Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

 • учреждения социального  обслуживания населения (детские  дома-интернаты для детей-инвалидов  с умственной отсталостью и  физическими недостатками, социально-реабилитационные  центры помощи детям, оставшимся  без попечения родителей, социальные  приюты);

 • учреждения здравоохранения  (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном  законом порядке.

      По достижении  возраста 3 лет сироты попадают  в детские дома для детей  дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для  детей с физическими и умственными  недостатками, закрытые интернаты  для делинквентных детей и  подростков.

 

      Детский  дом – образовательное учреждение  интернатного типа для постоянного  проживания детей в возрасте  от 3 до 18 лет, предназначенный для  социализации и адаптации, которые  должны носить завершенный характер  – выпускники должны стать  вполне самостоятельными взрослыми  людьми (приобрести автономность).

      Сами эти  учреждения могут быть общеобразовательного  типа (для детей дошкольного и  школьного возраста) или специализированными,  в зависимости от специальных  проблем будущих воспитанников.  Кроме того их классифицируют  на: дома ребенка, социальные приюты, детские дома, интернаты. Следует  отметить отличие   учреждений  данного типа от других учреждений  социальной защиты для детей  – здесь дети имеют постоянное  место жительства до совершеннолетия.

      Значительное  поле деятельности есть для  людей осуществляющих социальную  работу в учреждениях для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Социальная работа, будучи  новой областью для исследования, имеет дело с профессиональным  осуществлением социальной политики. Она включает анализ основных  причин возникновения социальных  проблем, касающихся людей, групп,  общин и т.д., а также изучение  проблем в отношениях между  индивидами и окружающей их  социальной средой. Эта наука  включает анализ различных решений  социальных проблем и профилактические  меры, которые можно было бы  реализовать. Социальная работа  – содействие людям в успешном  разрешении их жизненных проблем.

         П.  Д. Павленок считает, что социальная  работа – разновидность человеческой  деятельности, цель которой оптимизировать  осуществление субъективной роли  людей во всех сферах жизни  общества в процессе жизнеобеспечения  и деятельного существования  личности, семьи, социальных и  других групп и слоев общества [38, с. 19].

        Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как социальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной политики в сфере поддержки слабых слоев населения и их социальной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм  которой являются учреждения социальной защиты [по 25, с. 21].

                 Социальную  защиту П.Д Павленок определяет как систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека [38].

         Обозначая сущность приведенных выше определений, мы отметили, что социальная работа, во-первых, является  социальным механизмом реализации социальной политики государства; во-вторых, технологией по обеспечению защиты и поддержки нуждающихся слоев населения; в-третьих,  видом человеческой деятельности. Одним из объектов социальной работы являются дети-сироты и тети, оставшиеся без попечения родителей.

      Реализуя  задачи социальной политики государства  относительно данной категории  детей, социальный работник действует   в непосредственном контакте  с органами опеки и попечительства.

      Социальный  работник, взаимодействуя с органами  опеки и попечительства, опирается  на  Семейный кодекс и решает  такие вопросы как:

получение информации о детях, оставшихся без попечения родителей;

выявление и учет таких  детей;

прием заявлений от несовершеннолетних о защите их прав;

отобрание детей у родителей  и других лиц при непосредственной угрозе их жизни, здоровью;

обеспечение права ребенка  на воспитание в семье, участие в  разрешении споров, конфликтов, связанных  с воспитанием детей в семье, изменение имени, фамилии ребенка;

согласие на установление отцовства по заявлению отца;

согласие на контакт несовершеннолетнего  с родителями, чьи права ограничены судом;

участие в судебном разбирательстве  споров, связанных с воспитанием  детей;

предъявление иска о лишении  или ограничении родительских прав;

участие в исполнении судебных решений по делам, связанным с  воспитанием детей [19].

      Социальный  работник в зависимости от  специализации в той или иной  степени принимает участие в  процедуре оформления ребенка  на дальнейшее воспитание [18].

      В нашем  исследовании будет раскрыта  специфика социальной работы  в детских домах. Остановимся  на общих положениях социальной  работы с детьми-сиротами и  детьми, оставшимися без попечения  родителей. Как правило, в данном   типе   учреждения   социальную   работу  осуществляет   социальный  педагог.

      Сущность  и направления социальной работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, в  условиях детского дома, по мнению  исследователей, заключается в:

       - выявлении  таких детей;

    - защите их прав;

    - устройстве;

    - контроле за  условиями их содержания;

    - социальной реабилитации  и адаптации;

    - помощи в трудоустройстве  и обеспечении жильем.

    В данного типа  учреждениях, как утверждает В.А.  Варывдин [7], социальный работник  выполняет следующие функции:

      1) диагностическую  – диагностика деформаций в  личностном развитии и психофизическом  состоянии ребенка с целью  выработки индивидуальной программы  по реабилитации;

      2) первичной  адаптации социально неблагополучного  ребенка к жизни в социально  здоровой семье, восстановление  и развитие важнейших форм  человеческой жизнедеятельности  (игра, познание, труд, общение);

      3) восстановления  или компенсации социальных связей  детей, предоставление им возможности  освоить те социальные роли, которые  в силу противоестественности  первичной социализации (в «доприютской»  жизни) ими не были усвоены;

      4) обеспечения  безопасности, защиты ребенка от  внешних угроз – жестокого  обращения с ними родителей  или родственников (побои, изгнание  из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых  криминальных элементов;

      5) защиты  законных прав и интересов  ребенка, связанных с его взаимоотношениями  с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением  образования, овладением профессией;

      6) снятия  с ребенка остроты психического  напряжения или стрессового состояния  как следствия социально-психологической  депривации в семье, то есть  лишения материнской заботы, физического  или сексуального насилия, школьной  дезадаптации, пребывания в неблагополучной  социальной среде на улице  [7, c. 100].

      В детском  доме социальная работа заключается  в следующем:

      - ведении  картотеки детей;

      - отслеживании  особенностей их социального  развития;

      - обеспечении  защиты их прав детей;

      - приложении  усилий по нормализации обстановки, созданию максимально приемлемых  условий для полноценного развития  каждого ребенка.

      К условиям, которые могут содействовать  нормализации воспитательного пространства, специалисты относят:

приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного  количества детей и возможности  разделения их на небольшие группы;

создание социального  и эмоционального окружения, близкого к семейному;

организация небольших групп  семейного типа, где воспитатели  и дети станут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к  психоэмоциональным нуждам ребенка;

предельное ограничение  переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту;

неразделение братьев  и сестер по разным учреждениям;

укрепление связей между  детьми и их родителями;

развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной  жизни.

      В.Д. Павленок [38] в своем пособии указывает  на то, что за годы пребывания  в детском доме ребенок осваивает  социальные роли и нравственные  нормы жизнедеятельности в современном  мире. В связи с этим данный  автор считает необходимым сделать  стержневым в социальной защите  воспитанников воспитание у них  чувства дружбы и любви. Именно  поэтому целесообразно организовывать  жизнедеятельность воспитанников  детских домов с элементами  семейной жизни – организовывать  разновозрастные группы, в которых  жизнедеятельность строится по  принципу отношений, характерных  для семьи.

       Подготовку  к семейной жизни целесообразно,  по нению Н.И. Бабкина, вести  так, чтобы у воспитанников  вырабатывались навыки ведения  домашнего хозяйства, оказания  лечебной помощи, организации досуга.

      Во-вторых, В.Д. Павленок, Н.И. Бабкин считают  особенно важным формирование  социальной защищенности выпускников  детских домов. В этом процессе, по мнению данных авторов, необходимо  успешно осуществлять социальную  помощь и процесс социализации, что зависит от взаимообусловленной  воспитательной и образовательной  работы. Для углубления социализации  детей следует привлекать к  доступному производительному труду,  усилить практические элементы  учебно-трудовой деятельности

      Также   важным моментом в работе в  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, является  деятельность по усилению мотивации  саморазвития личности [38, с. 172].

 

Если говорить о реализации выделенных выше  первых направлений социальной работы, то следует сказать, что не каждый ребенок, поступающий в детский дом, имеет  статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Следовательно, деятельность социального  педагога, выполняющего социальную деятельность, заключается в сборе документов и передачи их в суд с целью  получения ребенком определенного  статуса. В отдельных случаях  необходимо добиваться признания родителей  безвестно отсутствующими, чтобы  ребенок, поступивший в детский  дом, пользовался льготами и получал  пенсию вплоть до 18 лет. А в случае, если обнаружена трудовая книжка хотя бы одного из родителей – до 23 лет. В данной  ситуации собираются необходимые  справки в соответствующих учреждениях  района (города), области и через  исковое заявление дело рассматривается  в суде.

В реализации направления, касающегося помощи в  обеспечении жильем, отметим, что  в рамках социальной работы социальный педагог детского дома должен следить  за сохранностью жилья воспитанника, если таковое имеется, в связи  с чем ежегодно составлять акты сохранности  жилья, а также оформлять документы  о его непригодности. Если жилье  отсутствует, необходимо подготовить  документы для постановки воспитанника на квартирный учет и направить их в администрацию края, области  или автономной республики.

      Особым направлением  социальной работы, отмеченным в  учебных пособиях разными авторами,  является поиск путей обустройства  детей в родной или приемной  семье [18], содействие органам  опеки и попечительства в устройстве  несовершеннолетних в семью.

      «Движение  ребенка в семью», как показывает  опыт деятельности детских домов,  предлагается  организовывать в  несколько  этапов (рис.2).  [pic]

   Рис. 2. Этапы движения  ребенка в приемную семью

 

      Дети, взятые  в домашнюю группу, не порывают  связи с учреждением. Они находятся  под опекой государства до  момента оформления их в приемную  семью или установления над  ними опеки/попечительства, усыновления.

      По мнению  А.Н.  Дашкиной, в рамках осуществляемой  социальной работы необходимо  заботиться о профориентации  воспитанников (знакомство с миром  профессий, корректировка неадекватных  профессиональных намерений и  т.п.), и что очень значимо –  их правовой грамотности, помогает  выпускникам домашних групп адаптироваться  к условиям внешнего мира, самостоятельной  жизни [10].

      В этом  направлении осуществляется знакомство  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, с  теми льготами, которые предписываются  им в сфере образования, медицинского  обслуживания, трудоустройства, с  правами на имущество и жилое  помещение. Эти гарантии сформулированы  в Федеральном законе Российской  Федерации от 21 декабря 2000 года  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» [50].

      В частности,  в сфере образования для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, гарантируется:

зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального  образования без взимания платы  за обучение;

бесплатное получение  второго начального профессионального  образования;

зачисление на полное государственное  обеспечение до окончания государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального  образования любого типа;

Информация о работе Отчет по практике в детском доме