребенка с использованием
диагностических методик социологического,
психологического, педагогического
и медицинского обследования;
- разработку
рекомендаций педагогам (воспитателям,
учителям) и другим специалистам
для обеспечения личностно ориентированного
и средового подходов в процессе
обучения и воспитания;
- выбор оптимальных
для социальной реабилитации
ребенка коррекционно-развивающих
программ;
- профилактику
физических, интеллектуальных и
психологических перегрузок, эмоциональных
срывов;
- организацию
лечебно-оздоровительных мероприятий;
- подготовку
заключения о состоянии развития
и здоровья воспитанника.
Заседания
консилиума по рассмотрению ситуации,
складывающейся у конкретного
ребенка, должны проводиться не
реже одного раз в 2-3 месяца.
На первом
заседании консилиума – через
две недели пребывания в детском
доме – специалистом по социальной
работе, социальными педагогами, врачом,
психологами, учителем-дефектологом,
воспитателями и др. сотрудниками
разрабатывается индивидуальная
комплексная программа социальной
реабилитации несовершеннолетнего.
Основой
формирования программы и включения
в нее реабилитационных мероприятий
являются диагностические карты,
педагогические наблюдения, отражающие
состояние физического и психического
здоровья, наличие санитарно-гигиенических
и хозяйственно-бытовых навыков,
личностные качества, степень образовательной
подготовки, отношение ребенка к
взрослым, , сверстникам, самому себе,
познанию, игре, труду; а также
навыки общения.
На втором
заседании консилиума по конкретному
ребенку обсуждаются результаты
динамики в развитии по вышеназванным
показателям, то есть результаты
коррекционной работы с воспитанником.
На момент
выхода из детского дома до
наступления совершеннолетия на
ребенка составляется характеристика,
определяются приоритетные формы
жизнеустройства, вырабатываются
рекомендации для специалистов
учреждения, в которое переходит
ребенок, или опекунов.
Работа консилиума
специалистов в условиях детского
дома должна способствовать комплексной
реализации цели создания оптимальных
условий в детском доме, способствующих
формированию чувства защищенности,
уверенности в себе и завтрашнем
дне.
Таким образом,
к особенностям социальной работы
в условиях детского дома, мы
отнесли контингент воспитанников
и основные направления деятельности
ориентированные на изучение,
адаптацию, профилактику, реабилитацию
и коррекцию, а также создание
среды для оптимального развития
личности воспитанника, его социализации.
Учитывая эти особенности, мы
разработали программу, целью
которой является создание оптимальных
условий в детском доме, способствующих
формированию чувства защищенности,
уверенности в себе и завтрашнем
дне. Построенная на идеях системного,
личностно ориентированного и
средового подходов данная программа
включает взаимодополняющие друг
друга направления социальной
защиты прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
– социальной диагностики, социальной
адаптации, профилактики, реабилитации
и коррекции, создания среды
для оптимального развития личности
воспитанника, его социализации.
Личностно
ориентированный подход в нашей
программе означает направленность
на формирование воспитанника
детского дома как личности, изменение
взгляда на его роль и место
в воспитательном процессе учреждения.
Данный подход в рамках разработанной
программы должен реализовываться
через следующие установки:
– уважение
к личности учащегося;
– доверие;
– создание
ситуации успеха для каждого
воспитанника;
– взаимная
ответственность за результаты
деятельности;
– помощь
воспитаннику в самоопределении
и самореализации.
Учитывая
вышесказанное, считаем, что разработанная
программа позволит создать целостное
социально-воспитательное пространство,
воспитать каждого ребенка детского
дома как гармонически развитую
личность; скорректировать психофизическое
здоровье детей; подготовить выпускников
к труду, сознательному выбору
профессии; помочь им в успешной
адаптации к социуму в условиях
рыночной экономики; воспитать
законопослушных граждан.
Выводы по
второй главе
Для реализации
заявленной цели исследования
мы провели практическую работу,
задачи которой заключались в
анализе опыта деятельности конкретного
детского дома и разработке
программы социальной работы
в детском доме. В результате
решения поставленных задач мы
пришли к некоторым, важным
для нас выводам.
В детском
доме наряду с медико-психолого-педагогическими
проблемами возникает множество
социальных проблем: получение
личных документов (паспорта, свидетельства
о рождении, свидетельство о
смерти родителей); получение жилплощади
(часть детей не имеет своего
жилья и прописки); трудоустройство
выпускников и их дальнейшее
профессиональное образование.
В условиях
детского дома Варненского муниципального
района социальная работа осуществляется
в рамках деятельности нескольких
структурных подразделений –
социальной службой и Советом
профилактики, на основе локальных
актов – Программы развития, Положения
о Совете профилактики правонарушений
среди воспитанников детского
дома, Положения о механизме взаимодействия
в образовательном пространстве
по работе с воспитанниками
«группы риска».
В процессе
анализа документации деятельности
выше названных служб, наблюдения
и бесед с ее представителями
мы обобщили, что все направления
деятельности можно классифицировать
в более широкие группы: направление
правовой защиты воспитанников,
социальной помощи и поддержки
и социально-педагогическое направление.
Совместная
деятельность социальной службы,
Совета профилактики, реализация
программы по адаптации воспитанников,
взаимодействие сотрудников учреждения,
во-первых, создают условия социального
комфорта и защищенности всех
участников педагогического процесса;
во-вторых, обеспечивают адекватную
возрастным и психологическим
особенностям воспитанников социальную
реабилитацию, адаптацию и развитие
ребенка.
Но в то
же время было выявлено, что
слабо систематизированы основные
направления социальной работы
в детском доме, недостаточно
отражены все технологии, предложенные
в теоретических источниках.
Устранить
эти недостатки поможет смоделированная
программа социальной работы
для детского дома, включающая
социальные технологии деятельности
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, и
учитывающая идеи системного, личностно
ориентированного и средового
подходов.
Построенная
на идеях системного, личностно
ориентированного и средового
подходов программа включает
взаимодополняющие друг друга
направления социальной работы
– социальную диагностику, адаптацию,
профилактику, реабилитацию и коррекцию,
создание среды для оптимального
развития личности воспитанника,
его социализации.
Разработанная
программа позволит создать целостное
социально-воспитательное пространство,
воспитать каждого ребенка детского
дома как гармонически развитую
личность; скорректировать психофизическое
здоровье детей; подготовить выпускников
к труду, сознательному выбору
профессии; помочь им в успешной
адаптации к социуму в условиях
рыночной экономики; воспитать
законопослушных граждан.
Заключение
Социальная
защита детства в современной
России – одна из важных
и трудных задач. Проблемы детей,
возникшие по вине взрослых, сегодня
необычайно разнообразны и многолики.
Они требуют совершенствования
нормативно-правовой базы социальной
защиты, расширение и укрепление
материальной и финансовой базы,
развития организационной структуры.
Кроме того,
проблемы детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации, а
именно, детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, требуют
особого внимания со стороны
государства и общества. Особенно
это касается детей, родительская
забота о которых заменена
заботой детского учреждения
– детским домом.
Защита прав
и интересов несовершеннолетних
в детском доме заключается
в том, что всякий раз приходится
иметь дело не с отдельным
разовым событием, а с целым
отрезком жизни ребенка, когда
требуется время для понимания
существа сложившихся отношений.
Поэтому очень важно, чтобы в этой
сфере работали высокопрофессиональные
и неравнодушные специалисты, в том числе
и специалисты, отвечающие непосредственно
за реализацию государственной политики
в области защиты прав и интересов детей
– специалисты по социальной работе. Все
вышесказанное обусловливает актуальность
проблемы социальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей,
для общества.
Анализ научной
литературы показал, что степень
проблемы высокая:
- заложены
основы общественного воспитания
детей-сирот (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкий);
- раскрыты
вопросы эмоционального развития
детей, воспитывающихся вне семьи
(Л.И. Божович, М.Ю. Кистяковой, Я.М. Прихожан,
Н.Н. Толстых);