Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

обеспечение при выпуске  из образовательного учреждения начального, среднего и высшего образования  сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее  двух минимальных размеров оплаты труда;

стипендия, размер которой  увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся  в данном образовательном учреждении, а также 10-процентная заработная плата, начисленная в период производственного  обучения и производственной практики;

ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;

выпускники всех типов  образовательных учреждений из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие  в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и  праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут  зачисляться на бесплатное питание  и проживание на период своего пребывания в нем;

обучающимся из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляется академический  отпуск по медицинским показаниям,  за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия, образовательное  учреждение содействует организации  лечения;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, обучающиеся в  образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном  транспорте (кроме такси), а также  бесплатным проездом в период каникул  по месту жительства и обратно  к месту учебы [50].

Рассмотрев  вопросы сущности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, основные направления социальной работы и  ее специфику в учреждениях для  осиротевших детей, отметим, что  первоочередной составляющей социальной работы в условиях детского дома являются нормативно-правовые документы, законодательно обеспечивающие защиту интересов воспитанников  данного типа учреждений.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым  проанализировать нормативные акты, которые позволяют осуществлять социальную работу в детском доме.

      Нормативно-правовые  акты Российской Федерации в  отношении детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  приняты в полном соответствии  с подписанными и признанными  ею международными документами.  Основными из них являются: «Декларация  прав человека и гражданина»  (1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989).  Основным правовым актом,  регламентирующим права детей,  является Конвенция о правах  ребенка, принятая 44 сессией Генеральной  Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г.  и ратифицированная Верховным  Советом СССР 13 июня 1990 г. Для России  как для правопреемника СССР  она вступила в силу 15 сентября 1990 г.

      В частности,  в Конвенции утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения  или который в его собственных  интересах не может оставаться  в таком окружении, имеет право  на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники  в соответствии со своими национальными  законами обеспечивают замену  ухода за таким ребенком» (Ч. 1, ст. 20).

      Основополагающими  документами в системе нормативно-правовой  базы социального обслуживания  детей-сирот является Конституция  РФ, где в  ст.7 Российская Федерация  провозглашена социальным государством, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека; Гражданский  кодекс РФ, Семейный и Жилищный  кодексы Российской  Федерации.

      Основные  гарантии прав ребенка в России, в том числе и детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, зафиксированы в Федеральном  законе от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации». Анализ  данного нормативно-правового акта  показывает, что эти гарантии  исходят из признания Российским  государством детства важнейшим  этапом жизни человека, принципов  приоритетности подготовки детей  к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно  значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных  качеств, патриотизма и гражданственности.

      Законом,  непосредственно регулирующим вопросы  оказания социальной помощи детям-сиротам,  является Федеральный закон «О  дополнительных гарантиях по  социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей», который определяет  общие принципы, содержании и  меры государственной   поддержки   данных категорий детей.

      Важную   роль   в   оказании   социальной  помощи детям-сиротам играют Указы  Президента РФ «О профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, защите их прав»  (1993г.), «О мерах по предупреждению  бродяжничества и попрошайничества»  (1993г.).

      В целях  практического исполнения названных  указов была утверждена федеральная  целевая программа «Дети России»  на 2007-2010 годы, срок действия которой  к настоящему времени истек.  В рамках этой программы реализовывалась  целевая программа «Дети-сироты»,  направленная на создание благоприятных  условий для подготовки детей,  лишившихся родительского попечения,  к самостоятельной жизни в  современной социально-экономической  обстановке, развития различных  форм устройства осиротевших  детей, совершенствование их медицинского  обслуживания, развитие кадровой  и материальной базы сиротских  учреждений, улучшению социально-экономического  обеспечения воспитывающихся в  них сирот.

      Меры социальной  поддержки детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  а также лиц из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей в возрасте до 23 лет  устанавливает на территории  Челябинской области закон «О  мерах социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, оплате труда приемных  родителей и социальных гарантиях  приемной семье» от 25 октября  2007 г. (с изменениями от 28 августа, 25 декабря 2008г.) [18].

      Проанализировав  данные нормативно-правовые акты  и оценив их значимость для  реализации основных направлений  социальной работы в детском  доме, мы пришли к выводу о  том, что в российском законодательстве  гарантии прав ребенка базируются  на нормах международного права.  Но вместе с тем, важнейшим  условием правовой защиты детства  выступают реально действующие  на практике механизмы обеспечения  гарантий и контроля за их  соблюдением.

      Важнейшей  составляющей социальной защиты  детства, социальной защиты детей,  оставшихся без попечения родителей,  выступают положения, инструкции, методики местного уровня.

      Проанализировав  значимость основных нормативно-правовых  документов, мы пришли к выводу, что всю законодательную базу  для  социальной работы в  рамках детского дома условно  можно классифицировать на пять  групп:

      1) документы  мирового сообщества (учредительные  акты, декларации, пакты, конвенции,  рекомендации и резолюции ООН,  ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.) – международный уровень;

      2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства здравоохранения   и социального развития, Министерства образования и науки и др.) – федеральный уровень;

3) документы субъектов  Российской Федерации, обеспечивающие  реализацию законов на своей  территории, выполнение федеральных  нормативных законоположений с  правой законодательной инициативы  – региональный уровень;

4) документы муниципальных  образований (городские и сельские  районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного  деления) – местный (муниципальный)  уровень;

5) решения, приказы, распоряжения  непосредственно учреждений и  организаций – уровень конкретного  учреждения.

      Следует  отметить, что содержание документов  каждого нижестоящего  уровня  законодательства в своей основе  не противоречит содержанию вышестоящих  уровней.

      Кроме того, анализ нормативно-правовых актов,  позволил сделать вывод относительно  наличия них стандартов, на которые  следует ориентироваться при  реализации социальной поддержки  и защиты  осиротевших детей.  Эти стандарты представляют собой  своеобразные гарантии со стороны  государства по оказанию семье  и детям социальных услуг определенного  качества.

      Под социальными  гарантиями понимается система  мер, нормативных установок, условий,  направленных на удовлетворение  определенного набора благ и  услуг, потребностей поддержания  жизнеобеспечения и деятельного  существования людей. Социальные  индикаторы выступают своеобразными  статистическими  показателями,  отражающими  стандарты условий  и уровня жизни.

      Стандарты  обеспечивают:

    - основу для соблюдения и защиты прав ребенка;

    - основу для равного и прозрачного подхода к контролю за качеством

услуги;

      - возможность самостоятельного принятия решения детьми и

родителями на основе предоставляемой  им информации о способах решения  их

проблем и качестве обслуживания;

      - основу для определения приоритетных задач развития в области

социального обслуживания семьи  и детей;

      - помощь органам управления в выявлении несоответствий между

нормативным и фактическим  качеством услуги.

      Как утверждают  исследователи, с точки зрения  содержательного аспекта стандарты  бывают:

      1. регулирующими  условия содержания детей (удобство

зданий, охрана здоровья и  гигиена, одежда, питание, заработная плата  и т. д.);

      2. регулирующими качество условий жизни детей (степень

удовлетворения их эмоциональных, познавательных потребностей, способна ли

оказываемая им помощь изменить их жизненную ситуацию и др.).

     Подводя итог  сказанному в данном параграфе,  мы сделали следующие выводы:

          1) особенности социальной работы  в детском доме связаны со  спецификой контингента детей,  требующих правовой, психологической,  медицинской, педагогической помощи  и защиты;

          2) деятельность, в основе которой  лежит знание правовой базы  и оперирование ей, – это вторая  особенность деятельности социального  работника в детском доме; хорошее  владение основами международного, федерального, регионального, муниципального  законодательства и нормативных  актов местного значения в  области защиты прав ребенка,  в частности детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей  – залог успешной деятельности;

          3) основные направления деятельности  социального работника в детском  доме, такие, как  диагностическое,  первичной адаптации, реабилитационное, содействия социализации,  защиты  прав ребенка, являются основным  содержанием социальной работы  в детском доме и ее специфической  характеристикой.

 

      Выводы по  первой главе

      Дети –  это мощный потенциал государства,  который необходимо всячески  защищать и интересы которого  нужно отстаивать. Все это нежизнеспособно  при отсутствии высокого качества  организации социальной политики  в области социальной защиты  детства. Особенно уязвимыми являются  дети, оказавшиеся по каким-либо  причинам без родителей – дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей. Поэтому актуальность  проблемы социальной работы с  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей не  вызывает сомнения. А от организации  мероприятий, направленных на  защиту данной категории детей,  и специальных социальных служб,  деятельность которых ориентирована  реализацию данной цели, зависит  судьба этих детей и развитие  всего общества.

      Исторический  анализ исследуемой проблемы  позволил выявить, что сиротство  как социальное явление зародилось  с момента появления человеческого  общества и, к сожалению, являются  неотъемлемым элементом цивилизации.  С середины ХХ века социальное  сиротство стало приобретать  угрожающие масштабы. В России  к настоящему времени насчитывается  около 600000 детей – сирот, из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка.

      В процессе  теоретического анализа изучаемого  социального явления мы определили, что содержание понятий «дети-сироты»  и «дети, оставшиеся без попечения  родителей» признано законодательно, поэтому принципиальных различий  в их звучании в научных  и правовых источниках не наблюдается.  Однако следует видеть разницу  в вышеназванных категориях детей.  К детям-сиротам относятся те, у которых умерли оба или  единственный родитель. К числу  детей, оставшихся без попечения  родителей, относятся те, кто остался  без попечения родителей по  каким-либо причинам. Хотя в Семейном  кодексе Российской Федерации  понятие «дети-сироты» отсутствует,  они также считаются оставшимися  без попечения родителей.

      Теоретический  анализ позволил выделить причины  появления детей, оставшихся без  попечения родителей, к которым  относятся: отсутствие родителей,  лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно  отсутствующими или недееспособными,  находящимися в лечебных учреждениях,  исполняющих наказание в виде  лишения свободы, нахождение в  местах содержания под стражей,  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступления, уклонением  от воспитания детей или от  защиты их прав и интересов;  отказ родителей взять своих  детей из воспитательных, лечебных  учреждений, учреждений социальной  защиты населения и других  аналогичных учреждений и в  иных случаях.

Информация о работе Отчет по практике в детском доме