обеспечение при выпуске
из образовательного учреждения начального,
среднего и высшего образования
сезонной одеждой и обувью по нормам,
утверждаемым Правительством Российской
Федерации, а также единовременным
денежным пособием в сумме не менее
двух минимальных размеров оплаты труда;
стипендия, размер которой
увеличивается не менее чем на
50 % по сравнению с размером стипендии,
установленной для обучающихся
в данном образовательном учреждении,
а также 10-процентная заработная плата,
начисленная в период производственного
обучения и производственной практики;
ежегодное пособие на приобретение
учебной литературы и письменных
принадлежностей в размере трехмесячной
стипендии;
выпускники всех типов
образовательных учреждений из числа
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, приезжающие
в эти образовательные учреждения
в каникулярное время, выходные и
праздничные дни, по решению Совета
образовательного учреждения могут
зачисляться на бесплатное питание
и проживание на период своего пребывания
в нем;
обучающимся из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, предоставляется академический
отпуск по медицинским показаниям,
за ними сохраняется на весь период
полное государственное обеспечение,
выплачивается стипендия, образовательное
учреждение содействует организации
лечения;
дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения, обучающиеся в
образовательных учреждениях всех
типов и видов, администрацией данных
учреждений обеспечиваются бесплатным
проездом на городском, пригородном
транспорте (кроме такси), а также
бесплатным проездом в период каникул
по месту жительства и обратно
к месту учебы [50].
Рассмотрев
вопросы сущности социальной работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, основные
направления социальной работы и
ее специфику в учреждениях для
осиротевших детей, отметим, что
первоочередной составляющей социальной
работы в условиях детского дома являются
нормативно-правовые документы, законодательно
обеспечивающие защиту интересов воспитанников
данного типа учреждений.
Исходя из
вышесказанного, считаем необходимым
проанализировать нормативные акты,
которые позволяют осуществлять
социальную работу в детском доме.
Нормативно-правовые
акты Российской Федерации в
отношении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
приняты в полном соответствии
с подписанными и признанными
ею международными документами.
Основными из них являются: «Декларация
прав человека и гражданина»
(1948); «Декларация прав ребенка» (1959);
«Конвенция ООН о правах ребенка»
(1989). Основным правовым актом,
регламентирующим права детей,
является Конвенция о правах
ребенка, принятая 44 сессией Генеральной
Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г.
и ратифицированная Верховным
Советом СССР 13 июня 1990 г. Для России
как для правопреемника СССР
она вступила в силу 15 сентября
1990 г.
В частности,
в Конвенции утверждается: «Ребенок,
который временно или постоянно
лишен своего семейного окружения
или который в его собственных
интересах не может оставаться
в таком окружении, имеет право
на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством. Государства-участники
в соответствии со своими национальными
законами обеспечивают замену
ухода за таким ребенком» (Ч.
1, ст. 20).
Основополагающими
документами в системе нормативно-правовой
базы социального обслуживания
детей-сирот является Конституция
РФ, где в ст.7 Российская Федерация
провозглашена социальным государством,
политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека; Гражданский
кодекс РФ, Семейный и Жилищный
кодексы Российской Федерации.
Основные
гарантии прав ребенка в России,
в том числе и детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, зафиксированы в Федеральном
законе от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации». Анализ
данного нормативно-правового акта
показывает, что эти гарантии
исходят из признания Российским
государством детства важнейшим
этапом жизни человека, принципов
приоритетности подготовки детей
к полноценной жизни в обществе,
развития у них общественно
значимой и творческой активности,
воспитания в них высоких нравственных
качеств, патриотизма и гражданственности.
Законом,
непосредственно регулирующим вопросы
оказания социальной помощи детям-сиротам,
является Федеральный закон «О
дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей», который определяет
общие принципы, содержании и
меры государственной поддержки
данных категорий детей.
Важную
роль в оказании социальной
помощи детям-сиротам играют Указы
Президента РФ «О профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав»
(1993г.), «О мерах по предупреждению
бродяжничества и попрошайничества»
(1993г.).
В целях
практического исполнения названных
указов была утверждена федеральная
целевая программа «Дети России»
на 2007-2010 годы, срок действия которой
к настоящему времени истек.
В рамках этой программы реализовывалась
целевая программа «Дети-сироты»,
направленная на создание благоприятных
условий для подготовки детей,
лишившихся родительского попечения,
к самостоятельной жизни в
современной социально-экономической
обстановке, развития различных
форм устройства осиротевших
детей, совершенствование их медицинского
обслуживания, развитие кадровой
и материальной базы сиротских
учреждений, улучшению социально-экономического
обеспечения воспитывающихся в
них сирот.
Меры социальной
поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей в возрасте до 23 лет
устанавливает на территории
Челябинской области закон «О
мерах социальной поддержки детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, оплате труда приемных
родителей и социальных гарантиях
приемной семье» от 25 октября
2007 г. (с изменениями от 28 августа,
25 декабря 2008г.) [18].
Проанализировав
данные нормативно-правовые акты
и оценив их значимость для
реализации основных направлений
социальной работы в детском
доме, мы пришли к выводу о
том, что в российском законодательстве
гарантии прав ребенка базируются
на нормах международного права.
Но вместе с тем, важнейшим
условием правовой защиты детства
выступают реально действующие
на практике механизмы обеспечения
гарантий и контроля за их
соблюдением.
Важнейшей
составляющей социальной защиты
детства, социальной защиты детей,
оставшихся без попечения родителей,
выступают положения, инструкции,
методики местного уровня.
Проанализировав
значимость основных нормативно-правовых
документов, мы пришли к выводу,
что всю законодательную базу
для социальной работы в
рамках детского дома условно
можно классифицировать на пять
групп:
1) документы
мирового сообщества (учредительные
акты, декларации, пакты, конвенции,
рекомендации и резолюции ООН,
ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.)
– международный уровень;
2) внутригосударственные
юридические акты федерального значения
(Конституция, законы, указы, распоряжения
Президента РФ, постановления Правительства
РФ, приказы, решения коллегий и инструкции
Министерства здравоохранения
и социального развития, Министерства
образования и науки и др.) – федеральный
уровень;
3) документы субъектов
Российской Федерации, обеспечивающие
реализацию законов на своей
территории, выполнение федеральных
нормативных законоположений с
правой законодательной инициативы
– региональный уровень;
4) документы муниципальных
образований (городские и сельские
районы, микрорайоны (трудовые коллективы),
малые города без административного
деления) – местный (муниципальный)
уровень;
5) решения, приказы, распоряжения
непосредственно учреждений и
организаций – уровень конкретного
учреждения.
Следует
отметить, что содержание документов
каждого нижестоящего уровня
законодательства в своей основе
не противоречит содержанию вышестоящих
уровней.
Кроме того,
анализ нормативно-правовых актов,
позволил сделать вывод относительно
наличия них стандартов, на которые
следует ориентироваться при
реализации социальной поддержки
и защиты осиротевших детей.
Эти стандарты представляют собой
своеобразные гарантии со стороны
государства по оказанию семье
и детям социальных услуг определенного
качества.
Под социальными
гарантиями понимается система
мер, нормативных установок, условий,
направленных на удовлетворение
определенного набора благ и
услуг, потребностей поддержания
жизнеобеспечения и деятельного
существования людей. Социальные
индикаторы выступают своеобразными
статистическими показателями,
отражающими стандарты условий
и уровня жизни.
Стандарты
обеспечивают:
- основу для соблюдения
и защиты прав ребенка;
- основу для равного
и прозрачного подхода к контролю за качеством
услуги;
- возможность
самостоятельного принятия решения детьми
и
родителями на основе предоставляемой
им информации о способах решения
их
проблем и качестве обслуживания;
- основу для
определения приоритетных задач развития
в области
социального обслуживания семьи
и детей;
- помощь органам
управления в выявлении несоответствий
между
нормативным и фактическим
качеством услуги.
Как утверждают
исследователи, с точки зрения
содержательного аспекта стандарты
бывают:
1. регулирующими
условия содержания детей (удобство
зданий, охрана здоровья и
гигиена, одежда, питание, заработная плата
и т. д.);
2. регулирующими
качество условий жизни детей (степень
удовлетворения их эмоциональных,
познавательных потребностей, способна
ли
оказываемая им помощь изменить
их жизненную ситуацию и др.).
Подводя итог
сказанному в данном параграфе,
мы сделали следующие выводы:
1) особенности социальной работы
в детском доме связаны со
спецификой контингента детей,
требующих правовой, психологической,
медицинской, педагогической помощи
и защиты;
2) деятельность, в основе которой
лежит знание правовой базы
и оперирование ей, – это вторая
особенность деятельности социального
работника в детском доме; хорошее
владение основами международного,
федерального, регионального, муниципального
законодательства и нормативных
актов местного значения в
области защиты прав ребенка,
в частности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
– залог успешной деятельности;
3) основные направления деятельности
социального работника в детском
доме, такие, как диагностическое,
первичной адаптации, реабилитационное,
содействия социализации, защиты
прав ребенка, являются основным
содержанием социальной работы
в детском доме и ее специфической
характеристикой.
Выводы по
первой главе
Дети –
это мощный потенциал государства,
который необходимо всячески
защищать и интересы которого
нужно отстаивать. Все это нежизнеспособно
при отсутствии высокого качества
организации социальной политики
в области социальной защиты
детства. Особенно уязвимыми являются
дети, оказавшиеся по каким-либо
причинам без родителей – дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей. Поэтому актуальность
проблемы социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей не
вызывает сомнения. А от организации
мероприятий, направленных на
защиту данной категории детей,
и специальных социальных служб,
деятельность которых ориентирована
реализацию данной цели, зависит
судьба этих детей и развитие
всего общества.
Исторический
анализ исследуемой проблемы
позволил выявить, что сиротство
как социальное явление зародилось
с момента появления человеческого
общества и, к сожалению, являются
неотъемлемым элементом цивилизации.
С середины ХХ века социальное
сиротство стало приобретать
угрожающие масштабы. В России
к настоящему времени насчитывается
около 600000 детей – сирот, из них 95% социальные
сироты, т.е. родители их живы, но лишены
родительских прав либо сами отказались
от ребенка.
В процессе
теоретического анализа изучаемого
социального явления мы определили,
что содержание понятий «дети-сироты»
и «дети, оставшиеся без попечения
родителей» признано законодательно,
поэтому принципиальных различий
в их звучании в научных
и правовых источниках не наблюдается.
Однако следует видеть разницу
в вышеназванных категориях детей.
К детям-сиротам относятся те,
у которых умерли оба или
единственный родитель. К числу
детей, оставшихся без попечения
родителей, относятся те, кто остался
без попечения родителей по
каким-либо причинам. Хотя в Семейном
кодексе Российской Федерации
понятие «дети-сироты» отсутствует,
они также считаются оставшимися
без попечения родителей.
Теоретический
анализ позволил выделить причины
появления детей, оставшихся без
попечения родителей, к которым
относятся: отсутствие родителей,
лишение их родительских прав,
ограничение в родительских правах,
признание родителей безвестно
отсутствующими или недееспособными,
находящимися в лечебных учреждениях,
исполняющих наказание в виде
лишения свободы, нахождение в
местах содержания под стражей,
подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступления, уклонением
от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов;
отказ родителей взять своих
детей из воспитательных, лечебных
учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других
аналогичных учреждений и в
иных случаях.