Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

      Сегодня  в России наблюдается небывалая  волна сиротства во всех его  видах. За последние сто лет  Россия переживает третью волну  сиротства: после  Первой мировой  войны и революции, после Великой  Отечественной войны и в настоящее  время. Если в 1945г. в СССР  было около 678 тыс. детей-сирот,  то на начало 2003г. их насчитывалось  699,2 тыс. только в России [10].

      К сожалению,  проблема социального сиротства  в нашей стране стала предметом  научного исследования только  в последние годы. Можно выделить  работы В. Брутмана, И. Ф. Дементьевой, Л.И.Кононовой, благодаря которым эта тема получила самостоятельное звучание.

      Сейчас в  России  около  600000 детей-сирот,  из них 95% детей социальные  сироты. В.А. Минин предлагает  следующее определение понятия  «социальный сирота» – это  ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-либо  причинам не занимаются воспитанием  ребенка и не заботятся о  нем [по 33, c. 45].

      В пособии  Е.М. Рыбинского [42] даны развернутые  определения понятиям «социальное  сиротство» и «социальные сироты».  Социальное сиротство определено  как устранение или неучастие  большого круга лиц в выполнении  ими родительских обязанностей (искажение  родительского поведения). Социальные  сироты определены данным автором  как особая социально-демографическая  группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся  попечения родителей по социально-экономическим,  а также морально-нравственным  причинам. Последнее определение  включает причины социального  сиротства.

      Значительное  увеличение размеров «социального»  сиротства, появление его новых  характеристик стало в России  грозным явлением в последние  годы. Исследователи отмечают появление  так называемого «скрытого социального  сиротства», которое связанно с  ухудшением условий жизни семьи.

      Анализ современного  состояния российского общества  свидетельствует об обострении  социально-демографических процессов,  о тенденциях деформации ценностных  отношений в сфере жизнедеятельности  семьи, в результате чего увеличивается  количество «социальных сирот».

      Дети, оставшиеся  без попечения родителей, а  так же дети, родители которых  либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного  облика не в состоянии выполнять  свои родительские обязанности,  составляют одну из основных  категорий среди неблагополучных  детей, категорию «социальных»  сирот.

      Значительная  часть случаев отказов от детей  связана не столько с социальными  нуждами или глубокой нравственной  деградацией женщины, сколько  с временными личностными, социально-психологическими  и материальными кризисами.

      Логика нашего  исследования предполагает рассмотрение  причин социального сиротства  в России. В научной литературе  исследователями указывается на  различные причины социального  сиротства. Так к причинам отказа  от детей и помещения их  в государственные учреждения  относят неполную    семью,  недостаточную  материальную  обеспеченность людей, плохие  жилищные условия.

      По мнению  П.Д. Павленка [38], дети могут оказаться  в детском доме по следующим  причинам:

  • экономический кризис;

  • безработица;

  • обнищание широких  слоев населения;

  • проживание за  чертой бедности;

  •  повсеместное  ослабление семейных устоев;

  • утрата старшими  и младшим   поколениями   моральных   ценностей;

  •  пьянство;

  • алкоголизм;

  •  наркомания;

  •  распространение    среди    детей    и    взрослых    психических   заболеваний.

      Представленные  в классификации П.Д. Павленка [38] причины можно более подробно  представить следующим образом:

      1. поступающие  в дома ребенка так называемые  «подкидыши»;

      2. родители  отказываются   от   ребенка   в   роддоме,   мотивируя   свое нежелание   его   воспитывать   отсутствием   необходимых   условий – «отказники»;

      3.   оставляют  детей матери-одиночки, чьи дети  поступают в дом ребенка;

      4.   определенная   часть   матерей   ссылается   на   недостаточную психологическую  зрелость и отсутствие материнских  чувств;

      5. родители-алкоголики, чьи дети поступают в дома  ребенка;

      6. матери-подростки,  пытающиеся любыми способами  избавиться от нежелательной  беременности, в том числе с  помощью вредных для здоровья  будущего ребенка препаратов. В  результате появляются на свет  дети, которые не нужны своим  родителям и воспитываются в  учреждениях для сирот;

      7. дети, оставленные  родителями из-за нарушения у  новорожденного того или иного  физического дефекта:

      - с диагнозом  известных форм умственной отсталости;

      - с неблагоприятным  прогнозом;

      -  с незначительными  врожденными пороками развития.

      Эти причины,  бесспорно,      сформировали      благоприятную      почву    для многих негативных социальных  явлений и социального сиротства  в частности [14; с. 8].

      Представленные  выше причины социального сиротства  можно поделить на три направления  (рис. 1).

 

      [pic]

      Рис. 1. Причины  социального сиротства

 

      Оценивая  высказанные  исследователями  А.И. Догалевской, А.И. Кравченко, Е.И. Максимовым и др. причины сиротства, мы разделили в следующие группы:

          • экономические;

          •  социальные;

          • медицинские;

          • личностно-нравственные.

      Во многих  странах мира, в которых практически  сведено на нет социальное  сиротство как явление, помимо  прочего активно функционируют  и оказывают действенную помощь  разнообразные службы социально-медико-психологической  помощи женщинам и семьям, оказавшимся  в кризисной ситуации. К сожалению,  в нашей стране такие службы  начинают появляться только в  последние годы.

      Заботу о  содержании и воспитании детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в настоящее время  в России берет на себя государство,  но совершенно очевидно, что дети, лишенные семьи, все равно остаются  в ситуации недостаточного развития.

      Специально  создаваемыми в государстве и  предназначенными для воспитания  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, являются  детские дома.

      Остановимся  на обосновании сущности понятия  «детский дом». В «Педагогическом  словаре» детскому дому дано  следующее определение –   «это государственное воспитательное  учреждение для детей-сирот, которые  принимаются на полное государственное  обеспечение вследствие лишения  родителей или потеряв связь  с ними; дети, для воспитания которых  отсутствуют необходимые условия  в семье (болезнь родителей,  лишение родительских  прав и  так далее), одиноких матерей» [по 45].

      Близко по  содержанию следующее определение:  «Детские дома – это воспитательные  учреждения интернатного типа  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, вследствие  их смерти, лишения родительских  прав, болезней и других причин, обеспечивающие детям условия  для воспитания, обучения и подготовки  к  самостоятельной жизни». В  последнем определении указано  на причины попадания детей  в детские дома.

      Самое развернутое,  с нашей точки зрения, определение  понятию «детский дом» дает  в своем пособии Е.М. Рыбинский.  Данный автор определяет детский  дом как государственное интернатное  государственное учреждение, в котором  обеспечивается содержание, обучение  и воспитание детей в возрасте  от 3 до 18 лет, лишившихся попечения  родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания  детей в установленном порядке  и других причин), а также детей  одиноких  матерей, испытывающих  затруднение в их содержании  и воспитании [42, с. 155].

      Число детских  домов, приютов, интернатов растет, но они не справляются с  таким большим наплывом обездоленных  детей. Исследователя предлагают  различать несколько основных  типов социальных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей: дом  ребенка (дом малютки), социальный  приют, детский дом, интернат. Их отличие от различных кризисных,  реабилитационных, консультационных  центров и учреждений в том,  что здесь дети имеют постоянное  место жительства, нередко от  рождения до совершеннолетия.

      В учебном  пособии «Управление социальной  защитой детства» предложена  следующая классификация детских  домов: для детей дошкольного  возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа [42, с. 155].

      Как отмечает  Е.М. Рыбинский, в детские дома  принимаются дети из домов  ребенка, от населения, частных  лиц (в том числе родителей,  родственников), из приемников-распределителей  системы МВД.

      Основная  задача детского дома – создание  детям условий для воспитания  и получения образования, оказание  помощи в выборе профессии,  подготовке их к самостоятельной  жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой,  обувью, инвентарем, играми, игрушками,  школьными принадлежностями.

      Все воспитанники  детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей  общеобразовательной школе.

      Выпускники  детских домов могут быть возвращены  к родителям, лицам, их заменяющим, или направлены в вузы, ПТУ,  техникумы или на работу.

      Среди учреждений  для детей, оставшихся без попечения  родителей и детей-сирот, есть  детские дома семейного типа (иначе  приемная семья). Детский дом семейного  типа – это одна из форм  устройства детей-сирот и детей,  оставшихся без родительского  попечения, на воспитание в  семью с полным государственным  обеспечением этих детей и  выплатой денежного содержания  лицам, взявшим их на воспитание (родителям-воспитателям) [42]

      Как свидетельствует  практика, сегодня    государство    практически    не    стимулирует    передачу    детей, оставшихся  без попечения родителей в  другую семью, предпочитая тратить  большие суммы на детские интернатные  учреждения. Но и их не хватает.  За последние  годы число   детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения родителей, приняло  устрашающие размеры.

      Следует  отметить, что указанные причины  социального сиротства фиксирует  лишь последствия, конечную точку  в сложном пути деградация  человеческой личности, а как  следствие этого процесса –  невозможность растить своих  детей, снижение родительской  ответственности и даже злостное  уклонение от обязанностей по  воспитанию ребенка.

      Важным для  нашего исследования является  выявления причин ухода из  семьи детей (такого социального  явления как «беспризорность»),  которые в дальнейшем становятся  жителями детских домов.

      По данным  исследований, причинами ухода ребенка  из дома являются [12]:

      - телесные  наказания;

      - жестокое  обращение;

      - сексуальное  насилие со стороны   близких  (либо   знакомых   матери, либо  отца);

      - издевательское  отношение  к   их   личности;

      -   гиперопека   со   стороны родителей, приобретающая  форму тяжелой семейной тирании.

      Как показывают  статистические данные, количество  детей, по собственной воле  ушедших из семьи, растет. За  последнее время оно увеличилось  на 15% . Углубленное психологическое  обследование воспитанников одного  из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись  21% приютских детей, причем только  в одном случае из трех имело  место изнасилование посторонним  лицом. В остальных случаях  дети стали жертвами внутрисемейного  сексуального насилия со стороны  кровных родственников или фактических  воспитателей. Жертвами инцеста  становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет.  В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.

      Причинами  сиротства могут быть не только  семья, но и школа, так достигло  критических масштабов отчисление  из общеобразовательных школ  не только подростков, но и  7-8 летних учащихся; отмечается резкое  увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего  и профессионального образования  и не начавших работать, сокращение  приема в профтехучилища (отчего  ежегодно до 1 млн. подростков, достигших  трудоспособного возраста, не имеют  профессии), неконкурентоспособность  на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать  учебу не могут [28]. В результате, по данным с мест, среди категории  подростков, попавших в поле зрения  комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не  учатся. А по информации Генеральной  прокуратуры нигде не учатся  и не работают 2 млн. несовершеннолетних  в возрасте 14-15 лет.

      Для нашего  исследования важно изучение  такого аспекта, как последствия   социального сиротства. Особенного  внимания заслуживает период  раннего и дошкольного детства  (период раннего сиротства), когда  ребенок наиболее восприимчив  к происходящему.

Информация о работе Отчет по практике в детском доме