Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике
Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
• учреждения социального
обслуживания населения (
• учреждения здравоохранения
(дома ребенка) и другие
По достижении
возраста 3 лет сироты попадают
в детские дома для детей
дошкольного и школьного
Детский
дом – образовательное
Сами эти
учреждения могут быть
Значительное
поле деятельности есть для
людей осуществляющих
П.
Д. Павленок считает, что
Л. Г. Гуслякова рассматривает социальную работу как социальный механизм поддержания жизненных сил человека, его индивидуальной субъективности; она является, прежде всего, технологией осуществления социальной политики в сфере поддержки слабых слоев населения и их социальной защиты. Эта технология реализуется через социальные службы, одной из форм которой являются учреждения социальной защиты [по 25, с. 21].
Социальную защиту П.Д Павленок определяет как систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека [38].
Обозначая сущность приведенных выше определений, мы отметили, что социальная работа, во-первых, является социальным механизмом реализации социальной политики государства; во-вторых, технологией по обеспечению защиты и поддержки нуждающихся слоев населения; в-третьих, видом человеческой деятельности. Одним из объектов социальной работы являются дети-сироты и тети, оставшиеся без попечения родителей.
Реализуя
задачи социальной политики
Социальный работник, взаимодействуя с органами опеки и попечительства, опирается на Семейный кодекс и решает такие вопросы как:
получение информации о детях, оставшихся без попечения родителей;
выявление и учет таких детей;
прием заявлений от несовершеннолетних о защите их прав;
отобрание детей у родителей и других лиц при непосредственной угрозе их жизни, здоровью;
обеспечение права ребенка на воспитание в семье, участие в разрешении споров, конфликтов, связанных с воспитанием детей в семье, изменение имени, фамилии ребенка;
согласие на установление отцовства по заявлению отца;
согласие на контакт несовершеннолетнего с родителями, чьи права ограничены судом;
участие в судебном разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей;
предъявление иска о лишении или ограничении родительских прав;
участие в исполнении судебных решений по делам, связанным с воспитанием детей [19].
Социальный работник в зависимости от специализации в той или иной степени принимает участие в процедуре оформления ребенка на дальнейшее воспитание [18].
В нашем
исследовании будет раскрыта
специфика социальной работы
в детских домах. Остановимся
на общих положениях
Сущность
и направления социальной
- выявлении таких детей;
- защите их прав;
- устройстве;
- контроле за условиями их содержания;
- социальной реабилитации и адаптации;
- помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
В данного типа
учреждениях, как утверждает В.
1) диагностическую
– диагностика деформаций в
личностном развитии и
2) первичной
адаптации социально
3) восстановления
или компенсации социальных
4) обеспечения
безопасности, защиты ребенка от
внешних угроз – жестокого
обращения с ними родителей
или родственников (побои,
5) защиты
законных прав и интересов
ребенка, связанных с его
6) снятия
с ребенка остроты
В детском
доме социальная работа
- ведении картотеки детей;
- отслеживании особенностей их социального развития;
- обеспечении защиты их прав детей;
- приложении
усилий по нормализации
К условиям,
которые могут содействовать
нормализации воспитательного
приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы;
создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному;
организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети станут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка;
предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту;
неразделение братьев и сестер по разным учреждениям;
укрепление связей между детьми и их родителями;
развитие у детей умений,
бытовых и общественных навыков,
необходимых в будущей
В.Д. Павленок
[38] в своем пособии указывает
на то, что за годы пребывания
в детском доме ребенок
Подготовку
к семейной жизни
Во-вторых,
В.Д. Павленок, Н.И. Бабкин считают
особенно важным формирование
социальной защищенности
Также
важным моментом в работе в
детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей,
Если говорить
о реализации выделенных выше первых
направлений социальной работы, то
следует сказать, что не каждый ребенок,
поступающий в детский дом, имеет
статус ребенка-сироты или ребенка,
оставшегося без попечения
В реализации направления, касающегося помощи в обеспечении жильем, отметим, что в рамках социальной работы социальный педагог детского дома должен следить за сохранностью жилья воспитанника, если таковое имеется, в связи с чем ежегодно составлять акты сохранности жилья, а также оформлять документы о его непригодности. Если жилье отсутствует, необходимо подготовить документы для постановки воспитанника на квартирный учет и направить их в администрацию края, области или автономной республики.
Особым направлением
социальной работы, отмеченным в
учебных пособиях разными
«Движение
ребенка в семью», как показывает
опыт деятельности детских
Рис. 2. Этапы движения ребенка в приемную семью
Дети, взятые
в домашнюю группу, не порывают
связи с учреждением. Они
По мнению
А.Н. Дашкиной, в рамках осуществляемой
социальной работы необходимо
заботиться о профориентации
воспитанников (знакомство с
В этом
направлении осуществляется
В частности,
в сфере образования для детей-
зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы за обучение;
бесплатное получение второго начального профессионального образования;
зачисление на полное государственное обеспечение до окончания государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования любого типа;