В то же
время мы отметили, что причины
появления детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
можно подлить на несколько
групп: а) экономические; б) социальные;
в) медицинские; г) личностно-нравственные.
Проанализировав
исследования А.И. Догалевской,
А.И. Кравченко, Е.И. Максимова, П.Д. Павленка,
мы отметили, что к самым распространенным
причинам относятся:
• экономический кризис;
• безработица;
• обнищание широких слоев
населения;
• проживание за чертой бедности;
• повсеместное ослабление
семейных устоев;
• утрата старшими и младшим
поколениями моральных ценностей;
• пьянство;
• алкоголизм;
• наркомания;
• распространение среди
детей и взрослых
психических заболеваний.
Потеря родительского
попечения влечет за собой
совершение действий, заключающихся
в защите прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей. Многие из них становятся
воспитанниками учреждений социальной
защиты. Родительская забота об
этих детях заменена заботой
детского учреждения – детским
домом. Проблемы детей, возникшие
по вине взрослых, сегодня необычайно
разнообразны и многолики, поэтому
нужна помощь со стороны
социальных институтов, одним их
которых является социальная
работа.
Особенности
социальной работы в детском
доме связаны со спецификой
контингента детей, требующих
правовой, психологической, медицинской,
педагогической помощи и защиты.
Теоретический
анализ научных источников показал:
основное содержание социальной
работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, заключается в выявлении
таких детей, защите их прав,
устройстве, контроле за условиями
их содержания, социальной реабилитации
и адаптации, помощи в трудоустройстве
и обеспечении жильем. Реализуя
данные задачи, социальный работник
работает в непосредственном
контакте с органами опеки
и попечительства.
Деятельность,
в основе которой лежит знание
правовой базы и оперирование
ей, – это вторая особенность
деятельности социального работника
в детском доме; хорошее владение
основами международного, федерального,
регионального, муниципального законодательства
и нормативных актов местного
значения в области защиты
прав ребенка, в частности детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей – залог успешной
деятельности.
Выявленные
в процессе теоретического анализа
и обобщения различных классификаций
направлений деятельности и функций
социального работника основные
направления деятельности социального
работника в детском доме, (диагностическое,
первичной адаптации, реабилитационное,
содействия социализации, защиты
прав ребенка) позволили наметить
путь собственного поиска в
решении изучаемой проблемы.
Глава II. Практические основы
социальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей,
в условиях детского дома
2.1. Анализ опыта социальной
работы детского дома Варненского
муниципального района с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей
Теоретический
анализ проблемы социальной работы
с детьми-сиротами в условиях
детского дома, в результате которого
были выявлены особенности детей-инвалидов
и содержание социальной работы
с данной категорией детей,
позволил нам спланировать организацию
практической части исследования,
которая включает в себя:
- определение
целей и задач практической
части;
- изучение
опыта деятельности конкретного
учреждения по осуществлению
социальной работы с детьми-сиротами;
- разработка
программы социальной работы
с детьми-сиротами в условиях
детского дома.
Учитывая
цель нашего исследования, мы
сформулировали задачи его практической
части:
1) для изучения опыта деятельности
конкретного учреждения по осуществлению
социальной работы с детьми-сиротами
проанализировать опыт работы
Варненского детского дома;
2) разработать программу социальной
работы с детьми-сиротами в
детском доме с ориентацией
на идеи системного и средового
подходов.
При изучении
осуществления социальной работы
конкретного учреждения для детей-сирот
мы обратились к деятельности
детского дома семейного типа,
находящегося в с. Варна –
МОУ «Новоуральский детский дом».
Изучение
опыта социальной работы в
детском доме проводилось в
нескольких направлениях. Мы знакомились
с:
- целями
и задачами функционирования
данного учреждения для детей-сирот;
- структурными
подразделениями внутри учреждения
и конкретно с деятельностью
службы, реализующей социальную
работу;
- основными
направлениями социальной работы;
- специфическими
особенностями в осуществлении
социальной работы в данном
учреждении.
В процессе
изучения опыта социальной работы
использовался комплекс исследовательских
методов: изучение документации,
наблюдение, опрос (анкетирование,
беседа), метод предварительного
изучения (знакомство с личными
делами, медицинскими картами, сведениями,
хранящимися у психолога.
В процессе
анализа документации было выявлено,
что детский дом, расположенный
в селе Варна, относится к
категории образовательных учреждений,
в котором содержатся (обучаются
и воспитываются) дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей. Содержание и обучение
воспитанников в учреждении осуществляется
за счет полного государственного
обеспечения
В нем
проживают дети, начиная с
3-х летнего возраста.
Особенностью
данного детского дома является
то, что это детский дом семейного
типа, в котором группа детей
проживает вместе с воспитателем.
Такое проживание позволяет создать
условия, приближенные (насколько
это возможно) к семейным.
Целевая установка
данного детского дома – создание
благоприятных условий для воспитания,
обучения, оздоровления и подготовки
к самостоятельной жизни детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, в условиях семьи (оказать
максимум помощи и защиты детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей).
При этом
выделяются следующие широкие
задачи функционирования детского
дома:
- социальная защита
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,
- передача им
навыков поведения в обществе,
-определение для
них оптимального жизненного
пути,
- восстановление
психосоциального и физического
здоровья.
Данные задачи
конкретизируются следующими более
узкими:
- создание благоприятных
условий, приближенных к домашним,
способствующих умственному, эмоциональному
и физическому развитию личности
ребенка;
- обеспечение социальной
защиты, медико-психолого-педагогической
реабилитации воспитанников;
- создание условий
для обучения и воспитания, а
также освоения образовательных
программ в интересах личности
ребенка-сироты и оставшегося
без попечения родителей;
- обеспечение охраны
и укрепления здоровья воспитанников;
- охрана прав
и интересов воспитанников.
Режим дня
в детском доме, обеспечивает
научно-обоснованное сочетание обучения,
труда и отдыха, составляется
с учетом круглосуточного пребывания
воспитанников в учреждении.
В учреждении
находятся дети-сироты и дети,
отобранные у родителей по
решению суда; дети, родители которых
лишены родительских прав, осуждены,
признаны недееспособными, находятся
на длительном лечении, а также
местонахождение которых не установлено.
Кроме того, согласно законодательству
в учреждение могут приниматься
временно (на срок не более
одного года) дети одиноких
матерей (отцов), дети безработных,
беженцев, вынужденных переселенцев,
из семей, пострадавших от стихийных
бедствий и не имеющих постоянного
местожительства.
Как показывает
анализ документации, эти дети
в силу сложившихся обстоятельств
психологического, медицинского, физического
плана часто не успевают по
темпам обучения за остальными,
поэтому для них необходима
специальная программа.
Анализ медицинских
карт показал, что практически
все дети страдают хроническими
заболеваниями желудочно-кишечного
тракта, почек, сердца.
Наряду с
медико-психолого-педагогическими
проблемами в детском доме, как
свидетельствуют статистические
данные по учреждению, возникает
множество социальных проблем:
получение личных документов (паспорта,
свидетельства о рождении, свидетельство
о смерти родителей); получение
жилплощади (часть детей не имеет
своего жилья и прописки); трудоустройство
выпускников и их дальнейшее
профессиональное образование.
На решение
этих и других проблем направлена
социальная работа, которую реализует
в рамках данного учреждения
социальный педагог.
Основным
нормативно-правовым документом, регламентирующим
деятельность данного учреждения,
является «Типовое положение
об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» утвержденное
Правительством Российской Федерации
(№ 676 от 1 мая 1995 г.). На основе
данного положения в учреждении
разработан Устав, где определены
организационные основы деятельности
учреждения и функциональные
обязанности его сотрудников.
Детский
дом семейного типа финансируется
учредителем исходя из норм
обеспечения воспитанников образовательных
учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей.
Источниками
формирования имущества и финансовых
ресурсов детского дома семейного
типа являются:
- средства
учредителя;
- имущество,
закрепленное за учреждением
собственником (уполномоченным или
органом);
- добровольные
пожертвования физических и юридических
лиц;
- другие
внебюджетные средства в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
В процессе
анализа организационной структуры
управления детским домом, мы
определили, что ее центром является
программа развития, составляемая
на пять лет. Реализацию содержания
этой программы осуществляют
директор детского дома, педагогический
совет, совет трудового коллектива,
профсоюзный комитет. С целью
изучения осуществляемой в детском
доме социальной работы были
выделены три управленческих
направления: управление социально-правовым
процессом, коррекционной деятельностью
и учебно-воспитательным процессом
(приложение 1).
Реализацию
этих управленческих направлений
осуществляют следующие службы:
- педагогическая;
- социальная;
- психологическая;
- медицинская;
Как показало
наблюдение за деятельностью
этих служб, от их взаимного
целенаправленного взаимодействия
зависит успех работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без
попечения родителей.
В рамках
нашего исследования внимание
привлекла работа социальной
службы, деятельность которой целиком
подчинена реализации социальную
работу в учреждении. Функциональная
область социальной службы включает
управление:
- социально-правовым
процессом;
- процессом
социализации воспитанников.
Основные
задачи деятельности данной службы:
1) создание
условий социального комфорта
и защищенности всех участников
педагогического процесса;
2) обеспечение
индивидуализации учебно-воспитательного
процесса;
3) обеспечение
адекватной социальной реабилитации,
адаптации и развития ребенка.
Изучение
работы данной службы позволило
выделить следующие направления
деятельности:
- анализ
состояния социальной и правовой
защиты, контроль и коррекция
защищенности воспитанников;
- прогнозирование,
планирование и организация работы
по созданию условий для развития
личности;
- изучение
психолого-медико-педагогических особенностей
личности ребенка, его интересов,
потребностей, трудностей, отклонений
в поведении;
- содействие
установлению гуманных нравственно-здоровых
отношений;
- осуществление
работы по трудоустройству, патронату,
обеспечению жильем, пенсиями, алиментами,
оформлению сберегательных вкладов;