Сегодня
в России наблюдается небывалая
волна сиротства во всех его
видах. За последние сто лет
Россия переживает третью волну
сиротства: после Первой мировой
войны и революции, после Великой
Отечественной войны и в настоящее
время. Если в 1945г. в СССР
было около 678 тыс. детей-сирот,
то на начало 2003г. их насчитывалось
699,2 тыс. только в России [10].
К сожалению,
проблема социального сиротства
в нашей стране стала предметом
научного исследования только
в последние годы. Можно выделить
работы В. Брутмана, И. Ф. Дементьевой,
Л.И.Кононовой, благодаря которым эта тема
получила самостоятельное звучание.
Сейчас в
России около 600000 детей-сирот,
из них 95% детей социальные
сироты. В.А. Минин предлагает
следующее определение понятия
«социальный сирота» – это
ребенок, который имеет биологических
родителей, но они по каким-либо
причинам не занимаются воспитанием
ребенка и не заботятся о
нем [по 33, c. 45].
В пособии
Е.М. Рыбинского [42] даны развернутые
определения понятиям «социальное
сиротство» и «социальные сироты».
Социальное сиротство определено
как устранение или неучастие
большого круга лиц в выполнении
ими родительских обязанностей (искажение
родительского поведения). Социальные
сироты определены данным автором
как особая социально-демографическая
группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся
попечения родителей по социально-экономическим,
а также морально-нравственным
причинам. Последнее определение
включает причины социального
сиротства.
Значительное
увеличение размеров «социального»
сиротства, появление его новых
характеристик стало в России
грозным явлением в последние
годы. Исследователи отмечают появление
так называемого «скрытого социального
сиротства», которое связанно с
ухудшением условий жизни семьи.
Анализ современного
состояния российского общества
свидетельствует об обострении
социально-демографических процессов,
о тенденциях деформации ценностных
отношений в сфере жизнедеятельности
семьи, в результате чего увеличивается
количество «социальных сирот».
Дети, оставшиеся
без попечения родителей, а
так же дети, родители которых
либо лишены родительских прав,
либо находятся в заключении,
либо в силу своего социально-нравственного
облика не в состоянии выполнять
свои родительские обязанности,
составляют одну из основных
категорий среди неблагополучных
детей, категорию «социальных»
сирот.
Значительная
часть случаев отказов от детей
связана не столько с социальными
нуждами или глубокой нравственной
деградацией женщины, сколько
с временными личностными, социально-психологическими
и материальными кризисами.
Логика нашего
исследования предполагает рассмотрение
причин социального сиротства
в России. В научной литературе
исследователями указывается на
различные причины социального
сиротства. Так к причинам отказа
от детей и помещения их
в государственные учреждения
относят неполную семью,
недостаточную материальную
обеспеченность людей, плохие
жилищные условия.
По мнению
П.Д. Павленка [38], дети могут оказаться
в детском доме по следующим
причинам:
• экономический кризис;
• безработица;
• обнищание широких
слоев населения;
• проживание за
чертой бедности;
• повсеместное
ослабление семейных устоев;
• утрата старшими
и младшим поколениями
моральных ценностей;
• пьянство;
• алкоголизм;
• наркомания;
• распространение
среди детей и
взрослых психических
заболеваний.
Представленные
в классификации П.Д. Павленка
[38] причины можно более подробно
представить следующим образом:
1. поступающие
в дома ребенка так называемые
«подкидыши»;
2. родители
отказываются от ребенка
в роддоме, мотивируя
свое нежелание его воспитывать
отсутствием необходимых
условий – «отказники»;
3. оставляют
детей матери-одиночки, чьи дети
поступают в дом ребенка;
4. определенная
часть матерей ссылается
на недостаточную психологическую
зрелость и отсутствие материнских
чувств;
5. родители-алкоголики,
чьи дети поступают в дома
ребенка;
6. матери-подростки,
пытающиеся любыми способами
избавиться от нежелательной
беременности, в том числе с
помощью вредных для здоровья
будущего ребенка препаратов. В
результате появляются на свет
дети, которые не нужны своим
родителям и воспитываются в
учреждениях для сирот;
7. дети, оставленные
родителями из-за нарушения у
новорожденного того или иного
физического дефекта:
- с диагнозом
известных форм умственной отсталости;
- с неблагоприятным
прогнозом;
- с незначительными
врожденными пороками развития.
Эти причины,
бесспорно, сформировали
благоприятную почву
для многих негативных социальных
явлений и социального сиротства
в частности [14; с. 8].
Представленные
выше причины социального сиротства
можно поделить на три направления
(рис. 1).
[pic]
Рис. 1. Причины
социального сиротства
Оценивая
высказанные исследователями
А.И. Догалевской, А.И. Кравченко, Е.И.
Максимовым и др. причины сиротства, мы
разделили в следующие группы:
• экономические;
• социальные;
• медицинские;
• личностно-нравственные.
Во многих
странах мира, в которых практически
сведено на нет социальное
сиротство как явление, помимо
прочего активно функционируют
и оказывают действенную помощь
разнообразные службы социально-медико-психологической
помощи женщинам и семьям, оказавшимся
в кризисной ситуации. К сожалению,
в нашей стране такие службы
начинают появляться только в
последние годы.
Заботу о
содержании и воспитании детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, в настоящее время
в России берет на себя государство,
но совершенно очевидно, что дети,
лишенные семьи, все равно остаются
в ситуации недостаточного развития.
Специально
создаваемыми в государстве и
предназначенными для воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, являются
детские дома.
Остановимся
на обосновании сущности понятия
«детский дом». В «Педагогическом
словаре» детскому дому дано
следующее определение –
«это государственное воспитательное
учреждение для детей-сирот, которые
принимаются на полное государственное
обеспечение вследствие лишения
родителей или потеряв связь
с ними; дети, для воспитания которых
отсутствуют необходимые условия
в семье (болезнь родителей,
лишение родительских прав и
так далее), одиноких матерей» [по
45].
Близко по
содержанию следующее определение:
«Детские дома – это воспитательные
учреждения интернатного типа
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, вследствие
их смерти, лишения родительских
прав, болезней и других причин,
обеспечивающие детям условия
для воспитания, обучения и подготовки
к самостоятельной жизни». В
последнем определении указано
на причины попадания детей
в детские дома.
Самое развернутое,
с нашей точки зрения, определение
понятию «детский дом» дает
в своем пособии Е.М. Рыбинский.
Данный автор определяет детский
дом как государственное интернатное
государственное учреждение, в котором
обеспечивается содержание, обучение
и воспитание детей в возрасте
от 3 до 18 лет, лишившихся попечения
родителей (вследствие их смерти,
лишения родительских прав, отобрания
детей в установленном порядке
и других причин), а также детей
одиноких матерей, испытывающих
затруднение в их содержании
и воспитании [42, с. 155].
Число детских
домов, приютов, интернатов растет,
но они не справляются с
таким большим наплывом обездоленных
детей. Исследователя предлагают
различать несколько основных
типов социальных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей: дом
ребенка (дом малютки), социальный
приют, детский дом, интернат.
Их отличие от различных кризисных,
реабилитационных, консультационных
центров и учреждений в том,
что здесь дети имеют постоянное
место жительства, нередко от
рождения до совершеннолетия.
В учебном
пособии «Управление социальной
защитой детства» предложена
следующая классификация детских
домов: для детей дошкольного
возраста (3-7 лет), школьного возраста
(7-18 лет) и смешанного типа [42, с.
155].
Как отмечает
Е.М. Рыбинский, в детские дома
принимаются дети из домов
ребенка, от населения, частных
лиц (в том числе родителей,
родственников), из приемников-распределителей
системы МВД.
Основная
задача детского дома – создание
детям условий для воспитания
и получения образования, оказание
помощи в выборе профессии,
подготовке их к самостоятельной
жизни и трудовой деятельности.
Они обеспечиваются питанием, одеждой,
обувью, инвентарем, играми, игрушками,
школьными принадлежностями.
Все воспитанники
детского дома школьного возраста,
как правило, обучаются в ближайшей
общеобразовательной школе.
Выпускники
детских домов могут быть возвращены
к родителям, лицам, их заменяющим,
или направлены в вузы, ПТУ,
техникумы или на работу.
Среди учреждений
для детей, оставшихся без попечения
родителей и детей-сирот, есть
детские дома семейного типа (иначе
приемная семья). Детский дом семейного
типа – это одна из форм
устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без родительского
попечения, на воспитание в
семью с полным государственным
обеспечением этих детей и
выплатой денежного содержания
лицам, взявшим их на воспитание
(родителям-воспитателям) [42]
Как свидетельствует
практика, сегодня государство
практически не стимулирует
передачу детей, оставшихся
без попечения родителей в
другую семью, предпочитая тратить
большие суммы на детские интернатные
учреждения. Но и их не хватает.
За последние годы число
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приняло
устрашающие размеры.
Следует
отметить, что указанные причины
социального сиротства фиксирует
лишь последствия, конечную точку
в сложном пути деградация
человеческой личности, а как
следствие этого процесса –
невозможность растить своих
детей, снижение родительской
ответственности и даже злостное
уклонение от обязанностей по
воспитанию ребенка.
Важным для
нашего исследования является
выявления причин ухода из
семьи детей (такого социального
явления как «беспризорность»),
которые в дальнейшем становятся
жителями детских домов.
По данным
исследований, причинами ухода ребенка
из дома являются [12]:
- телесные
наказания;
- жестокое
обращение;
- сексуальное
насилие со стороны близких
(либо знакомых матери, либо
отца);
- издевательское
отношение к их личности;
- гиперопека
со стороны родителей, приобретающая
форму тяжелой семейной тирании.
Как показывают
статистические данные, количество
детей, по собственной воле
ушедших из семьи, растет. За
последнее время оно увеличилось
на 15% . Углубленное психологическое
обследование воспитанников одного
из приютов позволило установить,
что сексуальному насилию подверглись
21% приютских детей, причем только
в одном случае из трех имело
место изнасилование посторонним
лицом. В остальных случаях
дети стали жертвами внутрисемейного
сексуального насилия со стороны
кровных родственников или фактических
воспитателей. Жертвами инцеста
становятся как маленькие дети
(1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет.
В ряде случаев сексуальные посягательства
со стороны родителей продолжались в течение
нескольких месяцев и даже лет.
Причинами
сиротства могут быть не только
семья, но и школа, так достигло
критических масштабов отчисление
из общеобразовательных школ
не только подростков, но и
7-8 летних учащихся; отмечается резкое
увеличение числа 14-15-летних подростков,
покинувших учреждения общего
и профессионального образования
и не начавших работать, сокращение
приема в профтехучилища (отчего
ежегодно до 1 млн. подростков, достигших
трудоспособного возраста, не имеют
профессии), неконкурентоспособность
на рынке труда подростков 14-18
лет, которые почему-либо продолжать
учебу не могут [28]. В результате,
по данным с мест, среди категории
подростков, попавших в поле зрения
комиссии по делам несовершеннолетних,
22% нигде не работают и не
учатся. А по информации Генеральной
прокуратуры нигде не учатся
и не работают 2 млн. несовершеннолетних
в возрасте 14-15 лет.
Для нашего
исследования важно изучение
такого аспекта, как последствия
социального сиротства. Особенного
внимания заслуживает период
раннего и дошкольного детства
(период раннего сиротства), когда
ребенок наиболее восприимчив
к происходящему.